Из Софии в Ниш, 8 января 2020 года.
Нишская стоматология и кладбище Первой мировой, 11 января 2020 года Памятники императору, цыгану и вилке. 11 января 2020 года. Нишская крепость, 11 января 2020 года. Клинический центр в Нише, 12 января 2020 года. Болгарская Сербия, город Босилеград, 18 января 2020 года. Часть первая Болгарская Сербия, город Босилеград, 18 января 2020 года. Часть вторая Ниш: два современных храма, январь 2020 года. София, стадион "Болгарска армия" и история клуба ЦСКА, 25 января 2020 года. София, парк "Борисова-градина". 25 января 2020 года София, военно-исторический музей (внутренняя экспозиция). 25 января 2020 года.
София, военно-исторический музей (внешняя экспозиция). 25 января 2020 года. Нишский конструктивизм русского архитектора Нишские автобусы: куда, когда, почём? Концлагерь "Црвени Крст" Свои четвёртые выходные в Нише, выпавшие на 1-2 февраля 2020 года, я решил посвятить поездке в город Пирот, что в 70-75 километрах к юго-востоку от Ниша и в 30 километрах от границы с Болгарией.
Поскольку расписание поездов от Ниша до Пирота меня не очень устраивало, а стоимость поездки на автобусе ("повратна карта" сразу в оба конца - 1140 динаров, то есть примерно 810 рублей по курсу на тот момент) казалась слишком высокой, то я решил ещё за несколько дней до поездки поискать какие-нибудь поездки на "Блаблакаре". И мне повезло - как раз на 1 февраля была одна утреннаяя поездка от Ниша до Пирота. Серб Деян предлагал доехать за 250 динаров (примерно 175 рублей), то есть намного дешевле и быстрее, чем автобус. Я связался с Деяном в Вайбере, договорились встретиться в субботу в 8 утра на парковке в Трошарине (район на востоке Ниша).
В назначенном время я был на месте. Деян ждал меня около своего не очень нового "Пежо". Мы сразу двинулись в путь, так как я был единственным пассажиром. Поехали мы не по уже знакомому мне платному Коридору 10, а по старой бесплатной автомагистрали. Оказалось, что Деян - целый полковник сербского Генерального штаба, сам он чаще живёт в Белграде, его семья (жена и две дочери) - в Нише, а сейчас он едет в какое-то село около Пирота к родителям. Деян немного говорил по-русски и с удовольствием вспоминал фразы на великом и могучем.
Деян высадил меня почти в самом центре Пирота. Мы договорились, что, если я успею сделать все свои дела к шести часам вечера, то в 18.00 Деян подберёт меня на этом же месте и за те же деньги отвезёт обратно. Связаться по телефону мы не могли - у меня ещё не было сербской сим-карты.
Пирот - это город велосипедистов. Такого количества двухколёсных транспортных средств на душу населения я не видел ни в одном городе Сербии, даже в Нови-Саде. Причём в Нови-Саде несравненно более высокие финансовые возможности, там велосипедизация поддерживается властями города и хорошей инфраструктурой (велодорожки, парковки, прокатные точки). А в Пироте всё это идёт снизу, от народа.
Граффити фанатов пиротского клуба "Раднички", который существует с 1945 года:
Я приехал в Пирот в субботу - это ярмарочный день. По выходным в Пирот приезжают тысячи гостей из соседней Болгарии, а также из других городов и сёл Сербии. Идёт бойкая торговля одеждой, обувью, сантехникой, и, конечно же, продуктами питания, которыми так славится Пирот.
Пиротский автопарк в одном кадре - два старых УАЗа и два старых Мерседеса:
Одна из главных достопримечательностей Пирота - греческое военное кладбище в районе Метилявица на окраине города (район Тиябара). Оно было обустроено в 1924 году. Здесь были перезахоронены останки более чем 300 греческих солдат, умерших суровой зимой 1918-1919 годов в окрестностях Пирота. Тогда греческая 3-я дивизия была расположена на сербско-болгарской границы для наблюдения за выполнением болгарами условий перемирия 1918 года. Греческие солдаты, призванные с тёплого Пелопоннеса, были плохо подготовлены к суровой горной зиме, и многие из них умерли от болезней и голода.
Изначально я планировал съездить в село Рсовцы, что находится в горах в 20 километрах к востоку от Пирота. Там в пещерной церкви святых Петра и Павла есть уникальная фреска XIII века, изображающая Иисуса Христа... с лысой головой! Поскольку никакой общественный транспорт туда не ходит, я думал поймать машину возле греческого кладбища. Но, пройдя едва пару сотен метров по дороге в сторону Рсовцев, я понял тщетность своего замысла. Дорога здесь очень петляющая, постоянные резкие повороты с подъёмами и спусками. Даже если водитель захочет подвезти меня, ему просто негде будет нормально остановиться. Поэтому я решил отказаться на время от своей идеи и вернуться в город.
Вид на пиротскую панораму и горы Стара-Планины:
Мой путь лежал в пиротский музей Понишавля. Но об этом - в следующем посте. Спасибо за внимание!