Донецк. Часть 5: Английская колония и Боссе

Jun 22, 2016 17:49



Показанный в прошлой части Новый Свет - это лишь половина Старой Юзовки. За неименеем большой реки её делил пополам сам металлургический завод, и районы за его площадкой на месте старых сёл Александровка, Ларинка и Масловка были известны как Заводская сторона или - по своей центральной части - Английская колония. Ныне это пожалуй самый колоритный в Донецке и очень лоскутный район, где перемешались старые дома англичан, коттеджи посёлка Стандард, индустриальные пейзажи и дворцы среди частного сектора.

Часть кадров - 2011 года, их можно отличить по летней растительности, более плотному трафику, а иногда и украинским флагам.

Всю неделю в Донецке трамвай №4 привозил нас на конечную у "Золотого Кольца", о которой я уже писал в прошлой части - это едва ли не самое оживлённое место Донбасса. С троллейбусного перрона хорошо видны холмы со стороны, противоположной центру, где среди многоэтажек возвышаются новенький собор (в 2011-м его ещё не было) и конструктивистский фасад бывшего ДК Металлургов (1929):

2.


Но чтобы туда попасть - надо сначала пересечь станцию Сортировочную, которая с одной стороны упирается в завод, а с другой в пруды на Бахмутке, тем самым разделяя город на "ту" и "эту стороны" не хуже большой реки. Мостов через неё не то чтобы много, главный из них известен как Бальфуровский путепровод - сам он построен в 1960-х годах взамен более старого, но название напоминает, что когда-то станция  Сортировочная была Бальфуровкой - в честь Арчибальда Бальфура, одного из главных акционеров "Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсокатного производств" после смерти его основателя Джона Юза. В 2016-м поснимать с Бальуфровского моста у меня не задалось, поэтому вот кадры 2011-го, изрядно устаревшие - на самом деле тут теперь нет ни тонких труб с рыжими хвостами (это были мартены, которые успели заменить электрометаллургией), ни тучи белого дыма из коксохимических цехов.

3. 2011


Сама эта железная дорога, тянущаяся вдоль прудов на Бахмутке - ни что иное, как первый на Донбассе подъездной путь длиной 11км, ответвляющийся от основной железной дороги недадеко от вокзала ( который я показывал здесь). В другую сторону сквозь завод рельсы уходят к станции Мушкетово, то есть даже сейчас завод может вывозить свою продукцию хоть в Россию, хоть на Украину. А в первой части можно убедиться, что ДМЗ вполне себе работает.

4. 2011


Вид на Заводскую сторону, маленький копер принадлежит ветилляционному стволу давным-давно закрытой шахты имении Горького:

5. 2011


За мостом встречает Александровка, исток Донецка: как село она известна с 1778 года, и в ней же аж в 1842 году был заложен Александровский рудник - по приказу новороссийского губернаторого Михаила Воронцова для снабжения углём пароходов в портах его губернии. И если в центре главной была улица Артёма, то здесь - как полагается, Ленинский проспект, уходящий от "Золотого кольца" на десяток километров к окраинам. Первое здание за Бальфуровским мостом - цирк "Космос" (1969), вроде бы типовой, да не совсем - то ли исходный в серии, то ли с какими-то своими особенностями:

6.


Следующие несколько кадров не очень удачны - мы здесь так ни разу и не погуляли, всё снято из окна трамвая. Да и прилегающая к Сортировочной часть Александровки откровенно уныла и крупнопанельна. На углу с улицей Куйбышева - тот самый строящийся собор Петра и Февронии: ДК Металлургов давно уже превратился во Дворец Славянской культуры и письменности, то же и с парком, и вот на углу-то этого парка и строится крупнейший храм всея Донбасса, заслонивший от дороги памятник жертвам фашизма.

7.


Как я понимаю, всё это инициативы Виктор Нусенкиса - нынешнего владельца ДМЗ, выходца из местных греков (немало греческих сёл есть на юге ДНР и Донецкой области, сходясь к Мариуполю) и поборника православия и традиционных ценностей. Большинство новых церквей Донецкой епархии построены на его деньги, и в них даже явно начали появляться свои стилевые особенности - скажем, нигде, кроме Донбасса, я не видел такого оформления куполов:

8.


Напротив собора - школа №33, "сестра по несчастью" уже показанного краеведческого музея - летом-2014 в неё прилетело чем-то тяжёлым, и вид объятой пламенем школы стал одним из символов Донбасской войны. К счастью, дело было летом да ночью, поэтому никто из детей не пострадал, а с тех пор её успели восстановить - в апреле я как раз нблюдал последние этапы этого процесса.

9.


Дома на проспекте Ленина, частью явная дореволюционка, частью скорее конструктивизм. Обратите внимание, что на самом проспекте - плитка, вот любят её на Украине, а из прошлого кадра можно понять, что и при ДНР исправно перекладывают.

10.


11.


Закопченая электростанция явно дореволюционных времён, а ныне подстанция... дальше по проспекту ничего интересного уже не припомню, да и заворачивал наш трамвай на следующем перекрёстке:

12.


Так что свернём на юг, в Ларинку - тоже бывшее село Заводской стороны. Туда ведут перпендикулярные проспекту Ленина улицы Ткаченко (поближе к заводу) и Куйбышева (подальше). На последней, тем не менее, запомнилась внушительная сталинка-общага для рабочих ДМЗ:

13.


Да чуть поодаль водонапорка, близ которой мы и покинули трамвай:

14.


Хотя привлекла мой взгляд в тот момен не она, а домик за киоском "Союзпечати" с выпуклой надписью "Стандард. 1925г." на стене. Посёлок "Стандарт" из двух с половиной сотен домов, построенный одноимённым харьковским обществом в ещё даже не Сталино, а советском городе Юзово (переименован он ведь был в 1926 году) - это целая веха в истории Донецка и одна из любимых тем его краеведения. На заре социализма он строился по модной в те времена концепции "города-сада" с остроугольными пересечениями улиц, и был одним из первых советских градостроительных экспериментов. Каждый такой домик вмещал 2 семьи, каждая половина включала жилую комнату, кухню, погреб и санузел, и в общем-то имено так даже в наше время устроена большая часть российского "частного сектора", только в последнем удобства обычно на улице и дома деревянные. Ну а для 1920-х годов, когда юзовские посёлки носили звучные и совсем не случайные названия типа Шанхайка, Нахаловка, Собачевка или Кабздоховка, это и вовсе была роскошь. Другое дело, что расселить в Стандарт смогли лишь 300 семей, в то время как в очереди на улучшение жилищных условий стояло более 3000 - это о том, почему в СССР не строили коттеджи.

14а.


Вглубь Стандарда мы так и не пошли, хотя занимает он несколько кварталов между Куйбышева и Ленинским проспектом, частью на месте Английского кладбища, да и не знаю, что бы мы там увидели кроме таких же простеньких домиков. Колоритного вида учебное заведение напротив домов с кадров выше:

15а.


А вниз, к домнам ДМЗ, так и манила улица Ионова, образующая край бывшей Английской колонии:

15.


Слева - небольшой домик, возможно тоже оставшийся от Стандарда:

16.


А справа раскинулся целый квартал характерных приземистых домов, от вида которых на меня так и повеяло дымными фабричными городками из романов Диккенса:

17.


Это так называемые "четырёхрублевые дома" на 6 семей (дальше сведения отсюда), и при всей английскости облика жили в них вполне себе русские инженеры и управленцы, с годами игравшие всё более заметную роль на Юзовском заводе.

18.


Посредине на холме - Никольский собор (1896), бывшая церковь на Ларинке. Колокольня - новодел, в 2011 я застал её строящейся:

19.


При этом он числится кафедральным, то есть это или устаревшая информация, или в Донецке два кафедральных собора (второй - Преображенский на улице Артёма).

20.


При церкви была и русская школа, а вот на улице Ткаченко стоит Английская школа (1877) фасадом на завод, отделённая русской Ларинкой от собственно английского квартала:

21.


Который находится уже в следующей селе Масловка - по разделяющей два бывших села Тушинской улице вверх тянется целый ряд домов, в которых и жили англичане. В старой Юзовкеих называли "стеклянными" за непривычные огромные веранды, само собой в бурях ХХ века не уцелевшие:

22.


...Первым англичанином в этих краях был, конечно же, сам Джон Джеймс Юз (сейчас сказали бы - Хьюс), к тому времени уже старый и опытный промышленник с активами в Англии и Уэльсе. Говорят, он сам был первоклассным кузнецом и, говорят, в свободное от бизнеса время обучал кузнечному делу ларинских, масловских и александровских детишек: как можно видеть по прошлым постам, Донецк и ныне столица кузнецов. Концессию на завод и шахту он выкупил у полтавского князя Сергея Кочубея, владевшего здесь землёй, но видимо на радостях от российской безграничности возможностей в первый же год после пуска завода чуть не погорел: договор на поставку рельс с царским правительством был подписан ещё до строительства, а первая партия рельс оказалась откровенным браком, и суд встал на сторону заказчиков. Но дальше дела шли как по маслу, завод расширялся вслед за сетью железных дорог огромной империи, и хотя с годами тут становилось всё больше русских специалистов и управленцев, английская община Юзовки только росла, к началу ХХ века достигнув 350 человек, в Новом Свете была даже англиканская церковь (правда, видимо фотографий её снаружи не сохранилось в природе), а уезжали англичане по мере трёх русских революций. и тем не менее кто-то где-то да остался - вот например статья про до сих пор живущую в Донецке семью Блакберн, да и в одном из донецких городов-спутников нам повстречался человек с отчеством Джимович.

23.


Напротив - памятник на могиле погибшего в 1943 году полковника Виктора Масловского:

24.


А за сквером - собственно, главная проходная ДМЗ, и думаю, на кадре выше можно оценить, как перед ней пустынно (хотя то и был вечер воскресения). Мы к ней тогда не подходили, чтобы не провоцировать лишних вопросов, поэтому вот её вид в 2011 году:

25.


В эту сторону завод обращён электростанцией с градирней и высоченной трубой. Но самое интересное - церковь Игнатия Мариупольского (2003), которая потрясающе смотрится на фоне чёрных доменных печей (вот есть в их облике нечто инфернальное!). Нусенкис снабдил храмом даже заводскую площадку, а по слухам ещё и насильно загонял туда рабочих. К церкви с 2004 года прилагается ещё и детский "Городок Улыбок" с горками да каруселями, катком и даже мини-зоопарком. Работает ли он сейчас и как туда попадают не связанные с заводом люди - точно не знаю.

26.


Между тем, улица Ткаченко выводит на круглую площадь Ткаченко (официально - площадь Металлургов, но так её в Донецке никто не называет), окружённую стильными зданиями абсолютно не понятного "на глаз" возраста. Слева - Дом техники ДМЗ, в нём же обитает заводской музей, а на стене висит мемориальная доска Михаилу Курако - начальник доменного цеха Юзовского завода, в 1916 году он уехал на Кузбасс, где в 1920-м умер от тифа, а вскоре его дело продолжил так же отработавший много лет на донбасских заводах Иван Бардин. Далёкий Новокузнецк - в каком-то смысле сын Донецка.

27.


Ещё на площади есть часовая башня и заводоуправление через сквер от Дома Техники... наверное это всё-таки дореволюционка:

28.


На ещё один корпус заводоуправления из сквера глядит сам бронзовый Иван Ткаченко с биноклем в руке - уроженец Юзовки, разведчик и наводчик, погибший в Пруссии за пару недель до Победы.

29. 2011


Кадры площади и проходной 2011 года с обилием людей и машин и 2016 года со звенящей пустотой, казалось бы, "говорят сами за себя"... но всё же стоит учесть, что в 2011 мы были здесь в полдень рабочего дня, а в 2016-м - вечером в воскресение.

30.


Улица Ткаченко здесь круто уходит на юг, а мы пошли дальше вдоль завода, но местность там какая-то уж совсем тоскливая и невзрачная. Вот лишь больница №6, дончанам известная как Шлаколечебница - это не потому, что здесь плохо лечат, а от технологии, которую пытались в 1920-х годах внедрять для лечения рабочих на многих заводах - якобы, вода после гранулирования заводских шлаков приобретает свойства сероводородной минералки. Опять же не берусь судить об эффективности этого метода, но народное название Шлаколечебница осталось:

31.


А за больницей спрятаны краснокирпичные руины старейшего здания в Донецке (1873-74) - дома Юзов, с балкона которого прекрасно обозревался завод:

32.


Так же он известен как дом Свицына - после отъезда Юзов в нём жил новый управляющий их заводом Адам Свицын, а вообще заводские директора занимали особняк вплоть до войны, после в нём были всяческие заведения от роддома до цеха розлива газировки, а до нынешнего состояния особняк довели в постсоветское время. Какие отношения у его собственника с властями ДНР - я не знаю, но если плохие - то это вселяет надежду.

32а.


В 2016-м мы не догадались свернуть у больницы и вышли к дому кружным путём, увидев его с обратной стороны через мрачный пустырь. И ведь война вообще никак не повлияла на этот пейзаж...

33.


Дальше минут пятнадцать мы шли по разбитым, но весьма людным улицам с частными домами за двухметровыми заборами  - выше старых сёл лежат заводские слободки Закоп и две (Ближняя и Дальняя) Нестеровки:

34.


А там, как и было обещано, притаился дворец! Иногда его называют дворцом Бальфура (уже упомянутого в начале поста), но это ошибка - таковой в Юзовке действительно был, однако не сохранился. Здесь же хозяевами были Нестеровы - дворяне и владельцы шахт на своей земле. Дворец закончен в 1889 году, и когда-то имел вторую, более высокую, башню.

35.


Внутри разруха. Цилиндр слева - не печь-голландка, а винтовая лестница. При Украине дворец занимала контора, отвечавшая за светофоры, о чём напоминает рисунок на стене да обломки самих светофоров на заднем дворе. По словам прохожей, подошедшей к нам с вопросом "Что вы там делали?!" и быстро смягчившейся при виде мой аккредитации, в 2014-м контора съехала на Украину, прихватив с собой всё, что могли увезти, "даже обои содрали".

36.


Дворцовым конюшням повезло больше - в них уже много десятилетий жилой дом, и "люди в конюшне живут!" - известная тема для возмущений у обитателей окрестных домов. На заднем плане, кстати, вторая (из 4 или 5) площадка ДМЗ, с основной соединённая лишь железной дорогой.

37.


Мой трамвай стрелою красной
На изогнутой рельсе
С громом набирает высоту... - через всё тот же невзрачный частный сектор мы вновь вышли на улицу Ткаченко:

38.


А высокий холм с дворцом Нестеровых отделяет от ДМЗ владения следующего завода "Донгормаш", причём "гор" в данном случае означает не "городской", а "горный" - там делают рудничное оборудование, и вместе с угольной (шахты и коксохимы) и металлургической эта отрасль замыкает "трёх китов" индустрии Донбасса. Завод и основали в 1889 как "чугунолитейный и машиностроительный" инженеры Боссе и Геннефельд, чтобы продавать его продукцию на окрестные шахты. Как "завод Боссе" (причём с ударением на последнем слоге, что странно, так как Эдуард Боссе был остзейский немец) он и известен чуть ли не до сих пор, по крайней мере окрестный район дончане по сей день называют Боссе. Завод исправно работал и при Украине, при ДНР украинский собственник закрыл предприятие и уволил всех рабочих, после чего ДНРовские власти национализировали "Донгормаш" и наладили там ремонт техники. Инженерно-технический центр "Горные машины" и вовсе побит войной:

39.


Чуть поодаль и облезлые дореволюционные цеха. В 1909-12 годах здесь работал слесарем, устроенный туда в возрасте 15 лет отцом, некто Никита Сергеевич Хурщёв, в 1914-16 годах перешедший работать на шахту (не в забой), в 1920-х годах заканчивавшийся рабфак показанного во второй части Политеха, а в 1954 отдавший Украине Крым, что в свою очередь через полвека вернулось на этот же завод прилётами мин.

40.


41.


Через бульвар за высоким забором стоит ещё один дворец опять же дворян-шахтовладельцев Рутченко (1890), а по некоторым данным, из него же руководил строительством завода Эдуард Боссе.

42.


Рядом брошенный кинотеатр, сгоревший ещё в 2008 году - тогда в нём обитала церковь "Слово Жизни", затем простетантам резко повысили арендную плату, и те съехали, по словам местных, спалив здание напоследок:

43.


А впереди самый натуральный "хаб" хитрой транспортной системы Донецка - с одной стороны от ларьков конечная трамвая №3, с другой - оживлённая улица Куприна, где снуют маршрутки и автобусы.

44.


И именно по этой остановке 22 января 2015 года был дан залп из миномёта как раз в тот момент, когда на ней стоял троллейбус. Погибло 8 человек (по другим данным - 15, но на памятнике увековечены 8 имён), но что странно - до позиций ВСУ отсюда порядка 15-20 километров, это самое сердце города, и прилетевший сюда боеприпас (небольшая мина) оттуда закинуть в принципе невозможно. В ДНР и России утверждают, что обстрел вели какие-то просочившиеся в город или даже завербованные из местных диверсанты, на Украине - конечно же, что "российские террористы сами себя бомбят". Вот что пишет на эту тему в комментариях местный житель sokura: "Тогда их было много и один из моих знакомых даже помог в задержании одной из таких групп. Они разъезжали в фургонах с частично вырезанной крышей, которую сверху затягивали тентом и со стороны машина выглядела нормальной и только сверху можно было почуять неладное, обратив внимание на брезент. Он заметил, позвонил в комендатуру и через 15 минут прямо у него под окнами группу и взяли. Вернее, как взяли - оставили одного, а остальных просто расстреляли".
Главный ужас в том, что обе версии сходятся в одном - 8 человек на этой остановке убили ради картинки в фейсбуке.

45.


По улице Куприна мы пошли снова вверх вдоль другой стороны завода. Неподалёку странные "дома-колбасы" на склоне, возможно ещё один градостроительный эксперимент раннего СССР:

46.


Кафе прямо из 1990-х:

46а.


И огромный донгормашевский ДК имени XXI съезда, близ которого мы сели на маршрутку да поехали назад:

47.


...чтобы вновь тут проехать на следующий день. Следующая часть о Донецке, на самом деле, главная - о его бескрайних рабочих посёлках.

ДОНБАСС-2016
Обзор поездки и оглавление серии.
Дорога на Донбасс через Ростов-на-Дону.
История Донбасса.
Две стороны одной войны.
Реалии Новороссии.
Война с обеих сторон фронта.
Реалии новой Украины.
Памятники войне с обеих сторон.
Донецкая Народная Республика
Донецк. Общее о городе.
Донецк. Улица Артёма.
Донецк. Севернее центра.
Донецк. Новый Свет.
Донецк. Английская колония и окрестности.
Донецк. Рабочие окраины.
Донецк. Разрушенный аэропорт.
Макеевка. Центр и МакНИИ.
Макеевка. Колония и Гвардейка.
Саур-Могила и окрестные города.
Иловайск. Узел и котёл.
Новоазовск.
Дебальцево и Углегорск.
Горловка.
Ясиноватая.
Луганская Народная Республика.
...посты будут.

"Молох", дорожное, зона трагедии, шахтёрское, индустриальный гигант

Previous post Next post
Up