За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Музей Опера-дель-Дуомо. Часть 1.

Nov 22, 2016 01:38

Мы с вами всё продолжаем нашу неспешную майскую (ой!) прогулку и опять смотрим Донателло :). И не просто Донателло, а пожалуй, лучшего Донателло. Для этого мы отправимся в свежеотреставрированный музей Опера-дель-Дуомо (музей собора Санта-Мария-дель-Фиоре). Вы уже начинаете подозревать, что Донателло - "гений места" Флоренции :)? Я думаю да, один из ;).
И пусть нас опять сопровождает Вазари («Жизнеописания...» Джорджо Вазари (1511 - 1574)) со своими занимательными байками историями.
[короткий ]"Он был человеком чрезвычайно щедрым, ласковым и приветливым и лучше относился к друзьям, чем к самому себе; никогда он не придавал никакой цены деньгам и держал их в корзинке, подвешенной веревкой к потолку, откуда каждый из его учеников и друзей мог черпать по мере надобности, не говоря ему об этом ничего. ... Рассказывают, что Козимо перед смертью поручил его своему сыну Пьеро, который, старательно выполняя волю своего отца, подарил Донато имение в Кафаджуоло с таким доходом, что тот мог дожить свой век без работы. Это доставило Донато величайшую радость... Однако не прошло и года, как он вернул Пьеро это владение ... ибо утверждал, что не хочет терять покоя в думах о домашних работах и о жалобах приказчика, который через каждые три дня к нему приставал то из-за того, что ветер сорвал у него крышу с голубятни, то из-за того, что у него отобрали скотину за уплату коммунальных пошлин, то из-за того, что виноград и плоды пострадали от непогоды, так что ему до такой степени наскучили и опостылели эти дела, что он предпочитал умереть с голоду, чем быть вынужденным думать обо всем этом. Пьеро посмеялся над простодушием Донато и, дабы освободить его от этих мучений, согласился принять обратно имение, так как Донато на этом настаивал во что бы то ни стало, и назначить ему в своем банке сумму в том же или даже большем размере, но наличными деньгами, которые выплачивались ему каждую неделю из соответствующего расчета. Этим Донато вполне удовлетворился и радостно и без забот прожил остаток дней своих... "

Начну с любопытного и наглядного примера - в одном из первых залов можно увидеть разницу между Донателло и не Донателло :).
Слева от нас евангелист Иоанн Донателло, а справа евангелист Марк Никколо Ламберти, обе статуи сделаны в одно время 1408-1415 г. Иоанн спокоен, величественен, преисполнен достоинства, чувствуется, что он могуч телом и духом и далеко еще не старик. Эта ранняя (sic!) работа Донателло послужила образцом для известной статуи Моисея Микеланджело. Вычитала, между прочим, что ноги у Иоанна повернуты вбок вынужденно, из-за размера мраморной глыбы. Евангелист Марк утопает в складках, они, как прибой плещутся у его ног, волной набегают друг на друга, стремятся вверх и падают с плеча спиральным хвостом, рассыпаясь на поясе. Скульптор поглощен драпировкой, кажется что под ней никакого тела нет, да и не было никогда. Голова стоит на этом великолепии складок, как античный бюст на пьедестале. При необходимости голову можно и заменить ;), она существует отдельно от всего остального и совершенно не важна, царствует декоративность :).










Дальше буду показывать только Донателло, остальное в следующем посте.
Пророки. Иеремия 1427-1436


Кого-то он мне напоминает из римских императоров :).


Аввакум (в русской википедии ошибочно назван Давидом) Zucconе - тыква, прозвище данное за форму головы. Донателло считал эту статую своим шедевром, рассказывают, что во время работы он кричал "Аввакуму": "Говори же, говори, чтоб тебя поносом растрясло!" и нередко клялся "своим Zuccone".
Я все никак не могла подобрать к нему свой ключик. Хорош, но "не цепляет". Ходила я ходила вокруг, а потом посмотрела пристально на его правую руку...опущенное плечо, характерный жест - ладонь "на автомате" вошла в петлю (кстати, что это за петля?). На посадку головы, на прямую спину, полурасслабленную позу. И встал он передо мной, как живой - такой за словом в карман не полезет, не дурак (чтобы о нем не писала итальянская вики) "говорит мало, но он говорит смачно. Он говорит мало, но хочется, чтобы он сказал еще что-нибудь." (по Бабелю). И ремесло свое отлично знает, а какие мускулы - вот так и получилось, что рука рассказала мне гораздо больше чем голова ;)). Не про пророка, конечно, про модель.


Теперь про пророка Аввакума: я ведь уже писала о нем, в посте про Санта Сабину, процитирую оттуда легенду ;): однажды пророк Аввакум, приготовил обед и понёс его жнецам в поле. Однако, по дороге он встретил ангела, который повелел отнести эту похлебку в Вавилон пророку Даниилу, который в тот момент был во рву со львами ("по ненависти нечестивых Вавилонян").  Аввакум в тот момент находился в Иерусалиме, что в 1000 километрах от Вавилона , даже на лошади 3 дня добираться, а пешком получится немногим меньше месяца, если спешить, похлебка может и скиснуть. Аввакум не стал говорить об этом ангелу, а только заметил, что города он не знает, дорогу ко рву может и не найти. Тогда ангел схватил его за волосы и во мгновение ока доставил вместе с обедом к Даниилу. "Даниил поднялся и вкусил пищи" Ангел же после этого мгновенно вернул Аввакума обратно на поле к голодным жнецам. Эээ кажется я догадываюсь почему Аввакум лыс. Волосы наверное остались в руке ангела.






"Задумчивый пророк". Мне кажется, что он скорее опечален (следуя известному.."во многой мудрости"...). Стоишь ты перед ним, и чувствуешь, что совсем не оправдываешь его ожиданий...  - иди, учись, школяр,... сядь вот здесь за ширму в угол... молчи... первые 5 лет только слушай...еще через 5 лет поговорим, посмотрю, может что из тебя и выйдет.






"Безбородый пророк". Сначала показалось, что он полон самого великолепного презрения на грани брезгливости, весь ледяной. Не сразу почувствовала, что ошиблась. От статуи идет очень ровное, я бы сказала отеческое, доброе тепло.. постоянное и неизменное.  Хорошо, что не поспешила, ведь могла и не разглядеть "Старшего друга" (пусть будет, как будто архетип :)). Только дома я прочитала кто это - оказывается Донателло лепил его со своего друга Брунеллески.






Донателло и Нанни ди Бартол. Жертвоприношение Исаака.






Мария Магдалина вырезана из белого (серебристого) тополя, это уже поздняя работа, 1455-1456 гг., мастеру около 70. Всюду написано, что Донателло изобразил уродливую, страшную, высохшую старуху. Ну а мне показалось иначе ;). Посмотрите на ее ноги и руки, они явно не принадлежат старухе. Лишь лицо осунулось, ввалились глаза, щеки, рот - я думаю это следы перенесенного большого горя и многолетней жизни в аскезе, а вовсе не старости.




Старуха? Да что вы.




Проходя в следующий раз мимо тополя попробуйте представить, как Донателло смог увидеть такое в обычном стволе дерева.


1433-1439 г. Кантория (певческая трибуна) собора - общепризнанный шедевр эпохи Возрождения. Ведь именно здесь Донателло выпустил на волю всех этих танцующих и поющих ангелочков - путти. Вдохновлялся он древнеримскими саркофагами, мозаиками, где амурчики сопровождают Вакха и участвуют в любом веселье. Следует признать, что работа удалась, путти так всем понравились...да и что там говорить, вы все видели множество разнообразных розовощеких пухлых младенцев с крыльями ...вот здесь их улей - да-с. :)


А начиналось все не так уж плохо ;)


Википедия пишет, что голова, конечно, что-то символизирует, только неясно что именно ;).


Закончу пост цитатой из Вазари: "Ибо, подобно тому как в добрые времена древних греков и римлян многие художники довели скульптуру до совершенства, так он один множеством своих творений вернул ее в наш век безукоризненной и дивной. Вот почему художники должны признавать великое искусство Донато более чем кого-либо другого, рожденного в наше время, ибо он не только облегчил трудности искусства количеством своих произведений, но и сочетал воедино замысел, рисунок, выполнение, вкус и все то, что можно и должно ожидать от божественного дарования. Донато был смел и решителен, заканчивал все свои произведения с величайшей легкостью и всегда давал гораздо больше того, что обещал."
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Анонс.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Сан Констанца и Сан Аньезе фуоре ле Мура
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Санти-Куаттро-Коронати
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Базилика Косьмы и Дамиана
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Капитолийские музеи
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Форум и Палатин.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Базилика Санта Сабина на Авентине.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Целий, по "топовым" местам к кошкам Юлия Цезаря ;).
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Как пройти в библиотеку? ;) Палаццо Каэтани-Маттео.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Заключительный по Риму.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Витербо, часть I.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Витербо, часть II
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Витербо. Львы стерегут город.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Мимо Больсены в Валь д'Орчу
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Валь д'Орча и источники сан Фелипе.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Замок Радикофани и пейзажи Валь д'Орчи
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Монастырь Сант Анна ин Компрена (фрески Содомы)
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Валь д'Орча и Lucignano d'Asso.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Палаццо Коммунале, путешествие в XIV век
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Палаццо Коммунале.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. По городу.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Базилика Сан-Франческо.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Долина реки Кьянти.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Флоренция. Закат и церковь Сан Миниато аль Монте.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Флоренция. Капелла Волхвов в Палаццо Медичи-Рикарди
За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Музей монастыря Сан Марко (кроме фресок в кельях)
За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Музей монастыря Сан Марко (фрески в кельях)
За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Барджелло (часть 1)
За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Барджелло (часть 2)
За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Санта Кроче
За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Санта -Мария-Новелла, часть1
За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Санта -Мария-Новелла, часть 2. За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Мозаики баптистерия.

Италия, путешествия, картинки, Донателло, Флоренция, Тоскана

Previous post Next post
Up