Предыдущие части:
Часть I, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/19897.html Часть I, Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/20006.html Часть II, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/20467.html Часть II. От Старой Ладоги до Рускеалы. Глава II. Александро-Свирский монастырь и трёхмерная дорога.
Подъём нас случился не то, чтобы ранний, но точно не поздний. Окружающий четверг с нашей веранды выглядел свежо и бодро.
Вид с веранды.
Но пока мылись, брились, похмелялись собирались Солнце встало, хаба-хаба, жарко стало, хаба-хаба. В прочем, я забегаю вперёд. В 8:30, когда мы выдвинулись на завтрак в отельную ресторацию жара ещё не наступила. Ресторация, кстати, вполне ничего, интерьер оформлен с претензией то ли на Унесённых ветром, то ли на британский колониальный стиль и персонал, не смотря на ранний час, не сонный.
Дамы заказали себе по омлету, а мы с Павлом Валерьевичем брутально слопали глазунью. Кстати, я съел немало яичниц во всякоразличных едальнях разного класса, репутации и ценовой категории, разбросанных по нашей необъятной, но впервые столкнулся с тем, что глазунья штатно, по меню состояла из трёх яиц. Зачёт! Ставим псису.
Ресторация снаружи
Ресторация внутри.
- Топа-топа-топа, - жизнерадостно заявила Любовь Александровна, расправившись с завтраком.
Мы согласно кивнули и отправились знакомится с монастырём.
Александро-Свирский мужской монастырь основан в конце XV века св. Александром Свирским. Собственно, на момент основания монастыря, сей достойный муж в святых ещё не числился. Просто он, как и многие основатели монастырей, искал местечко потише и подальше от столичных дрязг, чтобы не отвлекали всякие. Глухой, на тот момент, Олонецкий край его вполне устроил.
Обитель по своей архитектуре является островком московской архитектурной традиции на Севере.
Архитектурный ансамбль монастыря может похвастаться аж семью примечательными объектами:
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Самое старое из монастырских строений. Построено в 1533-1536 г. и находится в Троицкой части монастыря. В ней наиболее заметны мотивы северного псковско-новгородского стиля, но храм, тем не менее, московский.
- Главки, купола, кокошники, сухарики, тяги, абсиды, барабан, восьмерик, гирька, дынька, - защебетали наперебой мы с Настей, тыкая пальцами и фотоаппаратами.
Редкие посетители покосились на на нас неодобрительно.
- А вот и закомара, - добил я их. - Всё же есть северное влияние!
Бабка из отряда «бабка церковная - передовой отряд сатаны» перекрестилась. К её удивлению, я не рассыпался.
- Нет, Денис Евгеньевич, это всё же кокошник, - не согласилась со мной Настя.
Бабка плюнула.
- Ладно, зайдём внутрь - разберёмся, - оставил за собой последнее слово я.
Справедливости ради, должен сказать, что Настя оказалась права.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с другого ракурса
Следующим по древности зданием Троицкой части монастыря является Троицкий Собор, построенный в 1695-1697 г. Он уже классически московский.
Троицкий Собор. Жаль только, что глава в лесах.
Он же с другого ракурса
Внутрь пускали и мы этим воспользовались. Внутри оказалось более чем интересно.
Своды и затяжки из сварочного железа на гульбище
Кирпичный пол из крупноразмерного кирпича. Очень характерно для Севера. Мы потом встретим его и на Валааме, и на Соловках, и в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях.
Портал входа
Протесное окно и вид из него
Но самое интересное было дальше - в самом храме. И это фрески, дамы и господа! Фрески, написанные в тот недолгий период, когда элементы светской живописи начали проникать в строгий православный изобразительный канон. В архитектуре тогда же зародился стиль московского или Нарышкинского барокко и этот новый живописный стиль очень даже подошёл архитектурному.
Ведь прелесть же!
Местами похоже на Караваджо
А вот тут, похоже, подновляли в более позднюю эпоху. Веке в XVIII
И здесь. Но всё равно хорошо!
Иконостас. Вышел не очень.
Заметили, как отличается настенная живопись от фресок XII века и росписей классической академической школы? Конечно, заметили. И мы ещё поговорим об этом в следующих частях.
Далее перед нами предстала звонница 1646 года постройки. Тоже весьма и весьма.
Звонница
И церковь преподобного Иоанна Дамаскина. Самая молодая в Троицкой части монастыря. Её построили уже при Петре Великом в 1716 году.
Церковь прп. Иоанна Дамаскина.
И на этом Троицкая часть монастыря закончилась. А вы вышли из ворот и топа-топа-топа через очень приятный сквер по берегу Рощинского озера.
Сквер и вид на Троицкую (более древнюю) часть монастыря от Преображенской части.
Вид на Преображенскую часть со стороны Троицкой.
В Преображенской части монастыря находятся более молодые, но не менее любопытные здания.
Начнём с Преображенского собора и Церкви Святых и праведных Захария и Елизаветы. Построен этот храмовый комплекс был в 1641-1644 г. (Преображенский собор), а церковь Захария и Елизаветы пристроили к нему в 1688 году и в её декоре элементы Нарышкинского барокко видны уже в полный рост.
Преображенский собори церковь Святых праведных Захарии и Елизаветы
Хороша и Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца 1791 года постройки, угнездившаяся над воротами Келейного корпуса. Тут у нас уже классицизм в полный рост, хотя некоторые барочные линии ещё проглядывают.
Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца
Ну и на закуску колокольня, построенная в 1903-1904 годах в модном тогда то ли неорусском, то ли неовизантийском стиле. Грань между ними весьма размыта и мне - инженеру без эстетического образования определить её трудно.
Колокольня.
Словом, экскурсия получилась незапланированная, но весьма полезная, приятная и поучительная.
- Ехать надо, - сказал Павел Валерьевич, глядя на часы и закуривая.
- Угу, - кивнула команда путешествующих и бодро потопала в сторону отельной парковки.
Но Свирский край приготовил для нас ещё один сюрприз. Скажите, вы слышали когда-нибудь о Свирском кружеве? Я вот не слышал до того дня, но с меня и спрос короток - мужикс-с. Но ведь наши дамы тоже не слыхали. И родственниц своих и знакомых я опрашивал - не знали. А, меж тем, даже меня - человека от всякого шитья, кройки, вязания и прочей аппликации бесконечно далёкого, проняло.
Свирское кружево во всех его проявлениях
И узорах
И манерах исполнения
А ещё в этом, снаружи совершенно невзрачном железном магазинчике, торговала безумно интересная продавщица. Во-первых, она оказалась нашей землячкой - родом из Ржева, который, как известно, второй по величине город Тверской губернии, во вторых, эта во всех отношениях почтенная и приятная пожилая дама была человеком по-настоящему увлечённым своим делом - сохранением и развитием Свирского кружева. Так что мы услышали очень интересную и добротную лекцию об истории, традициях, современности, стилях и технологиях этого промысла. Я, в виду недостаточных базовых знаний, понял немногое: это кружево вяжут только крючком, в совершенно традиционном случае - исключительно из льна, свирское кружево, в отличии от других, сохранило наиболее архаичные типы индоевропейских узоров - в основном, солярных символов, характерных не столько для кружева, сколько для славянских и финно-угорских вышивок, крахмалить это кружево ни в коем случае нельзя, хороший лён достать очень тяжело.
Любовь Александровна же и Анастасия Павловна слушали с не меньшим интересом и, явно, с более глубоким пониманием, так что за частностями, подробностями и более полной картиной попрошу к ним.
А дальше мы попрыгали в машину и покатили по прекраснейшей, живописнейшей и совершенно трёхмерной дороге Лодейное Поле - Сортавала. Дорога сия проходит по берегу Ладоги и, слава богу, что её отремонтировали, иначе при таких зигзагах, подъёмах, спусках, скальных стенках и обрывах на ней было бы воистину тяжко.
Трёхмерная дорога. Где-то недалеко от Сортавалы.
Для оценки степени трёхмерности и качества покрытия.
Вот тут нас с Павлом Валерьевичем накрыл когнитивный диссонанс. К трёхмерности дорог в Карелии и на Кольском полуострове мы давно привыкли. Но эта самая закрученность в пространстве в нашем сознании жёстко ассоциировалась с колдобинами и подпрыгиваюшей на них «буханкой», а так же с зелёными лицами тех сопоходников, кому природа не дала столь крепкого вестибулярного аппарата. А тут Швейцария какая-то, блин!
И ещё один когнитивный диссонанс настиг нас в пути. В Карелии не было ни единого комара, ни единой мошки, ни одного слепня и мокреца!
Видимо, в результате серьёзного нервного потрясения 0тдельно взятого меня, в нашу походную группу в Ватсапе полетела слезница следующего содержания:
«Истину говорю вам, братья и сестры, последние времена настают! Во Олонецком воеводстве, аще Карелией именуемом, тракты во все веки зало извилисты и колдобинами покрыты быша. И шли они завсегда с горки на горку, так, что телегу самобеглую с горки той не вдруг и спустишь. А ещё заводили пути сии в болота непролазные, чтобы ворог лютый, бесом лютеранским понукаемый, пути-дороги не нашёл да в трясинах и сгинул. И не сыскать на тех трактах было ямов, где бы путникам оваса для колясок самобеглых по подорожной али за алтын серебряный выдали. От века так повелось и стояло на том воеводство Олонецкое.
Ныне же ехали мы с боярином Павлом и семейством его на возке самобеглом по воеводству Олонецкому от озера Нево до Онеги-озера и дивились зело: путь наш аки скатерть ровен и копьё прям бысть. Горы по тракту тому сровняны, болота засыпаны, леса нехоженные вдоль тракта повырублены. И ямов вдоль тракта с овсом для колясок самобеглых наставлено изрядно, аки в странах полунощных: Финляндии чухонской, королевстве Свейском, да королевстве Нурманском, где Лютеру поганому поклоняются.
И дивились мы с боярином Павлом на чудо сие, дотоле в воеводстве Олонецком невиданное. И судиша здраво порешили - не к добру сие! Ибо от пращуров заведено, что пути в воеводстве Олонецком зело извилисты бысть и вести с горы в болото, а новин Лютеровых православному люду не надобно, ибо есть то противно пращурами заповеданному.
Плюнули мы с боярином Павлом и глаголали: «Сгинь прелесть Лютерова сатанинская, изыди, нечистый дух!». Но не сгинуло, не рассыпалось наваждение, не растворилось в аэре то основ потрясение и скреп разгибание. И опечалились мы с боярином Павлом и плакались горько, ибо последние времена настают!»
Народ ржал и требовал продолжения. Пришлось сделать рубрику ежедневной. Вот так - инициатива наказуется исполнением.
А ещё на этом пути мы купались в Ладожском озере. Великолепно, доложу я вам - никакого Средиземного моря не надо! А в процессе поиска съезда к пляжу, весьма озадачили разводчиков той самой «форели из Карелии», что рекламируется у нас на каждом заборе. Мужики изрядно удивились, когда на их базу из тайги по НАСТОЯЩЕЙ карельской дороге выполз наш пепелац. Неудобно получилось, да. Зато потом какой роскошный был пляж...
И напоследок. Я ещё ни разу не ездил по дороге, которая бы так свивалась в спираль ДНК с железной. Железку мы пересекли 11 раз. Одну и ту же.