Выкладываю полный вариант статьи о кино, написанной для апрельского номера журнала «Настроение» №3 (77) / 2009.
Я люблю кино. Даже первая моя работа была связана с кино - школьником я рисовал и расклеивал плакаты с анонсами кино, а за это мог смотреть бесплатно все фильмы, которые показывали в кинозале Ломоносовского ДК. Не назову себя знатоком кино, но на все кинопремьеры я раньше ходил исправно, пропуская даже иногда лекции в институте. Последний поход в кино был год назад - да и то потому, что билеты бесплатно достались. А в обозримом будущем я посещение кинотеатра не планирую.
Конец 19 века ознаменовался почти одновременным изобретением киноаппарата - в разных странах и под разными названиями. Перечисление этих названий и имён создателей заняло бы целый абзац, а список изобретений, сделавших возможным создание киноаппарата - небольшую главу. Поэтому упомяну лишь самый существенный факт - первыми свой аппарат («синематограф», давший название всей индустрии) продемонстрировали братья Люмьер на научной конференции в марте 1895 года. А 28 декабря того же года в индийском салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов в Париже братья дали первый публичный платный сеанс кино. А в 1909 году в Париже представители ведущих стран-производителей фильмов достигли соглашения о том, что фильмы должны прокатываться, а не продаваться, определив вектор развития кинематографа как бизнес.
Сто лет в сто слов
В 1925 году появилось звуковое кино (а прежде были созданы технологии записи и усиления звука, его синхронизация с изображением). 1934 г. - первые цветные фильмы.
1950-е - стереозвук и широкий экран (в ответ на конкуренцию со стороны «радио с картинками», как тогда называли телевидение). Именно тогда были сняты такие широкоэкранные шедевры как «Война и мир», «Бен Гур», не уступающие по зрелищности нынешним блокбастерам. 1980-е -цифровой звук и стремительный рост многозальных кинотеатров (опять как ответ киноиндустрии на угрозу со стороны домашних видеомагнитофонов). И наконец, начало 21 века ознаменовалось приходом цифрового кино, значительно упростившего процесс монтажа фильмов, создание и использование спецэффектов, ещё со времён Мельеса ставших неотъемлемой частью кино.
Всё, что вы хотели узнать o…
Пробежимся по основным жанрам, появившимся в кино за век его существования. Итак: боевик (экшн-фильм), триллер, драма, комедия, мелодрама (считается, что поджанр «любовная история» нравится большинству кинозрительниц), биографический (байопик) приключенческий, детективный, исторический, фантастический, семейный, музыкальный, фильм ужасов и, наконец, эротический фильм.
Особняком стоят короткометражное, документальное и образовательное кино.
В «чистом» виде эти жанры встречаются редко, чаще в виде различных комбинаций, особенно сейчас, когда эклектика и компиляция правят бал: фантастический боевик, музыкальная мелодрама, семейная комедия и т.д.).
Основной инстинкт
Сколько всего снято фильмов, неизвестно, но крупнейшая в мире база данных о кино (сайт
imdb.com) содержит информацию о более чем 450 тысячах фильмов и телесериалов.
Правда, сюда не включены фильмы самого популярного жанра кино. Если вы не догадались - он последний в вышеприведённом списке жанров. Обычно принято считать самый популярным жанром кинокомедию, но на самом деле это эротика, а ещё точнее - порно.
Доходы порноиндустрии (около 10 млрд долларов) равны доходам Голливуда от внутриамериканских сборов! Еженедельно в США производится более двухсот порнофильмов. Не отстают и другие страны - например, в Японии ежегодный доход от порнофильмов превышает миллиард долларов. Основной инстинкт эксплуатируется вовсю!
После использования выкинуть
Общество потребления приучило потребителя к «новинкам». Производитель выдаёт по конвейеру новый (а по сути - тот же самый) продукт, причём получается проще снять новый, аналогичный предыдущему фильм, чем потратить время (то есть средства, time is money), на создание чего-то действительно стоящего, необычного. Да ведь и не угадать - понравится ли публике это необычное. Проще штамповать бесчисленные сиквелы, триквелы и квадриквелы однажды «выстреливших» фильмов или же делать «римейки» известных лент прошлого (разумеется с «адаптацией» под уровень среднего зрителя). Смысла и чувства в таких лентах не остаётся ни на грош, но вложенные деньги они как правило окупают и приносят заранее рассчитанную прибыль.
Le Cinéma est mort
Кино как искусство было неким атавизмом, данью романтическому 19 веку. Даже удивительно, как в кино, являющимся изначально (помните 1909-й?) не видом искусства, а бизнес-моделью, появилось так много замечательных, великолепных и невероятных фильмов.
А теперь я вам открою страшную тайну. Кино - это товар, такой же как любой товар в супермаркете - пачка макарон или бутылка вина. Так же как и любой товар, кино рассчитано на своего потребителя: малышам - мультики, детям постарше - ужастики, подросткам - «подростковые» «комедии», мужчинам - боевики, фантастика и «войнушка», женщинам - мелодрамы и так далее. Товар на любой пол, возраст, вкус, социальный слой и интеллект!
Известно, что основной потребительской аудиторией всего являются подростки. Кино не исключение - основная часть снимаемого ориентирована на аудиторию от 12 до 20 лет. Таким образом, суммируем технологии+коммерция+целевая ориентация + возрастные ограничения - и «мы имеем, то что имеем», как выражаются американцы.
Прекрасное - далёко?
Кинематограф всегда умело использовал новейшие достижения науки и техники. За 114 лет пройден огромный путь - от ручной камеры и дёргающегося (16 кадров в секунду) чёрно-белого изображения до шикарных мультиплексов с цветным широкоэкранным (панорамным, многоэкранным и даже трёхмерным) изображением и многоканальным цифровым звуком.
Как видите, кинематограф - самый «технический» вид искусства, его развитие было тесно связано с научным прогрессом (а иногда и определялось им).
Не секрет, что кинематограф сейчас, несмотря на финансовое благополучие, находится в глубоком идеологическом кризисе (я имею в виду в первую очередь Голливуд, конечно). В первую очередь - это кризис идей, сюжетов, сценарных ходов. Невероятные технические, экономические и производственные возможности используются для реализации, визуализации убогих, вторичных и примитивных сюжетов.
Можно много фантазировать о трёхмерном кино с запахом, вкусом, осязанием и даже ощущениями и мыслями персонажа (сколько живу, слышу обещания «вот-вот» добавить эти функции). Пока результатов не видно, но поклонникам «
Онирофильма» и «
Матрицы» не стоит терять надежды.
Можно много фантазировать и прогнозировать, но вмешается какой-то мелкий, сейчас кажущийся несущественный факт - и всё перевернётся, как это случилось с появлением Интернета, предсказать который (в его нынешнем виде) не смог ни один из фантастов последних двух столетий и который перевернул и изменил (и продолжает переворачивать и изменять) образ жизни и мысли миллионов людей на Земле.
В 19-м веке футурологи предсказывали исчезновение в 20-м веке крупных городов, мотивируя это тем, что в городах будет столько конных повозок, что все улицы будут запружены навозом. Но появился автомобиль, лошади исчезли и угроза погребения мегаполисов под кучами навоза воспринимается как анекдот… С появлением автомобилей возникли другие проблемы, но это - совсем другая история.
То же можно сказать и о кино. Может быть, оно будет развиваться в прежнем направлении, а может быть, случится что-то, что полностью изменит вектор его развития, и кино даже может перестать существовать в нынешнем виде… Кто знает?
Но я не беспокоюсь. Пусть их себе снимают зрелищные, но бессмысленные супермегаблокбастеры, анально-фекальные комедии и политкорректные мелодрамы, меня это не волнует. Есть огромное количество замечательных фильмов, снятых с 20-х по 80-е годы прошлого века (и кое-что, иногда, снимается и по сей день!) - достало бы времени посмотреть их…
А для меня по-прежнему будут лететь
журавли, и
мужчина и женщина будут смотреть друг на друга, и старик
Казанова будет танцевать с куклой, и
Рик скажет про начало прекрасной дружбы, и
Кинг-Конг будет защищать свою любовь на вершине небоскрёба, а лейтенант Эллен Рипли выбросит
Чужого в космос, и Джанго будет тащить по пустыне гроб, и в черноте космоса
2001 года будет вальсировать космическая станция под музыку Штрауса, и будет звучать музыка Морриконе, Рота, Вангелиса, Бадаламенти и многих, многих других…
77 Лифчики долой! 76 Гвоздь в стене 75 Конец газет 74 Красота недеяния 73 Шанс и возможность 72 Что такое осень 70 Градус традиции 69 Секреты отпускника 68 Соблюсть плепорцию 67 «Ларису Ивановну хачу!» 66 Пожиратели времени 65 Ты скажи, чё те надо… 63 Цена: качество или понты? 62 Абсент без туйона - деньги на ветер?