1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 17
Почему именно юридическое образование любили получать больше всего раскольники? Потому что к концу девятнадцатого века их общины начали нести убытки из-за кризиса в промышленности. Государство любило грабить раскольников, отбирая у них капиталы и собственность. Им пришлось срочно повышать образование, осваивать рыночные правила и государственные законы. Поэтому дети староверов пошли в гимназии и университеты осваивать юридическую и экономическую науку. Денег на это общины не жалели, поэтому у таких студентов все складывалось отлично, как, к примеру, у Ильи Николаевича Ульянова и у его сына Владимира, который, даже будучи исключен из Казанского университета, сумел получить диплом. Советский миф о необыкновенных способностях юноши и его целеустремленности можно и не отвергать. Но без больших денег эти его качества, будь он бедным, ничего бы не стоили.
Юристы староверам понадобились в конце века. А еще раньше - учителя для народных школ. Богатства, которые раскольники заработали с помощью иностранного капитала, давшего немыслимый оборот их совместным предприятиям начиная с тридцатых годов девятнадцатого века, должны были воплотиться в изменение государственного устройства в угоду Европе. Романовы еще с Петра долго-долго думали, как преобразовать и переобучить Россию на европейский лад. А тут на помощь ей пришла сама Европа в лице староверов. Им понадобились толковые учителя, которые могли бы обучить крестьян мыслить - ведь только мыслящему человеку можно объяснить какие-то идеи, дать устремления, организацию. Об этом мечтала Екатерина, но ее испугал Емельян Пугачев. Это попытался внедрить в жизнь под влиянием либералов ее внук император Александр Первый. А чтобы консервативные дворяне его за это не наказали, как отца, Павла Первого, он отбыл в Европу на Венский конгресс и поручил все дело своему наместнику графу Аракчееву. И тот строго контролировал процесс образовательной реформы в России.
К началу XIX века общеобразовательная школа была представлена 2-х и 4-х классными народными училищами, находящимися в городах. Общеобразовательные гимназии были в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением. При Александре Первом
в 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, которое предусматривало новые принципы в системе образования: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ. В структуру учебных заведений входили: одноклассное приходское училище, 3-х классное уездное училище, 7-летняя гимназия в губернском городе, университет. Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Появилось 6 университетов: в 1802 году Дерптский, в 1803 году Виленский, в 1804 году Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 -м Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 году в университет. В 1832 г-м Виленский университет был закрыт, а в 1834-м был основан Киевский. Территорию России поделили на шесть учебных округов, которые возглавляли попечители. Над попечителями стояли ученые советы при университетах.
В 1804 г. вышел Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего округа. Тогда же вышел первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.
При Николае Первом образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян, уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей, гимназии для детей дворян и чиновников. В 1827 году был издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения с составлял принцип сословности и бюрократической централизации. В 1828 году школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на 3-и категории: для детей низших сословий - одноклассные приходские училища (изучались 4-е правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»). Для средних сословий, то есть, мещан и купцов - трехклассные училища (геометрия, география, история). Для детей дворян и чиновников - семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).
Илья Николаевич начал преподавать в очередную, похожую на принятую во время царствования Александра Первого, реформу образования при Александре Втором. Поэтому, несмотря на репрессии против революционеров, учителя-народники успешно распространяли свою подрывную деятельность в самых глухих уголках России. И дело успешнее шло там, где было больше общин староверов. В таком месте родился будущий соперник Сталина в ЦК КПСС - Сергей Миронович Киров. Настоящая его фамилия Костриков. Но он не мог носить ее при коммунистах, которые также, как и он, старательно прятали свое происхождение из раскольников. Он родился в городе Уржум Вятской губернии. В Уржуме была очень сильная община староверов поморского согласия. К которой, кстати, принадлежал Михаил Ломоносов. И если посмотреть, как шло развитие мальчика-сироты Сережи Кострикова, можно понять, как сумел «дойти пешком» до Москвы юноша-поморский старовер из Холмогор и сделать одну из величайших в мире карьер.
Костриков родился в год смерти Ильи Николаевича Ульянова, но во время, в которое уже развилось начатое им и его соратниками учительское дело в народе. Рано осиротев, как значится в его биографии, Сережа попал в приют, который содержали уржумские купцы, в том числе, большой купеческий род староверов поморского согласия Шамовых. За счет купеческой общины он учился в приходской школе, в городском училище, а репетиторами у него были «крамольцы» - сосланные политические, которых в здешних местах проживало очень много. Затем с рекомендательным писмом отправился - конечно же - в Казань! На обучение в университете Кострикова у купцов денег, видимо, не хватило, и он учился в Казанском низшем механико-техническом промышленном училище за счет земства и попечительского фонда городского училища Уржума. Но, скорее всего, дело было не в сэкономленных купеческих деньгах, а в профиле обучения: Сережа Костриков изучал механику и чертежи и рано познакомился с изготовлением взрывных устройств.
Он был меньшевиком, поддерживал в 1917 году Временное правительство, а к большевикам переметнулся только после победы Октябрьской революции. В 1919 году - уже не Костриков, а Киров - был председателем военно-революционного комитета, карательного органа, в Астрахани. 24 мая расстрелял крестный ход и курировал расстрел митрополита Астраханского Митрофана и епископа Леонтия. Был непримирим к священникам и к религии вообще. Но иначе у раскольника и быть не могло. Тем более, если он был воспитан староверами поморского несогласия - особенно агрессивной секты в отношении православия. И в том, что в раскольничей Астрахни он беспощадно уничтожал православных священников, вполне возможно, была месть за сгоревшие раскольничьи скиты в царствование Романовых. Наконец-то староверы смогли рассчитаться со своим врагом - Русской Православной церковью за все свои страдания.
При Кирове в Ленинграде снесли большое количество православных храмов, а при проведении паспортизации в СССР из города насильно выселили тысячи бывших дворян.
Вот так в одних российских учебных заведения в конце девятнадцатого века староверы на свои деньги, которые заработали с помощью иностранного капитала, учили террористов и безбожников, в других - юристов-адвокатов для будущей защиты этих террористов. А Романовы в это время радовались экономии бюджетных средств, которую давали им народные школы и университеты, содержавшиеся на средства всевозможных благотворительных фондов. Им же средства из казны были нужны, помимо всего прочего, и на обустройство членов императорской семьи. Например, дядя Николая Второго имел в год, помимо дохода полутора миллионов рублей от земель, лесов, рудников и другой личной собственности, 2,5 миллиона от казны, А помимо этого: 24 тысячи - как генерал, 50 тысяч- как командующий Петербургским военным округом, 40 тысяч- как член Госсовета, 25 тысяч - как член Кабинета министров, 30 тысяч - как Президент академии художеств. На эти деньги стада овец покрыли бы всю российскую землю от края и до края и дали бы возможность настричь крестьянам столько шерсти, что хватило бы полмира обмотать отечественным сукном. Но овец в России по-прежнему не хватало, а пряли из их шерсти сукно фабрики, профинансированные, еще с середины восемнадцатого века, англичанами.
Продолжение следует Староверы Ульяновы. Заговор купцов (Татьяна Алексеевна Щербакова) / Стихи.ру
Портал предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной поэзии.
stihi.ru