Продолжение отчёта про зимовку в южной Сербии. Начало в предыдущих постах:
Из Софии в Ниш, 8 января 2020 года.
Нишская стоматология и кладбище Первой мировой, 11 января 2020 года Памятники императору, цыгану и вилке. 11 января 2020 года. Нишская крепость, 11 января 2020 года. Клинический центр в Нише, 12 января 2020 года. Болгарская Сербия, город Босилеград, 18 января 2020 года. Часть первая. Ещё до приезда в Босилеград я прочитал об остатках старинной крепости, находящихся на холме рядом с городом. Захотелось посмотреть, как они выглядят, что же там за остатки. Я вышел из города на пустую трассу, примерно зная путь. Около одной из развилок я случайно увидел маленький указатель с надписью «Руски споменик» - то бишь «Русский памятник».
Что ещё за памятник? О нём я никогда не слышал. В Сербии много памятников в честь русских, но чтобы здесь, в Босилеграде?..
Путь до холма был простым - нашёл нужный поворот в гору, поднялся вверх, прошёл мимо охотничьего домика и немного прошагал через заросли деревьев. Здесь, на солнце, снега не было, а ниже - сколько угодно, там тень. Остатки оборонительных сооружений оказались весьма жалкими - лишь немного рядов каменной кладки непонятно какого века. Явно требуется вмешательство археологов, чтобы точнее установить происхождение.
Спустившись с горы, я вышел обратно на дорогу. В низине сразу стало холоднее - сюда солнце не проникало. Идя по дороге, я увидел одинокого сербского полицейского, проверявшего какую-то проезжавшую машину. К тому моменту, когда я поравнялся со служителем закона, он уже отпустил водителя, но в мою сторону даже не смотрел.
Но, когда я уже почти прошёл полицейскую машину, страж порядка вдруг обратился ко мне:
- Здравствуйте, у вас документы есть?
- Да, есть, - кивнул я, благодаря себя за то, что додумался взять с собой паспорт, хотя это был первый раз за четыре поездки в Сербию, когда полицейские спросили у меня документы на дороге или на улице.
Полицейский посмотрел мой паспорт, но не особо удивился русскому туристу. Он записал мои данные в блокнот и задал несколько обычных вопросов - откуда иду, где остановился в Босилеграде, зарегистрирован ли в полиции. Я объяснил, откуда и зачем нарисовался здесь, сообщил, что сейчас живу в Нише.
- А что, что-то случилось здесь? - спросил я полицейского.
- Нет, ничего, всё нормально, - ответил тот. - Кстати, у нас тут тоже русские есть. Сергей Степанович и… Владимир, по-моему.
- Серьёзно? - удивился я. - А что они здесь делают?
- Работают на руднике, там добывают олово и цинк, - сообщил полицейский.
Надо же, ещё одна интересная деталь. Про рудник я ничего не знал. Возможно, и в связи с этим полиция проверяет машины и прохожих. А может, спецназовцы опять тренируются. Ещё и болгарская граница рядом, а проблема рвущихся в Европу мигрантов никуда не делась. Если кто не верит, можете приехать в Белград и прогуляться по парку возле главного автобусного вокзала.
Воспользовавшись случаем, я спросил у полицейского, что это за «Руски споменик». Оказалось, что это памятник нашим кубанским казакам, эмигрировавшим из России в годы Гражданской войны. Они поселились в Сербии и с 1921 по 1925 годы строили дорогу от Вранье до Босилеграда - 70 километров по горам. Дорога до сих пор называется «Руски пут», а посередине дороги, у села Кривая-Фея, установлен памятник казакам, погибшим во время строительства.
Ну надо же! Абсолютно неизвестная мне ранее история. Да, у нас строили БАМ и Колымскую трассу, а вот в Сербии был свой БАМ, только пораньше на полвека и с техникой было тут намного хуже - уже позднее я прочитал, что казаки строили дорогу обычными кайлами и лопатами.
И эта дорога до сих пор считается опасной. Зимой она проходима только для тяжёлой техники. Но даже вездеходы не застрахованы от несчастья - например, в 2013 году на Русском Пути перевернулся грузовик, переделанный в вахтовку и перевозивший рабочих рудника «Грот». Погибли три человека, ещё 13 серьёзно пострадали.
В 2016 году памятник казакам посетил тогдашний российский посол Александр Чепурин, а позднее было решено построить в районе памятника церковь в русском стиле, землю под строительство безвозмездно передал один из местных жителей. А в 2019 году значительная часть дороги была покрыта новым асфальтом. Работы, очевидно, продолжатся и в 2020 году. Может быть, хоть тогда Босилеград станет более доступным местом, а местные жители вернутся в заброшенные сёла?..
…После беседы с полицейским я вернулся в город. Попытался раздобыть магнит с надписью «Босилеград» - естественно, тут такого товара нет. Попутно удалось увидеть несколько работающих предприятий (в том числе традиционную для балканской провинции пилораму):
...а также новый мост через реку Драговиштица и свежеасфальтированные улицы в городе:
Да, всё-таки Босилеград не стоит на месте, в город вкладываются инвестиции.
Также удалось заметить киноафиши возле босилеградского культурного центра. Среди фильмов - российские «Т-34» и «Лёд». Александр Петров, наверное, скоро станет самым известным актёром в Сербии. В 2021 году вышел ещё и «Стрельцов» с Петровым в главной роли, и, думаю, этот фильм не пройдёт мимо Сербии.
Людей на улицах Босилеграда было не особо много, магазины здесь очень часто работают лишь до 13-14 часов (тем более по выходным), кафан и ресторанов тоже практически нет. Я так и не понял, какой всё-таки язык чаще используется в Босилеграде - болгарский или сербский. Судя по всему, какая-то смесь: так, если серб говорит про красную машину, что она «црвена», а болгарин - «червената», то в Босилеграде она будет «црвената». Даже до вхождения этих земель в состав Сербии здесь говорили не на литературном болгарском языке, а уж после векового совместного проживания с носителями сербского языка - и подавно.
Когда-то в Босилеграде было полноценное здание автовокзала, там был даже буфет. Здание до сих пор стоит, но оно опустело, только вот табличка «буфет» и осталась. Я подошёл к этому месту примерно за полчаса до времени отправления маршрутки, решил убить время и ещё немного посмотреть окрестности.
Оказалось, что буквально сразу за автостанцией и стоящими во дворе старыми автобусами расположена местная электростанция. Она выглядит вполне современно, оборудована и оснащена как полагается. А рядом со станцией была конюшня, принадлежащая кому-то из местных жителей. Несколько коней вороной масти прогуливались по лугу, пытаясь найти траву в заснеженной земле.
Вернувшись к «вокзалу», я продолжил знакомство с местным миром животным. По помойным бакам возле бывшего вокзала шастала пара чёрных котов, а прямо по проезжей части двигалась процессия… свиней, подгоняемых мужчиной в возрасте. Свиньи похрюкивали и уверенно держали курс на юг - в сторону болгарской границы.
Маршрутка подъехала к заброшенному зданию автовокзала точно по расписанию. Билет на этот раз обошёлся мне уже в 600 динаров, так как не пришлось платить станционный сбор, как в Нише. Несколько пассажиров заняли места, и мы выехали из Босилеграда.
Двигались мы по тому же пути, что и приехали сюда, то есть через Власинское озеро. Маршрутка ехала по серпантину мимо мощных скал, на которых чередовались надписи, сделанные краской: «Шешель - сербский герой» (на сербском, Воислав Шешель - один из лидеров сербских националистов) и «Здесь заканчивается Сербия» (на болгарском). Хм, нет, ребята, Сербия здесь только начинается!
Спасибо за внимание!