Как мы по Северу прокатились, или "Всё на Севере хорошо, только жарко".

Feb 09, 2023 08:14


Часть IX. Ферапонтов монастырь. Глава I. История и архитектура Ферапонтова монастыря.

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь - мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области; один из древнейших монастырей Русского Севера, основанный в XIV столетии. В течение 400 лет обитель являлась важнейшим культурным и религиозным просветительным центром Белозерского края. До нашего времени монастырь дошёл в строениях XIV-XVII веков и росписях прославленного иконописца Дионисия. Монашеская традиция в нём была прервана последствиями смены государственного строя в России в начале XX века. С советского времени в стенах Ферапонтова монастыря находится Музей фресок Дионисия - филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 году монастырь в список Всемирного наследия. Это ежели кратко, но ведь кратко не наш метод!



Схема расположения Ферапонтова монастыря.



Расположен монастырь в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды, выстроен на холме меж двух озёр - Ферапонтовского и Спасского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед - Кирилло-Белозерский монастырь, рассказ о котором впереди.



Вид на озеро Ферапонтовское



Ещё один

Монастырь был основан в 1398 г. святым Ферапонтом. Заметьте, это через 18 лет после Куликовской битвы. Это сражение дало толчок к осознанию себя не только народом и аристократией, но и церковью. Московская Русь начала распостранение, более не дробясь и не сжимаясь. А в новооснованных монастырях начала вызревать идея «Москва - Третий Рим». Россия становилась империей, пока ещё маленькой, дохлой и подчинённой, но идеи и горы двигают. Вот одним из столпов этого процесса и стал тогда ещё не святой Ферапонт.



Вид на Ферапонтов монастырь с дрона. Фото найдено в интернете

Будучи выходцем из боярского рода Поскочиных, Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не остался с ним на Сиверском озере, основав в 20 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель. Так же как и Кирилл, Ферапонт недолго оставался в одиночестве. Число иноков росло, они строили себе кельи, в 1409 году возвели деревянную церковь Рождества Богоматери, а немного позже - трапезную[6]:156. Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана Белозерского, по просьбе братии ставшего игуменом монастыря, Ферапонтов монастырь приобрёл широкую известность.

Наряду с Кирилло-Белозерским монастырём он стал традиционным местом поклонения и вкладов (в том числе земельных) многих представителей русской феодальной знати: Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). А князья Белозерские, кои, как известно, «всемером на одном дворе княжили» и вовсе снесли в эти два монастыря всё своё и без того небогатое достояние, включая земли.

Из его стен на рубеже XV-XVI веков вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны - архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Постриженником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве, самыми известными из которых были митрополит Спиридон-Савва и патриарх Никон. Хотя, Никона, наверное, стоило сослать на Соловки - ему бы там всё припомнили.

XVI век стал периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжали Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 году, называет среди вкладчиков князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских, Годуновых, Шереметевых, епископов Сибирских, Ростовских, Вологодских, Белозерских, Новгородских и ещё кучу народу поплоше.

И это не только от благочестия. Время на дворе стояло суровое - возможностей лишиться всего, а то и очень погано прищёлкнуть ластами хватало, а монастырь - это пенсионный фонд, если не для себя, так хоть для семьи. Вклады делались с условием пожизненного содержания вкладчика «со чады и домочадцы» в случае чего. Многим помогло.

С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возросло внимание к монастырю, способствовавшее росту вкладов и доходов. Полезно иметь своего, домашнего святого. Хотя, к чести святого Мартиниана, он, похоже и правда был святым.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV-XVII веков.

В XVI веке в монастыре построены монументальные церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки - каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата.

Вот о них мы сейчас и поговорим.



Схема Ферапонтова монастыря.

1. Собор Рождества Богородицы



Вот он - в центре.



С другого ракурса.



Декоративные элементы крупным планом.

Построен собор в 1490 году. Это первая каменная постройка Белозерья и монастыря, представляющая первоклассный образец оригинальной ростовской архитектуры, сохранивший черты раннемосковских каменных построек. Его объем, поставленный на высоком подклете, завершается тремя ярусами кокошников и небольшим изящным барабаном. Фасады вверху орнаментированы поясами из балясин и керамических плит с растительным орнаментом, внизу - поясом с тератологическим (звериным) и растительным орнаментом, являющимся реминисценцией резьбы по белому камню владимирского зодчества. Три перспективных портала вытесаны из белого известняка.

Внутри собор разделен четырьмя квадратными столпами на три нефа с повышенными арками под барабаном. Роспись, состоящая из 300 композиций занимает все поверхности стен, сводов, столпов, софитов окон и дверей. Наружная роспись собора располагается в центральной части западной стены и в нижней части южной над захоронением преподобного Мартиниана.

Собор частично перестроен. Когда-то он выглядел так.



Мне кажется, что раньше было лучше, хотя, как посмотреть.



Общий вид существующего архитектурного ансамбля.

В конструктивном плане храм представляет собой барабан, установленный на четырёхстолпный четверик.

Судя по конструктивному решению и декору, скорее всего, собор построен ростовскими мастерами. Имён зодчих история, к сожалению, не сохранила.

2. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой



Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы



Другой ракурс

По предположению историков, церковь с трапезной построена на вклад великого князя Василия III в ознаменование рождения вымоленного в Кириллове и Ферапонтове монастырях наследника будущего царя Ивана IV.

О времени построения церкви сообщает резная надпись на белокаменной храмоздательной плите, на которой вырезано: «Лета 7038-го (1530) почата бысть сиа церковь делати в имя пресвятыя Богородици честнаго еа Благовещениа с трапези при благоверном великом князе Василие Ивановиче всея Руси, при архиепископе ростовском Кириле, при игумене ферапонтовском Ферапонте. А съвершена бысть при сыне его при великом князе Иване Василевиче всея Руси. А свящеина же бысть при архиепископе Кириле при том же игумене Ферапонте лета 7040-го (1531) ноября 21 на празник пречистые Богородици честнаго еа Введениа».

Церковь Благовещения - самое раннее из сохранившихся на севере России из редкой разновидности зданий, являющихся одновременно и звонницей. Она завершена ярусом звона с пятью арочными пролетами и тремя рядами кокошников с барабаном над ним. В ярусе звонницы находится тайник и книгохранилище, где хранились рукописные монастырские книги. Стройный одноглавый храм разделен на три яруса, сама церковь занимает второй. Ее квадратный объем завершен сомкнутым сводом.

Наружный вид трапезной и церкви Благовещения прост - стены, расчлененные лопатками, прорезаны нишами окон с наличниками из тонких валиков. Массивная одностолпная трапезная палата и церковь поставлены по одной оси восток - запад и подняты на высокий подклет. Трапезная - обширная, квадратная в плане одностолпная палата с четырьмя крестовыми сводами. Интерьер трапезной - самый ранний из сохранившихся в подлинном виде на Русском Севере в постройках подобного типа.

В трапезной и церкви сохранилась первоначальная внутристенная система воздуховодов, служившая для обогрева всего объема комплекса. Сохранились также узкие внутристенные лестницы, связывающие помещения всех уровней здания. В подклете трапезной палаты представлена редкостная образцовая по чистоте исполнения кирпичная кладка сводов.



Реконструкция церкви

Конструктивное решение аналогично собору Рождества Богородицы.



План церкви



Разрез.

3. Колокольня Ферапонтова монастыря.



Колокольня по центру

Трехъярусная, шатровая, очень редко встречающегося типа с квадратным планом звона и четырехгранным шатром. Построена в 1680 году. На ярусе звона висят 17 колоколов. В шатре находится уникальный механизм самых ранних из сохранившихся в России боевых часов 1638 года.

4. Церковь Преподобного Мартиниана



Тут она справа



А тут слева

Шатровая церковь построена в 1641 году над захоронением второго основателя Ферапонтова монастыря преподобного Мартиниана у южной стены собора Рождества Богородицы.

Резная надпись на белокаменной храмоздательной доске сообщает о завершении ее строительства 1 августа 1641 года: «Лета 7148 (1640) зачата бысть сия церковь во имя преподобного отца нашего игумена Мартиниана при благоверном царе и великом князе Михаиле Федоровиче всеа Русии и при благородном царевиче князе Алексее Михаиловиче и при митрополите Варламе ростовском и при игумене Герасиме и при строителе старце Митрофане. А совершена бысть церковь сия во 149 (1641) году августа 1 дня».

Церковь построена кирилловскими мастерами. Объем церкви прост и лаконичен - небольшой куб с восьмигранным шатром и тонким барабаном.

5. Надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта



Снаружи монастыря



Изнутри

Входом в монастырь служат Святые врата, разделяющие два мира - земной и иной, монашеский. Две разновеликие арки ворот служат для обыденного и праздничного входа в монастырь.

Над Святыми воротами в 1650 году сооружены две церкви - Богоявления и преподобного Ферапонта. Они уникальны полной сохранностью всех элементов своей архитектуры. Являясь типичным образцом шатровых построек XVII века, выделяются неповторимостью и живописностью увенчанного двумя стройными шатрами объема. Вместе с примыкающей с юга казенной палатой Святые врата с надвратными церквями образуют главный фасад Ферапонтова монастыря.

Внутри обе церкви объединены в один небольшой прямоугольный вытянутый по оси север-юг объем, разделенный внутри аркой. Шатры на восьмериках поставлены над серединой здания без всякой связи с системой перекрывающих храм сводов. Их вес передается на стены при помощи остроумно размещенных разгрузочных арочек - прием, нигде больше не встречающийся.

Во время ссылки в монастыре патриарха Никона в 1666-1676 годах церковь Богоявления с 1668 г. была его домовой церковью. Здесь вел службу, находившийся вместе с Никоном, полуслепой поп Варлаам, так как бывший патриарх был лишен священнического сана.

6. Казённая палата.



Вот она - к Святым вратам примыкает

Построена в 1530-е годы. Точная дата неизвестна. Самый древний каменный памятник гражданской архитектуры XVI века из сохранившихся на Севере России, предназначалась для хранения денег и документов Ферапонтова монастыря - «великого государя жалованных грамот и заложных писем и всяких крепостей». Эти документы, а также монастырские описи находились здесь вплоть до закрытия монастыря.

Архитектура этой двухэтажной постройки под двускатной кровлей проста и монументальна - массивные стены, небольшие оконные проемы лишены обрамлений. Оба этажа завершены цилиндрическими сводами, под сводом первого устроен «мост бренечат» - полати с дверью, выходящей на внутристенную лестницу. В завершении ее в стене устроена глубокая ниша-тайник. В западной стене второго этажа, над внутристенной лестницей, размещен чулан с маленьким окошком и тайником.

Ограда.



Вплоть до середины XIX в. ограда монастыря была деревянной с четырьмя угловыми башнями. В ее линию со стороны Бородаевского озера входили постройки монастыря XVI в.: каменные погреба, гоственная палата, поваренная палата.

В 1840-х из кирпичей разобранных древних зданий была выстроена приходская каменная ограда. От нее сохранилась лишь южная часть. В 1980-х годах ограда была восстановлена на более глубоком фундаменте по всему периметру.

А теперь продолжим разговор о истории.

Такой мощной крепостью, как Кирилловский или Соловецкий, Ферапонтов монастырь не был. Даже ограда его до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими мародёрами. Заранее зная о нашествии, монахи успели спрятать наиболее ценные вещи. В результате польско-литовского разорения были сожжены кельи и ворота, разорены окрестные деревни и убиты местные жители.

Соседний Кирилло-Белозерский монастырь успешно отбил все атаки интервентов.

Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

Тяжёлое экономическое положение Белозерья в первой половине XVII в. отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после нашествия было возобновлено каменное строительство. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

Но и этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось.

Отчасти это было связано с пребыванием здесь в ссылке низложенного патриарха Никона с 1666 по 1676 год. Десятилетнее пребывание Никона в Ферапонтове стало последним ярким событием в истории монастыря. Постепенно он беднел и приходил в запустение.

После екатерининского указа 1764 года о секуляризационной реформе принадлежащие монастырю земли с населёнными пунктами передавались в Государственную коллегию экономии.

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднён указом Синода, а церкви стали приходскими. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1903 году монастырь стараниями игуменьи Таисии (Солоповой) был возобновлён как женский, и действовал до 1924 года. Затем снова обращён в приход, и был закрыт полностью в 1936 году.

С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.

В соответствии с экспертным решением от 2011 года о необходимости контроля над состоянием законсервированных росписей Дионисия, с 2012 по 2018 год осуществлялись консервационные мероприятия в северной, западной, южной и восточной частях четверика собора, а также в северной алтарной апсиде-жертвеннике. В 2018 году они продолжались в восточной и центральной апсидах. В апреле 2019 года Финансово-хозяйственное управление Московской патриархии сообщило о завершении работ по сохранению монументальной живописи XVI века.

В следующей части я расскажу, как смогу, о знаменитых фресках Дионисия.

Предыдущие части:

Часть I Глава I; Часть I Глава II;   Часть II Глава I; Часть II Глава II; Часть III Глава I; Часть III Глава II; Часть III Глава III; Часть IV Глава I; Часть IV Глава II; Часть IV Глава III; Часть IV Глава IV; Часть IV Глава V; Часть IV Глава VI; Часть IV Глава VII; Часть V Глава I; Часть V Глава II; Часть V Глава III; Часть V Глава IV; Часть V Глава V; Часть V Глава VI; Часть V Глава VII; Часть V Глава VIII; Часть VI Глава I; Часть VI Глава II; Часть VI Глава III; Часть VII Глава I; Часть VII Глава II; Часть VII Глава III; Часть VII Глава IV; Часть VII Глава V; Часть VII Глава VI; Часть VII Глава VII; Часть VII Глава VIII; Часть VII Глава IX; Часть VII Глава X; Часть VII Глава XI; Часть VII Глава XII; Часть VII Глава XIII, Часть VII Глава XIV, Часть VII Глава XV, Часть VIII Глава I, Часть VIII Глава II

Ферапонтов монастырь, Архитектура, Русский север, История, Путешествия

Previous post Next post
Up