Староверы Ульяновы. Заговор купцов Татьяна Алексеевна Щербакова 2.

Dec 22, 2022 04:53

1.

4

Связанная с Романовыми кровавыми узами Смуты, Православная церковь вновь должна была оказать им поддержку. Вряд ли теперь можно точно определить, кто подсказал Алексею Михайловичу идею об обновлении церкви. Может быть, боярин Морозов, получивший ее от англичан, как, наверняка, и «мудрые» советы по соляной и медной денежным реформам, окончившихся крахом. Раскол имел богатый опыт в Европе с того времени, когда отколовшаяся от православия римская церковь начала распадаться на различные учения. В 16 веке Кальвин в Женеве создал свою церковь. Отсюда кальвинизм проник во Францию, Англию, во все европейские страны. Под знаменем кальвинизма именно в это время прошли революции в Нидерландах и в Англии, убившей своего короля Карла Первого из династии Стюартов. Главный признак кальвинистов-протестантов - мирской аскетизм.
Но русское церковное обновление планировало идти по другому пути, лишь введя новые знаки отличия от католических обрядов. Исполнителем был избран патриарх Московский и Всея Руси Никон. Ему были даны широчайшие полномочия на изменения в церковных обрядах по греческим образцам, которые бы внесли очевидные отличия между католиками и православными. Главное - византийское троеперстие, которое не только меняло наложение креста на чело и грудь истинно православных людей, но и изменяло для них сам лик Божий на иконах, которые предстояло перерисовать. Отнять эту святыню у русских христиан, на которую они привыкли молиться полторы тысячи лет, было нелегко. Никон применил зверский способ, повелев сжигать старые иконы. Крестящиеся двуперстием стали сжигать себя.
Собравшись присоединить к России ее исконные земли на восточной Украине, Алексей Михайлович был вынужден принять нововведения в церковных обрядах, чтобы вместе с населением окатоличенной местности в Россию не проникла чужая захватническая вера, которая принесла столько страданий русским в годы оккупации ее польскими интервентами в годы Смуты. Сейчас на Украине под польским гнетом страдали русские люди и просили о помощи русского царя. Запорожские казаки, руководимые гетманом Богданом Хмельницким, начали войну против Речи Посполитой и даже захватили Киев, но не смогли устоять перед армией противника. Польскому королю Стефану Батории помогал крымский хан. Россия откликнулась на призыв запорожцев и разрешила свободный ввоз туда хлеба, соли, оружия и пороха. Ближе всех была Астрахань и соляные копи армянских купцов Алабовых, которые снова богатели на государственных поставках продовольствия, теперь уже - на Украину.
Готовясь к войне с Польшей, Алексей Михайлович провел церковную реформу. Теперь Россия могла принимать к себе окатоличенные земли, имея основной резерв для приведения населения в однородное политическое состояние - новые церковные обряды, которые навсегда отделили их от католических. И хотя царь сделал очень тонкий дипломатический ход, устранившись, отдав церковную реформу в руки одному Никону, да еще объявив совместное с ним правление, что как бы снимало с него самого ответственность за нанесенный верующим тяжелый моральный урон, Россия получила такой страшный удар, от последствий которого не избавилась уже никогда и последствия которого оказались тяжелейшими и для нее и для всего мира. Она получила настоящую народную оппозицию - Раскол, который теперь исповедовал религиозные идеи сродни кальвинистским. Из чего можно понять, что Европа не дремала, а принимала деятельное участие в настроении растерявшихся верующих в России. Дождавшись лучшего политического момента - грядущей войны с Польшей - она создала в этой холодной стране оппозицию государственной власти, оппозицию, которая разрослась очень быстро и работала в интересах Европы. Теперь ей не нужно было думать, как торговать внутри страны без пошлин и без опасения быть изгнанной с внутреннего российского рынка - российский раскол прикрывал ее деятельность под видом отечественной коммерческой деятельности.
Естественно, у Раскола появился проповедник - старец Аввакум, обличающий обновленную церковь. А у него - весьма влиятельные сторонники. Одной из них стала боярыня Морозова, жена брата Бориса Морозова Глеба Ивановича. А ведь Алексей Михайлович поддерживал возле себя именно группировку Морозовых в соперничавшей с ними группировке Черкасовых, Романовых, Шереметевых. Даже тогда, когда брат его жены боярин Милославский провел финансовую реформу в России, вызвавшую медный бунт. Для того, чтобы поддержать военные расходы в войне с Польшей, Милославский предложил выпустить в обращение медную монету, которая бы ходила наравне с серебряной. Поначалу медные деньги народу понравились, но их выпустили столько, что стоимость монет упала, а правительство продолжало собирать налоги и таможенные пошлины только серебряными деньгами. В махинациях с медными деньгами был замешан и купец Шорин. Когда за серебряный рубль стали давать по 12-15 медных и цены резко поползли вверх, в Москве вспыхнул бунт. В городе появились листовки, в которых Милославского и Шохина объявили изменниками, находящимися в сношениях с поляками.
К этому времени Расколу уже исполнилось десять лет. Теперь многие купцы, не принявшие новую веру, вдруг начали быстро богатеть. Происхождение их богатства было, как и до сих пор говорят, таинственным, а на самом деле - иностранным: англичане делегировали им свои финансовые сделки, которые ранее осуществляли для них одни евреи. Раскольники будто бы и не заметили, как стали на сторону тех, кто нарушал заветы Христа, и в жаркой схватке с Никоном выплеснули с водой ребенка. Можно сказать, что именно с этого времени, с оформившегося в стойкую систему политического противостояния с официальной Церковью Раскола, и началось падение только начавшей править династии Романовых. Именно Раскол стал прибежищем для всех инакомыслящих и противоборствующих правящему престолу и той почвой, которую не уставали унаваживать своими деньгами страны Запада. И помогла им в этом религия христиан, которая считала грехом, приравненным к смертному - краже - ростовщичество. Христианская церковь называет ростовщиков богачами, наживающимися на чужом несчастье. Проповедники Иван Злотоуст и Василий Великий обличали в своих проповедях ростовщичество. Библейские и канонические запреты на него действуют и сегодня, говорят о нравственной недопустимости в межличностных отношениях отдавать деньги под проценты - ведь вслед за этим идут убийство и тюрьма. В книге Исход говорится: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста». В книге Левит: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего, чтоб жил брат с тобою. Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли».
Пророк Иезекиль полагает в числе самых важных беззаконий брать лихву и избыток. Пророк Давид описывает город, изобиловавший множеством беззаконий : «не оскуде от стогн его лихва и лесть». В Евангелии: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд». Святитель Григорий Нисский пишет: «И по Божественному Писанию, к числу возбранных дел принадлежит лихва и рост, и приобщении к своему стяжанию чужого, через некое преобладание, хотя бы то было под видом договора». Иоанн Злотоуст: «Под видом человеколюбия ростовщик роет яму глубже, помогая, теснит нищего, подавая руку, толкает его, по видимому вводит в пристань, а в то же время подвергает крушению, как бы направляя на скалы, утесы и подводные камни». Святитель Василий Великий: «Пей воды от своих сосудов». «Не ходи к чужим источникам, но из собственных своих каплей собирай для утешения в жизни. Ты без земли сеешь, не сеяв, жнешь», - это обращение уже к тем, кто берет кредиты под проценты. И это тоже - грех ростовщичества как средства приобретения предметов роскоши и удовлетворения женских прихотей, когда заемщик начинает жить не по средствам.
Папство уничтожило династию Медичи за то, что те слишком увлеклись банковской деятельностью наряду с евреями.
Но в книге Второзакония: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост, иноземцу отдавай в рост, чтобы Господь твой благословил тебя во всем, что делается твоими руками на земле, в которой ты идешь, чтобы овладеть ею». Евреям это дозволяет существование ростовщичества по отношению к иностранцам, не входящим в Израильское общество. Поэтому они еще в двенадцатом веке нанялись к монахам католического духовно-рыцарского ордена тамплиеров для сбора процентов с заемщиков в их крупнейших в Европе банках. В семнадцатом веке их нанимали англичане, которые по христианским законам не могли сами заниматься ростовщичеством. Эксплуатируя чужой грех корысти, они увлекли в это дело русских староверов, отдавая им деньги в рост для расширения купеческой деятельности.
Наверное, у англичан было особое отношение к себе именно в то время, когда в России объявились раскольники. К середине семнадцатого века в Англии произошел промышленный подъем за счет развития суконных мануфактур. Та самая овца, которая в России паслась на лугу всего три месяца в году и была главным «поставщиком» теплой одежды для жителей холодной страны, ее так и звали - шубной овцой, в Европе гуляла на травке девять месяцев в году и служила иным целям. Англия из овцы делала деньги, состригая их в виде шерсти и раздавая ее по крестьянским домам для пряжи и выделке сукна. Его хватало и для своих нужд и на продажу за границу. Но если в Англии тогда проживало пять миллионов человек, то в России - десять, и чтобы только обеспечить каждому жителю холодной страны одну шубу, ей надо было иметь, по крайней мере, пятьдесят миллионов овец. Такого количества животных в России негде было пасти и нечем было кормить. Поэтому в крестьянских семьях в лучшем случае было по одному тулупу на всех, и «работал» он долгие годы, переходя от поколения к поколению. В Англии же могли бы поклоняться агнцу, которого не приносили на заклание, а всего лишь стригли с него шерсть. Разумеется, англичане могли считать овцу подарком Божьим для них, а себя - избранным народом. И хотя это не помешало им убить своего короля Карла Первого Стюарта, чтобы совершить буржуазную революцию и поделить имущество убитого и церкви. При этом они исповедовали пуританство, бывшее противником пышных церковных обрядов и излишеств правящей власти. И конечно должны были соблюдать христианские заветы против ростовщичества даже за рубежами своей родины.
Видимо, раскольники разделили взгляды англичан на церковь, также исповедуя старую «чистую» веру ограничений, и доверились им в их совращающих действиях по втягиванию в ростовщическую деятельность. Но, может быть, русские раскольники оправдывали свой грех, глядя на погрязшую в роскоши официальную церковь Никона, который постоянно заказывал у армянских купцов немыслимо дорогие ткани для своих облачений и изысканные персидские яства и турецкие вина, строил себе роскошные палаты. Ведь он был сам царь на Руси! Излишества Никона и возглавляемой им церкви еще более отвергало от нее староверов и заставляло сближаться с иностранцами, евреями и противниками царской власти для укрепления сил, необходимых в борьбе за «чистую» веру.
Фамилия Морозовых вскоре стала знаменем раскольников. Произошло это накануне восстания под предводительством Степана Разина в 1770 году, когда русские купцы попросили Алексея Михайловича изгнать иностранных купцов с внутреннего российского рынка и оставить их торговлю только в портах. Запертые в Архангельске и в Астрахани англичане, в 1649 году вообще изгнанные с внешнего российского рынка и едва наладившие заново торговлю в России, нашли выход, подкупив донского атамана, уроженца станицы Зимовейской, дипломата, приводившего к присяге в российское подданство калмыков на их языке, и крестника губернатора Степана Разина. Англичанам был теперь нужен другой царь в России, и в стане Разина объявился лжецаревич Алексей. А Федосья Морозова в это же время распустила слух, что ее сын Иван - царский сын. Она вела активную переписку с Аввакумом, ссорилась с Алексеем Михайловичем, который, наконец, отошел от Милославских-Морозовых, женившись на Наталье Нарышкиной. Федосью арестовали и сослали сразу после казни Разина, как и Аввакума, в Калугу. В это же время при неизвестных обстоятельствах погиб ее сын Иван. Мужская линия Морозовых на нем прервалась. Но женская осталась и продолжалась в самых знаменитых российских фамилиях. Пока с помощью англичанина Кнопа снова не обрела себя как знамя русского Раскола в богатейшем купеческом семействе Саввы Морозова.
Степана Разина казнили, но его «столица» Астрахань так и осталась прибежищем российской вольницы, обителью раскольников.

5

В 2005 году в Санкт-Петербурге была издана уникальная книга уникального американского писателя Мануэля Саркиняснца «Россия и мессианизм», в которой автор, рожденный в Росси, но воспитанный на Западе, один из немногих подробно описывает рождение российской оппозиции - староверчества. Он опирается на множество документов и показывает знание русской жизни куда более глубокие, нежели за последние сто лет кто-либо из русских демонстрировал миру. Поскольку первые публикации моей книги вызвали весьма негативную реакцию некоторых читателей и абсолютное непонимание проблемы, то я считаю необходимым прямо в моей работе привести полностью две главы из книги Мануэля Саркисянца.

Продолжение следует




Староверы Ульяновы. Заговор купцов (Татьяна Алексеевна Щербакова) / Стихи.ру

Портал предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной поэзии.

stihi.ru

права человека, Религии, Ленин, history, разоблачая ложь, история, Крупская

Previous post Next post
Up