Как мы по Северу прокатились, или "Всё на Севере хорошо, только жарко".

Feb 10, 2023 08:07


Часть IX. Ферапонтов монастырь. Глава II. Фрески Дионисия, часть первая.

Итак, перейдём к тому, зачем, собственно, большинство людей едет в Ферапонтов монастырь - к фрескам Дионисия.

Давайте сначала проясним, а кто же такой Дионисий? Лезем в эти ваши интернеты и выясняем, что это один из Великой Троицы русских иконописцев. Кроме него в неё входят Феофан Грек и Андрей Рублёв. Многие искусствоведы сравнивают их творчество с итальянским Возрождением и, по моему скромному мнению, они правы. Действительно, влияние этих художников на Русское изобразительное искусство аналогично тому, что оказали на мировое искусство великие итальянцы. Да они и современники. Годы жизни Дионисия 1440 - 1508, Леонардо да Винчи - 1452 - 1519, Микеланджело  - 1475 - 1564.

Сам же Дионисий происходит из древнего рода Чирковых и происходил из «детей боярских» - служилого военного сословия. Является первым светским живописцем в России. По крайней мере, о других данных не сохранилось.



Первый крупный заказ, согласно летописям, мастер получил в 1460-е годы. Его пригласили расписывать собор Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре, неподалеку от Калуги. Живописцы в то время работали артелями, группу обычно возглавлял опытный художник. Старший мастер создавал общую концепцию росписи и выполнял самые важные участки - остальные участники трудились под его руководством. Так же потом работал и Дионисий. Во главе артели, куда он входил, стоял старец московского Симонова монастыря Митрофан - ученик Андрея Рублёва. Именно он и стал учителем Дионисия.

Там молодого живописца заметил сам великий князь Московский Иван III и с тех пор оказывал ему покровительство. В начале 1480-х артель уже во главе с Дионисием пригласили в Москву, чтобы расписать Успенский собор Кремля. Дионисий работал над фресками и образами для иконостаса. За работу ему заплатили 100 рублей - колоссальные, по тем временам, деньги.

В 1482 году Дионисий написал знаменитую икону Богоматери Одигитрии, хранящуюся сейчас в Третьяковской Галерее.

Потом был Успенский собор Иосифо-Волоцкого монастыря. Дионисий работал уже вместе с сыновьями. Артель писала фрески и образы для иконостаса, всего художники выполнили около 90 икон.

В 1490-х годах Дионисий с сыновьями отправился на север, в окрестности Вологды, где строились новые каменные храмы на месте прежних деревянных. В соборе Павло-Обнорского монастыря мастер работал над иконостасом. Из него до наших дней дошли несколько икон: «Спас в силах» и «Распятие» хранятся сегодня в Третьяковской галерее, «Уверение Фомы» - в Русском музее.

В 1500-1502 годах Дионисий с сыновьями и подмастерьями расписывал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Исследователи предполагают, что это последний крупный заказ живописца. Стенопись собора - единственная работа артели, которая хорошо сохранилась до наших дней, фрески не пострадали от поздних записей. Они располагаются на всей внутренней поверхности строения и насчитывают около 300 композиций. На северной стене церкви находится подпись, которая подтверждает авторство художника: «А писцы Дионисий иконник со своими чады».

Вот об этом я сейчас и постараюсь рассказать. Начну с того, что экскурсия организована очень грамотно.

Сначала вы входите, поднимаетесь по лестнице, а на лестнице - вот это.



Надвратная икона.

Вы поневоле останавливаетесь и начинаете рассматривать. Ровно пока не наберётся группа - в собор пускают дозированно, т.к. толпа фрескам вредна. Как и мороз, и высокая влажность. Ещё в билетной кассе честно предупреждают, что при температуре ниже +5°С или влажности выше 80% экскурсии не проводятся. Так что выбирайте сухую и тёплую погоду.

Ну вот, группа набралась и начинается собственно экскурсия. В начале  вам показывают вот этот фильм.

image Click to view



И это правильно! После него сами фрески воспринимаются острее и есть эффект узнавания. Затем вы идёте непосредственно в собор, где вам выдают схемы стенописи.



Чёрно-белую



И цветную.

Потом вас подводят приводят на паперть собора (её пристроили позже) и ставят перед порталом входа и одной из немногих сохранившихся наружных фресок древнерусских храмов.



Портал входа.

Роспись портала повествует о Рождестве Богородицы, причём, сюжет раскрыт очень подробно - аж в четырех фресках. Эдакая своеобразная подготовка к тому, что ждёт внутри храма.

Вы входите и... Как бы вас не готовили, пардон, обалдеваете. Охра, темпера, лазурь, киноварь бьют вас по глазам, мистическое освещение храма добавляет потрясения... И вы начинаете метаться по храму, как безголовая курица, заполошно щёлкая фотоаппаратом, в надежде запечатлеть эту действительно неземную красоту, которую не может передать ни одна фотография. Ладно, моя не может передать.

А на вас с ироничной усмешкой смотрят служители музея - не вы первый, не вы последний.

















Но вот выброс адреналина заканчивается, броуновское движение народа несколько упорядочивается и вы вспоминаете, что у вас есть схема. Включается объективно-исследовательская реакция и вы начинаете не только восхищаться, но и изучать.

Я, например, придя в себя, первым делом посмотрел наверх и увидел там систему  сводов и подпружных арок, опирающихся на четыре квадратных столпа, образующих три продольных нефа (да, инженер-строитель неисправим). Потом я постарался это заснять. С -дцатой попытки получилось. Я сам удивился.



Своды и барабан собора.



А это фото с сайта музея.

В процессе рассмотрел даже голосники - вмурованные в стену для улучшения акустики горшки. Видите чёрные точки на фотографии?

А потом обратился к схемам и заранее купленному путеводителю. Цитирую: «Сосредоточием росписи является цикл из 25 композиций Богородичного Акафиста, занимающих столпы, стены и примыкающие своды. На арках 64 медальона с полуфигурами ветхозаветных праведников. Вселенская иерархия изображений святых, жизни Богородицы и Христа, притч и поучений завершается изображениями семи Вселенских соборов, которые раскрывают тему борьбы за догматическую чистоту православной церкви и Торжество Православия»

Я начал искать. На куполе барабана, понятно, Христос Пантократор или Вседержитель. Ниже - между окнами, разумеется, архангелы: на 11 часов - Михаил, по часовой стрелке от него, кажется, Гавриил, далее не знаю кто, потом Уриил, пятого и шестого тоже не опознал.



Христос Пантократор в окружении архангелов.

Опять цитата: «В основании светового барабана изображена праматерь Ева и полуфигуры праотцов из Ветхого завета (Адам, Авель, Енос, Мафусаил, Мельхиседек, Енох, Аред, Ной, Сиф). На парусах, как обычно, евангелисты и четыре образа Христа (на убрусе, на чрепии, Христос Отрок и Христос в зрелом возрасте)»

Наверное, это они.



Основание светового барабана. Уж как смог сфотографировать.

Вот тут подробно описано кто есть кто на барабане и парусах. Писали и фотографировали специалисты.

В конхе алтарной аспиды (на куполе над алтарём) - Богоматерь с Младенцем на престоле в окружении архангелов Михаила и Гавриила.



Конха алтарной аспиды.

А на стенах алтарной аспиды - символическое изображениелитургии, которая как будто всегда происходит в алтаре.



Общий вид алтарной аспиды. Белые фигуры на стенах - это священники, служащие литургию.



Вот тут лучше получилось.

В люнетах арок (у основания барабана) изображены «Учения отцов церкви»: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Злотоуста. Общий план у меня есть на фото «Своды и барабан собора», а вот на крупные планы опять пришлось ограбить сайт музея.

В люнете южной стены у нас возле фонтана истины сидит св. Василий Великий архиепископ Каппадокийский и Кесарийский, а люди, жаждущие приобщиться к истине, протягивают к струям свои кубки.



Учение св. Василия Великого

На северной стене разместился св. Иоанн Златоуст архиепископ Константинопольский. Он расположился на берегу моря, а люди черпают истину из волн у его ног.



Учение св. Иоанна Златоуста.

Рядом и св. Григорий Богослов. Символом его учения служит речной поток, к которому припадают жаждущие, и свиток в руках Святителя. Свитки также держат и пришедшие к нему. Вероятно, готовясь записать услышанное.



Учение св. Григория Богослова

В люнете восточной стены - Богоматерь Воплощения, изображённая на одном уровне со Святителями и в окружении ангелов. Богоматерь - живоносный источник символ источника жизни вечной. Образ, часто встречающийся в церковных песнопениях.



Богоматерь Воплощения

В сводах расположены евангельские сюжеты - чудеса и притчи, которые находятся в непосредственной близости от изображения Страшного суда, служат развернутым комментарием к нему. Страшный Суд в деталях на сайте музея.

Теперь давайте пройдёмся по притчам на сводах. Первая - «Притча о девах разумных и неразумных». Краткое содержание. Вышли девы навстречу жениху своему (Христу). Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники без масла, мудрые девы не забыли налить масло в светильники. Жених пришел, когда стало уже темно. Неразумные побежали за маслом, а разумные зажгли светильники и пошли на брачный пир, двери за ними затворились. Неразумные вернулись - двери закрыты. А Господь сказал: “Истинно говорю вам: не знаю вас”. Мораль: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». Евангелие от Матфея (25:1-13)



Притча о девах разумных и неразумных.

Вторая - «Лепта вдовицы» (слева) и чудо «Исцеление двух слепых» (справа). Первая история о том, как все клали деньги в сокровищницу. Богатые клали много. А бедная вдова положила мало. Но Иисус сказал, что она положила больше всех, потому что все клали от избытка, а она положила последнее. Вторая история, как Иисус исцелил слепых, так как они очень верили в это, но просил никому не говорить о чуде, но они тут же всем рассказали.



Лепта вдовицы и Исцеление слепых.

В главных люнетах расположены сюжеты праздничного цикла: «Собор Богоматери», «Покров Богоматери» и «О тебе радуется» - все изображения подчеркивают главную идею храма - почитание Богоматери.



Собор Богоматери.



Покров Богоматери



О тебе радуется

Здесь я, пожалуй, прекращу дозволенные речи, ибо размер поста в ЖЖ конечен. В следующем посте мы спустимся со сводов на стены. Там тоже много интересного.

Предыдущие части:

Часть I Глава I; Часть I Глава II;   Часть II Глава I; Часть II Глава II; Часть III Глава I; Часть III Глава II; Часть III Глава III; Часть IV Глава I; Часть IV Глава II; Часть IV Глава III; Часть IV Глава IV; Часть IV Глава V; Часть IV Глава VI; Часть IV Глава VII; Часть V Глава I; Часть V Глава II; Часть V Глава III; Часть V Глава IV; Часть V Глава V; Часть V Глава VI; Часть V Глава VII; Часть V Глава VIII; Часть VI Глава I; Часть VI Глава II; Часть VI Глава III; Часть VII Глава I; Часть VII Глава II; Часть VII Глава III; Часть VII Глава IV; Часть VII Глава V; Часть VII Глава VI; Часть VII Глава VII; Часть VII Глава VIII; Часть VII Глава IX; Часть VII Глава X; Часть VII Глава XI; Часть VII Глава XII; Часть VII Глава XIII, Часть VII Глава XIV, Часть VII Глава XV, Часть VIII Глава I, Часть VIII Глава II, Часть IX Глава I

Живопись, Ферапонтов монастырь, Архитектура, Русский север, История, Путешествия

Previous post Next post
Up