Севастополь. Часть 9: Северная сторона

Nov 15, 2014 01:42



Осмотрев в прошлой части Корабельную сторону, отправимся на другой берег Севастопольской бухты. Сразу оговорюсь, что Северную сторону я осмотрел из исторических районов Севастополя хуже всего, но всё же одним только Братским кладбищем мой рассказ о ней не ограничится.

Северная сторона в Севастополе всегда на виду и служила естественным задним планом к Николаевскому мысу, к Севастопольской бухте и параду кораблей на день Черноморского флота, к Городскому холму и устью Южной бухты: куча серых многоэтажек на склонах холма, мыс Кордон с обелиском и флагом, пирамида Никольского собора на Братском кладбище да два укрепления - Константиновское на выходе из бухты и Михайловское напротив центра. Неполны без Северной стороны и рассказы о двух оборонах: в Первую оборону она служила тылом, где выросло Братское кладбище - крупнейший мемориал наряду с Историческим бульваром; во Вторую оборону там был основой рубеж обороны у станции Меккензиевы горы и оттуда же при освобожении брали Городской холм. Самый полный (но далеко не самый красивый!) вид на неё открывается с Херсонеса: слева Константиновское укрепление, справа Михайловское, а посредине Радиогорка, где в 1899 году Попов поставил одну из двух своих радиоточек для связи кораблей:

2.


Ширина главной бухты - менее километра, что меньше иных рек, и собственно разделяет город она именно как река - это, кстати, само по себе добавляет Севастополю ценности и стойкости в оборонах, так как речные ландшафты русскому человеку ближе и привычнее береговых. Вот только мостов через неё нет (единственный в истории, кажется, был в Первую оборону, да и то наплавной), в обход ехать со всеми поворотами и вихляниями чуть ли не 40 километров, поэтому Севастополь обладает уникальной для России системой рейсового морского транспорта, о которой я писал уже не раз - катера курсирует буквально каждые 5-10 минут, паромы (которые могут брать и автомобили) - раз в полчаса, билет на них стоит 12-15 рублей, и в общем связь двух сторон прекрасно работает и без моста. Вот в кадре паром "Адмирал Истомин", архаичное спасательное судно "Коммуна" (1914, то есть старейшей действующее судно ВМС в мире) и Лазаревские казармы у Южной бухты позади:

3.


А вот паром у пристани, проход через турникеты:

4.


У пристани - обилие всяких ларьков и палаток. Вот здесь продают офигительно вкусный самодельный лимонад с какими-нибудь хитрыми вкусами - имбирный, малиновый, клюквенный, апельсиновый и даже огуречный (!), последнего правда в наличии стабильно не было. Пару раз я даже специально ходил сюда с Графской пристани - вот только недёшево выходит: стакан - 60 рублей, а чтобы наполнить бутылку-полторашку, понадобится 3 стакана.

5.


За пристанью - площадь Захарова с огромным лежбищем автобусов и маршруток по всей Северной стороне и окрестным сёлам вроде популярных у курортников Любимовки и Качи, сюда же прибывают и некоторые междугородние рейсы, например из Евпатории. Вот такой местный сюжет:

6.


Общий вид Северной бухты - пристань с катерами, а на выходе из бухты по случаю дня ВМФ всю неделю стоят большие корабли Черноморского флота. Над пристанью нависает мыс Кордон, с которого 9 мая 1944 года штурмовали Городской холм - и есть что-то символичное в том, что дата освобождения Севастополя совпадает с Днём Победы.

7.


Старейший из всех бесчисленных памятников Великой Отечественной, обелиск на мысу поставлен в июле 1944 года - я уже показывал подобные, поставленные осенью 1944-го, обелиски на Сапун-горе и мысе Херсонес в посте о Второй обороне. Надписи на его мемориальных досках впечатляют: на одной стороне полный текст приказа Сталина о награждении освободителей, на другой - "В груди великого города будет вечно биться сердце русской славы", и тут это не пустой лозунг.

8.


С мыса Кордон интересные виды. Напротив - устье Южной бухты, слева всё тот же Павловский мыс с госпиталем ЧФ (включая Адмиральский корпус) и кранами Севморзавода, справа - краешек Графской пристани, купол панорамы "Оборона Севастополя" наверху и на воде плавгоспиталь "Енисей" и большой десантный корабль "Ямал" - единственный раз, кстати, видел его здесь, возможно это было связано с прошедшей в тот день и так мной и пропущенной репетицией корабельного парада, где он высаживал десант. И, конечно же, кишашая в бухте прогулочная мелюзга:

9.


Правее - не раз уже показанный именно остюда Хрустальный мыс с "Штыком и парусом" и "Солдатом и матросом" (хотя бы в посте о Второй обороне), а ещё правее виден Херсонес - руины древних кварталов и огромный Владимирский собор на легендарном месте крещения равноапостального князя. Обратите внимание, как активно Севастополь строится, и началось это явно до воссоединения с Россией:

10.


По другую сторону Кордона - бухта Старо-Северная, а дальше Михайловское и Константиновское укрепления 1840-х годов. Изначально их было четыре - ещё Александровское на Хрустальном мысу и Николаевское на месте нынешнего Приморского парка, но они были разрушены в Крымскую войну. С распадом СССР действующие укрепления разделили вместе с Черноморским флотом - Константиновское досталось России, а Михайловское - Украине, и так как ещё недавно украинцы в интернетах мне доказывали, что армия и флот - вообще анахронизм, а все войны выигрывает журналистика и уровень потребления, в 2010-м в Михайловском укреплении открылся музей Военно-морских сил Украины, усиленный дополнительно частным военно-историческом музеем братьев Игоря и Алексея Шереметьвых и пушками полуденного выстрела.

11.


На берегу Старо-Северной бухты - ЧНИИТС (Черноморский научно-исследовательский институт технологий судостроениия), на викимапии утверждается, что народное название - Коррозийка, что видимо указывает, какими именно технологиями тут занимались в первую очередь:

12.


Михайловское укрепление - пожалуй, мой главный пробел в Севастополе, масштаб которого, откровенно говоря, я осознал только сейчас. Дело даже не столько в том, что оно интересно выглядит вблизи и содержит, наверное, действительно богатую экспозицию, но и в том, что не вполне понятно, как на нём скажется изгнание ВМСУ из Севастополя. Мне адекватными видятся два варианта - или оставить всё как есть (всё же ВМСУ - тоже часть севастопольской истории, как бы это ни раздражало местные горячие головы), или отослать соответствующую экспозицию Украине с последующим размещением в Одессе. Опять же, я не знаю, что там было сделано на момент моего приезда и что будет через несколько лет - в общем, зря не сходил... У края крепость видны пушки - в прошлых постах я стабильно забывал упоминуть, что в Севастополе есть, подобно Петербургу, полуденный выстрел, который на улицах города слышал не раз:

13.


Рядом с укрепление очень интереснная машина- Як-38У: учебно-тренировочный палубный самолёт с вертикальным взлётом и посадкой, принятый на вооружение в 1976 году для подготовки экипажей советских авианосцев (вернее, тяжёлый авианесущих крейсеров), судьбы которых после распада СССР сложились одна другой печальнее.  Само же укрепление, как видите, всё в следах пережитого. Говорят, один французский журналист, увидевший эти форты почти сразу после постройки, предрёк, что с таким казнокрадством качество работ никакое и они сами развалятся... однако простояли обе обороны под жесточайшим огнём.

14.


Но всё же Северная сторона - район "точечных" достопримечательностей, цельной среды, даже советской, тут нет. Вот характерные для всего Севастополя пятиэтажки - и если я не ошибаюсь, это РСФСРовская, а не УССРовская серия?

15.


Вверх от площади Захарова ведёт улица Леваневского - единственная на Северной стороне с более-менее цельной сталинской застройкой, она являются частью дороги на Евпаторию... и как хорошо, что я догадался слезть с автобуса на въезде в город, и шёл тут не вверх, а вниз:

16.


На параллельной улице Челюскинцев - Вознесенская церковь (1905), вернее её современная реплика по соседству с внушительного размера школой:

17.


Наверху - кинотеатр "Моряк", с которым соседствует магазин "_астроном":

18.


Совсем уж на выезде из города (вид из окна автобуса) - Екатерининская миля, старейшее сооружение (1787) Севастополя за исключением руин Херсонеса. Подобные верстовые знаки к приезду имератрицы князь Потёмкин расставил по всей Новороссии, и в Крыму они то и дело попадаются вдоль дорог. Памятниками их сделали спустя сто лет, и говорят, на этой табличка с ошибкой - 1887 год указан как год установки самого знака и соответственно путешествия Екатерины. Я видел все 5 сохранившихся Екатерининских миль Крыма, и 4 из них (здесь, в Бахчисарае, на феодосийской трассе и во дворе музея в Старом Крыму) заснял, а пятую хоть и видел не раз - на трассе Симферополь-Севастополь - но уж слишком она резко возникает за поворотом...

19.


Здесь же находится и Северное укрепление, или Норт-форт, как его называл немец Тотлебен - оно было построено аж в 1807-11 годах, и отличается огромным размером - примерно полкилометра в диаметре, каждая из восьми граней по 170 или 210 метров. Внутри ныне действующая воинская часть, и от того вид у него мрачный:

20.


21.


Ещё на Северной стороне есть 30-я Батарея (аналог 35-й, она выбыла раньше и добавили нашу армию немцы не около неё) и форт "Сталин" ближе к станции Меккензиевы горы, потеря которого была одним из ключевых моментов Второй обороны. Но они далеко, и я до них не доезжал.

22.


Также не я добрался до Голландии, фотографии которой через бухты показывал в прошлой части. Но как уже говорилось, на Северную сторону я впервые за эту поездку попал евпаторийским автобусом, сошёл у "Моряка" и спустился пешком на площадь Захарова, откуда маршруткой уехал к Братскому кладбищу, изначально находившемуся за городом, а теперь - в окружении многоэтажек:

23.


24.


Само кладбище возникло непосредственно в Первую оборону - ведь наши тогда держали Северную сторону, и на неё вывозили раненных, а по возможности и тела убитых, и вместе с умершими от ран и болезней хоронили - сначала в трёх разных кладбищах, постепенно сросшихся в одно. Уже в 1857 году, когда ещё лежал в руинах город, тут началось создание мемориала, завершённого к 1870-му году. Но осталось Севастопольское братство - союз прошедших эту оборону, "севастопольцы" тогда было примерно то же, что сейчас - "афганцы", а наиболее именитые участники регулярно собирались на "Севастопольские обеды" - встречи фронтовых товарищей, часто проходившие в самом Севастополе и нередко заканчивавшиеся какой-нибудь интересной идеей вроде создания музея в доме Тотлебена. Здесь большинство из них и были похоронены спустя десятилетия - такое Небесное братство Севастополя...

25.


Как я понимаю, большинство кладбищенских построек, кроме именитых могил, появившихся позже, относится к 1857-70 годам. Вот скажем пара смотрительских домиков у ворот:

26.


Всего на кладбище 130 именных могил и 472 братских. Все - без оград, все на приличном расстоянии друг от друга, и в общем в едином стиле, а от того это не только мемориал, но и одно из красивейших кладбищ, что я видел.

27.


Братские могилы - под тяжёлыми плитами, иногда в виде крестов:

28.


Некоторые индивидуально оформлены:

29.


Но в основном - типовые:

30.


Одиночные могилы. На плите внизу, обратите внимание, надпись по-немецки:

31.


Главная аллея:

32.


33.


Кладбище расположено на склоне, как бы несколькими ярусами:

34.


35.


Именные могилы я целенаправленно не искал, тем более Нахимов, Корнилов и Истомин вместе в Лазаревым покоятся во Владимирском соборе. Единственная могила, которую я действительно хотел увидеть - вот. Здесь покоится великий фортификатор Эдуард Тотлебен, навечно вернувшийся в Севастополь в 1884 году, через 40 лет после осады:

36.


В прошлых постах как-то не упоминал князя Михаила Горчакова - а ведь он командовал всей Крымской армией, то есть значился выше всех адмиралов. Оценки его личности и роли есть диаметрально противоположные, но после одного из отбитых штурмов, по известной легенде, французы вместе с парламентёрами послали к Горчакову фотографа, чтобы привёз им его портрет. Он умер в 1861-м.

37.


Степан Хрулёв, один из руководителей Обороны, особенно на её последнем этапе. Считается, что при эвакуации после потери Малахова кургана он покинул Южную сторону последним (по другим данным, это сделал Александр Панфилов, но он похоронен на Смоленском кладбище Петербурга).

38.


Могилы командиров и героев..

39.


А на самом верху - Никольский собор, пожалуй самый красивый и странный храм Севастополя, столь редкий в православной архитектуре эксперимент с формой. Не знаю, почему именно пирамида - но в современной реальности, с подачи поп-египтологов, пирамида воспринимается символом Вечности. Стоящий на холме храм буквально парит над обеими сторонами Севастополя:

40.


На стенах - 56 диоритовых плит с названиями воинских частей, их численностью и количеством погибших в тех боях. Мне запомнилось с 2004 года, что среди прочего упомянуто несколько полков, уничтоженных полностью, до последнего солдата - но в этот раз ничего подобного углядеть не удалось - то ли сейчас смотрел плохо, то ли 10 назад неверно запомнил.

41.


Внутри поимённо перечислены 943 офицера, генерала и адмирала, погибших в Первую оборону:

42.


У собора - причтовый дом:

43.


Рядом лежит крест, стоявший на соборе изначально, но сброшенный с него взрывом во Вторую оборону:

44.


И дальние виды на город через промзону Инженерной балки:

45.


Ещё выше находится мемориал "Родина - сыновьям", советское продолжение Братского кладбища, где покоятся погибшие при освобождении города от фашистов, а также моряки линкора "Новороссийск", взорвавшегося в гавани при невыясненных обстоятельствах 29 октября 1955 года, погибло на нём 557 моряков, что стало крупнейшей трагедией отечественного ВМФ в мирное время. Есть версия, что взорвали его некие итальянские патриоты из бывших военных, не смирившихся с тем, что их бывший флагман "Юлий Цезарь" ("Джулио Чезаре" - так назывался "Новороссийск" до передачи СССР по репарациям) служит другой стране. Увы, о той части Братского кладбища я даже не знал, так что скорее всего в следующий приезд, если таковой случится в обозримом будущем, о Северной стороне напишу ещё много.

46.


В следующей части, последней непосредственно о Севастополе, отправимся к его истокам - в Херсонес.

Севастополь
Город-эпос. Общий колорит.
Николаевский мыс.
Уцелевшие. Осколки старины.
Наследие Первой обороны.
Наследие Второй обороны.
Городской холм.
Южная бухта и вокзал.
Корабельная сторона.
Северная сторона.
Херсонес.
Окрестности Севастополя.
Инкерман. По воде и по рельсам.
Инкерман. Монастырь, крепость и карьер.
От Херсонеса до Фиолента.
От Фиолента до Айя.
Балаклава.
Севастопольские предгорья.
День Черноморского флота
Севастопольская бухта. Суда и корабли.
Парад кораблей Черноморского флота.

замки-крепости, транспорт, суда и корабли, Крым, дорожное, Севастополь, переправы

Previous post Next post
Up