Староверы Ульяновы. Заговор купцов Татьяна Алексеевна Щербакова 8.

Jan 04, 2023 01:09


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

9

Редко выявление старообрядческих корней дается легко. Из записных староверов, т. е. тех, чье конфессиональное происхождение сомнений не вызывает, в эсдеках за малым исключением, людей почти не было, а те, что были, вроде А.Н. Потресова, с ленинской партией расстались до октября 1917 года. Люди, о которых идет речь, родились до 1906 г., когда метрические записи де-юре православных староверов были фикцией. В следственных делах, побывавших в руках полиции, содержатся сведения, соответствующие метрическим записям, т.е. фиктивные. Сведения о тех, кто погиб до 1917 г., как, например, Б.М. Донской, в отдельных случаях до наших дней дошли. С выжившими - сложнее. После революции большевики ответили на анкетный вопрос, когда они порвали с религией, не указывая вероисповедания, и вопрос был закрыт. Кем они были до того, как стать атеистами, из письменных источников установить трудно. Случаи, когда о члене РСДРП с 1906 г. и лауреате Сталинской премии Ф.В. Гладкове, о котором открыто сообщалось, что родом он из старообрядческой семьи деревни Чернавка Саратовской области, редки. Хорошо, если сохранились поселения, где помнят, какой веры были их обитатели более века назад. Самым надежным источником информации служат захоронения предков - староверы имели отдельные кладбища или специально отведенные участки на общих кладбищах.
Мысль о том, что Владимир Ильич Ленин из старообрядцев, мне пришла в голову неожиданно. Меня всегда поражала демонстрируемая после его смерти обстановка в местах проживания и работы вождя. Она резко отличалась от любой другой и аскетичностью и какой-то такой, я бы сказала, странной чистотой, которая для обычного жилища и не подходит. Даже две узкие убогие супружеские кровати поодаль друг от друга подчеркивали особенность и семейных отношений в этих поистине отшельнических местах. Дело в том, что меня воспитывала бабушка, неграмотная крестьянка из Калуги, места печального прибежища старца Аввакума и боярыни Морозовой в семнадцатом веке, бывшая замужем за выходцем из северных Олонецких земель, в семнадцатом веке обжитых раскольниками, которая, как я рано заметила, отличалась от окружающих нас людей. Она их сторонилась и никого не подпускала к себе в хорошие знакомые и тем более в друзья. В доме было строжайше заведено пользоваться своей отдельной посудой и полотенцем. Не помню такого случая, чтобы я когда-нибудь выпила воды из ее кружки, а она схватила мою. И почему-то крестили меня дома, а не в церкви, как я узнала случайно от своей матери. Культ чистоты, отдельной посуды и полотенец так и остался у меня на всю жизнь, эта привычка перешла и к моему сыну. Я давно заподозрила, что моя бабушка - из староверов. Но она сама никогда об этом не говорила, может быть, она даже и не знала об этом, потому что родилась всего за восемь лет до революции, а после нее распространяться о своих религиозных чувствах было не принято и опасно.
Но я, каждый раз внимательно вглядываясь в обстановку, окружающую Ильича, испытывала какие-то странные ощущения - чувство тревоги, что ли… И только недавно, наконец, поняла: не спальня это у Ленина и не кабинет, а скит отшельника, куда нет никому хода. Белые чехлы на мебели, перекочевавшие на знаменитые полотна художников,- не революционный дизайн восемнадцатого года прошлого века, а подчеркнутое отделение себя от прочего мира, брезгливость к чужому, которого по необходимости примут в этом «ските», но только заслонив места пребывания чужака белыми чехлами, которые тут же снимут и унесут, как только он уйдет. Я очень хорошо понимаю Ленина, которого успокаивали эти белые чехлы на мебели - как отгораживание от чужого нечистого мира. В доме моей бабушки, а потом и в моем, всегда с большим трудом и тревогой переносили и переносят посещения чужих людей. А если уж надо впустить кого-то непрошеного, то ковры в прихожей застилаются газетами и сразу после ухода случайных гостей сворачиваются и выбрасываются. Так делала моя бабушка, так делаю я, так делает мой сын.
Еще одна важная черта: абсолютное неприятие спиртного и табака в моей семье. И еще одна деталь: бабушка не терпела спиртного, табака и свинины - не за копытца, а из-за скоромности. Все это без всякого навязывания передалось мне и сыну.
Ленин, как известно, был аскетом, не пил, не курил и не любил застолья. Даже с вынужденных партийных вечеринок, по воспоминаниям соратников, он старался незаметно уйти и остаться один.
Британский историк Хелен Раппопорт охарактеризовал Ленина как требовательного, пунктуального, аккуратного, гениального и очень чистоплотного в быту. В этой особой чистоте, окружавшей его, видимо, ощущая ее особенность, он не усмотрел признак, устанавливающий барьер для «нечистых» чужаков.
Чтобы не казаться смешной в этих рассуждениях, приведу пример с Львом Толстым. Современная молодежь и знать не знает, почему он «опрощался» и что означают его борода и крестьянская старинная рубаха. Это признаки староверия, которое он и демонстрировал, отойдя от официальной православной церкви, став, по сути, беспоповцем. Именно его внешний облик, вошедший в историю, может помочь сегодня понять, кем же он был на самом деле. Православная церковь отлучила его, и Ленин не признавал в нем истинной веры и называл его юродивым, ряженым.
Но как же тогда быть с православием самого Ленина, о котором он, как и его отец, писал в анкетах? А староверы - православные, поклоняются Христу и ни в католичество, ни в его секты не обращались. Создали свои. Более того, к себе в общины они принимали представителей официальной веры и позволяли им далее демонстрировать эту принадлежность в миру, но тайно приобщали, то есть, перекрещивали. Иначе было и нельзя: находясь в « политическом подполье», они занимали высокие посты на государственной службе, вели легальную коммерцию, взяв под свое влияние две трети всей экономики России. Ленин и обвенчался с Крупской, стараясь скрыть свою принадлежность к раскольничеству, которая позволяла ему жить с женщиной в гражданском браке. Произошло это в православном храме в селе Шушенском, в церкви апостолов Петра и Павла, Жених и невеста демонстрировали во время обряда традиции Раскола. Это медные поддельные кольца из пятака, сверхскромную одежду жениха и невесты. Сам Владимир Ильич был в поношенном коричневом костюме, а Надежда Константиновна - в белой блузке и черной юбке. В советской истории эти факты преподносились как признак бедности и атеизма Ульянова и Крупской, что, понятно, не соответствовало действительности. И Владимир Ильич, и Надежда Константиновна принадлежали к какой-то общине староверов, которая их содержала, подготавливая к войне с Романовыми. Во время ссылки в Шушенском Ленин написал книгу «Развитие капитализма в России» и программу партии. Для этого ему потребовалось использовать 500 работ различных авторов, серьезные книги, которые нужно было доставлять в село через тайгу, за сотни километров от железной дороги. Не сами же они прилетали в Шушенское, кто-то их покупал и привозил сюда? Можно понять - кто, если принять к сведению, что Шушенское находится в Минусинском округе, а это и в то время и сейчас один из староверческих анклавов. Интересно, что сегодня евангельская церковь в Минусинске находится на улице Крупской.
А какова вера Надежды Константиновны - польки по происхождению? Судя по описанному поведению, которое она демонстрировала в девушках, и Крупская была из староверов, но западных - евангелистов. Надя, как пишут ее биографы, не каталась на коньках, не танцевала, не ездила на лодке, разговаривала только со школьными подругами и пожилыми знакомыми матери. Случайно ли Ленин выбрал село Шушенское для своей ссылки, когда ему судебные власти предоставили этот выбор? В Красноярском крае и тогда были очень сильные общины католиков и евангелистов, а сегодня здесь действует Сибирская епархия ассоциации христианских церквей и «Союз христиан».
Более ста лет уже существует ложное мнение о том, что «бедный» Ленин делал обручальные кольца из медного пятака за неимением средств на золотые. Если он имел средства на то, чтобы заполучить в таежное село огромную библиотеку из пятисот редких книг, то два золотых колечка купил бы, не заметив потери денег из семейного бюджета. Нет, в том, что он согнул два кольца из медного пятака, соединившего судьбы воинствующих женщины и мужчины, был особый смысл. Он пришел венчаться в православную церковь, но с символом бедности - разломленным медным пятаком для обручения. Этот символ - протест раскольников против официальной русской церкви. Но я вижу в нем и другой смысл - соединение натуральных денег и религиозного воздержания. В 1938 году, ровно через сорок лет, этот храм в Шушенском был сожжен по решению якобы местной власти. Но разве не символ староверия - сжечь себя в огне протеста? Ну и, конечно, чтобы подробных свидетельств того странного действа не оставить потомкам.
Очередной версией принадлежности семьи Ленина к раскольникам может быть семейный кодекс, принятый советской властью. Он от начала до конца списан с семейного уклада староверов-беспоповцев.
И именно раскрепощенные семейные устои беспоповцев-раскольников вошли в кодекс советской семьи, закрепленный Конституцией СССР.
Не надо забывать и о том, что Ленин выполнил главную мечту древлеправославных - перенес столицу из Петербурга в Москву.

Продолжение следует




Староверы Ульяновы. Заговор купцов (Татьяна Алексеевна Щербакова) / Стихи.ру

Портал предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной поэзии.

stihi.ru

кто есть кто, Религии, Ленин, history, разоблачая ложь, история, Крупская

Previous post Next post
Up