Часть IX. Ферапонтов монастырь. Глава II. Фрески Дионисия, часть первая.
Итак, перейдём к тому, зачем, собственно, большинство людей едет в Ферапонтов монастырь - к фрескам Дионисия.
Давайте сначала проясним, а кто же такой Дионисий? Лезем в эти ваши интернеты и выясняем, что это один из Великой Троицы русских иконописцев. Кроме него в неё входят Феофан Грек и Андрей Рублёв. Многие искусствоведы сравнивают их творчество с итальянским Возрождением и, по моему скромному мнению, они правы. Действительно, влияние этих художников на Русское изобразительное искусство аналогично тому, что оказали на мировое искусство великие итальянцы. Да они и современники. Годы жизни Дионисия 1440 - 1508, Леонардо да Винчи - 1452 - 1519, Микеланджело - 1475 - 1564.
Сам же Дионисий происходит из древнего рода
Чирковых и происходил из «детей боярских» - служилого военного сословия. Является первым светским живописцем в России. По крайней мере, о других данных не сохранилось.
Первый крупный заказ, согласно летописям, мастер получил в 1460-е годы. Его пригласили расписывать
собор Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре, неподалеку от Калуги. Живописцы в то время работали артелями, группу обычно возглавлял опытный художник. Старший мастер создавал общую концепцию росписи и выполнял самые важные участки - остальные участники трудились под его руководством. Так же потом работал и Дионисий. Во главе артели, куда он входил, стоял старец московского Симонова монастыря Митрофан - ученик Андрея Рублёва. Именно он и стал учителем Дионисия.
Там молодого живописца заметил сам великий князь Московский Иван III и с тех пор оказывал ему покровительство. В начале 1480-х артель уже во главе с Дионисием пригласили в Москву, чтобы расписать
Успенский собор Кремля. Дионисий работал над фресками и образами для иконостаса. За работу ему заплатили 100 рублей - колоссальные, по тем временам, деньги.
В 1482 году Дионисий написал знаменитую
икону Богоматери Одигитрии, хранящуюся сейчас в Третьяковской Галерее.
Потом был Успенский собор Иосифо-Волоцкого монастыря. Дионисий работал уже вместе с сыновьями. Артель писала фрески и образы для иконостаса, всего художники выполнили около 90 икон.
В 1490-х годах Дионисий с сыновьями отправился на север, в окрестности Вологды, где строились новые каменные храмы на месте прежних деревянных. В соборе Павло-Обнорского монастыря мастер работал над иконостасом. Из него до наших дней дошли несколько икон: «Спас в силах» и «Распятие» хранятся сегодня в Третьяковской галерее, «Уверение Фомы» - в Русском музее.
В 1500-1502 годах Дионисий с сыновьями и подмастерьями расписывал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Исследователи предполагают, что это последний крупный заказ живописца. Стенопись собора - единственная работа артели, которая хорошо сохранилась до наших дней, фрески не пострадали от поздних записей. Они располагаются на всей внутренней поверхности строения и насчитывают около 300 композиций. На северной стене церкви находится подпись, которая подтверждает авторство художника: «А писцы Дионисий иконник со своими чады».
Вот об этом я сейчас и постараюсь рассказать. Начну с того, что экскурсия организована очень грамотно.
Сначала вы входите, поднимаетесь по лестнице, а на лестнице - вот это.
Надвратная икона.
Вы поневоле останавливаетесь и начинаете рассматривать. Ровно пока не наберётся группа - в собор пускают дозированно, т.к. толпа фрескам вредна. Как и мороз, и высокая влажность. Ещё в билетной кассе честно предупреждают, что при температуре ниже +5°С или влажности выше 80% экскурсии не проводятся. Так что выбирайте сухую и тёплую погоду.
Ну вот, группа набралась и начинается собственно экскурсия. В начале вам показывают вот этот фильм.
Click to view
И это правильно! После него сами фрески воспринимаются острее и есть эффект узнавания. Затем вы идёте непосредственно в собор, где вам выдают схемы стенописи.
Чёрно-белую
И цветную.
Потом вас подводят приводят на паперть собора (её пристроили позже) и ставят перед порталом входа и одной из немногих сохранившихся наружных фресок древнерусских храмов.
Портал входа.
Роспись портала повествует о Рождестве Богородицы, причём, сюжет раскрыт очень подробно - аж в четырех фресках. Эдакая своеобразная подготовка к тому, что ждёт внутри храма.
Вы входите и... Как бы вас не готовили, пардон, обалдеваете. Охра, темпера, лазурь, киноварь бьют вас по глазам, мистическое освещение храма добавляет потрясения... И вы начинаете метаться по храму, как безголовая курица, заполошно щёлкая фотоаппаратом, в надежде запечатлеть эту действительно неземную красоту, которую не может передать ни одна фотография. Ладно, моя не может передать.
А на вас с ироничной усмешкой смотрят служители музея - не вы первый, не вы последний.
Но вот выброс адреналина заканчивается, броуновское движение народа несколько упорядочивается и вы вспоминаете, что у вас есть схема. Включается объективно-исследовательская реакция и вы начинаете не только восхищаться, но и изучать.
Я, например, придя в себя, первым делом посмотрел наверх и увидел там систему сводов и подпружных арок, опирающихся на четыре квадратных столпа, образующих три продольных нефа (да, инженер-строитель неисправим). Потом я постарался это заснять. С -дцатой попытки получилось. Я сам удивился.
Своды и барабан собора.
А это фото с сайта музея.
В процессе рассмотрел даже голосники - вмурованные в стену для улучшения акустики горшки. Видите чёрные точки на фотографии?
А потом обратился к схемам и заранее купленному путеводителю. Цитирую: «Сосредоточием росписи является цикл из 25 композиций Богородичного Акафиста, занимающих столпы, стены и примыкающие своды. На арках 64 медальона с полуфигурами ветхозаветных праведников. Вселенская иерархия изображений святых, жизни Богородицы и Христа, притч и поучений завершается изображениями семи Вселенских соборов, которые раскрывают тему борьбы за догматическую чистоту православной церкви и Торжество Православия»
Я начал искать. На куполе барабана, понятно, Христос Пантократор или Вседержитель. Ниже - между окнами, разумеется, архангелы: на 11 часов - Михаил, по часовой стрелке от него, кажется, Гавриил, далее не знаю кто, потом Уриил, пятого и шестого тоже не опознал.
Христос Пантократор в окружении архангелов.
Опять цитата: «В основании светового барабана изображена праматерь Ева и полуфигуры праотцов из Ветхого завета (Адам, Авель, Енос, Мафусаил, Мельхиседек, Енох, Аред, Ной, Сиф). На парусах, как обычно, евангелисты и четыре образа Христа (на убрусе, на чрепии, Христос Отрок и Христос в зрелом возрасте)»
Наверное, это они.
Основание светового барабана. Уж как смог сфотографировать.
Вот тут подробно описано кто есть кто на барабане и парусах. Писали и фотографировали специалисты.
В конхе алтарной аспиды (на куполе над алтарём) - Богоматерь с Младенцем на престоле в окружении архангелов Михаила и Гавриила.
Конха алтарной аспиды.
А на стенах алтарной аспиды - символическое изображениелитургии, которая как будто всегда происходит в алтаре.
Общий вид алтарной аспиды. Белые фигуры на стенах - это священники, служащие литургию.
Вот тут лучше получилось.
В люнетах арок (у основания барабана) изображены «Учения отцов церкви»: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Злотоуста. Общий план у меня есть на фото «Своды и барабан собора», а вот на крупные планы опять пришлось ограбить сайт музея.
В люнете южной стены у нас возле фонтана истины сидит св. Василий Великий архиепископ Каппадокийский и Кесарийский, а люди, жаждущие приобщиться к истине, протягивают к струям свои кубки.
Учение св. Василия Великого
На северной стене разместился св. Иоанн Златоуст архиепископ Константинопольский. Он расположился на берегу моря, а люди черпают истину из волн у его ног.
Учение св. Иоанна Златоуста.
Рядом и св. Григорий Богослов. Символом его учения служит речной поток, к которому припадают жаждущие, и свиток в руках Святителя. Свитки также держат и пришедшие к нему. Вероятно, готовясь записать услышанное.
Учение св. Григория Богослова
В люнете восточной стены - Богоматерь Воплощения, изображённая на одном уровне со Святителями и в окружении ангелов. Богоматерь - живоносный источник символ источника жизни вечной. Образ, часто встречающийся в церковных песнопениях.
Богоматерь Воплощения
В сводах расположены евангельские сюжеты - чудеса и притчи, которые находятся в непосредственной близости от изображения Страшного суда, служат развернутым комментарием к нему.
Страшный Суд в деталях на сайте музея. Теперь давайте пройдёмся по притчам на сводах. Первая - «Притча о девах разумных и неразумных». Краткое содержание. Вышли девы навстречу жениху своему (Христу). Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники без масла, мудрые девы не забыли налить масло в светильники. Жених пришел, когда стало уже темно. Неразумные побежали за маслом, а разумные зажгли светильники и пошли на брачный пир, двери за ними затворились. Неразумные вернулись - двери закрыты. А Господь сказал: “Истинно говорю вам: не знаю вас”. Мораль: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». Евангелие от Матфея (25:1-13)
Притча о девах разумных и неразумных.
Вторая - «Лепта вдовицы» (слева) и чудо «Исцеление двух слепых» (справа). Первая история о том, как все клали деньги в сокровищницу. Богатые клали много. А бедная вдова положила мало. Но Иисус сказал, что она положила больше всех, потому что все клали от избытка, а она положила последнее. Вторая история, как Иисус исцелил слепых, так как они очень верили в это, но просил никому не говорить о чуде, но они тут же всем рассказали.
Лепта вдовицы и Исцеление слепых.
В главных люнетах расположены сюжеты праздничного цикла: «Собор Богоматери», «Покров Богоматери» и «О тебе радуется» - все изображения подчеркивают главную идею храма - почитание Богоматери.
Собор Богоматери.
Покров Богоматери
О тебе радуется
Здесь я, пожалуй, прекращу дозволенные речи, ибо размер поста в ЖЖ конечен. В следующем посте мы спустимся со сводов на стены. Там тоже много интересного.
Предыдущие части:
Часть I Глава I;
Часть I Глава II;
Часть II Глава I;
Часть II Глава II;
Часть III Глава I;
Часть III Глава II;
Часть III Глава III;
Часть IV Глава I;
Часть IV Глава II;
Часть IV Глава III;
Часть IV Глава IV;
Часть IV Глава V;
Часть IV Глава VI;
Часть IV Глава VII;
Часть V Глава I;
Часть V Глава II;
Часть V Глава III;
Часть V Глава IV;
Часть V Глава V;
Часть V Глава VI;
Часть V Глава VII;
Часть V Глава VIII;
Часть VI Глава I;
Часть VI Глава II;
Часть VI Глава III;
Часть VII Глава I;
Часть VII Глава II;
Часть VII Глава III;
Часть VII Глава IV;
Часть VII Глава V;
Часть VII Глава VI;
Часть VII Глава VII;
Часть VII Глава VIII;
Часть VII Глава IX;
Часть VII Глава X;
Часть VII Глава XI;
Часть VII Глава XII;
Часть VII Глава XIII,
Часть VII Глава XIV,
Часть VII Глава XV,
Часть VIII Глава I,
Часть VIII Глава II,
Часть IX Глава I