79 Сколько стоит красота?

Nov 08, 2009 13:44

Выкладываю авторскую колонку, написанную для журнала «Настроение» №5 (79) (июль - август 2009). Между прочим, это последний номер, над которым я работал, фактически состоя в штате редакции. В июле я ушёл в отпуск, а вернулся уже на новое место работы. После моего ухода в редакции не осталось ни одного человека из первоначального состава редакции. Впрочем, «уходом» это назвать сложно - я продолжаю верстать журнал и по сей день в силу имеющихся договорённостей. Итак, статья.

Сколько стоит красота?

Речь пойдёт не о красоте человеческой. В журнале достаточно специалистов, которые раскроют вопросы косметики и косметологии подробно, профессионально и во всех аспектах. Равно как есть и журналисты, которые воспоют красоту физическую и душевную. Я имею в виду устройства, называемые «гаджет» - телефоны, смартфоны, коммуникаторы, mp3-плееры, часы и так далее.

Пару слов о слове
Мечта (увы, несбыточная) моего детства и отрочества - французский журнал “Pif Gadget” - назывался так потому, что к каждому номеру прикладывался комплект деталей, из которых можно было собрать какое-то устройство (gadget): воздушный змей или карманный микроскоп…
Но за четверть века значение слова изменилось и теперь так называют многофункциональные устройства: часы со встроенными калькулятором и радио, фотоаппараты с mp3-плеером, фонарик с будильником, тюнером и опять же с mp3-плеером. Мобильные телефоны, коммуникаторы и смартфоны, само собой, тоже гаджеты.
Между прочим, мышку-механика Гаечку из мультсериала «Чип и Дейл» в оригинале зовут Gadget Hackwrench, а первую атомную бомбу, взорванную на полигоне Аламогордо 16 июля 1945 года, учёные Манхэттенского проекта тоже называли «гаджет».

Кому поп, кому попадья…
Несколько лет назад я посмеивался, глядя как две подружки в магазине выбирают мобильный телефон:
- Возьми вот этот, он прикольный!
- Нет, я красненький хочу!
Я-то (как мне казалось) точно знал, как надо выбирать электронику: проштудировать все специализированные журналы и каталоги, прошерстить сайты и форумы в Интернете, изучить все характеристики и особенности, сравнить всех претендентов по наличию/отсутствию функций, особо - по параметру цена/производительность и, наконец, из оставшихся купить ту модель, что имеется в наличии. Или же, если совсем невмоготу, заказать, чтобы привезли из Москвы или даже из-за границы (а это порой оказывается и значительно дешевле) именно то, что нужно… А тут - «Хочу красненький!»
Увы мне! Признаю: был не прав. С точки зрения среднего пользователя сейчас практически любой гаджет с запасом перекрывает его потребности, поэтому по большому счёту неважно, что там внутри. На первое место выходит «дизайн» - то есть как гаджет выглядит («Красненький!») и насколько удобно им пользоваться (а это параметр ещё более субъективный). Ну, и цена, конечно.

Сколько?
В прошлом году, когда я уже обдумывал тему этой колонки, я приставал ко всем знакомым с вопросом: «Сколько вы готовы переплатить за красоту?»
Точнее, я предлагал сделать выбор между «обычным» мобильным телефоном и точно таким же по имеющимся функциям, но красивым.
Из полусотни опрошенных все, кроме четырёх человек, были согласны переплатить «за красоту» от 15 до 50 процентов. Из оставшихся четырех двое категорически отказались переплачивать, один человек был готов заплатить вдвое, и ещё один - «хоть триста процентов, только если это будет действительно красиво и удобно».
Разумеется, мой опрос нерепрезентативен: опрашивал я руководителей и сотрудников редакций и издательств, дизайнеров, журналистов и студентов журфака ПГУ. Я сознательно уклонялся от дискуссии «что такое (не)красиво» и не акцентировался на стоимости устройства (те же 15% от телефона за две тысячи и за 20 тысяч рублей будут отличаться на порядок). Но показательно, что большинство всё-таки готовы переплатить!

Свой-чужой
А красота обычно стоит денег и при этом не всегда удобна. Одна знакомая, которой по статусу полагалось иметь крутой телефон, жаловалась на свою «нокию»: «Звонок ещё принять можно, но позвонить кому-либо - проблема. Смс-ку отправить вообще невозможно - настолько неудобно!» Зато красиво и - вы заметили? - статусно.
Забавную картинку можно было видеть в прошлом году в Кремле и Госдуме: почти все члены правительства во главе с президентом щеголяли новенькими айфонами, которые тогда не только не поставлялся в Россию, но и не имели официального разрешения на использование. «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
Сейчас айфон можно купить в любом салоне связи. Но цена его - семьсот долларов сразу отсекает значительную часть покупателей, автоматически переводя его владельца в особую категорию. В кафе, бутике или ночном клубе обладатель(ница) айфона сразу причисляется к определённой категории. (Только не говорите мне про вашего знакомого студента Васю Пупкина, который сэкономил на завтраках и обедах, зато ходит теперь голодный и в драных штанах, зато с айфоном - это частный случай.)
И в этом случае красивый гаджет вкупе с одеждой, обувью определённой марки и т.д. оказывается маркером, маячком сигнализирующим «я свой» себе подобным.
Замечу, что в более богатой Японии айфон стоит двести долларов, и соответственно, показателем престижности не является.

Выбирай, но осторожно
Подвожу итог. С одной стороны - производители, выпускающие ежеквартально «новинки» отличающиеся по большей части цветом, формой и расположением кнопочек. С другой - потребители, не вникающие в спецификации новых устройств, и согласные платить за «инновации». Все счастливы?
Всё же посоветую определить для себя - сколько стоит красота? И нужно ли платить за функции, которые никогда не пригодятся. А потом сделать осознанный выбор.
Кстати, вы слышали, что появился новый “iPod Shuffle 3”? Надо бы посмотреть…

78 Мудрость - это пофигизм
77 Лифчики долой!
76 Гвоздь в стене
75 Конец газет
74 Красота недеяния
73 Шанс и возможность
72 Что такое осень
70 Градус традиции
69 Секреты отпускника
68 Соблюсть плепорцию
67 «Ларису Ивановну хачу!»
66 Пожиратели времени
65 Ты скажи, чё те надо…
63 Цена: качество или понты?
62 Абсент без туйона - деньги на ветер?

тексты

Previous post Next post
Up