Сербия, город Босилеград. 18 января 2020 года.

Apr 25, 2021 10:26

Продолжение отчёта про зимовку в Нише. Начало в предыдущих постах:

Из Софии в Ниш, 8 января 2020 года.
Нишская стоматология и кладбище Первой мировой, 11 января 2020 года
Памятники императору, цыгану и вилке. 11 января 2020 года.
Нишская крепость, 11 января 2020 года.
Клинический центр в Нише, 12 января 2020 года.

Всю полную рабочую неделю (с 13 по 17 января) я практически не гулял по Нишу из-за занятости по работе, лишь изредка выбирался в магазин и в букмекерскую контору, где делал по 3-4 маленькие ставки чисто ради интереса. А вот выходные я решил посвятить поездке в давно запланированный медвежий уголок Сербии - город Босилеград.

Босилеград находится на самом юго-востоке Сербии. Пожалуй, именно этим город и выделяется: отсюда до Белграда - 384 километра по дорогам, причём значительная часть этих дорог отнюдь не лучшего качества. Один автобус В НЕДЕЛЮ из Белграда и три маршрутки ежедневно из Ниша. И всё! Даже до города Вране (столицы Пчиньского округа Сербии, в состав которого входит Босилеград) нет в эту сторону регулярного сообщения - лишь проходящий транспорт. Как таковых достопримечательностей здесь практически нет, если верить путеводителям. Впрочем, путеводители о Босилеграде и не упоминают.
Община Босилеград - одна из двух сербских общин, где большинство населения составляют болгары. Главный центр болгарской Сербии - Димитровград, он же бывший Цариброд (так называют его до сих пор болгары). Расположение этого города значительно удобнее - он находится на дороге от Ниша в Софию, возле самой границы. Соответственно, через Димитровград проходит большой объём транспорта - автомобильного и железнодорожного. Здесь же находятся главные органы управления болгарской общины в Сербии, издаётся газета «Братство», проводятся мероприятия (праздники, концерты). А Босилеград остаётся в стороне, хотя он даже более «болгаронасыщенный», чем Димитровград.
Из Ниша маршрутки едут в Босилеград трижды в день - в 6 утра, 12.30 и около 4 часов дня. Для дневной поездки (утром туда, вечером обратно), да ещё и зимой, подходит только самая первая маршрутка. Билет на транспорт обошёлся мне на автовокзале Ниша в 670 динаров, то есть в 394 рубля на тот момент.

Утром 18 января я сел в нужный транспорт и выехал на юг. Не «строго на юг», как в канадском кино. Сначала маршрутка доехала до города Владичин-Хан, потом дальше на юг во Вране (это уже совсем недалеко от границы с Македонией), после чего вернулась во Владичин-Хан и дальше двинулась на восток - через город Сурдулица к болгарской границе. Пассажиры постоянно менялись, выходя и заходя как в городах, так и прямо на дороге.
Кстати, о дорогах. В целом в Сербии они очень высокого качества, но Босилеград - исключение. И не только Босилеград. Сразу после Сурдулицы (последнего крупного города между Вране и Босилеградом) качество дороги стало хуже, горы - выше, серпантины - круче. Если в Нише в середине января снега вообще не было видно, то здесь его было хоть отбавляй. Сразу напомнило Россию. Как выяснилось впоследствии, это была далеко не последняя отсылка к нашей стране.
Дороги южной Сербии - это, конечно, очень интересное зрелище. Во-первых, здесь очень красиво. Изгибающиеся повороты, зелёные леса, голубое небо, белый снег и яркое солнце мало кого оставят равнодушным. Добавляют колорита редко встречающиеся сёла с дымящимися трубами, поленницами возле домов и пустыми улицами. Часто на дорогах виднелись старые югославские, советские, европейские и американские машины, а иногда - лишь части автомобилей.
Путь маршрутки пролегал мимо Власинского озера - крупнейшего в Сербии. В окрестностях этого озера часто тренируются сербские десантники и спецназовцы - их привлекает дикая природа и почти полное отсутствие постоянного населения рядом с озером. Деталь маленькая, но весьма показательная.
Дорога была красивая, но очень утомила. В целом путь от Ниша до Босилеграда занял почти 5 часов, и лишь в 11 утра я вышел из маршрутки на окраине города, не забыв уточнить у водителя, что в обратный путь машина поедет в 4 часа дня.
Для начала я просто прогулялся по нескольким главным улицам города. В отличие от большинства остальных городов Сербии, в Босилеграде названия улиц не дублируются на латинице - они дублируются на болгарском языке. Так и написано: «Улица Маршала Тита», ниже - «Улица Маршал Тито»; «Улица Георги Димитрова» - «Улица Георги Димитров».



В самой Болгарии чуть ли не в половине дворов развеваются болгарские флаги. А вот в Босилеграде соблюдается политес - бело-зелёно-красные знамёна установлены только там, где положено: школа, здание общины, болгарский культурный центр.
В архитектуре Босилеграда нет ничего примечательного - стандартные для Сербии двухэтажные частные дома, немного более старых одноэтажных, несколько пятиэтажек эпохи социализма.


Когда я фотографировал один из таких стандартных домов, ко мне подошёл местный мужчина лет 50-60 в состоянии неплохого подпития, спросил меня, откуда я приехал, после чего начал охаивать Сербию на болгарском языке, плюясь и швыряя шапку об землю. Ну ничего, бывает.
Босилеград вошёл в состав Сербии в 1919 году, после Первой мировой войны - собственно, тогда же, когда и Димитровград с окрестностями. Вся эта территория называется в Болгарии «Западные окраины». Разумеется, сто лет назад и Цариброд, и Босилеград были почти 100%-но болгарскими городами. Самое удивительное, что они сохранили такое положение до сих пор, несмотря на значительное сокращение численности населения и падение численности болгар в Сербии в целом. К примеру, если в 1948 году в Сербии насчитывалось почти 60 тысяч болгар, то по переписи 2011 года - только 18,5 тысяч.
Опять-таки ради примера: доставшаяся Сербии тогда же (после Первой мировой войны) Воеводина за сто лет стала территорией с преобладанием сербского населения, хотя до 1918 года (и позднее) там по численности населения лидировали венгры, а также проживало много немцев, чехов, словаков и русинов.
Почему же в двух относительно небольших городах (6300 человек в Димитровграде и 2600 в Босилеграде) сербам не удалось сделать то же самое, что в 2-миллионной на данный момент Воеводине? Похоже, я знаю ответ - сюда ещё надо доехать. Даже сейчас дорога в Босилеград долгая и тяжёлая, а каково было сто лет назад? Забыл добавить - железнодорожного сообщения здесь нет и никогда не было. Дороги плохие, горы высокие, мало рабочих мест, да и недружественная (на тот момент) Болгария рядом. Весомые факторы, чтобы переселяться не в дикий Босилеград, а в Воеводину, близкую к Белграду и к Западной Европе, с асфальтированными уже тогда дорогами, развитой индустрией и сельским хозяйством.
Одно из немногих достопримечательных строений в Босилеграде - трёхэтажное здание гимназии приятного белого цвета. Оно было построено в 1941 году, когда Югославия была оккупирована, и Босилеград на три года вновь стал болгарским. Преподавание в гимназии ведётся на сербском и болгарском языках, а здание украшает табличка с извещением, что ремонт здания гимназии финансировало правительство Греции. Мда, как всё непросто.


В нескольких километрах к югу от Босилеграда, на берегах реки Драговиштица, находится храм Вознесения Господнего. Дойдя до этого храма, я погрузился в удивительную тишину, чуть ли не астральную. Чистое поле на берегу Драговиштицы, белая небольшая церковь, ясное синее небо, грунтовая дорога - и тишина, прерываемая лишь редким пением птиц.


В самом Босилеграде есть церковь Рождества Богородицы, она тоже была построена в XIX веке, ещё во время турецкого владычества. Рядом с этой церковью находится здание местного болгарского культурного общества «Христо Ботев», названного так в честь великого болгарского писателя и национального героя.
На здании болгарского культурного общества установлена памятная табличка с именами жертв погрома, устроенного сербскими четниками под командованием Косты Печанаца 3 мая 1917 года. Тут же надпись: «Не забудем, не простим».


Действительно, забывать сожжение города и убийство нескольких десятков мирных жителей в города и округе нельзя. Только вот болгары забыли упомянуть причины, по которым четники Косты Печанаца появились здесь. А причиной этому было Топлицкое восстание 1917 года в Южной Сербии против болгарских оккупантов. Это было чуть ли не единственное восстание на оккупированной территории в годы Первой мировой войны. Болгары показали себя очень жестокими завоевателями, в отличие от немцев и австрийцев. Голод, принудительные работы, насильственная болгаризация - всё это испытали на себе жители Сербии, которым не повезло оказаться в болгарской зоне оккупации.
Кстати, в своё время (а именно в 2017 году) в Босилеграде разгорелся скандал вокруг установки полноценной мемориальной плиты с аналогичной надписью. Вскоре после установки она была демонтирована по указанию председателя общины Владимира Захариева. В 2018 году была установлена новая плита, и Захариев опять велел её снять. Из-за этого разгорелся конфликт Захариева с болгарским консулом в Нише Эдвином Сугаревым. Но, тем не менее, Захариев пользуется поддержкой как властей Сербии, так и населения общины (как сербского, так и болгарского), и остаётся на своём посту до сих пор.
Что действительно является достопримечательностью Босилеграда, так это местный автопром. Выбор 4-, 6- и более колёсных раритетов здесь огромный. По городу бодро ездят и старые югославские «Фичи», и советские УАЗы и ГАЗы.


«Нива» в Сербии - очень популярное средство передвижения, много таких машин я видел в Босилеграде. Можно найти и ВАЗовскую классику, и грузовики ЗиЛ-164, и старые югославские ТАМы и ФАПы. Половина легковых машин имеет болгарские номера - чаще всего соседнего Кюстендила.


Природа в окрестностях Босилеграда красива до невозможности даже зимой. Город окружён горами, по которым петляют дороги и направления. Воздух здесь чистейший, растёт множество ёлей, сосен, буков и других деревьев.


Весной распускаются тысячи цветов, плодоносят ягоды и грибы. Здешняя местность очень благоприятна для пчеловодства - практически в каждом магазине Босилеграда продаются маленькие упаковки фабричного мёда и стеклянные банки с мёдом домашнего приготовления. Во многих дворах установлены пчелиные ульи - деревянные ящики, покрашенные синей краской.

Спасибо за внимание! Продолжение следует!

история, болгары, болгарский язык, автомобили, сербский язык, церковь, сербы, грузовики, Первая мировая война, туризм, Босилеград, Сербия, природа

Previous post Next post
Up