Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад?

Dec 25, 2019 12:05

Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1944 год. Какими они были три четверти века назад?
Второй мировая катилась к своему концу, но большинство городов мира жили своей повседневной  жизнью вдали от фронтов.
В настоящем обзоре мы будем идти с Запада на Восток, начав с тех, которые оказались наименее затронутыми войной.

На этом снимке Атланты фотограф Walter Sanders запечатлел собирательный образ крупного американского города 1944 году:




"Золотой век" американских трамваев подходил к концу. То, что многие наивно считают "естественными процессами развития городов и их транспортных систем", на самом деле было результатом преступного заговора монополий. Это они в своих корыстных интересах решали, на чём будут ездить и где жить миллионы людей.
Трагедия американского трамвая подробно описана здесь.
General Motors совместно с Firestone Tire, Standard Oil of California и Phillips Petroleum с 1936 по 1950 через подставные компании скупали трамвайные линии и закрывали их. Применялись прямые угрозы, шантаж, обман и подкуп чиновников, использовались обширные связи руководства в правящих и банковских кругах. На смену трамваям постепенно пришли автобусы производства все тех же GM. Люди же, спасаясь от душного и вонючего нововведения, стали покупать личные авто.
Доклад бывшего советника Сената США Брэдфорда Снелла в 1974 году прославил "убийц трамвая" на всю страну.
За установленный судом факт заговора с целью уничтожения трамвайной системы США компания General Motors была оштрафована всего лишь на $5000, а каждый руководитель - на $1. Самое гуманное правосудие в мире (с).



Атланта, Персиковая улица (Peachtree street), фотограф Walter Sanders, 1944:




Нью-Йорк, театр "Маркиз" на Бродвее, 1944:




О войне напоминают только пешеходы в шинелях и слово "Victory" на одном из рекламных билбордов.
Весь этот живописный квартал с пятью (!) старыми театрами будет снесён в 1980-е для постройки огромного отеля «Нью-Йорк Марриотт Маркиз» (в который переедет театр "Маркиз").

Нью-Йорк, Пятая авеню, фотограф Charles Phelps Cushing, 1944:




Уличная сцена у Нью-Йоркской публичной библиотеки, 1944:




Серые небоскрёбы Чикаго в 1944 г.:




В годы войны в США было свёрнуто производство  легковых автомобилей и начата кампания за экономию топлива. Правительство призывало граждан использовать автомобили для поездок коллективно, кооперируясь с соседями.  Был даже такой плакат: "Если ты едешь в своём авто один, ты возишь Гитлера!".
Но изменить образ жизни нации заядлых автомобилистов такими мерами не особенно получалось, поэтому на многих снимках из 1944-го траффик не особенно отличается от довоенного.

Лос-Анджелес, Голливуд:




Несмотря на это царство автомобилей, трамвайные рельсы ещё присутствуют.

Ещё один типичный вид в Лос-Анджелесе 44-го:




Главная историческая улица Нового Орлеана (Канал-стрит), фотограф Walter Sanders:




В Новом Орлеане действует едва ли не самая старая в мире трамвайная система, непрерывно существующая с 1835 (!) года. Как и везде в США, в послевоенные годы она подверглась разгрому, но одна линия уцелела (Св. Чарльза). В 1980 г. для туристов отрыли ещё одну линию.
В результате растущего интереса к трамваям в 2004 г. была восстановлена линия Канал Стрит​, через 40 лет после ее закрытия.

Главная улица Нового Орлеана (Канал-стрит) в 1944 г., фотограф Walter Sanders:




Забитый машинами Бостон около 1944 г.:




Главная площадь Мехико Сокало в 1944 году:




Такой её уже мало кто помнит. В 1958 г. с площади уберут трамваи и всю растительность, превратив в огромный каменный плац:




Теперь там удобно устраивать огромные сборища по любому поводу))

Теперь перенесёмся в Европу, города которой оказались затронуты войной в очень разной степени. А некоторые вообще не были затронуты.

Сумрачный и пропахший рыбой Рейкьявик 1944 года, площадь Lækjartorg:




Вот этот домик на курьих ножках - телефонная будка!

Теперь от того старого Рейкьявика теперь мало что осталось. Город постоянно перестраивали и дерево уступало место стеклу и бетону.
Вот так ныне выглядит этот уголок площади:




Стокгольм, улица Kungsgatan в 1944 г., обычная жизнь нейтральной столицы:




Как известно, Лондон довольно сильно пострадал от войны, но люфтваффе почему-то бомбило прицельно именно Сити (Старый город), тогда как остальная часть мегаполиса оказалась почти нетронутой. Об этом можно судить по представленным ниже фотографиям.

Лондон, Оксфорд-стрит, фотограф Frank Scherschel, 1944:




На главной торговой улице британской столице трудно сразу найти приметы военного времени.

Скопление дабл-деккеров и отдых горожан в одном из лондоских парков (кажется, Гайд-парк):




Конечно, на Острове в военные годы тоже был дефицит горючего и многим пришлось временно отказаться от поездок на личном автомобиле, но на автобус и такси бензина всё-таки хватало.
Как и Париже, в военном Лондоне резко выросла популярность велосида.

Внушительный велопоток на Кэмбридж-стрит в Лондоне:




Площадь Piccadilly Circus, как всегда, оживлённа и полна рекламы, но о войне напоминает укрытие статуи Антэроса (которое снимут только в 1947 году):




Обратите внимание, что у такси отсутствует дверь водителя! До сих пор не могу понять, зачем была эта фишка.

Знаменитая Трафальгар-сквер:




Сейчас там огромная пешеходная зона, после очередной реконструкции в начале 21 века.

Ещё одну "мировую столицу", по другую сторону Ла-Манша, война затронула далеко не самым страшным образом.
В отличие от Лондона, Париж не испытал разрушительных бомбардировок, но немецкая оккупация, конечно, наложила сильный отпечаток на его повседневную жизнь.
В самом автомобилизированном городе Восточного полушария с 1940 г. с улиц исчезли практически все автомобили, а также большинство автобусов (из-за дефицита горючего), поэтому горожанам пришлось пересаживаться на велосипеды или чаще ходить пешком.
Конечно, выручало метро, но вид у главных парижских магистралей быт тогда жутковато-пустынный.

Париж, замерший накануне освобождения (автор фото Андре Зукка):




Париж сразу после освобождения, фотограф Frank Scherschel, 1944:




Да, пародокасально, но тот город без машин с массовыми велосипедизмом был больше похож на "Париж здорового человека".

Велопарковка в Париже,  первые дни после освобождения, фотограф Frank Scherschel, 1944:




Париж сразу после освобождения, фотограф Frank Scherschel, 1944:




Рим в июле 1944 года, сразу после освобождения от немецких оккупантов:




Бухарест летом 1944 г., накануне прихода советских войск:




Если бы не специфическая храмовая архитектура, тогдашний Бухарест вполне можно было бы принять за Буэнос-Айрес))

Хельсинки 1944 года после советского авианалёта (принуждение к миру):




Финны оказались тогда очень понятливыми и вовремя соскочили с горящего поезда Оси. Поэтому город Хельсинки не испытал больших разрушений и сохранил в целом довоенный облик.

А вот большинство немецких городов в 1944 г. подверглись ковровым бомбардировкам со стороны англо-саксов и превратились в скопление выжженных руин. Но даже среди этих руин продолжалась жизнь.
Как мы уже писали не раз, в тяжёлых военных условиях трамвай оказался самым "неубиваемым" видом транспорта.

Кёльн летом 44-го:




Предыдущие выпуски:

1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/ 1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/ 1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/ 1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2006

kodachrome, urban evolution, История транспорта, Трамваи, 1940-е, agfacolor

Previous post Next post
Up