Это небольшое дополнение к материалам «
Ветеран-контрактник НАСА и ЦРУ и писатель Торнтон Барнс о реальной «Зоне 51» 26 апреля 2014 г. - 1», «
- 2», «
- 3», «
- 4», «
- 5», «
- 6», «
- 7», «
- 8», «
- 9», «
- 10», «
Мифология «Зоны 51» - часть длительной информационной спецоперации - 1», «
- 2», «
- 3», «
- 4», «
Испытания «Валькирии», Х-15 и аппаратов с несущим фюзеляжем по материалам Торнтона Барнса - 1», «
- 2», «
- 3», «
- 4». В последнем из перечисленных речь идёт об испытаниях космоплана Х-15 и неосуществлённом военном проекте Боинга космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика «
Дайна-Сор» Х-20 (
Boeing X-20 Dyna-Soar). В первых двух об этом упоминается.
В заметке «
Выставка автомобилей и самолётов у Музея авиации Боинга 4 августа 2013 г. - 1», «
- 2», «
- 3» я упомянул, а в указанном посте написал, что есть легенда в длинном ряду американских мифов о том, что в 1963 году программу «Дайна-сор» не закрыли полностью, а восемь готовых к полётам космопланов передали от Боинга в «чёрный проект» ЦРУ.
Если легенда частично верна, их могли запускать в космос по прямому военному назначению. В это время шла война спутников в космосе. Какой-нибудь из этих мифических «Дайна-Соров» в безпилотном варианте мог был сбит советским противоспутниковым оружием. Может быть, это миф, и «Дайна-сор» никогда не летал, а может летал и засекречен до сих пор. Название «Дайна-сор» в английском созвучно со словом динозавр (dinosaur) - «дайнасор». В любом случае по смыслу это вымершие «динозавры» космической войны.
Советским ответом 1960-х годов на эту программу создания космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика «Дайна-Сор» стала авиационно-космическая система «
Спираль», состоявшая из орбитального самолёта, который по технологии воздушный старт должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту.
МиГ-105.11 был дозвуковым аналогом орбитального самолёта. Модифицированный ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец ОКБ Сухого
Т-4 («сотка») мог стать самолётом-разгонщиком для орбитального самолёта.
Т-4 в свою очередь являлся советским аналогом сверхзвукового высотного бомбардировщика
XB-70 «Валькирия» (
North American XB-70 Valkyrie) и был ударно-разведывательным бомбардировщиком-ракетоносцем, предназначавшимся для уничтожения авианосных ударных групп противника и ведения стратегической разведки.
Модифицированный Т-4 мог стать самолётом-разгонщиком для авиационно-космической системы «
Спираль», состоявшей из орбитального самолёта, который по технологии воздушный старт должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту.
МиГ-105.11 был дозвуковым аналогом орбитального самолёта. Выберу самое и инересное про шаттлы и «Дайна-Сор» из статьи Вики «
Спейс шаттл»:
«В сентябре
1970 года Целевая космическая группа ... оформила два детально проработанных проекта вероятных программ. Большой проект включал: космические челноки; орбитальные буксиры; большую орбитальную станцию на Земной орбите (до 50 человек экипажа); малую орбитальную станцию на орбите Луны; создание обитаемой базы на Луне; пилотируемые экспедиции к Марсу; высадку людей на поверхность Марса (...)
Также существовали планы создания «атомного шаттла» - челнока с
ядерной двигательной установкой
NERVA, которая разрабатывалась и испытывалась в 1960-х годах. Атомный шаттл должен был осуществлять полёты между земной орбитой и орбитами Луны и Марса (...)
Военные предъявили свои требования к системе:
Космическая система должна была способна выводить на орбиту полезный груз до 30 тонн, возвращать на Землю полезную нагрузку до 14,5 т, иметь размер грузового отсека не менее 18 м длиной и 4,5 м в диаметре. Это были размер и вес проектировавшегося тогда спутника оптической разведки
KH-11 KENNAN, который сопоставим по размерам с орбитальным телескопом «Хаббл».
Использовать челноки в качестве «
космических бомбардировщиков» не планировалось никогда. Во всяком случае, не существует никаких открытых документов NASA, Пентагона, или Конгресса США, свидетельствующих о таких намерениях (...)
Проект космического бомбардировщика «
X-20 Dyna Soar» официально стартовал 24 октября 1957 года. Однако с развитием
МБР шахтного базирования и
атомного подводного флота, вооружённого
баллистическими ракетами, создание орбитальных бомбардировщиков в США было признано нецелесообразным. Уже после 1961 года из проекта «
X-20 Dyna Soar» исчезают упоминания о «бомбардировочных» задачах, но остаются разведывательные и «инспекционные». 23 февраля 1962 года министр обороны
Р. Макнамара одобрил последнюю реструктуризацию программы. С этого момента «Dyna-Soar» официально называлась научно-исследовательской программой, имеющей целью исследовать и показать возможность выполнения пилотируемым орбитальным планёром маневрирования при входе в атмосферу и посадки на взлётно-посадочную полосу в заданном месте Земли с необходимой точностью (...)
10 декабря 1963 года министр обороны Макнамара отменил «Dyna-Soar».
При принятии этого решения было учтено, что космические аппараты такого класса не могут «висеть» на орбите достаточно продолжительное время, чтобы считать их «орбитальными платформами», а запуск каждого корабля на орбиту занимает даже не часы, а сутки и требует применения ракет-носителей тяжёлого класса, что не позволяет их использовать ни для первого, ни для ответного ядерного удара.
Многие технические и технологические наработки программы «Dyna-Soar» были впоследствии использованы при создании шаттлов.
Советское руководство внимательно наблюдало за развитием программы «Космическая транспортная система», но, предполагая худшее, искало скрытую военную угрозу. Таким образом, было сформировано два основных предположения:
Возможно использование космических челноков в качестве орбитальных бомбардировщиков-носителей ядерного оружия (...)
Возможно использование космических челноков для похищения с орбиты Земли советских спутников, а также ДОС (долговременных обитаемых станций) «
Салют» и ОПС (орбитальных пилотируемых станций) «
Алмаз»
ОКБ-52 Челомея. Для защиты, на первом этапе, советские ОПС оснащались модифицированной автоматической пушкой
НР-23 конструкции Нудельмана - Рихтера (система «Щит-1»), которую позднее должна была сменить система «Щит-2», состоящая из двух ракет класса «космос-космос». Предположение о «похищениях» основывалось исключительно на габаритах грузового отсека и возвращаемой полезной нагрузке, открыто объявленным американскими разработчиками шаттлов, близким к габаритам и массе «Алмазов». О габаритах и весе разрабатывавшегося в то же время спутника оптической разведки KH-11 KENNAN в советском руководстве информации не было.
В результате советская космическая отрасль получила задание создать многоразовую многоцелевую космическую систему с характеристиками, аналогичными шаттлу - «
Буран».
Это официальная версия американцев, что они белые и пушистые, а шаттл исключительно мирный. Наверное, в этом вопросе они тоже не сообщают правду, как обычно. Тяжёлый и большой путник проще вывести ракетой. Шаттл - это оружие, так как он был сделан для снятия спутников с орбиты и возвращения их на землю. Зачем возвращать свои спутники? Им дорога в одну сторону. А вот захватить чужие - это другое дело. Концепцию англичане показывал ещё в одном из старых фильмов о Джеймсе Бонде.
Шаттл - это довоенная концепция орбитального бомбардировщика австрийца Зенгера. Американцам необходимы чужие концепции для реализации. Сами они - только производственный цех для их реализации. НИОКР в системе НАТО вели европейцы, как писали в России в 1990-е.
Возможно, военное предназначение шаттлов постепенно сошло на нет, когда стало ясно, что сбить его можно просто и дёшево. Снимет он совесткий военный спутник или даже военную орбитальную станцию «Алмаз» с космонавтами с орбиты, а сам долетит до земли только в виде обломков, примерно, как это случилось в 2003 году. Вот вся программа шаттл и выродилась в череду редких и дорогостоящих полётов.
О ядерном двигателе
NERVA для лунных и марсианских полётов я писал в посте о Торнтоне Барнсе. Он работал в программе во время испытаний двигателя в центре НАСА по их разработке на территории Невадского ядерного испытательного полигона.
«Дайна-сор» был проектом Боинга, поэтому в Музее авиации Боинга есть небольшая экспозиция о нём с моделью для испытаний в воздушной трубе. Фотографии я снял 2 августа этого года после полётов «Синих ангелов» во время Морского фестиваля и Недели морской пехоты в Сиэтле.
Эти снимки я уже приводил в указанном выше материале про выставку автомобилей и самолётов у музея 4 августа 2013 года.
Модель F-117.
Провальный дисколёт «Аврокар» VZ-9V (
Avro Canada VZ-9 Avrocar), вернее, он удался, как аппарат на воздушной подушке. Повторю из указанного поста, что в статье на английском
Flying Saucers он упомянут вместе с крылом братьев Хортен, первыми самолётами с круглым крылом конца 19 века и несколькими маленькими дисколётами индивидуального пользования вместо автомобиля. В статье сделан вывод, что эти провальные проекты, включая «Аврокар», как специально были сделаны на публику, чтобы скрыть что-то другое - удачное и дисковидное. Но официально дисколётов не было и нет.
Вертолёт MV-22 Osprey в этом году стоял на парковке у музея в рамках Недели морской пехоты.
На левом снимке вверху в центе разрекламированный проект самолёта типа «летающее крыло» Боинга Х-48. Справа и внизу настоящая модель «Дайна-Сор» для испытаний аэродинамики в воздушной трубе.
Описание программы «Дайна-Сор».
Стенд в космической экспозиции главной галереи музея.
Разные модели «Дайна-Сор».
Другие реальные модели для испытаний в воздушной трубе.
Кабина одноместного «Дайна-Сор» была похожа на самолётную.
Эта фотография есть
здесь. На снимке первым в колонне у макета Х-20 стоит майор ВВС Уильям Найт (
William Knight), вторым Рассел Роджерс (
Russell Rogers), третьим пилот НАСА Милтон Томпсон (
Milton Thompson), единственный гражданский в группе, четвёртым Джеймс Вуд (
James W. Wood), пятым Генри Гордон (
Henry C. Gordon), замыкает Алберт Круз (
Albert Crews). В составе группы на снимке нет «первого на Луне» Нила Армстронга и
Билла Дэйна (
William Dana), уже покинувшие группу.
Сначала шесть лётчиков-испытателей были секретно отобраны в группу в апреле 1960 года, из которых также пилотами Х-15 были Нил Армстронг, Уильям Найт, пилот НАСА Милтон Томпсон и пилот НАСА Билл Дэйна. 19 сентября 1962 года в группу был добавлен Алберт Круз (
Albert Crews), и все были представлены публике, как астронавты. Сейчас они считаются забытыми астронавтами, материалов по ним в интернете и фотографий не так много. Армстронг и Дэйна покинули группу в 1962 году, остальные после закрытия проекта в 1963-м.
В посте про мифологию «Зоны 51» и испытания Х-15 я писал, что Нил Армстронг входил в группу лётчиков-испытателей Х-15 с ноября 1960 по июль 1962 и совершил на Х-15 № 1 и № 3 семь полётов, не достигнув высоты в 50 миль, максимально поднявшись в шестом полёте на 39,3 мили (63,2 км). Это не квалифицировало его, как астронавта. В результате он разочаровался и покинул проект, чтобы в сентябре стать астронавтом НАСА 2-го набора. На Луну Армстронг не слетал, из него сделали икону в виде «первого человека на Луне», после чего он выглядел печальным и не долгое время появлялся на публике.
От NACA к NASA. Слева фотография первого сотрудника NACA 1915 года.
Общий вид этой небольшой экспозиции.