Сербия, город Босилеград. 18 января 2020 года (часть вторая).

Apr 27, 2021 18:32

Продолжение отчёта про зимовку в южной Сербии. Начало в предыдущих постах:

Из Софии в Ниш, 8 января 2020 года.
Нишская стоматология и кладбище Первой мировой, 11 января 2020 года
Памятники императору, цыгану и вилке. 11 января 2020 года.
Нишская крепость, 11 января 2020 года.
Клинический центр в Нише, 12 января 2020 года.
Болгарская Сербия, город Босилеград, 18 января 2020 года. Часть первая.

Ещё до приезда в Босилеград я прочитал об остатках старинной крепости, находящихся на холме рядом с городом. Захотелось посмотреть, как они выглядят, что же там за остатки. Я вышел из города на пустую трассу, примерно зная путь. Около одной из развилок я случайно увидел маленький указатель с надписью «Руски споменик» - то бишь «Русский памятник».



Что ещё за памятник? О нём я никогда не слышал. В Сербии много памятников в честь русских, но чтобы здесь, в Босилеграде?..
Путь до холма был простым - нашёл нужный поворот в гору, поднялся вверх, прошёл мимо охотничьего домика и немного прошагал через заросли деревьев. Здесь, на солнце, снега не было, а ниже - сколько угодно, там тень. Остатки оборонительных сооружений оказались весьма жалкими - лишь немного рядов каменной кладки непонятно какого века. Явно требуется вмешательство археологов, чтобы точнее установить происхождение.


Спустившись с горы, я вышел обратно на дорогу. В низине сразу стало холоднее - сюда солнце не проникало. Идя по дороге, я увидел одинокого сербского полицейского, проверявшего какую-то проезжавшую машину. К тому моменту, когда я поравнялся со служителем закона, он уже отпустил водителя, но в мою сторону даже не смотрел.
Но, когда я уже почти прошёл полицейскую машину, страж порядка вдруг обратился ко мне:
- Здравствуйте, у вас документы есть?
- Да, есть, - кивнул я, благодаря себя за то, что додумался взять с собой паспорт, хотя это был первый раз за четыре поездки в Сербию, когда полицейские спросили у меня документы на дороге или на улице.
Полицейский посмотрел мой паспорт, но не особо удивился русскому туристу. Он записал мои данные в блокнот и задал несколько обычных вопросов - откуда иду, где остановился в Босилеграде, зарегистрирован ли в полиции. Я объяснил, откуда и зачем нарисовался здесь, сообщил, что сейчас живу в Нише.
- А что, что-то случилось здесь? - спросил я полицейского.
- Нет, ничего, всё нормально, - ответил тот. - Кстати, у нас тут тоже русские есть. Сергей Степанович и… Владимир, по-моему.
- Серьёзно? - удивился я. - А что они здесь делают?
- Работают на руднике, там добывают олово и цинк, - сообщил полицейский.
Надо же, ещё одна интересная деталь. Про рудник я ничего не знал. Возможно, и в связи с этим полиция проверяет машины и прохожих. А может, спецназовцы опять тренируются. Ещё и болгарская граница рядом, а проблема рвущихся в Европу мигрантов никуда не делась. Если кто не верит, можете приехать в Белград и прогуляться по парку возле главного автобусного вокзала.

Воспользовавшись случаем, я спросил у полицейского, что это за «Руски споменик». Оказалось, что это памятник нашим кубанским казакам, эмигрировавшим из России в годы Гражданской войны. Они поселились в Сербии и с 1921 по 1925 годы строили дорогу от Вранье до Босилеграда - 70 километров по горам. Дорога до сих пор называется «Руски пут», а посередине дороги, у села Кривая-Фея, установлен памятник казакам, погибшим во время строительства.
Ну надо же! Абсолютно неизвестная мне ранее история. Да, у нас строили БАМ и Колымскую трассу, а вот в Сербии был свой БАМ, только пораньше на полвека и с техникой было тут намного хуже - уже позднее я прочитал, что казаки строили дорогу обычными кайлами и лопатами.
И эта дорога до сих пор считается опасной. Зимой она проходима только для тяжёлой техники. Но даже вездеходы не застрахованы от несчастья - например, в 2013 году на Русском Пути перевернулся грузовик, переделанный в вахтовку и перевозивший рабочих рудника «Грот». Погибли три человека, ещё 13 серьёзно пострадали.
В 2016 году памятник казакам посетил тогдашний российский посол Александр Чепурин, а позднее было решено построить в районе памятника церковь в русском стиле, землю под строительство безвозмездно передал один из местных жителей. А в 2019 году значительная часть дороги была покрыта новым асфальтом. Работы, очевидно, продолжатся и в 2020 году. Может быть, хоть тогда Босилеград станет более доступным местом, а местные жители вернутся в заброшенные сёла?..

…После беседы с полицейским я вернулся в город. Попытался раздобыть магнит с надписью «Босилеград» - естественно, тут такого товара нет. Попутно удалось увидеть несколько работающих предприятий (в том числе традиционную для балканской провинции пилораму):


...а также новый мост через реку Драговиштица и свежеасфальтированные улицы в городе:


Да, всё-таки Босилеград не стоит на месте, в город вкладываются инвестиции.

Также удалось заметить киноафиши возле босилеградского культурного центра. Среди фильмов - российские «Т-34» и «Лёд». Александр Петров, наверное, скоро станет самым известным актёром в Сербии. В 2021 году вышел ещё и «Стрельцов» с Петровым в главной роли, и, думаю, этот фильм не пройдёт мимо Сербии.


Людей на улицах Босилеграда было не особо много, магазины здесь очень часто работают лишь до 13-14 часов (тем более по выходным), кафан и ресторанов тоже практически нет. Я так и не понял, какой всё-таки язык чаще используется в Босилеграде - болгарский или сербский. Судя по всему, какая-то смесь: так, если серб говорит про красную машину, что она «црвена», а болгарин - «червената», то в Босилеграде она будет «црвената». Даже до вхождения этих земель в состав Сербии здесь говорили не на литературном болгарском языке, а уж после векового совместного проживания с носителями сербского языка - и подавно.

Когда-то в Босилеграде было полноценное здание автовокзала, там был даже буфет. Здание до сих пор стоит, но оно опустело, только вот табличка «буфет» и осталась. Я подошёл к этому месту примерно за полчаса до времени отправления маршрутки, решил убить время и ещё немного посмотреть окрестности.


Оказалось, что буквально сразу за автостанцией и стоящими во дворе старыми автобусами расположена местная электростанция. Она выглядит вполне современно, оборудована и оснащена как полагается. А рядом со станцией была конюшня, принадлежащая кому-то из местных жителей. Несколько коней вороной масти прогуливались по лугу, пытаясь найти траву в заснеженной земле.


Вернувшись к «вокзалу», я продолжил знакомство с местным миром животным. По помойным бакам возле бывшего вокзала шастала пара чёрных котов, а прямо по проезжей части двигалась процессия… свиней, подгоняемых мужчиной в возрасте. Свиньи похрюкивали и уверенно держали курс на юг - в сторону болгарской границы.


Маршрутка подъехала к заброшенному зданию автовокзала точно по расписанию. Билет на этот раз обошёлся мне уже в 600 динаров, так как не пришлось платить станционный сбор, как в Нише. Несколько пассажиров заняли места, и мы выехали из Босилеграда.
Двигались мы по тому же пути, что и приехали сюда, то есть через Власинское озеро. Маршрутка ехала по серпантину мимо мощных скал, на которых чередовались надписи, сделанные краской: «Шешель - сербский герой» (на сербском, Воислав Шешель - один из лидеров сербских националистов) и «Здесь заканчивается Сербия» (на болгарском). Хм, нет, ребята, Сербия здесь только начинается!

Спасибо за внимание!

дорога, эмигранты, болгары, полиция, Болгария, казаки, туризм, животные, Сербия, болгарский язык, памятник, сербский язык, сербы, Россия, минералы, Первая мировая война

Previous post Next post
Up