1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 12
Но попутно с насильственным, подобно тому, как произошло в Орехово-Зуево, отобранием капитала у «отбившихся от стада» купцов и промышленников в раскольничий общак, в старообрядческой оппозиции ковался опыт государственного переворота, подпитываемый теориями, приходившими с Запада, которые купцы-староверы не скупились оплачивать. Поэтому можно сказать, что все рабочие стачки и забастовки были, по большому счету, провокациями в отношении Дома Романовых, расшатыванием «больного зуба».
Революционный 1905 г. начался с январских событий в рабочем Замоскворечье. Отдельными общинами староверы жили во многих уголках и в центре Москвы, но доминировали они в восточных и юго-восточных районах за Садовым кольцом между нынешними проспектом Мира и Каширским шоссе. Территория современной Московской области, находящаяся между загородными продолжениями этих транспортных магистралей, также была в зоне их влияния. Там, на территории Рогожской общины, на улице, называвшейся "Старообрядческой", находился металлургический завод Гужона. Обитатели улицы одновременно были рабочими завода. Они и дали старт событиям того памятного года. Староверов-рабочих убеждали, что социальная справедливость не вечна, если зависит от воли иноверных частных собственников, и даже единоверных предпринимателей, вынужденных играть по правилам падшего мира. Староверы боролись не с владельцами фабрик, а с антихристовой властью, мешавшей по-христиански распоряжаться фабриками и заводами.
Баррикады отделили Пресню, Миусский, Бутырский, Сокольнический, Рогожско-Симоновский районы от центра. Из них определенно старообрядческими были Сокольнический и Рогожско-Симоновский, находившиеся в зоне влияния Преображенской и Рогожской общин. Большие дружины выделили фабрика старовера Мамонтова, мебельная фабрика Шмита, который имел сначала финансовый, потом родственный альянс со староверами и, наконец, принял старообрядчество. На помощь прибыла дружина рабочих-староверов из Шуи. Группировались повстанцы у Белорусского вокзала, где староверы-купцы выстроили дом для староверов-рабочих железнодорожных мастерских. А неподалеку на Бутырском валу разместилась Рахмановская старообрядческая община, чье влияние простиралось до Миусской площади. После 1905 года эта община так окрепла, что заложила в 1912 году храм, достроенный в советское время, когда на это появились достаточные денежные средства. Теперь он принадлежит Тверской общине. В этом районе на Лесной улице у РСДРП имелась тайная типография.
На Пресне баррикады защищали 150 федосеевцев Прохоровской мануфактуры. Формально православные Прохоровы были связаны родством с несколькими старообрядческими кланами. Сам Прохоров позже рассказывал, что кольцо баррикад доходило до «наших фабричных спален, домов и фабрик». В течение всех дней осады, с 9 до 17 декабря, он оставался на фабрике с повстанцами, не стал сотрудничать с «освободившими» фабрику карателями, а потом принимал на работу повстанцев, временно нашедших убежище в родных деревнях. Бастовавшие в 1905 году рабочие-староверы не только не тронули фабричной кассы Прохоровской мануфактуры и других ценностей, но и покидали баррикады, чтобы тушить пожар на складе, когда загорелась крыша после артиллерийского обстрела баррикад . У староверов формировалось правосознание, позволявшее им считать формально частную фабрику общинным достоянием. Лозунг «Фабрики - рабочим!» был лаконично сформулированным отражением мировоззрения рабочих-староверов. В знак общинной признательности героизму рабочих Прохоровской мануфактуры Зинаидой Морозовой в 1913-1915 годах был выстроен для них дом «дешевых квартир».
Не для того ли, чтобы это новое сознание укрепить в рабочих и заручиться их поддержкой в предстоящем государственном перевороте, после революции 1905-1907 годов в старообрядческую рабочую среду стали проникать марксисты? Важную роль в их распространении еще в конце XIX века внесли появившиеся в 1897 году «Пречистинские курсы». Созданные в общеобразовательных целях, они быстро превратились в рассадник социалистических теорий в рабочем Замоскворечье. Пока купцы-староверы не обращали серьезного внимания на курсы, те ютились в случайных, временных помещениях. Но марксисты делом доказали свою полезность. Летом 1905 года, когда контингент обучающихся на курсах вырос с 400 человек до 1500, началось строительство отдельного каменного трехэтажного здания на старообрядческие пожертвования в 85 тысяч рублей, собранные уже В.А. Морозовой, урожденной Хлудовой, сделавшей самый большой взнос. Землю выделила Городская Дума, которую после революции возглавлял старовер Гучков и в которой раскольники составляли большинство до 1917 года. В 1907 году строительство было закончено. В 1908-м, вопреки протестам меньшинства : «Они всяких социалистов читают, и за что им деньги будем давать?», Дума приняла решение выделить 2000 рублей на покрытие текущих расходов, а впоследствии, «признавая несомненную пользу Пречистинских курсов в деле искоренения невежества и распространения света знаний», утвердила ежегодную субсидию в 3000 рублей . Увлеченные противоборством с вековечным противником - Романовыми и Православной церковью, - староверы были готовы взять в союзники любого, кто своими действиями способствовал их целям.
Распространение социал-демократических воззрений в старообрядческой среде имело свое обоснование в сохранении прочного общинного начала в этой конфессиональной общности. Проблема русской общины во второй половине XIX века была в центре идейной борьбы различных общественных течений в России. Народники считали русскую общину и артель готовой ячейкой социализма. Бакунин, нашедший в Сибири практическое подтверждение теории самоуправления, стремился свои взгляды на общину утвердить и в Интернационале. Заинтересовался проблемой русской общины и Маркс. Не в последнюю очередь потому, что в I Интернационале дискутировалась аграрная проблема. Базельский конгресс Интернационала высказался за упразднение частной собственности на землю. Возникала мысль: не является ли община конкретной формой общественного землепользования? Он ознакомился с работами по этому вопросу Герцена, Чернышевского, Чичерина, Беляева, Ковалевского, Щапова и других, в том числе историков-архангелогородцев. Особый интерес, судя по пометкам на полях, у него вызвала статья Ефименко «Артели Архангельской губернии», помещенная в "Сборнике материалов об артелях в России». Маркс, справедливо считавший артель явлением не только русским, увидел, что русская артель имеет важную отличительную черту - она возникла в борьбе с суровой природой, что требовало массового использования человеческого труда. Иначе говоря, он признал русскую артель не столько исторически, сколько географически обусловленной реальностью.
Но был ли он действительно убежден или искренне заблуждался в том, что русская раскольничья община может стать прообразом коммунистического общества? «Может ли русская община... непосредственно перейти в высшую, коммунистическую форму общего владения?» - задавались вопросом Маркс и Энгельс в предисловии ко второму русскому изданию «Манифеста Коммунистической партии». Маркс склонялся к мысли, что может и что если этого не произойдет, то Россия «упустит наилучший случай, который история когда-либо предоставляла какому-либо народу, и испытает все роковые злоключения капиталистического строя». А старообрядческая община в России уже к этому времени демонстрировала чисто западный стиль обращения с деньгами, полнокровно играя на проценты и безбожно обирая своих собратьев. Она уже к этому времени стала той частью общества в отсталой России, которое жило по буржуазным правилам Европы и Америки и не собиралось строить никакого коммунизма, а лишь только и мечтало захватить власть в стране и все средства производства и людские ресурсы под свое беспредельное господство. Какой уж тут коммунизм! А ведь на этих ложных посылах Маркса потом строилась идеология самой большой страны в мире.
Раскол в русском православии в XVII веке начался с противоречий между старообрядческой и православной частями русского общества, а к концу XIX века дополнился еще и противоречиями в обособившемся старообрядческом ареале российской экономики. Борьба с домом Романовых и Русской Православной Церковью затрагивала интересы всех староверов. Это противоборство завершилось достижением старообрядчеством своих целей в период с 1905 года по февраль 1917-го, после чего на первое место в повестке дня выдвинулся конфликт отношений собственности внутри старообрядчества. Путь для его разрешения расчистил октябрь 1917 года. Численность и влияние старообрядчества придали процессу общероссийский масштаб. И тут на сцену вышел Ленин - фигура странная, противоречивая, во многом оболганная и пока неразгаданная.
Продолжение следует Староверы Ульяновы. Заговор купцов (Татьяна Алексеевна Щербакова) / Стихи.ру
Портал предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной поэзии.
stihi.ru