Сегодня в нашем проекте
История улиц мира 1944 год. Какими они были три четверти века назад?
Второй мировая катилась к своему концу, но большинство городов мира жили своей повседневной жизнью вдали от фронтов.
В настоящем обзоре мы будем идти с Запада на Восток, начав с тех, которые оказались наименее затронутыми войной.
На этом снимке Атланты фотограф Walter Sanders запечатлел собирательный образ крупного американского города 1944 году:
"Золотой век" американских трамваев подходил к концу. То, что многие наивно считают "естественными процессами развития городов и их транспортных систем", на самом деле было результатом преступного заговора монополий. Это они в своих корыстных интересах решали, на чём будут ездить и где жить миллионы людей.
Трагедия американского трамвая
подробно описана здесь.
General Motors совместно с Firestone Tire, Standard Oil of California и Phillips Petroleum с 1936 по 1950 через подставные компании скупали трамвайные линии и закрывали их. Применялись прямые угрозы, шантаж, обман и подкуп чиновников, использовались обширные связи руководства в правящих и банковских кругах. На смену трамваям постепенно пришли автобусы производства все тех же GM. Люди же, спасаясь от душного и вонючего нововведения, стали покупать личные авто.
Доклад бывшего советника Сената США Брэдфорда Снелла в 1974 году прославил "убийц трамвая" на всю страну.
За установленный судом факт заговора с целью уничтожения трамвайной системы США компания General Motors была оштрафована всего лишь на $5000, а каждый руководитель - на $1. Самое гуманное правосудие в мире (с).
Атланта, Персиковая улица (Peachtree street), фотограф Walter Sanders, 1944:
Нью-Йорк, театр "Маркиз" на Бродвее, 1944:
О войне напоминают только пешеходы в шинелях и слово "Victory" на одном из рекламных билбордов.
Весь этот живописный квартал с пятью (!) старыми театрами будет снесён в 1980-е для постройки огромного отеля «Нью-Йорк Марриотт Маркиз» (в который переедет театр "Маркиз").
Нью-Йорк, Пятая авеню, фотограф Charles Phelps Cushing, 1944:
Уличная сцена у Нью-Йоркской публичной библиотеки, 1944:
Серые небоскрёбы Чикаго в 1944 г.:
В годы войны в США было свёрнуто производство легковых автомобилей и начата кампания за экономию топлива. Правительство призывало граждан использовать автомобили для поездок коллективно, кооперируясь с соседями. Был даже такой плакат: "Если ты едешь в своём авто один, ты возишь Гитлера!".
Но изменить образ жизни нации заядлых автомобилистов такими мерами не особенно получалось, поэтому на многих снимках из 1944-го траффик не особенно отличается от довоенного.
Лос-Анджелес, Голливуд:
Несмотря на это царство автомобилей, трамвайные рельсы ещё присутствуют.
Ещё один типичный вид в Лос-Анджелесе 44-го:
Главная историческая улица Нового Орлеана (Канал-стрит), фотограф Walter Sanders:
В Новом Орлеане действует едва ли не самая старая в мире трамвайная система, непрерывно существующая с 1835 (!) года. Как и везде в США, в послевоенные годы она подверглась разгрому, но одна линия уцелела (Св. Чарльза). В 1980 г. для туристов отрыли ещё одну линию.
В результате растущего интереса к трамваям в 2004 г. была восстановлена линия Канал Стрит, через 40 лет после ее закрытия.
Главная улица Нового Орлеана (Канал-стрит) в 1944 г., фотограф Walter Sanders:
Забитый машинами Бостон около 1944 г.:
Главная площадь Мехико Сокало в 1944 году:
Такой её уже мало кто помнит. В 1958 г. с площади уберут трамваи и всю растительность, превратив в огромный каменный плац:
Теперь там удобно устраивать огромные сборища по любому поводу))
Теперь перенесёмся в Европу, города которой оказались затронуты войной в очень разной степени. А некоторые вообще не были затронуты.
Сумрачный и пропахший рыбой Рейкьявик 1944 года, площадь Lækjartorg:
Вот этот домик на курьих ножках - телефонная будка!
Теперь от того старого Рейкьявика теперь мало что осталось. Город постоянно перестраивали и дерево уступало место стеклу и бетону.
Вот так ныне выглядит этот уголок площади:
Стокгольм, улица Kungsgatan в 1944 г., обычная жизнь нейтральной столицы:
Как известно, Лондон довольно сильно пострадал от войны, но люфтваффе почему-то бомбило прицельно именно Сити (Старый город), тогда как остальная часть мегаполиса оказалась почти нетронутой. Об этом можно судить по представленным ниже фотографиям.
Лондон, Оксфорд-стрит, фотограф Frank Scherschel, 1944:
На главной торговой улице британской столице трудно сразу найти приметы военного времени.
Скопление дабл-деккеров и отдых горожан в одном из лондоских парков (кажется, Гайд-парк):
Конечно, на Острове в военные годы тоже был дефицит горючего и многим пришлось временно отказаться от поездок на личном автомобиле, но на автобус и такси бензина всё-таки хватало.
Как и Париже, в военном Лондоне резко выросла популярность велосида.
Внушительный велопоток на Кэмбридж-стрит в Лондоне:
Площадь Piccadilly Circus, как всегда, оживлённа и полна рекламы, но о войне напоминает укрытие статуи Антэроса (которое снимут только в 1947 году):
Обратите внимание, что у такси отсутствует дверь водителя! До сих пор не могу понять, зачем была эта фишка.
Знаменитая Трафальгар-сквер:
Сейчас там огромная пешеходная зона, после очередной реконструкции в начале 21 века.
Ещё одну "мировую столицу", по другую сторону Ла-Манша, война затронула далеко не самым страшным образом.
В отличие от Лондона, Париж не испытал разрушительных бомбардировок, но немецкая оккупация, конечно, наложила сильный отпечаток на его повседневную жизнь.
В самом автомобилизированном городе Восточного полушария с 1940 г. с улиц исчезли практически все автомобили, а также большинство автобусов (из-за дефицита горючего), поэтому горожанам пришлось пересаживаться на велосипеды или чаще ходить пешком.
Конечно, выручало метро, но вид у главных парижских магистралей быт тогда жутковато-пустынный.
Париж, замерший накануне освобождения (автор фото Андре Зукка):
Париж сразу после освобождения, фотограф Frank Scherschel, 1944:
Да, пародокасально, но тот город без машин с массовыми велосипедизмом был больше похож на "Париж здорового человека".
Велопарковка в Париже, первые дни после освобождения, фотограф Frank Scherschel, 1944:
Париж сразу после освобождения, фотограф Frank Scherschel, 1944:
Рим в июле 1944 года, сразу после освобождения от немецких оккупантов:
Бухарест летом 1944 г., накануне прихода советских войск:
Если бы не специфическая храмовая архитектура, тогдашний Бухарест вполне можно было бы принять за Буэнос-Айрес))
Хельсинки 1944 года после советского авианалёта (принуждение к миру):
Финны оказались тогда очень понятливыми и вовремя соскочили с горящего поезда Оси. Поэтому город Хельсинки не испытал больших разрушений и сохранил в целом довоенный облик.
А вот большинство немецких городов в 1944 г. подверглись ковровым бомбардировкам со стороны англо-саксов и превратились в скопление выжженных руин. Но даже среди этих руин продолжалась жизнь.
Как мы уже писали не раз, в тяжёлых военных условиях трамвай оказался самым "неубиваемым" видом транспорта.
Кёльн летом 44-го:
Предыдущие выпуски:
1934-36,
1937,
1938,
1939, 1940,
1941,
1942,
1943, 1944,
1945,
1946,
1947,
1948,
1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954,
1955,
1956,
1957,
1958,
1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965,
1966-улицы СССР/
1966-улицы мира,
1967,
1968,
1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975,
1976-улицы СССР/
1976-улицы мира,
1977,
1978,
1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985,
1986,
1987-улицы мира/
1987-улицы СССР,
1988,
1989, 1990, 1991,
1992,
1993,
1994, 1995,
1996,
1997,
1998,
1999, 2000,
2006