Две стороны одной войны. Часть 4: чтобы помнили

Jun 12, 2016 20:59



В прошлых частях я рассказывал о реалиях новой Украины и неподконтрольной ей Новороссии да о том, как с обеих сторон проявляется война. Но интересно и то, как ещё не достигшее какого-то логического финала происходящее обильно обрастает памятниками. Их я решил с обеих сторон собрать в отдельный пост, завершающий этот цикл.

Моё знакомство с Многострадальными землями началось с Донецкой Народной Республики, но за неделю, проведённую в Донецке и окрестностях, она запомнилась чем угодно, но только не памятниками. Уже дома, собрав всё увиденное в одном посте, я понял, что на самом деле здесь этого немало - но как-то разбросано и в основном невзрачно. Самый красивый ДНРовский памятник, напоминающий о славе донецких кузнецов, пополнил недавно большой мемориал Освободителям Донбасса. Металлические цветы из разорвавшегося снаряда - сильный образ, да и сделано довольно тонко:

2.


Ещё один памятник на весь огромный Донецк нам попался близ троллейбусной остановки "Донгормаш", где 22 января 2015 года, прилетевшая мина поразила стоявший на остановке троллейбус, убив 8 человек. Причём прилетел такой боеприпас, который с украинских позиций сюда, почти в геометрический центр города, забросить было попросту нечем, и в Донецке в произошедшем винят проникших в город диверсантов (тем более обстрелы тогда шли ежедневно), а с украинской стороны - конечно же, что "террористы сами себя бомбят". Вокруг скромной каменной свечи стихийно возникло ещё несколько плакатов...

3.


Ещё один памятник, или скорее мемориальную доску, я сам не видел и даже не знаю точно, где он находится, однако мне его несколько раз постили в комментах как доказательство "российской агрессии"(тм). На самом деле здесь прямым текстом сказано, что это памятник добровольцам, погибшим 26 мая 2014 года при неудачной попытке взять Донецкий аэропорт - собственно, с этого дня война и пришла в Донецк, а я помню, как был потрясён известием о гибели 33 граждан России.
Как пояснили мне в комментариях, памятник и не в Донецке, а в Подмосковье - на подворье Корсунской церкви в селе Глинково под Сергиевым Посадом.

4. фото не моё, отсюда.


Так же, как оказалось, я упустил из виду известнейших памятник ДНР - "Аллею Ангелов", посвященный погибшим детям Донбасса, хотя и явно был совсем рядом - в том же парке, где и металлические розы с кадра №2.

В ДНРовских глубинках памятники ещё скромнее. Вот колокол на Саур-Могиле - но тут скорее она сама, гигантский разрушенный мемориал Великой Отечественной на её вершине, превратилась в главный памятник этой войне.

5.


Колокол в Шахтёрске - этот и до войны мрачноватый рабочий город в августе-2014 был сильно порушен в уличных боях при попытке украинской армии окружить Донецк. Невзрачный сам по себе памятник потрясает на фоне минных прилётов и впечатанных в асфальт танковых следов на аллеях городского парка:

6.


Небольшими памятниками, вернее даже просто памятниыми камнями, отмечены места и других важнейших сражений. Причём ДНР не скупится на эпитеты - "киевская хунта", "украинские каратели"... В Иловайске камень лежит у моста через железную дорогу, примерно на линии фронта, а за ним - могила ополченца с надгробными надписями на придорожном кресте:

7.


В Дебальцеве камень стоит в сквере у администрации.. как видите, весьма людном, так как разрушенный город оживает:

8.


Донбасской войне в республиках посвящены не только памятники, но и экспозиции в музеях (да и главный Донецкий музей, разрушенный тремя попаданиями снарядов и сейчас медленно восстаналивающийся, сам по себе её памятник). Вот например боеприпасы, осколки, амуниция (в основном вражеские) да не попавшие в кадр бездарнейшие, но надрывные стихи в музее Седова под Новоазовском - в основном он посвящён мореплавателю Седову, а это как бы выставка, для которой приспособили подоконник.

9.


А вот в Луганске на лужайке сложены три трубы "Смерчей" и один обломок баллистической ракеты "Точка-У", упавшие в 2014 году на город.

10.


О Луганской Народной Республике у меня уже в первые дни сложилось впечатление: "Здесь не спешат латать прилёты, но обильно ставят памятники". Прилёты, конечно, тут всё же латают, хотя и куда медленнее, что в ДНР, но Луганск на памятники оказался гораздо богаче Донецка. Целая их группа выросла перед администрацией, в том самом месте, куда по сообщениям украинской прессы 2 июня 2014 года рухнул кондиционер. Вернее, тогда украинский штурмовик нанёс с воздуха удар по зданию администрации, убив 7 гражданских (и с новостей я хорошо помню кадр окровавленной женщины, сложенной пополам, но ещё живой), а в СМИ после написали, что летел над Луганском самолёт, никому не мешал, и тут ополченец в сквере достал ПЗРК да как шмальнёт... но ракета среагировала на тепло кондиционера и поразила администрацию. Целенаправленную атаку самолёта нам подтверждал самый что ни на есть проукраинский луганчанин ("И я не понимаю, почему они до сих пор этого не признали"), а "упавший кондиционер" стал таким же мемом, как и месяцем позже "распятый мальчик".

11.


Напротив у здания правительства - мемориальная доска погибших ополченцев:

12.


И памятник с довольно странной надписью и не менее странным гербом, который Луганску подарили небезызвестные "Ночные Волки":

13.


Памятник же собственно трагедии 2 июня стоит от этого места довольно далеко, близ главного луганского перекрёстка Советской и Оборонной улиц ("смерчи" и "Точка" - там же, но с другой стороны), и возможно был туда перенесён от администрации - рядом медучилище и детская больница, а среди погибших была министр здравоохранения Наталья Архипова. Как бы то ни было, сам монумент - ржавый лист с силуэтом из прорезей - выглядит очень сильно:

14.


Не меньше впечатляет и памятник в селе Хрящеватое у дороги в сторону России. Летом-2014 здесь были тяжёлые бои за окружение Луганска, и один из подбитых ополченских танков так и остался стоять с порванными траками как памятник защитникам города. Водитель ради того, чтобы я мог его сфотографировать, остановил на пару минут переполненную маршрутку, и никто из пассажиров не стал возмущаться.

15.


Кроме того, целый пласт памятников в ЛНР посвящены донским казакам, активно "освобождавшим свою исконную территорию". В Краснодоне они даже музейчик обустроили, который никто из местных не видел открытым, а в Луганске - просто памятный знак с флагом Всевеликого Войска Донского.

16.


Других памятников ни в Краснодоне, ни в Алчевске, ни в городах у дорог мы не видели, однако в Алчевске спустя месяц после нашей поездки открылся первый в Донбассе памятник конкретному участнику этой войны - командиру бригады "Призрак" Алексею Мозговому, убитому 23 мая 2015 года "неизвестными". Местные в этом не сговариваясь винят не украинских диверсантов, а ЛНРовские власти - Мозговой был идеологом и в каком-то смысле "лицом" Новороссии, категорически не принимал "обрубки" ЛНР и ДНР и зафиксировавшие их Минские соглашения. Как простые жители Алчевска относятся к нему ныне, выяснить так и не удалось, при вопросе "где здесь памятник Мозговому?" (хоть я и знал, что его нет) прохожие сразу теряли желание идти на контакт. Да и установка его не обошлась без конфликта, с увольнениями и угрозами сноса.

17. фото не моё, взято по ссылке.


Вот собственно и все памятники, что я увидел за две недели в ЛДНР. Свои памятники оставила и Крымская весна, но я их не видел: один открылся пару дней назад в Симферополе, другой в прошлом году в Белогорске... но не крымском, а дальневосточном! Оба, однако, с одним и тем же сюжетом - вежливые люди и кот. Это другие памятники - не войне, а воссоединению.

В Донбассе же есть и ещё один пласт: помню, как мы ехали по Донецку в трамвае, и туда зашёл уличный музыкант с гитарой да начал петь песню о том, как восстал "Донбасс, наследник СССР". И песня его звучало так проникновенно, что чуть не вышибала слезу, но когда уже дома я полез искать её в яндексе, был совершенно разочарован, увидев очень примитивный и неуёмно пафосный текст. А там, в трамвае, едущем по прифронтовому городу, её сила была не в словах, а в искреннем надрыве музыканта. Песен, которые крутят по местному радио (но я их, как ни странно, так ни разу и не слышал) да стихов в сборниках с названиями вроде "Мой город охрип от молитв..." Донбасская война породила уже немало, но как ни печально, написанное кровью редко бывает талантливым.

Свои песни о войне поёт и Украина, хотя сам я их ни разу не слышал и там. Но вот в Днепропетровске афиша летнего театра - "Песни, рожденные в АТО":

18.


И когда я думал, что в ЛНР много памятников - я ещё не видел Украины, города и веси которой знаки прошедших событий буквально заполонили - так что где-то 2/3 этого поста будут посвящены именно украинским памятникам, тем более что украинская мемориализация пошла в совершенно иную сторону, чем Л.. и особенно ДНРовская.

19.


Первый феномен мемориалов новой Украины - это, как я их назвал, "народные памятники", то есть не капитальные монументы, где-то заказанные и с помпой установленные, а простенькие памятные знаки, сооружённые неравнодушными людьми из подручных метарилов. Более всего такими богат Киев, где теперь отмечены важнейшие места событий Майдана - об этом я ещё сделаю отдельный пост. Вот например на Грушевского памятный знак первым погибшим непосредственно "на поле боя" - на перекрёстке увековечен днепропетровец Сергей Нигоян, на мемориальных досках - умершие в больницах от травм  волынянин Александр Бадера и галичанин Роман Сенык, а чуть в стороне - белорус Михаил Жизневский:

20.


К теме Небесной сотни мы ещё вернёмся, а важной разновидностью "народных памятников" стали "пеньки Ильича" (опять же моё название), то есть постаменты "жертв" Ленинопада, по сути превратившиеся в памятники победе Майдана. В самом неприглядном виде - киевский "пенёк" у Бессарабского рынка, с которого Ленин был скинут ещё 8 декабря 2013 года. Сам по себе этот памятник, надо сказать, был весьма интересен - это была уменьшенная копия гигантского Ильича на канале Москва-Волга, в 1939 году ездившая на выставку в Нью-Йорк. Его не только скинули, но ещё и добивали кувалдами и растаскивали на сувениры.

21.


Гораздо интереснее пеньки Ильича выглядят в провинциальных городах, разрисованные граффити и патриотическими стихами. Вот например в Полтаве:

22.


23.


В Чернигове:

24.


В Нежине - уже скромнее, но и это немало: в райцентрах и сёлах в основном постаменты стоят пустыми.

25.


Так же обратите внимание на покрышки, ставшие внесьма узнаваемым символом Майдана, когда их жгли, создавая дымовую завесу. Горящее колесо - вообще древний славянский символ, обозначающий солнце, так что что-то в этом безусловно есть. Показательно и то, что сносили Ильичей в основном стихийно, в Харькове даже с травмами и переломами, а единственный цивилизованный снос после долгих дебатов и с применением техники был в Запорожье.

26.


Но таким же обязательным атрибутом украинского города, как некогда Ленин, стал теперь памятник Небесной сотне:

27.


На кадре выше - Днепропетровск, на кадре ниже - Нежин. В подавляющем большинстве они представляют собой что-то вроде огромных досок почёта, откуда вся сотня погибших смотрит на живых с фотографий. Эти памятники по-прежнему чтимы - разочарование в новой власти никак не сказывается на отношении украинцев к самому Майдану и Небесной сотне.

28.


Единственный капитальный памятник Небесной сотне мне попался в тихом правобережном Чигирине, по соседству с мемориалом Победы, и честно говоря это настораживает: не держат ли украинские власти в уме такой поворот, при котором все эти стенды с кадров выше уберут за одну ночь?

29.


В Виннице на одной из главных площадей стоят две такие вот "пирамиды", которые теоретически несложно переместить силами нескольких человек. Ближняя пирамида, как можно понять по "огненному колесу", так же посвящена Небесной сотне:

30.


А вот дальняя представляет уже следующий пласт - это памятник Героям АТО, тем самым, которым "Слава!":

31.


Стенды в Запорожье. Не знаю, практиковалась ли ещё где-то идея увековечить перед народом КАЖДОГО, кто погиб на войне, но идея это сильная - абстрактные "герои войны" обретают человеческое лицо не только для родных, но и для каждого прохожего:

32.


Вдвойне это действует, если поставить такой стенд близ Мемориала Победы - о преемственности двух войн я уже писал в обеих прошлых частях.

33.


Вот только лозунг "Герои не умирают" мне кажется зловещим - чтобы стать героем, значит, надо умереть, а много ли с этой войны у Украины живых героев?  На стенде в Кировограде (кадр выше) на 220 тысячный город приходится полторы сотни лиц, на кладбище в 300-тысячных Сумах я насчитал 40 могил (а вот в Белой Церкви на 200 тысяч - лишь пара десятков фамилий), однако активнее всего в украинской АТО участвовали и больше всего погибли выходцы из Днепропетровска:

34.


Иногда попадаются и капитальные памятники, в основном обыгрывающие образ Тризуба. Вот например в Ромнах у автовокзала, а на другом конце бульвара увековечены "афганцы":

35.


В Виннице близ знаменитой водонапорной башни и опять же мемориала Великой Отечественной. Тут вместо стенда - экран, по которому непрерывно транслируются лица погибших в АТО со всей Украины.

36.


Больше всего меня впечатлил, впрочем, памятник у здания СБУ в Киеве - "Казак-Победитель" без отсылки к конкретным именами. На карте нерасколотой Украины он поражает копьём страшной двуглавое ОРДиЛО, наполовину свешивающееся в Россию, а хвостом начинающееся в Крыму. Всё бы ничего, да поставлен он летом-2015, то есть в годовщину крупнейших поражений украинской армии.

37.


Помимо памятников, устанавливаются и мемориальные доски, чаще всего на школах, где погибшие солдаты учились - в ЛДНР я таковых не припомню, хотя может они есть и там. При этом обратите внимание, что сами формулировки на памятниках, стендах и досках очень сдержанные - ни тебе "российско-украинской войны", ни тебе "в неравной схватке с российско-террористическими войсками" - простое и сухое "за суверенитет и территориальную целостность".

38.


И уж не знаю, как классифицировать вот этот памятный знак в Киеве на Белорусской улице - в честь белорусов, погибших на АТО. Роль Беларуси, которую и Россия, и Украина воспринимают своим ненадёжным, но союзником - тема для отдельного глубокого осмысления. Обратите внимание на явно подробшенный в левую корзину синий цветок, сделавший из литвинской Погони российский триколор!

39.


Успели ли обзавесть военными экспозициями музеи - не знаю, но видимо нет: на Украине я посетил гораздо больше музеев, чем в ЛДНР, но ни в одном таковой не увидел. Зато вот в Днепропетровске рядом с диорамой Битвы за Днепр монтировалась экспозиция небольшого Музея АТО, сейчас возможно уже открывшегося. В сквере он занимает площадку, окружённую фотостендами:

40.


У входа - машины и гнутые прострелянные придорожные знаки да указатели городов, которые отвоёвывала у ЛДНР украинская армия:

41.


В ворота я заглянул через дырку в сетке - там какие-то зрелищные, но не очень понятные инсталляции, а на табличках текста пока нет. Если кто из днепропетровцев туда сходит, сфотографирует и у себя выложит в готовом виде - обязательно дам ссылку.

42.


43.


44.


Но заметьте, что и тут - никаких официальных указаний на Россию.

45.


45а.


А самые мрачные сюжеты - на Мемориале Славы в Киеве. У подножья Родины-Матери - галерея фотографий "Матери Героев", у большинства из этих женщин на АТО погибли сыновья:

46.


Кроме последней - это Мария Савченко, в возвращение дочери которой тогда видимо мало кто верил.

47.


Но главное - на спуске к мемориалу от Киево-Печерской Лавры.
-А это за что за машина? Дай-ка посмотрю... Она явно на АТО была.
-"Катюша" на АТО?
-Это не "Катюша". Это "Град".
Да не простой....

48.


К фотографиям покорёженных машин я прилагаю таблички около них, при виде одной из которых проходивший мимо паренёк гоповатого вида пояснил такому же товарищу: "Та це Кацапська Федерация!". Тут, конечно, хотелось бы, чтобы оценку их правдоподобности дал кто-нибудь более сведущий в военном деле:

49.


Военный в голубом берете у памятника на фото №34, когда я с ним разговорился, утверждал, что лично брал эту БМД:

50.


Танк - в стороне от тех трёх машин, у подножья Родины-Матери. Напротив него - показанная в прошлой части Аллея городов-героев, и самые толстые охапки цветов на ней лежали у плит Одессы, Москвы, Ленинграда...

51.


В этих четырёх постах я старался как можно меньше озвучивать свою позицию, но всё же выскажу её напоследок.
Сказать "это было чудовищной ошибкой" что о Крыме, что о "котлах" Донбасской войны - недолго, но я не могу так сказать, потому что у меня перед глазами сразу возникают лица тех, для кого это не было ошибкой, а было спасением или совершившейся мечтой. Но и на Украине я слишком много бывал, чтобы видеть по ту сторону абстрактных бездушных "укропов" и "бандеровцев". Когда моя украинская знакомая мне в личку проклинала Россию за "вежливых людей", мне нечего было ей возразить: "сложно иначе относиться к стране, которая у твоей страны отхватила часть территории". 36% положительно относящихся к России и 35% отрицательно относящихся к вступлению в НАТО удивляют меня ничуть не меньше, чем рьяных украинских патриотов у меня в комментариях.

Людей обманули, но слишком велики были надежды, слишком искренни были порывы, чтобы признать теперь этот обман.
Людей разделила кровь: с обеих сторон теперь десятки тысяч тех, кто предпочтут смерть с оружием в руках любому примирению.
Война самовоспроизводится: новые и новые люди будут погибать за то, чтобы прошлые смерти не назвали напрасными.

Считаю ли я, что наше дело правое? Да.
Считаю ли я себя виноватым перед украинцами? Тоже да.

В том-то и беда, что этот конфликт невозможно решить так, чтобы никто не ушёл обиженным.
Самые жестокие конфликты - те, в которых сталкиваются две правды. Но парадоксальным образом и во взаимных обвинениях правы оказались все. Нигде на пространстве России и Украины за прошедшие два с лишним года жизнь не стала лучше, но и почти никто - это мне говорил проукраинский луганчанин - не изменил своей первоначальной позиции.

Все должны всем уступить. В чём-то, как-то, до определённого предела. Слышать - понимать - договариваться, иного выхода нет.

И простые люди для этого уже созрели, но это решать не им.

52.


А в общем если абстрагироваться от вышесказанного, то просто безумно интересно наблюдать за живым ходом Истории...

дорожное, Центральная Украина, ДНР и ЛНР, Западная Украина, злободневное, Донбасс, зона трагедии, Юго-Восточная Украина

Previous post Next post
Up