2020 года помимо всего прочего принес нам окончание масштабной программы развития метро, рассчитанной на долгосрочную, как тогда казалось, перспективу. Программа эта была принята в 2012 году, и называлась "Об утверждении Перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена в 2012-2020 гг." (N 194-ПП). Вот
здесь можно ознакомится с документов на официальном сайте.
Всего было запланировано открытие 67 новых станций за 9 лет, в среднем по 7,5 станций в год. Это довольно много для нашего метро, где строительство каждой станции и тоннелей проходит в непростых условиях. По крайней мере серьезный перенос сроков того или иного объекта объясняют именно сложными грунтами. Причем это не только такая мантра чиновников, об этом говорят и непосредственно люди, занимающие строительством. Максимум новых станций по программе должно было появиться в 2015-2016 годах: 14 и 15 соответственно. На самом же деле пик открытий пришелся на 2018 год. Он стал рекордным для Московского метрополитена, так как за один год было открыто больше станций, чем в момент открытия метро в 1935 году, новый вид транспорта открыли с 13 станциями, а рекордный 2018 год дал нам аж 17 новых станций. Но такой темп удержать не удалось, и на финише программы в 2019-2020 годах новых станций открыто было даже меньше, чем в один 2018 год. В итоге за 9 лет мы получили 56 станций, что неплохо, однако это на более чем 20% меньше запланированного.
Из таких знаковых объектов, которые не появились за 9 лет: станция "Челобитьево" (Калужско-Рижская линия), участок от ст.м. "Третьяковская" до ст.м. "Деловой центр" (Калининско-Солнцевская линия), ст.м. "Суворовская" (Кольцевая линия), также к 2020 году планировалось построить большую часть Большой кольцевой линии. В итоге центральный участок КСЛ перенесен в далекое будущее, туда же перенесены "Суворовская" и "Челобитьево". С последней вообще не очень понятно. Москва хочет построить эту станцию для того, чтобы можно было построить депо для обслуживания КРЛ, но и станция и депо будут находится в другом регионе, в Подмосковье из-за этого все трудности. Центральный же участок КСЛ и еще одна станция на Кольцевой линии - это очень сложно и очень дорого. И хотя эти станции действительно могут перенаправить пассажиропотоки и разгрузить немного соответствующие линии, но в условиях кризиса об этих проектах на протяжении 9 лет практически не вспоминали. Большая же кольцевая линия конечно будет достроена, но с существенным отставанием по срокам, относительно тех, что озвучивались изначально. Еще в плане 2012-2020 есть интересные объекты, важные апгрейды существующих станций, которые также не были реализованы, это второй вестибюль ст.м. "Бауманская" и второй вестибюль ст.м. "Комсомольская". Сейчас все станции строят с двумя вестибюлями хотя бы даже для возможности эвакуации пассажиров в случае чрезвычайной ситуации, кроме того на востребованных станциях - это позволяет распределить равномернее пассажиропоток, ну и еще второй вестибюль позволяет работать станции в случае замены эскалатора. Когда строили "Бауманскую" и "Комсомольскую" второй вестибюль был не в приоритете. Если вы помните, то ту же "Бауманскую" для ремонта эскалатора пришлось закрывать полностью, а вот если бы у неё был второй вестибюль, этого не потребовалось. Опять же для всех очевидна необходимость еще одного выхода в город и дополнительного вестибюля на мегазагруженной станции "Комсомольская". Эти проекты тоже сложны и в плане проектирования и в плане реализации. Соответственно можно сказать, что программа строительства метро пошла в Москве по легкому пути, где во главу угла поставили количество и дешевизну, нежели реальную необходимость. Городские власти не захотели начинать серьёзную, долгую, дорогую работу по строительству глубоких станций в центре города, так как там была высока вероятность того, что при максимуме вложенных средств, получившийся результат в количественном выражении будет существенно хуже даже того результата, что мы имеем в итоге сейчас. Конечно весь участок продления Сокольнической линии до Коммунарки не идет ни в какое сравнение со строительство глубокой пересадочной станцией на действующей кольцевой линии, например. Ни по трудозатратам, ни по времени, ни, наверное даже по деньгам. Поэтому когда чиновники рапортуют о невероятных темпах роста нашего метро, надо к этим словам относиться с недоверием. Многие, очень многие вещи не были реализованы.
Может быть срыв сроков связан с тем, что банально некому строить? Не хватает людей и организаций? Нет, с этим не должно быть никаких проблем, на официальном сайте Стройкомплекса можно найти перечень организаций, участвующих в строительстве Московского метро. Помимо традиционного "Мосметростроя", который является еще с советских времен основным строителем столичной подземки, в строительстве участвует "Мосинжпроект" со своими дочерними предприятиями "АО УРСТ", "МИП-Строй №1, также такие организации, как "ИНГЕОКОМ", "Казместростой", "СК МОСТ", ООО "Транстоннельстрой", "Бамтоннельстрой", "Трансинжстрой". Это серьезные организации и большинства из них есть опыт подобной работы, так что тут проблем быть не должно. С точки зрения проектирования тоже затыков нет. Даже головной институт "Метрогипротранс", который всю жизнь занимался проектированием Московского метро способен выдавать по 6 станций в год на пределе своих возможностей. Однако к проектированию привлекли еще и сторонние организации: "Моспромпроект", "Ленметрогипротранс" и другие. Еще в последнее время стали проводить конкурсы на оформление станций метро и там побеждают продвигаемые товарищем Кузнецовым хипстеры, которые кроме как нарисовать красивую картинку больше ни на что не годны и поэтому дальнейшее проектирование все равно отдается все тем же организациям, что я уже упоминал выше. Но срыв сроков - это не самое грустное во всей этой истории. Ведь сроки можно передвинуть, а объекты все равно достроить. Однако в 2014 году случился довольно серьезный кризис, который ударил и по метрострою. Дело не только в обесценивании национальной валюты, которое потащило за собой и цены на работы и материалы которые взлетели вверх, дело еще и в том, что пришлось отказаться от импортных материалов, заменяя их отечественными. Импортозамещение в московском метро наверное единственный пример этого самого замещения в отечественной практике, которое работает. Тут действительно применяются в отделке материалы, которые сделаны в России. Конечно это не какие-то уникальные вещи, это просто аналоги иностранных материалов, некоторые иностранные компании открыли здесь свое производство. Что интересно, они не всегда хорошего качества и обладают низкой ценой. =) С ценой вообще довольно забавно получается. В связи с кризисом, взят курс на удешевление стоимости строительства станций метро. Идет оптимизация и вроде как нам рапортуют о миллионах сэкономленных рублей. Однако тут надо понимать, что львиная доля средств в строительстве - это проходка тоннелей и строительство в конструкциях самих станций и всяческих других необходимых сооружений. Тут никакой экономии быть не может, так как есть технология, довольно дорогая, и отходить от нее - это игра с безопасностью. Сэкономить можно только на отделке, а эта хоть и весомая, но очень малая часть от стоимости строительства станции. И получается, что в итоге архитекторов загоняют в финансовые рамки, где они должны придумать что-то интересное за те деньги, которые готов платить заказчик. Поэтому когда идут разговоры о том, что городские власти молодцы, что строят столько станций, а вот архитекторы не молодцы, что не придумывают какой-то новаторский дизайн и не используют новые (читай дорогие) материалы - это на самом деле не верно. Все эти уши растут именно от руководства города, который является заказчиком. Второй момент экономии на отделке - это экономия подрядчиков и на проектировании, на материалах, изготовлении и на монтаже. Наверное вы видели ни раз ржавую нержавейку, или кривые панели на павильонах. Это все экономия на материалах. Классический пример последних лет - это станция "Нижегородская" с ее уродскими панелями под "бетон", такие же уродские панели мы видели также на ст.м. "Беломорская". Отличный пример экономии сразу на всем - это наземные павильоны заМКАДного участка КСЛ. Там и проектировщики положили рабочий орган на проект, потому большинство мест не проработано, в следствии чего, все примыкания строители "колхозили по месту", собирали эти павильоны тоже люди с довольно низкой квалификацией, поэтому все криво, везде торчит крепеж, я уж не говорю про всякие артефакты металлокаркаса или тех же проводов... Профессионалы никогда не будут работать подобным образом, так как для них важно качество, они именно за качество и получают деньги. И заказчик в идеале должен предпочесть людей, которые делают именно качественный продукт. Более того, те же чиновники в своих собственных жилищах, когда делали ремонт, наверняка нанимали именно профессионалов, чтобы получить качественный результат. Также они не экономят на своих дорогих костюмах и машинах. На строительстве станций метро чиновников качество не волнует, хотя они выступают заказчиками, все потому, что они этим метро не пользуются и для них это что-то такое далекой и непонятное. Как верно сказал персонаж фильма "Кин-Дза-Дза" "Правительство на другой планете живет... родной!" Самое интересное, что экономят на отделке, на том, что в итоге видит пассажир. То есть экономят на нас с вами. Причем суммы не такие уж огромные, город выбрасывает гораздо больше денег на новогоднюю иллюминацию и проведение десятков фестивалей в городе. Экономия тут чисто формальная, чтобы оправдать наличие генподрядной организации, принадлежащей городу и ее специалистам, которые так рьяно режут сметы.
Итак, давайте посмотрим по годам, что же у нас построили:
2012:
Начиналось все довольно хорошо и в этот год открыли 3 станции, как и планировали. Интересно, что на двух станциях, расположенных в разных концах города построили совершенно одинаковые наземные вестибюли. Казахи попросили дать станции "Братеево" название в часть Алма-Аты и наши чиновники согласились, помню местные жители пытались даже протестовать против такого переименования, но надолго их не хватило и протест затух.
30 августа: ст.м.
Новокосино (Калининско-Солнцевская линия)
24 декабря: ст.м. Алма-Атинская (Замоскворецкая линия)
28 декабря: ст.м.
Пятницкое шоссе (Арбатско-Покровская линия)
2013:
На этот год было запланировано открытие аж 7 станций. В итоге открыли всего две. Именно с этого года начинается катастрофическое отставание от планов, которое так и не смогли нагнать. Интересно, что в этом году главным подрядчиком на строительстве метро становится "Мосинжпроект", при котором, отставание от изначальных планов только увеличилось, а качество готовых станций стало существенно ниже.
9 ноября: ст.м. Лермонтовский проспект (Таганско-Краснопресненская линия)
ст.м. Жулебино (Таганско-Краснопресненская линия)
2014:
Это год подарил надежду на то, что может быть получится нагнать график и постепенно сократить отставание. Хотя было открыто 5 станция, запланировано было на этот год 9, Из интересного к тот год, это соединение Бутовской линии с Калужско-Рижской, а также открытие десятки лет стоявшей законсервированной станции, которая получила название "Спартак".
31 января: ст.м.
Деловой центр (Калининско-Солнцевская линия)
27 февраля: ст.м.
Битцевский парк (Бутовская линия)
ст.м.
Лесопарковая (Бутовская линия)
27 августа: ст.м.
Спартак (Таганско-Краснопресненская линия)
8 декабря: ст.м.
Тропарёво (Сокольническая линия)
2015:
Самый провальный год за все время реализации программы, по планам в этом году должны были открыться 15 станций, открыли всего две, и с обеими этими станциями были связаны скандалы. Открытие "Котельников" откладывали бесчисленное количество раз, плюс ко всему станция получилась очень уродливой, особенно на фоне соседних, новаторских станций "Лермонтовский проспект" и "Жулебино". Конец года принес еще одну станцию. Интересная особенность которой заключалась в том, что ее построили на существующем перегоне наземного участка Замоскворецкой линии. Станцию открыли с огромными недоделками, качество работ было таким низким, что станция уверенно занимает второе место в рейтинге самых страшных станций Московского метро, после, разумеется "Мякинино".
21 сентября: ст.м.
Котельники (Таганско-Краснопресненская линия)
28 декабря: ст.м.
Технопарк (Замоскворецкая линия)
2016:
14 станций в этом году открыть не получилось, более того, станции севера ЛДЛ открывали частями, сначала станцию с одним вестибюлем, а потом, спустя некоторое время открывали второй вестибюль. Станция "Фонвизинская" только спустя несколько лет получила трехмерные витражи, которые планировались изначально и сейчас является одной из самых красивых новых станций. Также стоит отметить станцию "Румянцево" с интересным решение по остеклению наземных павильонов. Там было применено цветное стекло. Такое наверное случилось впервые.
18 января: ст.м.
Румянцево (Сокольническая линия)
15 февраля: ст.м.
Саларьево (Сокольническая линия)
29 августа: ст.м.
Петровско-Разумовская (второй зал)
16 сентября: ст.м.
Бутырская (северный вестибюль) (Люблинско-Дмитровская линия)
ст.м.
Фонвизинская (южный вестибюль) (Люблинско-Дмитровская линия)
ст.м.
Петровско-Разумовская (южный вестибюль)
30 декабря: ст.м. Бутырская (южный вестибюль) (Люблинско-Дмитровская линия)
ст.м. Фонвизинская (северный вестибюль) (Люблинско-Дмитровская линия)
ст.м.
Петровско-Разумовская (северный вестибюль)
2017:
В этом году изначально планировалось открыть 7 станций, потов в 2015 году чиновники подкорректировали свои обещания и наобещали аж 22 станции, в 2016 их пыл поумерился и обещания сократились до 14, что все равно очень много, так как за первые годы открывалось не более 5 станций за год. Чуда, конечно не произошло и было открыто всего 4 станции. Зато доделали совмещенный вестибюль "Петровско-Разумовской" и открыли второй вестибюль ст.м. "Международная".
16 марта: ст.м.
Минская (Калининско-Солнцевская линия)
ст.м.
Ломоносовский проспект (Калининско-Солнцевская линия)
ст.м.
Раменки (Калининско-Солнцевская линия)
30 декабря: ст.м.
Петровско-Разумовская (совмещенный вестибюль после реконструкции)
ст.м.
Международная (второй вестибюль)
31 декабря: ст.м.
Ховрино 2018:
Этот год стал самым урожайным. Более того, открытых в этом году станций было больше, чем обещали изначально, и даже больше тех цифр, что обещали чиновники корректируя их каждый год. Этот год войдет в историю еще и тем, что начали открывать станции Большой кольцевой линии. Также была открыта очень интересная станция "Мичуринский проспект". Одна из красивейших станций последнего времени. Станция "Беломорская" еще одна станция Замоскворецкой линии, построенная на действующем перегоне. Еще нужно сказать, что на продлении КСЛ были открыты станции чей дизайн выбирали на конкурсной основе.
26 февраля: ст.м.
Деловой центр (Калининско-Солнцевская Большая кольцевая линии) при этом ст.м. Деловой центр, открытая в 2014 году, закрыта
ст.м.
Шелепиха (Калининско-Солнцевская Большая кольцевая линии)
ст.м.
Хорошёвская (Калининско-Солнцевская Большая кольцевая линии)
ст.м.
ЦСКА (Калининско-Солнцевская Большая кольцевая линии)
ст.м.
Петровский парк (Калининско-Солнцевская Большая кольцевая линии)
22 марта: ст.м.
Окружная (Люблинско-Дмитровская линия)
ст.м.
Верхние Лихоборы (Люблинско-Дмитровская линия)
ст.м.
Селигерская (Люблинско-Дмитровская линия)
29 августа: ст.м. Верхние Лихоборы (северный вестибюль) (Люблинско-Дмитровская линия)
30 августа: ст.м.
Мичуринский проспект (Калининско-Солнцевская линия)
ст.м.
Озёрная (Калининско-Солнцевская линия)
ст.м.
Говорово (Калининско-Солнцевская линия)
ст.м.
Солнцево (Калининско-Солнцевская линия)
ст.м.
Боровское шоссе (Калининско-Солнцевская линия)
ст.м.
Новопеределкино (Калининско-Солнцевская линия)
ст.м.
Рассказовка (Калининско-Солнцевская линия)
20 декабря: ст.м.
Беломорская (Замоскворецкая линия)
30 декабря: ст.м.
Савёловская (Большая кольцевая линия)
2019:
После 2018 года, следующий не принес ускорения темпов. Зато была построена часть совершенно новой линии - Некрасовской. Также из интересного, метро пришло в Коммунарку, так начала реализовываться программа по транспортной доступности для жителей Новой Москвы.
28 января: ст.м.
Савёловская (Большая кольцевая линия) Восточный вестибюль.
3 июня: ст.м.
Косино (Некрасовская линия)
ст.м.
Улица Дмитриевского (Некрасовская линия)
ст.м.
Лухмановская (Некрасовская линия)
ст.м.
Некрасовка (Некрасовская линия)
20 июня: ст.м.
Филатов луг (Сокольническая линия)
ст.м.
Прокшино (Сокольническая линия)
ст.м.
Ольховая (Сокольническая линия)
ст.м.
Коммунарка (Сокольническая линия)
2020:
Последний год реализации программы принес нам 7 станций. Это 3 станции Большой кольцевой линии и 4 станции Некрасовской линии. В этой семерке стоит отметить "Нижегородскую", так как она имеет интересную компоновку. Пятипролетная с 4 путями. Интересно, что такая компоновка роднит ее со станцией Московская в Нижнем Новгороде. Но никаких отсылок к этой станции, а также к самому Нижнему Новгороду авторы проекта делать не стали.
27 марта: ст.м.
Юго-Восточная (Некрасовская линия)
ст.м.
Окская (Некрасовская линия)
ст.м.
Стахановская (Некрасовская линия)
ст.м.
Нижегородская (Некрасовская и Большая кольцевая линии)
ст.м.
Авиамоторная (Большая Кольцевая линия)
ст.м.
Лефортово (Большая Кольцевая линия)
29 декабря: ст.м.
Петровский парк (пересадка на ст.м. Динамо)
31 декабря: ст.м.
Электрозаводская (Большая Кольцевая линия)