Макеевка. Часть 1: центр

Jun 27, 2016 16:32



Макеевка - второй по величине (380 тысяч жителей) город ДНР, вплотную примыкающий к столице с северо-востока, смыкаясь бескрайними рабочими посёлками, и если смотреть на карту - всё это кажется единым городом. А вот если "на местности", то Макеевка абсолютно самодостаточна, и вместе с тем два города чрезвычайно похожи - но только выглядит Макеевка не как продолжение Донецка, а как такой своеобразный Маленький Донецк. Как и в Донецке, её центр с ярко выраженной главной улицей отделён металлургическим заводом от старой и очень колоритной Колонии, а вокруг простираются те же посёлки, в которых затеряно немало интересного вроде МакНИИ или Рогатого террикона. Добавьте сюда и то, что в ДНР роль Макеевки явно выросла: "прилетало" в неё что-то относительно редко, население начало расти (!), а из-за перерезанных трасс практически все пути из Донецка пролегают теперь через Макеевку.

В общем, рассказа об этом городе у меня наберётся на 3 поста. Так что из показанного в прошлой части постмайданного Киева вернёмся на Донбасс.

Как бы подчёркивая свою обособленность, Донецк и Макеевка имеют разные объездные, между которыми на главной дороге затесался Ботанический сад с резиденциями Януковича и Ахметова на разных концах и некогда шахтёрский посёлочек Ганзовка. Он встречает какими-то грандиозными вышками и конструкциями, о назначении которых мы долго ломали голову. На самом деле это всего лишь испытательный полигон ДонНАСА... американская NASA не при чём, аббревиатура расшифовывается как Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, до 1994 года Макеевский инженерно-строительный институт (1947), при Украине считавшийся чуть ли не лучшим в своём классе во всей стране. Само собой, расположен он на стыке двух городов не случайно, как бы принадлежа им обоим.

2.


А настоящая Макеевка начинается дальше, за отвалам металлургического завода... машинально хочется сказать, "с которого начинался город", но это совершенно не так. В прошлых постах уже не раз упоминал, что Донбасс делился между Екатеринославской губернией и Областью Войска Донского, причём угольные пласты тянулись и соответственно промышленность росла как раз по их границе. Здесь она проходила по Кальмиусу, от истоков его поворачивала на восток, поэтому Юзовка (и 3/4 нынешнего Донецка) относились к Екатринославщине, а 4/5 нынешней Макеевки - к области Войска Донского, и первые казачьи селения на её месте - запорожская Ясиновка и донские Землянки известны с 1690 года. К 1787 Землянки разрослись до Макеевской слободы - в те времена большей частью "донской" половины будущего Донбасса владел род Иловайских, дворян из казачьей старшины, возводившей свою родословную к осевшему в Диком поле казаку Макею, по украинской версии бежавшему к донцам запорожцу. Как бы то ни было, слободка его имени росла, с 1859 года в её округе возникли первые шахты, в 1885 Иловайские организовали близ посёлка трубный завод, но настоящая индустриализация была ещё впереди: в 1897-98 годах французское «Генеральное общество чугуноплавильных, железоделательных и сталелитейных заводов России» строит близ Макеевой слободы грандиозный металларургический завод со звучным названием "Унион", в 1901 году ставший одной из основ легендарного синдиката "Продамет".

3а.


При заводе вырос посёлок Дмитриевск, к моменту обретения статуса города (как и Юзовка, в 1917 году меж двух революций) разросшийся до 20 тысяч жителей. При Советах он стал центром Макеевского района, и объединившись в 1931 году с ещё множеством посёлков в город Макеевку, он остался её ядром. К началу войны Макеевка с крупнейшим в СССР и Восточной Европе металлургическим комбинатом давала Стране Советов 10% стали и 12% угля, и с населением 240 тысяч человек была с большим отрывом крупнейшим из городов, не являвшихся центрами регионов.

3.


Но то была вершина макеевкиной истории, и даже в Донецкой области в 1960-х годах со второго места её потеснил Мариуполь, а крупнейшие меткомбинаты к тому времени работали в глубине РСФСР. И в целом до поездки у меня о Макеевке сложилось заочное впечатление города, в котором "всё плохо": ещё при Украине её население уменьшилось на четверть, легендарный меткомбинат стал лишь вспомогательным производством Енакиевского завода, в 2006 году впервые в стране закрыли трамвай (2006), между прочим бывший старейшим в Донбассе (1924), были там и какие-то проблемы с, кажется, водоснабжением и эпидемиологией, и даже в криминальных хрониках Макеевка проявляла себя эпично вплоть до каннибализма. В общем, с предельно мрачными ожиданиями мы въехали в Макеевку на таком вот автобусе - причём не из Донецка, а из Харцызска, этот город восточнее Макеевки превратился во вседонбасский хаб, и мы делали там пересадку по дороге из Иловайска.

4.


Суровый донбасский автобусный юмор:

4а.


Следующие два кадра сняты на той же улице, что кадры №2-3, но только на другом её конце - со звучным названием Проспект 250-летия Донбасса она в Макеевке выполняет роль транзинтной магистрали, части дороги из Донецка в Харцызск и далее везде.

5а.


Если въезжать из Харцызска, центр Макеевки лежит за глубокой балкой, на дне которой пруд немногим больши лужи, гордо именуемый Макеевским морем... но в этом есть сходство с прудами Донецка на Кальмиусе и Бахмутке. На высоких холмах видны характерные скруглённые многоэтажки Солнечного микрорайона, которые я так ни разу и не сфотографировал, но открывает центр с этой стороны огромный Красный базар, возникший ещё во времена металлургического Дмитриевска. Здесь, само собой, затаривается пол-города, но слава у базара мрачновата: во время войны на нём немцы устраивали показательные казни (причём не столько подпольщиков, сколько обычных уголовников), а в 1990-х, по словам местных, он прославился эпическими побоищами между вьетнамцами и цыганами. Но мой единственный кадр с базара - вечерний, когда торговля уже выдохлась и все разъехались по дальним районам.

5.


К югу от проспекта 250-летия Донбасса - частный сектор,где затеряны МакНИИ и трубный завод, до которых дойдём лишь в третьей части. В прямой видимости от них, но к северу от транзитной дороги - многоэтажки, в том числе две характерные красные "свечки". ЦУМ рядом с ними разрушен не "прилётом", а пожаром в далёком уже 2008 году - хотя вид такой, будто бы сгорел вчера.

6.


У подножья одной из "свечек" - жутковатый памятник афганцам (2001), который я сходу принял за памятник ополченцам:

7.


Чуть поодаль запоминающийся дом-"трилистник" одной из российских серий, а вообще Макеевка весьма многоэтажна и крупнопанельна:

8.


А за домами с прошлых кадров проходит бульвар Горбачёва (в данном случае это Тимофей Горбачёв, теоретик горного дела середины ХХ века). Там весьма приятная пешеходная зона, но ничего интересного нет, и я по возвращении понял, что сфотографировал там лишь один общий вид в плохом освещении да вот этот теремок у самого начала бульвара:

9.


Дальше Дворец Пионеров имени Джарты (кто это - расскажу в конце поста) с солнечными часами (2011) у входа, в холле которого мы обнаружили выставку детских рисунков на тему нынешней войны, которые я показывал вот в этом посте. Однако по ДНРовским меркам Макеевка войной практически и не затронута - иногда сюда случались, конечно, прилёты с разрушениями и жертвами, но всё же Макеевка находится в глубине гигантской промышленной агломерации, боевые действия ни разу не подходили к ней даже близко, население при ДНР начало стремительно расти (с 350 до 390 тысяч) видимо за счёт покинувших прифронтовые зоны, и в общем нынешняя Макеевка по своей атмосфере ближе всего к старому, но совсем не доброму Донбассу, каким я запомнил его в 2011-м году.

10.


Вот например за Дворцом пионеров нам повстречалась пьяная компания с попытками пообщаться, но при виде моего фотоаппарата даже не вспомнившая о шпионах, наводчиках и прилётах. Фотографировал я там неожиданно красивый памятник "Подвигу шахтёров Макеевки" (2003), своим видом как бы говорящий, что угольный труд немногим легче ратного.

11.


На прошлых кадрах хорошо заметен и огромный Георгиевский собор (1995-2003), с которым связана своя легенда о том, как в войну тут практически в отрыве от своих несколько дней обороняла высоту небольшая группа красноармейцев, и когда у них уже закончились боеприпасы и вода, одному из них вдруг явился Георгий Победоносец на белом коне, а на следующий день немцы внезапно отступили, и хотя вскоре наступление возобновилось с новой силой, защитники смогли хотя бы прорваться к своим. И это сейчас в каждом отечественном фильме про войну красноармейцы да генералы все сплошь в едином порыве уверовают в Бога, а в 1990-х такие легенды явно не были мейнстримом и потому - пронзительны.

12.


На белые да златоглавые донецкие храмы Нусенкиса этот собор совсем не похож, но сделан, по-моему, весьма неплохо:

13.


Ещё какая-то церковь в ограде, видимо бывшая времянкой в годы его строительства:

14.


А там и до администрации рукой подать. Администрация в Макеевке унылая и серая, на заднем плане многоэтажная гостиница "Маяк":

15.


Странная скульптура на площади:

16.


Напротив - школа с высокой мозаикой, а наикось от администрации (краешек слева) не уступающая ей размером контора "Макеевугля":

17.


Но как и в Донецке, в Макеевке администрация стоит не на главной улице, а в одном от неё квартале. На кадре выше вправо уходит связующая их улица Плеханова, примечательная памятником Григорию Капустину (1983), до 2000 года стоявшему на месте той самой девы с позапрошлого кадра. Почему он увековечен именно в Макеевке, я так и не понял: петровский рудознатец Капустин руководил двумя экспедициями в 1721-22 годах, итогом которых стало открытие угля на Донбассе (потом была ещё и третья экспедиция, в которую Пётр I снарядил англичан, благополучно саботировавших разведку) - но только было это не здесь, а в нынешней Луганской области близ Лисичанска. Возможно, сказалась просто слава Макеевки как крупнейшего шахтёрского центра Донбасса:

18.


Сама же главная улица Макеевки - это, как ни банально звучит, проспект Ленина, уходящий на север параллельно длинному и узкому металлургическому комбинату за три квартала от его ограды, и зесь образ Маленького Донецка достигает апогея - на проспекте Ленина постоянно берёт дежавю, что гуляешь по донецкой улице Артёма, только проезжая часть по сравнению с ней пустовата. Проспект начинается "воротами" на Московской улице, которые видны и с бульвара Горбачёва. За ними, с колонным портиком, кинотеатр "Союз", некогда дом местного комсомола:

19.


А улица Плеханова от администрации выводит на проспект с другой стороны квартала, как раз к месту с заглавного кадра. В здании с башенкой сейчас обитает администрация Центрально-Городского района, а строилось оно после войны как гостиница. Впрочем, две гостиницы было и в дореволюционном Дмитриевске, и очертания дома наводят на мысль, что в основе своей он вполне может быть тех времён. Зато скромное здание правее - уже вполне честная дореволюционка (1912), и обитает там (заняв в 1968 и 1986 года оба этажа соответственно) основанный в 1958 году краеведческий музей с отличной экспозицией о промышленности Донбасса... увы, мы туда не попали, так как оба раза приезжали в Макеевку под вечер.

20.


Администрация же до 2013 года обитала в конструктивистском здании напротив, а когда переехала на другую сторону улицы, здесь разместился "Донбассгипрошахт":

21.


Вместо следующего квартала - Сквер Славы у Вечного огня, обелиск на котором - один из старейших памятников Великой Отечественной (1946). Самые старые обелиски в Керчи и Севастополе (в том числе старейший на Северной стороне) появились ещё до взятия Берлина, а из послевоенных я сопоставимым по возрасту я припоминаю разве что памятник в Калининграде. На заднем плане гостиница "Маяк", а на окрестных улицах, как и в Донецке - уже обычные пятиэтажки:

22.


Дальше по той же стороне - ТЮЗ (1971), причём интересно полное название - Донецкий областной русский театр юного зрителя, то есть он во-первых принадлежит обоим городам, а во-вторых "русским" числится явно не по случаю "прихода русского мира", а гораздо дольше.

23.


За ним - ещё один сквер, а в сквере Ильич живее всех живых. Всё-таки мало где памятники Ленину так уместны, как в промышленном Донбассе с его советской архитектурой и классовым самосознанием:

24.


В обеих скверах под вечер людно, куда больше оживления, чем на тротуарах и тем более проезжей части. Напротив ТЮЗа - банк, судя по всему перестроенная после войны дореволюционка... в центре Макеевки её мало, а информации об отдельных здания в рунете - и того меньше.

25.


Тут обратите внимание на троллейбус - говорят, сеть их ещё при Украине сократилось на 2/3, но где осталась - курсируют рогатые машины исправно. Вон даже грузовой троллейбус попался:

26.


И на самом деле по улице Ленина стоило пройти дальше, хотя бы до перпендикулярной улицы Горького (а есть там и своя улица Артёма), где находится неплохой конструктивистский квартал да церковь прямо у проходной коксохима... но мы это увидели лишь в проспетах перпендикулярных улиц, спеша рано утром другого дня на вокзал и я ничего не заснял. В ту же прогулку мы просто повернули обратно:

27.


В подворотнях сталинок темнеет комбинат, и мы направились к нему:

28.


И хотя виды самого комбината с этой стороны не ахти (забор и торчащие из него трубы), между ним и улицей Ленина обнаружилось немало скромных, но всё ж таки дореволюционных домиков пролетарского Дмитриевска:

29.


30.


31.


Местами мне почему-то начинало казаться, что я на Урале, вон даже деревянная избушка попалась:

32.


Параллельная проспекту Донецкая улица, которой мы и шли на юг:

33.


Артефакт советской эпохи:

33а.


Сталинка на перекрёстке с Московской - кварталом левее будут "ворота" проспекта Ленина:

34.


А справа ближайший квартал, его внутреннюю часть, занимает компактный, но очень плотный Плехановский рынок, где даже по вечерам много народу, и неподалёку - центральная в Макеевке Плехановская автостанция с главным маршрутом на Южный автовокзал Донецка. Окрестности рынка запомнились мне забавными вывесками:

35а.


"Официальный партнёр счастливого детства" - по-моему гениально!

35б.


За рынком же, у самого комбината, встречает бывший Пионерский парк, разбитый ещё в 1912 году как Горсад и до 1967 года бывший Центральным парком Макеевки. Как и на Красном базаре, в войну он стал местом массовых казней, в память о жертвах которых на входе встречает стела "Жертвам фашистского террора" (1976):

36.


Роль Малого Донецка же очень наглдяно проявилась в 1970-е годы, когда вместе с Донецкой ДЖД в тамошнем парке Комсомола здесь запустили числившуюся как её филиал Макеевскую детскую железную дорогу - кольцо протяжённостью 1,3 километра со станциями Пионерская и Теремок и тепловозом ТУ4, проработавшую до 2002 года с перерывом в начале 1990-х. Пионерский парк тогда, говорят, представлял собой очень мрачное место, фактически был заброшен, и остатки дороги очень быстро сожгли да растащили - теперь, вроде бы, в парке не осталось от них и следа.

36а. фото отсюда.


Ныне в парке тишь да гладь и под вечер (даром что "Донбасс опустел") не найти свободных лавочек - его привели в порядок в 2012 году, а заодно переименовали в Парк Джарты, и это на самом деле объясняет очень многое...

37.


Василий Джарты, так же в некоторых кругах известный как Вася Бита, успел побыть и мэром Макеевки, и министром, а в 2010-11 годах возглавлял Автономую респбулику Крым, которую в эпоху Януковича некоторые в шутку называли "колонией Макеевки". Дело в том, что в хитрых раскладах украинской игры олигархических престолов помимо большого Донецкого клана выделялся и Макеевский клан, тесно с ним переплетённый. У макеевских никогда не было особых политических амбиций и они не демонстрировали излишней публичности, куда меньше других кланов уйдя от своего исходного состояния - ОПГ. Как "макеевские" обосновались в Крыму - так и не разобрался, может быть ещё со времён Крымских криминальных войн, а может быть "донецкие" отдали полуостров своим вассалам в удел. Как бы то ни было, сменивший Джарты после его смерти от неудачной операции в 2012 году крымский премьер Анатолий Могилёв сразу же после Майдана заявил о своей полной лояльности новой власти, после чего в Крыму начался "бунт на корабле", быстро переросший в Крымскую весну. В общем, не знаю, каково вляние "макеевских" ныне что в Крыму, что в своей вотчине, но хочется надеяться, что Парком Джарты это место останется ненадолго.
Дальше ещё несколько зданий в разных местах Макеевки - например, необычного вида школа у того же парка:

38.


Местный Горный техникум по соседству:

39.


А этот наверное ДК (я думал, что какой-нибудь шахты, а оказалось - ДонНАСА с мозаиками 2010 года) сфотографировал из окна маршрутки по дороге, весьма долгой и извилистой, в Червонногвардейский район:

40.


А девушка на соседнем сидении, увидев мой фотоаппарат, вполголоса сказала своему парню: "Завтра сюда наверное что-нибудь прилетит...", и вполне может быть, что когда с пару недель назад на Гвардейку действительно "прилетело" впервые с начала войны, разрушив несколько домов и убив человека, пассажиры той маршрутки вспомнили и про меня.

40а.


Но в целом, как видите, на город, в котором "всё плохо", Макеевка совсем не похожа.

41.


В следующей части отправимся в Колонию - старый и очень колоритный район по ту сторону металлургического комбината.

ДОНБАСС-2016
Обзор поездки и оглавление серии.
Дорога на Донбасс через Ростов-на-Дону.
История Донбасса.
Две стороны одной войны.
Реалии Новороссии.
Война с обеих сторон фронта.
Реалии новой Украины.
Памятники войне с обеих сторон.
Украина. Киев, география Майдана.
Украина. Межигорье.
Донецкая Народная Республика
Донецк. Общее о городе.
Донецк. Улица Артёма.
Донецк. Севернее центра.
Донецк. Новый Свет.
Донецк. Английская колония и окрестности.
Донецк. Рабочие окраины.
Донецк. Разрушенный аэропорт.
Макеевка. Центр.
Макеевка. Колония.
Макеевка. МакНИИ и Гвардейка.
Саур-Могила и окрестные города.
Иловайск. Узел и котёл.
Новоазовск. Кривая коса.
Новоазовск и Седово.
Дебальцево и Углегорск.
Горловка.
Ясиноватая.
Луганская Народная Республика.
...посты будут.

дорожное, Макеевка, ДНР и ЛНР, "Молох", Донбасс, зона трагедии, индустриальный гигант, шахтёрское

Previous post Next post
Up