Вдогонку к предыдущему
посту про джаз. Отыскал-таки интервью с джазовым гитаристом Алексеем Алексеевичем Кузнецовым (текст немного отличается от опубликованного в журнале «Настроение» №6 (70) декабрь 2008 года).
30-31 мая в Архангельске состоялся ежегодный музыкальный фестиваль «Блюз в Архангельске», организуемый «Джаз-мастерской» Тима Дорофеева (см. стр. ХХ). Когда мой давний друг, коллекционер джаза Александр Боровиков сообщил, что приезжает легендарный гитарист Алексей Кузнецов и предложил сделать с ним интервью, я не раздумывая согласился.
Алексей Алексеевич, занимаясь музыкой полвека, вы достигли совершенства?
- 50 лет - это немало, конечно. По итогу я не озадачен мыслью «Правильно ли ты шёл? Можно было бы свернуть, а ты не свернул…» Я думаю, что эти 50 лет прошли в одном направлении, целеустремлённо и результативно. И на сегодняшний день я рад, что так случилось, что так всё совпало. Остаётся только сказать себе: «Давай этот путь ещё усовершенствуем!»
То есть тонкости какие-то…
- Да, изысканности, тонкости! Почему? Потому что слух уже развит, ритмика развита, мелодика тоже. Ты всё это уже знаешь, но иногда услышишь такой замечательный оборот, мелодическую линию или ритм какой-то особенный - и спрашиваешь себя: «Как же ты до этого ещё не добрался? Это же так здорово!» И в погоню! И когда ты это расшифровываешь, то кажется, что ты должен был бы узнать это уже давно… Но всего не объять! Поэтому сейчас начинаются поиски таких вот изысканных мест в музицировании, будь то в ритме, будь то в мелодике, то в гармонии.
Сам я пришёл из ритма, потом я занялся гармонией, а затем пришёл к мелодии. Я ритмичный гитарист. Я не обижаюсь никогда, когда мне иногда говорят: «Вы блестящий аккомпаниатор и незаурядный солист». Я не отрицаю, потому что основное я отдал аккомпанементу, и мне это нравится. Причём мне нравится это с той точки зрения, что я всегда могу это применить к любому солисту, солист от этого только выиграет. Как показывает практика, сложнее найти хорошего аккомпаниатора, чем солиста. Когда кому-то говорят: «Ты нашёл бы себе хорошего аккомпаниатора, и у тебя бы всё иначе выглядело», тут я и вспоминаю об этом.
Сейчас, в эпоху постмодерна, кажется, что в искусстве уже все сделано, выпущены римейки, и римейки римейков… А в музыке - всего семь нот…
- Возьмём классику - что можно в классике придумать? Ну, играют Чайковского - что там можно ещё изменить? Ноты в классике менять нельзя. Есть разные исполнители, они, безусловно, меняют настроение, эмоции. Но ноты те же.
Другое дело, если из Чайковского сделать, например, джазовый опус. Из Мусорского, Бородина… Шопен, 20-я прелюдия, ещё какие-то вещи… Бирелли Лагрен, замечательный гитарист, играет классику, только в жанре джаза. Это красиво, жутко красиво! Аранжировки тонкие, замечательные.
Есть очень хорошее изречение: «Хорошие вещи нельзя смешивать, их надо чередовать». Здесь есть очень умная логика.
Как вы относитесь к валу одноразового музыкального мусора, льющегося на массовую аудиторию?
- Я отношусь спокойно. Я занят своим делом и стараюсь его усовершенствовать. В музыке есть такие периоды, когда идут какие-то поиски, эксперименты… Музыканты ищут, это всё логично и правильно. Потом что-то отсеивается, что-то отбрасывается, что-то появляется, потом опять может наступить пауза. Это процесс. Это нормально.
Обидно, когда я вижу некоторую диспропорцию. Диспропорцию потребления и, возможно, подачи этого всего на носители: на экраны, на радио, на телефоны…
Когда еду в метро, то вижу у многих в ушах наушники. Даже если спросить, тебе не ответят - заняты. Прислушаешься, а там внутри - тыц-тыц-тыц! Идёт такой дискообразный ритм, монотонный. Я правда, не слушаю, что там в наушниках происходит, но чётко слышны барабаны, которые работают в этом ритме и про себя думаю: «Почему здесь не звучит свинг?» (напевает в ритме свинга: «Та-дам-та-да-дам…»)
Вероятно, всё опять упирается в большие деньги…
- Вернусь к диспропорции. Мне кажется, что нашей культуре - музыкальной и творческой - не хватает какого-то понимания и… плохое слово, вчерашнее, но - планирования не хватает.
Мне не хватает хорошей пропорции, чтобы не превалировало одно над другим. Как установить эту пропорцию… это трудно, но само слово «культура» это предполагает. На телеканале «Культура» есть много интересного, можно выбрать. Я, конечно, всегда ищу джаз. Там появляется «Джем-5» с Гараняном, ещё какие-то программы. Но это очень редко. Я внёс свою небольшую лепту - мы с Павлом Козловым сделали на кабельном телевидении (Южный округ Москвы) «Творческую мастерскую», около тридцати передач, где я и с гитарой сижу, рассказываю и показываю. Всё это очень дополняет недобор того, что хотелось бы иметь в нормальной пропорции.
И тогда, мне кажется, зритель, слушатель сможет объять это, его дело выбрать, что он хочет, но он имеет равный доступ ко всему хорошему.
С чем, по-вашему, соотносится джаз?
- С шахматами. Я считаю джаз хорошей музыкой, интеллектуальной. Потому что джаз - это наука звукового восприятия. Я всегда провожу такую параллель. В гитаре есть аккорд F6 (показывает: «Берём так барре и так вот») и в шахматах - F6. Это уже умно. И G6 - есть и тут, и там…
Вы ведь в музыке с детства?
- Я музыкальный человек был с самого начала. Папа играл на гитаре и дома, и на репетициях, и на концерты меня водил. У меня в школе был замечательный квартет: два аккордеона, гитара и барабаны. Мы каждый вечер играли: то восьмой класс, то девятый, то выпускной вечер… Потом танцверанда в саду имени Баумана, там был обязательный репертуар - танго, вальсы, фокстроты. Там начинался блюз, который я играю, оттуда появился «Блюз на Басманной улице»…
Мне всегда хочется, чтобы человек приобщился к музыке. Во всяком случае, чтобы хоть чуть-чуть, краешком её задел и послушал. Вдруг ему что-то красивое понравится?
Последний вопрос. Вы в Архангельске третий раз, поделитесь впечатлениями.
- Хочу сказать, что мне очень понравилось в прошлый приезд. Мы жили в новой гостинице на набережной… За три посещения это был единственный раз, когда у меня было свободное время и я успел что-то посмотреть.
Я вышел прогуляться и увидел небольшую часть города, историческую, вдоль набережной. В каждом городе есть историческая часть, которая должна сохраняться, куда человек приходит и в радости и в печали. Памятники старины - они в каждом городе разные. Здесь они… такие северные, спокойные.
Список статей и колонок, опубликованных в журнале «Настроение»
91 Владимир Каушанский: Город-кот в неджазовой стране 88 Время не любит, когда его убивают 88 168 см 86 Будущее наступило вчера 85 Самый лучший день 84 Мобилография 84 Отцы и дети 83 Мужская сила 81 Манга, Дисней и аниме 80 Найдётся всё? 79 Сколько стоит красота? 78 Мудрость - это пофигизм 77 Что смотрим? 77 Лифчики долой! 76 Гвоздь в стене 75 Семь «седьмых» 75 Конец газет 74 Красота недеяния 73 Шанс и возможность 72 Что такое осень 70 Градус традиции 70 Одну ягодку беру, на другую смотрю… 69 Секреты отпускника 68 Соблюсть плепорцию 67 «Ларису Ивановну хачу!» 66 Пожиратели времени 65 Ты скажи, чё те надо… 63 Цена: качество или понты? 62 Абсент без туйона - деньги на ветер?