Сербия, город Пирот. Часть 2: Музей Понишавля

Jun 03, 2021 11:07

Продолжаю свой рассказ о зимовке 2020 года в сербском Нише. Ссылки на предыдущие посты:

Из Софии в Ниш, 8 января 2020 года.
Нишская стоматология и кладбище Первой мировой, 11 января 2020 года
Памятники императору, цыгану и вилке. 11 января 2020 года.
Нишская крепость, 11 января 2020 года.
Клинический центр в Нише, 12 января 2020 года.
Болгарская Сербия, город Босилеград, 18 января 2020 года. Часть первая
Болгарская Сербия, город Босилеград, 18 января 2020 года. Часть вторая
Ниш: два современных храма, январь 2020 года.
София, стадион "Болгарска армия" и история клуба ЦСКА, 25 января 2020 года.
София, парк "Борисова-градина". 25 января 2020 года
София, военно-исторический музей (внутренняя экспозиция). 25 января 2020 года.
София, военно-исторический музей (внешняя экспозиция). 25 января 2020 года.
Нишский конструктивизм русского архитектора
Нишские автобусы: куда, когда, почём?
Концлагерь "Црвени Крст"
Пирот, Греческое кладбище

...После возвращения в центр Пирота я сразу двинулся в музей Понишавля - главный и единственный (пока что) музей Пирота. Он находится в историческом центре города (улица Николы Пашича, 49) и в историческом здании - доме Ристича (Христы либо Ристы Йовановича), построенном ещё во время турецкого владычества (примерно в 1848 году). Вот этот дом в традиционном ориентальном стиле:


Музей Понишавля размещается в здании с 1980-х годов. Вход обошёлся мне очень дёшево, что-то около 80 рублей. Оно и понятно - на юге Сербии все зарплаты и цены намного ниже. "Чиме jужниjе, тиме тужниjе" - "Чем южнее, тем печальнее", говорят сербы.

Сотрудница музея, старший хранитель-историк Мия Панайотович (слева) провела очень интересную экскурсию по музею. Не успела начаться экскурсия для меня, как в музей пришли ещё двое посетителей - русская женщина из Петербурга (справа) и её муж - местный серб-южанин. Для начала нам показали типичную пиротскую кухню-столовую (трпезарию) XIX века. Обратите внимание, что стол и стулья очень низкие, что весьма непривычно для современности.


В доме Христы был огромный выбор керамической посуды. Зацените количество и разнообразие:


Вот это, например, тестия - сосуд для переноски и хранения воды или вина. Обычно изготавливалась из глины, иногда - из меди или листового металла:


А это - тоже глиняные сосуды. Слева - световод, то есть ёмкость для святой воды, используемая во время прихода священника на крёстную Славу какой-либо семьи. В световод обмакивали необходимый для освящения Славы пучок базилика. Посередине - рукатка или грне, в такой посуде носили еду. Справа - опять-таки тестия, то есть сосуд для хранения и переноски воды, вина или ракии.


После осмотра первого этажа мы поднялись по деревянной лестнице на второй этаж. Вот традиционная для Османской империи большая мужская комната или диванхана. Большие окна, много света - всех можно было видеть и они могли хорошо видеть друг друга. Здесь Риста принимал гостей, вёл деловые беседы. Женщинам заходить сюда было запрещено.
Вообще-то Риста Йованович родился в селе Завой, что в окрестностях Пирота, а в город перебрался в 1830-е годы и тогда же начал заниматься торговлей. Он очень быстро поднимался в торговых делах, и в 1840-е годы уже был избран пиротскими старейшинами сборщиком налогов в виде скота и масла для видинского паши. В те годы Йованович ездил по своим делам в Ниш, Лесковац, Видин, Софию и даже в Стамбул. В 1845 году он получил разрешение от османских властей на строительство двухэтажного дома - конака, который и был построен к 1848 году.


А это - уже женская комната. Всего одно небольшое окно, широкие занавески - чтобы никто не мог просто так увидеть живущих здесь женщин. Всё в османских традициях. Мужчинам входить сюда разрешалось, но ненадолго.


Дела Ристы Йовановича шли хорошо, но в 1860-е годы он начал обманывать турок, продавая их армии одно и то же масло по несколько раз. Тогда турецкий вельможа Садрезам-паша отобрал у Ристы дом и выгнал его из Пирота. Вскоре Йованович умер, а его дом начал переходить из рук в руки.

Это - спальная комната, мебель на фото - из Австро-Венгрии:


А это уже салон, мебель здесь - венецианская. Тут тоже велись деловые переговоры, обсуждались новости, решения властей. Что и говорить, атмосфера очень аутентична. Не зря в Ристичевом доме снимался ряд югославских и сербских фильмов - например, очень популярные в Сербии "Зона Замфирова" (2002 год) и "Ивкова слава" (2005 год).


Надпись на славяносербском языке о постройке дома в апреле 1848 года. Обратите внимание на "машала" - то есть "так пожелал Аллах", хотя Христа был православным. И фамилия его написана тут как "Йованов", а не "Йованович" - несомненное болгарское влияние, ведь в середине XIX Пирот был едва ли не более болгарским, нежели сербским городом.


А это уже надпись 1883 года, спустя пять лет после освобождения Пирота сербской армией и его вхождения в состав полностью независимой Сербии. Надпись уже на современном сербском, фамилия - с окончанием на -ич, вместо "машала" - королевский герб и "србска круна" - то бишь "сербская корона".


Пирот всегда славился своими двусторонними коврами - чилимами. Ковроткачество стало особенно развиваться в Пироте как раз в конце XIX века, после освобождения города от власти турок. А вот этот интересный ковёр был соткан сразу после Первой мировой войны. На нём изображён герб королевской Югославии - сербские четыре буквы С с крестом, хорватская шаховница и словенские три звезды с полумесяцем. На фотографии чилим показан перевёрнутым - сербский герб должен быть левее хорватского. Пиротские ковры ткались на обе стороны, в отличие от большинства других мировых школ ковроткачества.


Ковёр 1897 года на полу в комнате-салоне. Выткан типичный пиротский орнамент.


Как мне рассказал работник музея, хранитель-этнолог Александр Репеджич, тоже присутствовавший на экскурсии, этот сундук был обнаружен в одном из сёл возле Пирота. По орнаменту удалось определить, что этот сундук - черкесский, из России. Кстати, Александр бывал в России, в частности - в Адыгее, поэтому знает толк в орнаментах наших южных народов.


Также работники музея поведали мне, что в XIX веке пирочанец Лазар Торник вёл переписку с самим Львом Толстым. А не так давно местный сербский писатель Давор Лазаревич написал книгу о русских эмигрантах в Пироте. Да, и сюда в 1920-е годы приехало немало беженцев из бывшей Российской империи. Было бы неплохо найти эту книгу. А я ограничился покупкой книги пирочанца Петара Алексича "Военные и послевоенные дни", посвящённой истории Пирота в годы Второй мировой войны и сразу после неё.
Вот на этом и закончился мой визит в музей Понишавля. Кстати, почему Понишавля-то? Да просто Пирот же стоит на реке Нишаве, и вся эта область по её течению называется Понишавлем.

Спасибо за внимание! Продолжение следует!

книги, народные ремёсла, история, ковры, Пирот, музеи, Османская империя, сербы, туризм, архитектура, Сербия

Previous post Next post
Up