Как мы по Северу прокатились, или "Всё на Севере хорошо, только жарко".

Aug 28, 2022 19:09


Предыдущие части:

Часть I, Глава I: https://vodnik-t.livejournal.com/19897.html

Часть I, Глава II: https://vodnik-t.livejournal.com/20006.html

Часть II. От Старой Ладоги до Рускеалы. Глава I. Волховская ГЭС, арбуз и Старая Слобода.

Плюхнувшись в машину мы тут же припали к всякоразным источникам воды и некоторое время в салоне раздавались только звуки судорожных глотков. Да, +30 по старику Цельсию в тени, особенно когда ты лазаешь по самому солнцепёку, реально доставляют.

- Всем на Севере хорошо, только жарко! - произнёс Павел Валерьевич культовую в нашей компании фразу.

- Угу, - согласно кивнул я.

Небольшое лирическое отступление. Лично я езжу в отпуск на Север с рюкзаком, катамараном и палаткой вот уже семнадцать лет. Бывал в мае, бывал в июне, бывал в июле и августе, но ни разу не напарывался на плохую погоду. Максимум, польёт два дня из двух недель. Так же и мои сотоварищи по увлечению, а знаю я их столько же, сколько увлекаюсь водным туризмом. Причём, ситуация с жарким Севером повторяется и в Карелии, и на Кольском полуострове, и на Приполярном Урале. Даже на Алтае, который, собственно, юг, но этому никто не верит. А вот больше всего мёрз, мок и грёб сквозь метель я на Кавказе. Парадокс...



Следствием такого благоволения к нам всетуристического бога Парамошки являются наши дочерна загорелые рожи, а, зачастую, и остальные части организма. Не приобщённые к настоящему туризму коллеги, родственники и знакомые не верят, что так можно загореть севернее полярного круга. Вот и родилась, в процессе разъяснений людям не в теме, культовая в нашей компании фраза. Правда, в этом году она была уж совсем актуальна.

- А какая погода хорошая! - отдышавшись заявила Любовь Александровна.

Павел повернул ключ зажигания, наставительно поднял вверх палец и с расстановкой произнёс:

-  Тhe weather is good!

- Ja, clar! - отозвался я столь же серьёзным тоном. - Das Wetter ist sehr schön!

Любовь Александровна посмотрела на нас, как на идиотов, и, видимо, решив, что эти дефективные носители Y-хромосом маются дурью, продолжила:

- Нам просто повезло. Ясно, солнечно.

- Тhe weather is good! - с нажимом ответил ей супруг.

- Вы чего, прикалываетесь? - слегка раздражённо спросила Любовь Александровна.

- Мы абсолютно серьёзны, Любаш, - пояснил ей муж. - В походе о погоде не говорят, ибо к дождю. Но погода понимает только по-русски.

Любовь Александровна кивнула, но в глазах у неё явственно читалось всё, что она думала о наших умственных способностях. Мы с Павлом понимающе переглянулись, ибо уж мы-то знали правду - примета о том, что в походе о погоде не говорят, действует всегда. Имели случаи убедиться.

Павел вырулил с парковки и мы покатили навстречу новым приключениям. Путь наш лежал почти до финской границы мимо Волховской ГЭС, той самой, с которой началась реализация плана ГОЭЛРО, через Свирьстрой и Лодейное Поле в Северное Приладожье до города Сортавала, где у нас был запланирован базовый лагерь (тупо снята квартира), для поездки на Валаам и в Горный парк Рускеала. Сегодня же нам надо было добраться до села Старая Слобода в окрестностях Лодейного Поля, где мы забронировали апартаменты в загородном отеле.

Trum, trum, terum tum tum,

Die Landsknecht zieh'n im Land herum!

Trum, trum, terum tum tum,

Mit Trommeldröhnen und Gebrumm.

Es schrillen die Flöten,

Das Kriegsvolk, es singt,

Es flattern die Fahnen,

Es jauchzt und es klingt

(Трам, трам тарам там там,

Ландскнехты маршируют по полям!

Трам, трам тарам там там,

Гремит им в ногу барабан.

Свистят флейтисты,

Поет ратный люд,

Вьются знамена,

Дрожит все вокруг)

Пропела Павлова автомагнитола. Определённо, она что-то знала...

«Тыгыдым, тыгыдым, тыгыдымский конь», - вспомнилось мне в такт клацанью зубов. Всё же есть, есть в мире вечные и неизменные вещи! Например, состояние асфальта на набережной в посёлке Волховстрой. Шесть лет назад точно так же колдобина сидела на колдобине и колдобиной погоняла. Зато видна ГЭС И обрывистые берега Волхова красивы.



Волховская ГЭС

А, заодно, по этим берегам можно и геологию изучать. Волхов здесь прорезает Балтийско-Ладожский глинт, а плотина ГЭС построена как раз на месте порогов.



Примерно так они выглядели.

Сейчас изрядная часть берегового обрыва затоплена водохранилищем, но ниже плотины многое ещё можно посмотреть:



Да и выше тоже кое-что видно:



И здесь тоже.

А что же такое, собственно Балтийско-Ладожский глинт? Это скальный уступ, тянущийся почти на 1200 км от шведского острова Элланд через Эстонию и Ленинградскую область до Ладожского озера. Высота его, местами, доходит до 56 метров.

Глинт соответствует границе выхода на поверхность кембриских и ордовикских отложений. Возвышенность к югу от уступа, сложенную ордовикскими породами, называют ордовикским плато, (на территории Ленинградской области - Ижорская возвышенность).

Балтийско-Ладожский уступ пересекается с целым рядом рек, среди них Нарва, Луга, Ижора, Тосна, Пирита, Ягала. Пересекая глинт, реки образуют пороги и водопады, крупнейший из которых - Валасте - имеет высоту 30,5 м. Берега рек, в местах пересечения глинта, часто обнажают древние известняки.

Из этих известняков построены Староладожская крепость, Нарвский замок, Копорье, Ям, Ивангородская крепость, Орешек (Шлиссельбург), старый Таллин. Этим же известняком облицован Казанский Собор в Санкт-Петербурге.

Петергофские фонтаны тоже функционируют благодаря глинту. Большой каскад и прочие фонтаны расположены под уступом, а питающие их водоёмы наверху, что и позволило выстроить самотечную систему.

Возник же глинт после отступления древнего моря и ледника примерно 11 тысяч лет назад.

И в районе Водховстроя геолог-любитель может найти для себя немало интересного, благо, породы в Волховском каньоне представлены, как в витрине.



Так выглядит глинт на берегу Балтики. В Районе Волховстроя не хуже.

Ну да бог с ней, с геологией, зубодробительная дорога, подотчётная местному муниципалитету, кончилась и мы покатили дальше по ровному асфальту. Катить вдоль Ладоги нам предстояло ещё километров 150.

Дорога тут к озеру почти не выходит, но ехать всё равно интересно. Долго ли, коротко ли, но добрались мы до реки Сясь и города Сясьстрой. Городок довольно приятный. Весьма приличная в этом месте река Сясь его однозначно красит, как и мост через неё, совмещённый с развязкой. Ещё из достопримечательностей мы успели заметить Успенскую церковь с колокольней, построенную в довольно оригинальном стиле.



Успенская церковь в Сясьстрое.

И вот в этом славном городе с нами произошёл случай, послуживший предметом шуток аж до Петрозаводска.

Мы уже выбирались из города, когда на нашем пути встретилась Пятёрочка. Эка невидаль, скажет кто-то, уж чего-чего, а Пятёрочек с Магнитами на просторах нашей необъятной хоть попом жуй. И это будет правдой. Но мы, как раз, испытывали насущную потребность в магазине. Во-первых, мы выпили всю воду (Всем на Севере хорошо, только жарко), во-вторых нам с Павлом надо было пополнить запас сигарет и, в третьих, нам не помешал бы батон на ужин. И вот Павел заехал на стоянку, подхватил сумочку-инфарктницу и двинулся в сторону магазина. Я же, терзаемый жарой и ленью, остался в машине, попросив купить никотиновых палочек и на мою долю.

Павел скрылся в недрах Пятёрочки, а мы некоторое время страдали в машине. Вдруг Любовь Александровна оживилась и со словами: «Там кондиционер», двинулась по стопам супруга. Я лениво проводил её взглядом, а Настя сёрфила в интернете и не имела времени, чтобы отвлекаться на всякие глупости.

Через некоторое время я понял, что супруги Петровы задерживаются. И хорошо задерживаются. Из этого неумолимо следовало, что Любовь Александровна нашла Павла Валерьевича, а так же то, что несчастная Пятёрочка отдана на поток и разграбление. Если бы Павел остался в магазине без присмотра супруги, он бы уже вернулся. Ведь оно как, если мужчина пошёл в магазин за хлебом и сигаретами, то он купит хлеб и сигареты, ну, ещё пару пива на вечер и всё. Ведь при нём нет супруги, способной указать на массу совершенно необходимых вещей. В этот раз супруга с Павлом была...

Появились супруги Петровы спустя примерно пол часа. Мой друг вышагивал уже не столь горделиво, ибо этому мешали два ОЧЕНЬ ОБЪЁМНЫХ ПАКЕТА. И арбуз, заключённый в экофриндли сетчатую сумочку, именовавшуюся во времена моего пионерского детства просто авоськой.

- Мы купили арбуз! - озвучила очевидное Любовь Александровна, садясь в машину.

- И надувную карусель в придачу, - хмыкнул Павел Валерьевич, бросая мне пачку сигарет.

Так арбуз стал нашим попутчиком до самого Петрозаводска. Ей-богу, его даже жалко было есть, после того, что мы вместе пережили.

А дальше была дорога. Не без приключений, разумеется. Сначала мы свернули не туда и вернулись. Потом уже выяснили, что навигатор был тоже прав, и по этой дороге мы вышли бы к пункту назначения. Ещё бы и грибов набрали, может быть. Местные рассказали, что они по этой дороге за грибами ездят, но не срослось. Потом мы проскочили поворот и совершили незапланированную экскурсию по Старой Слободе, но с помощью аборигенов всё же нашли наш отель. Вселились, бросили шмотки, поставили машины и пошли гулять и тут выяснилось, что у нас на маршруте имеется незапланированный архитектурный объект - Свято-Троицкий Александро-Успенский монастырь. Эдакий уголок московского стиля на Севере. Разумеется, пройти мимо мы не могли.

- Топа-топа-топа, - сказала Любовь Александровна, оторвав нас с Павлом Валерьевичем от пива, которое мы собирались распить на веранде нашего домика. Тогда мы ещё не знали, что эта фраза ставит девизом поездки. Мы пожали плечами и пошли окультуриваться.

И нисколько не пожалели. К сожалению или к счастью, мы в тот вечер оказались в ситуации «Солнце опускается, муравейник закрывается, а муравьишке домой пора». Так что знакомство с монастырём превратилось в рекогносцировку. Но даже того, что мы увидели,хватило для принятия решения о детальном знакомстве с неожиданно подвернувшимся объектом. Утром. А пока мы просто гуляли.



Вид на соборный храм из-под арки монастырской ограды.



Вид на храмовый корпус монастыря от сувенирного базарчика возле келейного корпуса



Вид на келейный корпус со стороны храмового корпуса



Соборный храм в лесах.

А когда мы обогнули монастырь и углубились в дебри Старой Слободы, нас ждал культурный шок.



Культурный шок.

Находясь на севере Ленинградской области, ожидаешь чего у годно, но не коттеджа, построенного в конструктивистско-средиземноморском стиле. Однако, как говорили в культовом фильме ДМБ:

- Ты суслика видишь?

- Нет.

- И я не вижу, а он есть!

Мы с Настей сразу попали на профессиональную волну, установили первоисточник вдохновения автора проекта, поделились тем, что сами сделали бы из этого образца в рамках реальных и учебных проектов и были сражены фразой Любови Александровны:

- А мне не нравится. Мне бы красивый. С мезонинчиком.

Не найдя что возразить мы, с моей юной коллегой, замолчали и направили стопы свои в сторону нашего временного обиталища, где меня и Павла Валерьевича ждали давно заслуженное пиво (и итальянское красное вино, как выяснилось) на совершенно дикозападного вида веранде. А детальное знакомство с монастырём мы решили отложить на утро. И правильно сделали, но об этом в следующей части.

Архитектура, Русский север, История, Путешествия

Previous post Next post
Up