75 Конец газет

Mar 28, 2009 00:44


74 Красота недеяния
73 Шанс и возможность
72 Что такое осень
70 Градус традиции
69 Секреты отпускника
68 Соблюсть плепорцию
67 «Ларису Ивановну хачу!»
66 Пожиратели времени
65 Ты скажи, чё те надо…
63 Цена: качество или понты?
62 Абсент без туйона - деньги на ветер?

Выкладываю полную версию колонки, написанной для февральского номера журнала «Настроение» №1 (75) / 2009.

Двадцать-тридцать лет назад средняя советская семья выписывала (и читала) добрый десяток газет и журналов, а у киосков «Союзпечати» каждое утро выстраивались очереди за свежими газетами («Правда», «Известия», «Труд» и т.д.) Человек, читающий газету, журнал или книгу в трамвае или автобусе был обыденным явлением, а сейчас это выглядит как минимум странно. Конечно, за это время «бумажные» средства получения информации уступили своё место другим СМИ (например, телевидению) и появились новые каналы информации (интернет). Но всё же, - как мы дошли до жизни такой?

Пока писал это, тут же вспомнил: «Комсомольская правда», «Северный комсомолец», «Известия», «За рубежом», «Ровесник», - вот далеко не полный список газет и журналов, которые я выписывал четверть века назад (прибавьте сюда периодику, которую выписывали родители и которая столь же аккуратно прочитывалась и мной). Также я выписывал несколько изданий из «братских стран социализма»: польские, немецкие, венгерские, кубинские газеты, а за немецкими, польскими и чешскими журналами (их много было, припоминаю “Kino”, “Kvety”, “ Neue Werbung”, “ Eulenspiegel”, “Neue Berliner Illustrierte”), за французской “l’Humanite” и “l’Humanite Dimanche”, английской “Morning Star”, американской “Daily World” и ещё какими-то бегал по киоскам.

Изредка удавалось купить журнал «Англия» (на русском языке), а вот «Америку» у нас не продавали, приходилось заказывать ксерокопирование интересующих меня статей в ВГБИЛ (Всесоюзная Государственная библиотека иностранной литературы) - посылать письмецо в конверте в Москву, а потом идти на почту и получать долгожданный пакет с оплатой наложенным платежом (по 10 коп. за ксерокопию плюс пересылка).

Помимо этого я регулярно ходил в читальный зал районной библиотеки, где читал журналы «Науку и жизнь», «Технику - молодёжи», «Огонёк», «Смену», «Литературную Россию». Ну, и книжки, само собой.

Конечно, судя по списку, я немного отличался от среднего студента, тем не менее факт остаётся фактом: читали тогда много, и читали почти все.

Сейчас же… Про себя могу сказать, что регулярно покупать перестал газеты больше года назад. Почему? Попробуем разобраться.

Modus vivendi
Самое простое объяснение - изменился образ жизни. Периодика не вынесла «перестройки/ускорения» и последующего развала Союза и сильно «просела» в тиражах, потеряв прежних подписчиков, а следующее поколение было перехвачено телевидением. Помните? Новые передачи («Взгляд», «13-й этаж»), новые каналы (ТВ-6, НТВ, Рен-ТВ) завладели умами. Сбылась, сбылась мечта Родиона из фильма «Москва слезам не верит» - «Одно сплошное телевидение». Круглосуточное вещание по десятку каналов - и вот результат: по данным последнего опроса ВЦИОМ, 70% россиян доверяют телевидению.

Ситуацию не спасла даже компьютерная революция 90-х, которая позволила организовать весь редакционный процесс буквально в одной комнате. В США тогда тиражи падали на процент ежегодно, в Европе в иные годы падение доходило до 2-3%.

Но газеты выжили, их стало много и разных. Но вместо профессионалов в полиграфию пришли новички (в основном, те же компьютерщики), что тоже не добавляло конкурентности новым изданиям.

Недавно на лекции я рассказывал студентам журфака ПГУ с какими сложностями (по сравнению с современными компьютерными издательскими системами) делались газеты всего лишь пятнадцать лет назад. Они, округлив глаза, недоверчиво спрашивали: «А как же тогда газеты ежедневно выходили?» А вот так и выходили. Причём у крупных газет были утренние и вечерние выпуски, не говоря о спецвыпусках, посвящённых какому-либо экстраординарному событию (но это, конечно, не в СССР, а в мире загнивающего капитализма).

Зато у нас были самые массовые тиражи. Например, газета «Труд» за самый большой в мире тираж - более 11 миллионов экземпляров в месяц - попала в книгу рекордов Гиннеса. Но и это не предел - в 80-х разовый тираж у газет «Комсомольская правда » и «Труд» составлял соответственно 19 и почти 20 миллионов экземпляров! Высокие тиражи были и у других советских газет.

Интер-нет? Интер-да!
После телевидения на прессу навалился Интернет. Произошло это примерно в 2000 году, когда Интернет перестал быть экзотикой. Очень скоро стало ясно, что по части оперативности он опережает любую газету и даже телевидение - информация с места события появлялась в сети буквально через несколько минут.

Результат? Издатели ринулись создавать онлайновые версии своих газет и журналов. Для журнала “Penthouse” электронная версия стала началом конца - упали доходы, а затем и тиражи. “Playboy” и “Hustler” попытались удержать подписчиков, увеличив выпуск мультимедийной продукции: ДВД, платных телеканалов, игр и т.д. Впрочем, это не помогло - в схватке с Интернетом, где эротического контента навалом, они уже безнадёжно проиграли.

Нерадостна судьба и технических и компьютерных изданий. По определению ориентированные на высокие технологии и сети, они этим сетям и проигрывают. Например, с февраля 2009 года перестал печататься “PC Magazine”, полностью перейдя на электронную подписку.

А как у них?
Тем не менее в мире сейчас наблюдается рост тиражей газет почти на 3% ежегодно. Правда, прирост происходит в основном за счёт Азии и Южной Америки, что обусловлено ростом доходов и уровня грамотности населения. А вот в США и Европе тиражи печатных СМИ падают на те же 3% ежегодно - из-за конкуренции с электронными медиа.

Но для некоторых людей газета не только источник информации, но и неизменный атрибут ритуала «утро-кофе-газета». Поэтому в кафе на улицах Парижа, Брюсселя, Амстердама и других европейских городов по прежнему много людей, читающих газеты (хотя и меньше, чем в прошлые годы).

Да и миллионные тиражи газет вроде английской «Дэйли телеграф» или американской «Нью-Йорк таймс» внушают некоторый оптимизм. На их фоне 130 000 экземпляров «Известий» и «КоммерсантЪ» и 100 000 «Правды» выглядят более чем скромно.

А так у нас!
Впрочем, российский медиарынок значительно отличается от западного - если американский «Плейбой» уже второй год подряд несёт миллионные убытки, прекращает выпуск DVD (теперь видео будет доступно только в Интернете), то российское издание уверенно наращивает тиражи.

Зато тиражи российских таблоидов («АиФ» - 3 млн. и «Комсомолка-толстушка» - 2,2 млн.) вполне сопоставимы с 3 млн. знаменитой “The Sun”.

На вопрос:«Будут ли газеты через 15 лет?» мои студенты (первый и четвёртый курс журфака ПГУ), как сговорившись, отвечали одинаково утвердительно. Люди постарше и поопытнее отвечали не сразу и не столь определённо. Но очевидно, что явная политическая ангажированность городских и областных газет автоматически обесценивает информацию в них. Тем не менее, согласно тому же опросу ВЦИОМ, половина россиян всё ещё доверяют прессе.

Думаю, есть перспективы у местных газет. Им бы немножко финансовой и политической независимости и хороших сотрудников, которые писали бы о том, что интересует жителей конкретного округа или района, будь то Варавино или Майская горка. Примеры тому есть.

И конечно же, рекламные и бесплатные издания никуда не денутся, они лишь будут становиться красочнее и толще, ещё плотнее забивая наши почтовые ящики.

Глянцевое будущее
Если информационные издания вынуждены уйти в онлайн - чтобы не потерять хотя бы сетевую часть своей аудитории. Спасение глянцевых журналов в том, что их не только читают, но и смотрят - всё-таки высококачественную полиграфию не сравнить с картинкой пусть на самом большом и ярком мониторе.

С точки зрения рекламы «глянец» - единственный вид рекламных носителей для прямой рекламы товаров класса «люкс». «Глянцевый» рынок делится на две группы изданий - потребительские и деловые (специализированнные), причём в обеих группах есть как российские издания мировых брендов (“Elle”, “Vogue”, “Cosmopolitan”), так и чисто российские журналы («Эксперт», «За рулем» и т.д.). Поэтому и рекламодателями и читателями “glossy” будут ещё долго востребованы.

А дальше?
С распространением Интернета ежедневная пресса всё больше будет уходить в онлайн (естественно, за счёт бумажных изданий). Но самый маленький ноутбук не сравнится с по весу, цене и удобству с газетой, а чтение мелкого текста с экранчика телефона или коммуникатора - удовольствие на любителя с острым зрением. Да и Интернет пока есть не везде.

А вот когда появится недорогое и лёгкое устройство (скорее всего, на основе технологии «электронных чернил», “E-Ink”), получающее через беспроводное соединение из Интернета самые свежие новости, вот тогда….

P.S.
Дотошные ребята из Businessinsider.com подсчитали, что если всем постоянным читателям газеты ”New York Times” выдать бесплатно электронную читалку “ Kindle ” ($359), то расходы на бумагу и печать (644 млн. долларов в год) можно будет сократить вдвое. А ведь газет много, да и не одним «Киндлом» рынок устройств ограничивается, есть и получше.
Хотя недавно вышел Kindle 2

тексты

Previous post Next post
Up