Предыдущие части:
Часть I, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/19897.html Часть I, Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/20006.html Часть II, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/20467.html Часть II, Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/20727.html Часть III. Рускеала и водопады Ахвиникоски. Глава I. Рускеала надземная.
Вверх, вниз, влево, вправо, с горки, под горку - мы стремительно приближались к финской границе. Горный парк Рускеала находится от неё всего в десяти километрах по прямой и в тридцати по дороге. Мы с Павлом Валерьевичем уже бывали там в 2018, а вот семейству его это ещё только предстояло.
Вот показались водопады на реке Тохмайоки - они у самой дороги. Значит, до Рускеалы остался пяток километров. Водопады, если честно, так себе - видали мы лилипутов и покрупнее. Никакого сравнения с водопадом Падун на реке Винча, порогом Падун на Тумче, не говоря уж о водопадах Оба-на и Маманя на Кутсайоки. Вот там реально рушащаяся со склона гора воды впечатляет до печёнок. А уж как это доставляло, когда мы на надувных конструкциях, скреплённых палками, верёвками и резинками проходили Падун на Тумче и говорить нечего. Однако, тохмайокские водопады мы любим не за это. Они милые, домашние, ласковые, если можно так выразиться. А ещё из них создали прекрасный небольшой парк. Но об этом позже - не будем нарушать хронологию.
Как я уже говорил, до Рускеалы оставалось пяток километров. Поворот, мост через Тохмайоки и поворот. Который мы, разумеется, пролетели, начав рассказывать Любови Александровне и Анастасии Павловне о том потрясающем зрелище, что их ожидало вот буквально сейчас.
Обругав себя мысленно и вслух разными выразительными словами и порадовавшись, что не совершили вторжения в Финляндию, мы повернули и поехали обратно.
Кстати, о Финляндии. Именно по этой дороге мы в 2018 году въезжали в Финляндию, направляясь на Лофотенские острова в Норвегии и на КПП Вяртсиля нам, в качестве взятки, дали курицу. Наверное, мы единственные в мире путешественники, которым дали взятку на таможне. Но об этом я расскажу как-нибудь в другой раз.
А сейчас вернёмся в Рускеалу. Поворот мы проскочили во второй раз. Ну тут уж нашей вины не было. В четыре года назад современного заезда, здоровенной парковки и дворцеобразного кассового павильона в Рускеале ещё не было, а посетители попадали к этому чуду природы по разбитому просёлку между деревенскими домами, халупами и сараями. На этот путь мы и свернули.
И упёрлись в новый сетчатый забор. И на нём табличка: «Только для служебного транспорта»
- Какого мужского полового? - возопили мы с Павлом Валерьевичем.
Но делать нечего, пришлось поворачивать. В процессе Любовь Александровна высказала всё, что о нас думала. Досталось и Павлу, как водителю, и мне, как штурману. Мы молчали - косяк налицо, ничего не попишешь. Так что пришлось прибегнуть к старому, как мир методу: «Военные карту достали. Сейчас дорогу спрашивать будут».
На наше счастье, навстречу попалась изрядно убитая Газель и молодой парень, пилотировавший её, сообщил нам, что мы промахнулись и километром дальше по дороге имеет место быть вполне цивилизованная дорога, которая и выведет нас ко входу для посетителей. Мы воспользовались советом и оказались на огромной парковке, где, тем не менее, со свободными местами было как-то не очень. Наконец, какая-то бэха с питерскими номерами освободила площадку, на которую мы тут же и юркнули. Я и Павел навьючили на себя рюкзаки с водой и куртками и «весёлой, тучною гурьбой» двинулись к кассам.
Процесс покупки билетов вышел ничем не примечательным и, запасшись документами, подтверждающими наше право на посещение не только надземной, но и подземной Рускеалы, мы поползли по жаре в горку ко входу в парк.
Карта парка Рускеала
Схема парка
Подъём прошёл в несколько напряжённой обстановке. Платон мне, разумеется, друг, но истина дороже - Любовь Александровна и Анастасия Павловна за время долгой дороги устали и принялись капризничать. Вполне естественно и в меру, но тем не менее. Я тащил рюкзак и радовался, что все громы и молнии достаются, слава богу, не мне.
Однако, стоило попасть на территорию парка, как дамы оживились. И было с чего. В Рускеале красиво. Нет, не просто красиво, а ОЧЕНЬ.
Вид на затопленный мраморный каньон с одной из многочисленных смотровых площадок
Пожалуй, настало время небольшой историко-геологической справки.
Разработка мраморного месторождения в Рускеале началась, с лёгкой руки пастора-краеведа Самуила Аполеуса, сподобившегося открыть его, в 1765 году. Открытие пришлось весьма кстати. Принцесса София-Августа-Фредерика Анхальт-Цербстская, в православии Екатерина Алексеевна, недавно устроила никчёмному муженьку «геморроидальную колику вилкой» и взошла на престол под именем императрицы Всероссийской Екатерины II. У неё имелись свои взгляды на то, как должна выглядеть столица великой империи, а тут такой подарок - месторождение мрамора не слишком далеко от Петербурга, да ещё связанное с ним водным путём. Работа закипела. Да, пастору Аполеусу за открытие выдали 300 рублей серебром - более чем хорошие, по тем временам, деньги.
Работа кипела настолько хорошо, что, со временем, мрамором Рускеальских каменоломен оказался облицован Исакиевский собор, из него же были выполнены полы Казанского собора и подоконники Зимнего дворца, обрамлены окна Мраморного дворца и облицован фасад Михайловского замка. И много чего ещё. Последними объектами, при отделке которых применялся рускеальский мрамор, были станции Петербургского метро Приморская и Ладожская.
Мрамор в Рускеале разный: пепельно-серый, серо-зелёный, белый с серыми прожилками, и бело-сине-серый.
Итальянский карьер. Общий план стены из белого с серыми прожилками мрамора. Для оживления пейзажа притсуструют Павел Валерьевич и Анастасия Павловна
Автор крупным планом на фоне мрамора
Всё семейство Петровых на фоне мрамора
В 1846 году в Рускеальских каменоломнях появились пильно-шлифовальный завод и фабрика по производству извести. Часть печей последнего сохранилась до сих пор. В 2018 году по ним и по более современным печам мы лазили, а сейчас доступ туда закрыт - идёт строительство третьей части парка - промышленной.
Да, забыл рассказать, почему не затопленный карьер называется Итальянским. Есть две версии: первая - что мрамор тут добывали по итальянской технологии при помощи канатных пил и вторая - что здешний мрамор практически неотличим от знаменитого каррарсского. Какая верна - бог весть. Обрывки пильных канатов торчат из скал и валяются кругом до сих пор. Что до каррарского мрамора, то судите сами:
Мраморный карьер в Каррах
Итальянский карьер в Рускеале
Рисунок мрамора крупным планом
Как по мне, не один в один, конечно, но похоже.
Теперь же туристы отдыхающие изо всех сил стараются разнообразить пейзаж карьера каменными турами или, скорее пирамидками в стиле хрень дзен-буддизма.
И на камнях растут деревья. Поделия хрень-буддистов тоже.
Местами посетители Рускеалы сложили из таких пирамидок целый каменный лес. А сколько камушков с собой утащили - не сосчитать. Я тоже отметился, не смотря на плакаты, строго запрещающие так поступать. Однако, камней не убывает, что наводит меня на мысль, что их под покровом ночи специально рассыпают для легковерных отдыхающих. На месте директора парка я бы так и делал.
Ещё про пирамидки и растущие на камнях деревья. Немного похоже на античные развалины. А ещё точнее, на развалины древнего Эфеса.
Но вернёмся к истории добычи мрамора. Время шло, взрывные работы не улучшали структуру камня, покрывая его сетью крупных и мелких трещин, и производство всё больше смещалось в сторону мраморной крошки, галтовки и извести, а вот мраморных блоков добывалось всё меньше. Для обжига извести построили целую кучу печей вполне себе циклопических размеров. Сейчас их приводят в порядок для организации третьей части экспозиции горного парка.
А люди расширяли карьер вширь и вглубь. Да ещё прогрызали скалу сетью штолен и штреков, как дождевые черви газон. В конце концов дорылись до 460 метров в длину, 100 метров в ширину и 56 метров в глубину.
В 1939 году, по понятным причинам, производство встало и стояло до 1947 года. Было как-то не до мрамора. За это время часть главного карьера оказалась затопленной и откачать такой объём воды не представлялось возможным. Так возникло красивейшее озеро с прозрачной (видимость до 18 метров) голубовато-зеленоватой водой, заключённое в оправу из мраморных скал.
Но после Войны известь снова понадобилась. И мраморная крошка, и блоки, и галтовка. Так что до начала 1990-х Рускеальский карьер работал. А в 1998 году был принят под государственную охрану, как объект культурного наследия. И к лучшему.
По крайней мере мы и, не сомневаюсь, большинство из многих тысяч посетителей, считаем так. Уж больно красивое место!
Вот только, по такой погоде, жаркое! До невозможности! А в Итальянском карьере, где солнце отражается от гладких стен и дна и вовсе невозможно - как в духовке. Я тогда опять вспомнил мраморные развалины Эфеса. Солнце жгло сквозь штаны, а мрамор - сквозь подошвы кроссовок. Наша дружная компания единогласно решила, что тут, безусловно фантастически красиво, но надо спасаться куда-нибудь в тень и, желательно, на ветерок. И мы кинулись спасаться по весьма живописной и, главное, прохладной тропе.
Окрестности спасительной тропы
Они же.
Тропа вывела нас к обвалившемуся куполу зала горной выработки.
Обвалившийся купол.
Нам предстояло в будущем посмотреть на это изнутри, но об этом я расскажу в главе про подземную Рускеалу.
А пока тропа вывела нас к главному карьеру.
Карьер и лодка на нём.
По карьеру ползали лодки и даже небольшой паром.
Карьер без лодок.
Лодки забирались в гроты.
Лодка на входе в грот
Или просто скользили по воде.
Просто лодки.
Вообще, с 2018 года парк очень изменился. Появились новые дорожки с покрытием из террасной доски, очень приятные на вид и прочные ограждения, отличные смотровые площадки, проложены и прокладываются целые аллеи, расставлены указатели и лавочки. Даже фонари и те появились.
Кстати, интересное наблюдение: большинство посетителей обходит карьер по часовой стрелке. Но мы же лёгких путей не ищем, да и Христос сказал: «Если все, значит не я», и потому мы попёрлись по часовой стрелке.
Красиво кругом было до боли в глазах. Думаю, от синдрома Стендаля меня спас только визг пролетающих над водой на троллеях девиц. Они шли просто косяком.
А видовая тропа привела нас к туннелю в скале. Будете там - берегите голову. В середине проход низковат.
Площадка у входа в туннель и вид с неё
Провал в нижние штольни внутри прохода.
Небо.
Подземелья
А дальше были просто виды...
Мраморные стены и мраморный остров. И оцените прозрачность воды.
Упомянутый выше паром.
Конечная станция троллея.
Кто-то летит на троллее.
Мраморный остров. Вид сверху.
Семейство петровых на смотровой площадке.
Вид на самую большую смотровую площадку с противоположного берега
Наконец, мы замкнули круг вокруг главного карьера и, высунув языки, попадали на случайно оказавшуюся свободной лавочку. Чудеса случаются, да. Времени до похода в Рускеальские подземелья - мир чудес, царство гномов и цвергов оставалось немного, но и не мало. И мы решили, что негоже будет не осмотреть третий водоём парка - озеро Монферрана. Тем более, что озеро Светлое мы видели из Итальянского карьера.
От главного карьера озеро Монферрана отделяет узкий и высокий перешеек, по гребню которого проложили широкую аллею. По ней мы и потопали.
Озеро Монферрана
Аллея, кстати, примечательна не только видами. Как вам, к примеру, такой вот мраморный сюрприз?
Мраморный сюрприз.
Не знаю, кто придумал такую своеобразную парковую скульптуру, но получилось хорошо. Жаль только, что поясняющей таблички не поставили.
Но вот мы дошли до развилки: направо пойдёшь - коня потеряешь направо - главный карьер, налево - подземная Рускеала и озеро Светлое. Нам налево - под горку, на берег озера Монферрана ко входу в штольню. Но об этом в следующей части.