Слева: самолёты-разведчик ЦРУ А-12 в «Зоне 51». За самолётами на снимке видны здания, в которых работал Барнс. Из Грум-Лейк было совершено 2850 учебных и разведывательных полётов этих самолётов. А-12 также летал с базы в Кадене на Окинаве в Японии, откуда было совершено 28 полётов по проекту Black Shield («Чёрный щит») в Северный Вьетнам и 3 полёта в Северную Корею, в ходе которых были обнаружены батареи зенитных ракет и разведывательное судно ВМС США «Пуэбло», захваченное Северной Кореей в 1968 году.
Из Кадены над Вьетнамом летало три А-12. Барнс сказал, что недалеко берега всё время находился русский траулер, следящий за вылетами А-12, то есть разведывательное судно советского ВМФ. Как только А-12 взлетал, траулер предупреждал северных вьетнамцев о вылете.
Справа: сверхзвуковой перехватчик ВВС YF-12, позднее использовавшийся НАСА. YF-12 был модификацией А-12 и создавался для перехвата советских самолётов вдали от американского воздушного пространства.
Самолёт-разведчик ЦРУ М-21 с БПЛА D-21 выставлен в Музее авиации Боинга и попадал в мои заметки, указанные в начале.
Кадры из кинофильма о полёте М-21 с дроном D-21 и его запуске в полёте.
Катастрофа самолёта М/D-21 произошла 30 июня 1966 года. Пилот Рэй Торрик успешно катапультировался, но погиб в море в 150 милях от берега.
Слева: дозаправка М-21 с дроном D-21 в воздухе.
Слева: учебный самолёт А-12 по прозвищу «Титановый гусь». Титан был целиком советский, как и на SR-71. Такая вот была Холодная война-кооперация. Барнс считает Холодную войну совершенно реальной. В
этом интервью Барнс сказал, что говорилось, что титан для самолётов в самый разгар Холодной войны шёл из СССР. Он не знал, какими путями, и предполагает, что через подставные компании и адреса. Это была рутина того, как они работали, реальные имена использовались очень редко. То есть, как бы ЦРУ советских перехитрило.
Справа: запуск ракетоплана Х-15 с несущего смолота. Грум-Лейк служил местом вынужденных посадок Х-15, но НАСА никогда его не использовала для этого.
Слева: тактическая оценка советского истребителя-перехватчика МиГ-21 Fishbed имела кодовое название Have Doughnut. Этот МИГ-21 угнал иракский лётчик-перебежчик в Израиль, откуда его забрали американцы. Американцам нужно было понять, почему соотношение потерь в воздушных боях во Вьетнаме было девять к одному в пользу северных вьетнамцев. Сначала он был доставлен в Лабораторию динамики полёта ВВС на авиабазе Райт-Паттерсон, а через год в «Зону 51».
Справа: такая же тактическая оценка истребителя-перехватчика МиГ-17 Fresco называлась Have Ferry. Разносторонняя техническая оценка МиГ-17, включающая эффективную площадь рассеяния, называлась Have Drill, как я уже указал в начале. На правом снимке есть ещё название проекта Red Eagle.
Барнсу нравится МиГ-17. Как он объяснял, причины таких потерь во Вьетнаме были в полном переходе на ракетное вооружение после Корейской войны. С американских истребителей сняли пушки и пулемёты. В бою с МИГами американцы могли потерять до 15 самолётов, а северные вьетнамцы ни одного, так как американцам не из чего было стрелять. В результате в авиацию вернули пулемётно-пушечное вооружение, флот создал курсы Topgun, ВВС проводили учения Red Flag. Сейчас американцы не несут потерь в воздухе. Он спросил аудиторию, когда был потерян в последний раз американский самолёт. В Ираке потерь не было.
Слева советский МиГ-17. Справа ударная крылатая ракета трёх видов ВС США Northrop AGM-137, сделанная по технологии стелс. ВВС США начали разработку семейства ракет по технологии стелс для ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты в 1986 году. Целью было создать ракету дальнего действия с автономной системой наведения, автоматическим распознаванием целей, достаточной точностью и мощностью боеголовки для поражения хорошо защищённых целей на суше и море. Первое испытание ракеты, основанной на технологии Tacit Blue, было проведено в «Зоне 51» в декабре 1990 года.
Tacit Blue был сверх-совсекретным самолётом, произведённым по технологии стелс компанией Northrop Aircraft по контракту с поддерживается
Агентством по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (
DARPA - Defense Advanced Research Projects Agency). Фотографии самолёта можно посмотреть
здесь и в
этой,
этой и
этой статьях. На базе его называли «Кит».
Странная форма самолёта с затупленной носовой частью была спроектирована для испытаний стелс-технологии на криволинейных поверхностях в отличие от угловатых истребителя стелс F-117. В дополнение испытывался радар бокового обзора. Самолёт летал в 1982-85 годах. Хотя пилоты считали самолёт нестабильным в полёте, катастроф не случилось. Tacit Blue считается некоторыми самым успешным исследовательским самолётом из всех, так как на нём были достигнуты все поставленный цели. Опыт, приобретённый на Tacit Blue, был использован в бомбардировщике В-2 и истребителях
Lockheed YF-22 и
Northrop/McDonnell Douglas YF-23.
В проекте Have Blue разрабатывалась
стелс-технология (
stealth technology) для самолётов-невидимок (
stealth aircraft) ВВС, включавших
F-117 Nighthawk. Детали проекта Have Blue и идентичность других аналогичных проектов, в которых работал Барнс, до сих пор секретны.
В указанном в начале посте про самолёты типа «летающее крыло» и по ссылкам в нём можно посмотреть мои фотографии F-117 на авиашоу в Такоме и в музее ВВС в Дейтоне. Там же я кратко повторил суть публикаций в России о том, что стелс-технология была разработана в СССР ещё в 1960-е. Разработчик затем оказался в США. В Советском Союзе её не стали применять, так как при длине волны радара в десятки метров и кратной длине самолёта самолёты-«невидимки», сделанные по технологии стелс, видны, как и обычные.
В мире существовал запрет на радары с таким диапазоном длин волн, поэтому временно американцы успели получить преимущество. Но после потерь F-117 в Сербии в 1999-м самолёты сняли с вооружения. Летали они не очень при такой угловатости. Тем не менее, стелс-технологии более широко применяются в кораблестроении. В посте «
Десантный транспорт-док ВМС США «Новый Орлеан» на Морском фестивале в Сиэтле 2 августа 2012 г. - 1», «
- 2», «
- 3», «
- 4», «
- 5», «
- 6» я привёл много фотографий этого корабля, построенного по технологии стелс угловатым.
Летательный аппарат
Bird of Prey («Хищная птица») так называемого «чёрного проекта», то есть секретный - не существующий официально, был предназначен для демонстрации технологии стелс. Планов выпускать аппарат массово не было. Разрабатывался в 1990-е компаниями Макдоннел Дуглас и Боинг за счёт своих средств в 67 миллионов долларов. На его основе Боинг разработал боевой БПЛА
Boeing X-45.
Справа: Барнс в кабине Bird of Prey.
Слева: безпилотный летательный аппарат (БПЛА) фирмы
General Atomics Aeronautical Systems (GA-ASI)
MQ-1 Predator («Хищник») по классификации американских ВВС средневысотный дальнего радиуса действия - MALE (medium-altitude, long-endurance). Сокращение совпадает со словом «мужской». Американцы иногда подбирают такого рода аббревиатуры. БПЛА может выполнять разведывательные полёты, а также выпускать две ракеты AGM-114 Hellfire («Адский огонь») по установленным целям. Применялся с 1995 года в боевых операциях в Афганистане, Пакистане, Боснии, Сербии, Ираке и Йемене.
Справа: БПЛА той же фирмы
MQ-9 Reaper («Жнец»), изначально Predator B, разработан для американских ВВС, ВМС, ВВС Италии и Королевских ВВС Великобритании. Это первый боевой БПЛА «охотник-убийца» дальнего радиуса действия, предназначенный для разведывательных полётов на больших высотах.
Барнс сказал, что сбоку безпилотник
Lockheed Martin Polecat P-175 и бомбардировщик В-2 Spirit выглядят, как летающие тарелки. Spirit («Спирит») на английском - это одновременно дух и спирт. Получается в переводе В-2 «Дух». Надо полагать, слово пришло с флота и морского прошлого.
Слева: БПЛА Polecat P-175 разрабатывался компанией Локхид на собственные средства без привлечения правительственного финансирования с начала 2005 года и был представлен на авиасалоне в
Фарнборо в 2006 году. Разработка заняла 18 месяцев. 18 декабря 2006 года аппарат разбился из-за ошибочной команды наземного оборудования на самоликвидацию.
«Зона 51» сегодня. Барнс показал анимацию облёта базы, которую можно посмотреть
здесь и
здесь.
В теории, удобное место для съёмок «Луны» с холмами на горизонте, но известные кадры сняты с использованием проекции на экран для дальнего плана и видимой границей с ближним планом.
В проектах было занято до 1200 человек. Сейчас на базе работает около трёх тысяч человек. Аэродром, здания и сооружения используются аэрокосмическими фирмами, которые сократят друг от друга свои разработки в конкуренции за правительственными контрактами, например, на отдельные узлы и агрегаты.
Барнс показывает место, где он работал.
Он рассказал о процессе рекрутирования и секретности. Их жёны и семьи не знали, где они работали. Они проводили время с семьями в выходные, и не было разводов. Семья Барнса жила тогда в Лас-Вегасе. Жена Барнса Дорис узнала, что Торнтон работал на ЦРУ, только в 2007 году, когда жён бывших сотрудников специальных проектов пригласили в ЦРУ на 60-летиний юбилей управления. Скоро он с женой Дорис отмечает 59-летие свадьбы.
В последние годы их группа проводит ежегодные встречи вместе с лётчиками, их дети и внуки знают друг друга.
Один из первых вопросов был, естественно, про «инопланетян» на базе и НЛО. Вероятно, на каждом выступлении и в каждом интервью Барнса спрашивают об этом. Он очень спокойно, но твёрдо и кратко ответил - нет. Говорит, что когда было совершено много полетов самолётов-разведчиков U-2 и 2850 полётов А-12 с Грум-Лейк, никто не знал об их существовании. Для наблюдателей они были неопознанными летающими объектами. Использовались легенды прикрытия, когда самолёт случайно наблюдали. При катастрофе официально назывался другой тип самолёта, а место падения оцеплялось.
Затем Барнса спросили, почему было свёрнута программа XB-70 «Валькирия», из-за катастрофы или заметности для радаров. Он сказал, что из-за того, что русские могли их сбивать. По этой же причине А-12 не совершали полёты над СССР.