За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Музей монастыря Сан Марко (кроме фресок в кельях)

Sep 25, 2016 22:36

Итак, мы с вами продолжаем гулять по Флоренции. Вы помните, что мы стремились попасть в монастырь Сан Марко, там своеобразное расписание, поэтому рекомендую ваше путешествие по городу начинать именно с него. Флоренция полна сокровищ, ранжировать их невозможно, но музей при монастыре Сан Марко, безусловно, стоит посещения в первую очередь :). Там вас ждут (и надеюсь, меня тоже ;)) гениальные работы монаха-доминиканца Фра Беато Анжелико (1395-1455 г). В росписи келий родного монастыря он, на мой взгляд, превзошел всех, ничего лучше я не видела никогда :). Удивительно глубок и светел. Но... для начала, мы пойдем в тамошний музей, подготовимся, посмотрим на живопись Фра Беато (и не только его), а кельи оставим на следующий пост :).

Покровителем и донатором монастыря Сан-Марко был Козимо Медичи Старший, давайте и начнем с изображения его небесных патронов свв.Космы и Дамиана.
Легенда гласит: «Один человек страдал заболеванием ноги. Лекарства не помогали. Однажды во сне ему явились оба святых. С собой у них были хирургические инструмента и мазь. Один спросил другого: «Где нам взять ногу, чтобы заменить эту?» Тот отвечал: «Сегодня будут хоронить чёрного мавра со здоровой ногой». Первый сказал: «Принеси её». Он отрезал ногу мавра, приставил её к ноге больного и обильно наложил мазь. А больную ногу положили мавру в гроб. Когда пациент проснулся, боли как не бывало. Он встал и приказал слугам принести свечи. Он повсюду рассказывал, что с ним произошло. Люди сбежались к гробу мавра и увидели отрезанную ногу. Они радовались свершившемуся чуду и с жаром благодарили Бога и святых Косму и Дамиана" ( Аугсбургская инкунабула 1489г. - пусть вас не смущает дата, легенда гораздо старше).


Вы поняли, что перед нами одна из первых операций по трансплантации.  Врачи стоят на легких облачках (это не дефекты фото ;)), рядом с пациентом трогательные банки, склянки, поильники и прочие лекарства. А ешё тапочки! Помню, как П. Вайль восхищался тапочками у кровати св. Урсулы на картине Витторе Карпаччо 1495 г, здесь эти же тапочки написаны пораньше - 1438-1440 г. А какая чудесная табуретка, а занавески мимими. Кажется, что мы сами уже там, в комнате и если мы сделаем шаг влево, то заслоним собой свет и наша тень ляжет на правую стену..


Следующая история про них же: По легенде святые как-то раз излечили женщину по имени Палладия. Косма и Дамиан были бессеребренниками и платы за лечение не брали, однако женщина умолила Дамиана взять три яйца ради Святой Троицы. Косма, узнав об этом очень расстроился и завещал не хоронить брата рядом с собой. Первым умер Косма, когда же умер Дамиан, то произошло замешательство - следует ли соблюдать завещание Космы и хоронить его отдельно? Но тут подошла верблюдица (ее когда-то братья излечили от бешенства) и сказала,  что следует положить Дамиана рядом с Космой ибо "не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа". С ними погребли и трех их младших братьев, которые всюду следовали за ними.
Говорят, что на заднем плане изображен монастырь Сан-Марко. А что, очень удобно для художника и никуда ходить не надо ;).. а верблюд тоже, наверняка,  написан с натуры, как раз делегаты на вселенский собор собирались, кого только там не было.


Благовещение и Поклонение волхвов 1424 г.


Для создания настроения, буду в комментариях к фотографиям приводить цитаты из книги Вазари ( "Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов" (1550 г)) о Беато Анжелико, не все же время ею пренебрегать :). Все закавыченные цитаты без подписи будут оттуда.

"Брат Джованни Анджелико из Фьезоле, которого в миру звали Гвидо, был столь же отличным живописцем и миниатюристом, как и отменным иноком, а потому заслуживает и в том, и в другом отношении наидостойнейшего упоминания. Хотя он и мог бы беззаботнейшим образом жить в миру и приобрести сверх того, что имел, все, что захотел бы при помощи тех искусств, которыми прекрасно владел еще в детстве, он тем не менее пожелал для своего удовлетворения и покоя, будучи от природы уравновешенным и добрым, а также главным образом для спасения своей души принять на себя послушание в ордене братьев-проповедников...."


"А на пределле столь же божественны истории из жизни Богоматери, ...и, что касается меня, я могу с уверенностью утверждать, что всякий раз, как я ее вижу, эта вещь мне кажется новой, и расстаюсь я с нею, никогда не насытившись."


Снятие с креста 1432-1434.


Кажется, что Христос парит в воздухе, почти невесомый. Требуется лишь аккуратно направлять его тело, плавно опуская. А под крестом начинают расцветать весенние цветы, напоминая и о времени года, и о грядущем Воскресении. На заднем плане Тоскана, небезуспеха играющая роль Святой Земли.


Св.Мария Магдалина




"К числу поздних работ Анджелико относятся небольшие картинки на тему истории Христа, хранящиеся в музее Сан Марко. Согласно Хронике Бенедетто Деи, композиции были заказаны Пьеро Медичи для украшения створок шкафа, в котором хранилась серебряная утварь, поднесенная Мадонне Аннунциате." (ссылка). Авторство Беато Анжелико оспаривается некоторыми исследователями, но wga не сомневается, это все принадлежит его кисти.
Крайне эмоциональное "Избиение младенцев" 1451-1453


Что есть Истина? Перед Пилатом.


Бичевание


Христос среди учителей (деталь: Мария и Иосиф)


Бегство в Египет (деталь. св.Иосиф) 1451-52


С табернакля Linaioli (1432-1433) я вам покажу только музыкальных ангелов, написанных по краю, для украшения. Там где художник  свободен от требования заказчика, от канона и вольно может проявить себя. Пусть они и рассказывают о своем авторе (с помощью Вазари, конечно) ;).
"Кажется, что блаженные духи на небе не могут быть иными или, лучше сказать, не могли бы быть иными, если бы имели тела"


"Он чуждался всех мирских дел и, живя чисто и свято, настолько был другом бедных, насколько я убежден, что ныне душа его пребывает на небесах. Он постоянно упражнялся в живописи и никогда не пожелал написать что-либо иначе, как во славу святых. "


"Он мог быть богатым, но об этом не заботился; мало того, он часто говорил, что истинное богатство - не что иное, как довольство малым. Он мог повелевать многими, но этого не хотел, говоря, что в повиновении другим меньше забот и заблуждений."


"От него зависело иметь высокие почести в своем ордене и вне его, но он этому не придавал значения, уверяя, что не стремится к иной почести, как к стремлению избегнуть адских мук и приблизиться к райскому блаженству."


"Он был в высшей степени человечен, был трезвенником, и, живя целомудренно, он освободился от мирских пут, не раз повторяя, что всякий посвятивший себя этому искусству нуждается в покое и в бездумной жизни и что всякий творящий дела Христовы должен пребывать со Христом."


"Никогда его не видели гневающимся в среде братьев, что, на мой взгляд, является делом величайшим и почти что невозможным; но имел он обыкновение с простой улыбкой увещевать своих друзей."


"Вообще говоря, этот святой отец, слава которого никогда не достигала его заслуг, был в делах и рассуждениях своих человеком смиреннейшим и кротким, а в картинах своих - легким и благочестивым, и святые, написанные им, имеют больше вид и подобие святых, чем у кого-либо из других художников."








"Коронация Богоматери" деталь.


Еще одна "Коронация"


Страшный суд 1431 г. (деталь). Целиком можно посмотреть на wga Танцы в Раю


"Он имел обыкновение никогда не исправлять и не переписывать своих картин, но всегда оставлял их такими, какими они вылились у него с первого раза, считая (как он говорил), что такова была воля Божья"


Король отправлен в Ад. Кстати, а это ведь имитация письменности или я ошибаюсь?








Еще один "Страшный суд", детали






Петр Мученик (фреска). Правила поведения в монастыре могут быть написаны и так.

Два монаха-доминиканца и Христос в образе паломника. 1442 г.


Огромная фреска "Распятие" 1441-1442 г., общий вид. "В этом произведении он написал с натуры многих братьев, помощью которых пользовался"






С книгой св.Марк, стоят слева направо - св. Косма и св. Лаврентий с решеткой (покровитель Лоренцо Медичи), Иоанн Креститель. Мария жена Клопаса, Богоматерь (перед ней на коленях Магдалина) и виден св. Иоанн.




Св.Дамиан


Св.Косма


"..все изображенные святые мужи и жены не только кажутся живыми людьми с тонким нежным выражением лица, но и самый колорит этого произведения представляется творением руки святого или ангела, подобного тем, что изображены на картине, почему этого поистине святого человека всегда по справедливости и называют братом Джованни Анджелико"







Св.Иоанн Гуальберт и св.Петр Мученик


Франциск Ассизский и св. Бернард Клервоский.


Над Распятием изображен пеликан, кормящий своей кровью птенцов. Очень распространенный символ Христа и жертвенной любви.


"Некоторые утверждают, что брат Джованни никогда не брался за кисти, предварительно не помолившись. Всякий раз, как он писал Распятие, ланиты его обливались слезами: недаром в ликах и положениях его фигур обнаруживается доброта его искренней и великой души, всецело преданной христианской религии."
Еще одно Распятие со св. Домиником 1442 г. Очень лаконичная фреска, мы такие еще увидим в следующем посте.


Ничего не отвлекает от молитвы. Никаких цветочков  - голая, безжизненная пустыня.


Ну и чтобы разнообразить пост покажу вам фреску из трапезной монастыря. Трудился Гирландайо в 1486 г. Тайная Вечеря.


.... а у нас такая же солонка.


Котэ все увидели?


На скатерти перуджинские узоры, если я не ошибаюсь. Помните у меня даже пост был про них?


Вот так уничтожали тосканских фазанов (тех кого не подстрелил император Иоанн VIII)


Про деревянную статую Христа ничего вам сказать не могу, кроме того, что она замечательная.




P.S. Чтобы не оставлять на следующий пост - невозможно не сказать, что в монастыре Сан-Марко долгое время "подвизался" Савонарола. А с 1491 он был настоятелем монастыря. Мне не хочется ничего о нем писать, считаю, что он был безумен. И я думаю, что насыщенность монастыря шедеврами Беато Анжелико сыграло не последнюю роль в возникновении его болезни. Тонко-чувствующему, эмоционально неуравновешенному человеку действительно легко сойти с ума в таком окружении. В его родном монастыре его память свято чтут и бережно хранят
Казнь Савонаролы...


За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Анонс.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Сан Констанца и Сан Аньезе фуоре ле Мура
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Санти-Куаттро-Коронати
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Базилика Косьмы и Дамиана
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Капитолийские музеи
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Форум и Палатин.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Базилика Санта Сабина на Авентине.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Целий, по "топовым" местам к кошкам Юлия Цезаря ;).
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Как пройти в библиотеку? ;) Палаццо Каэтани-Маттео.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Заключительный по Риму.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Витербо, часть I.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Витербо, часть II
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Витербо. Львы стерегут город.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Мимо Больсены в Валь д'Орчу
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Валь д'Орча и источники сан Фелипе.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Замок Радикофани и пейзажи Валь д'Орчи
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Монастырь Сант Анна ин Компрена (фрески Содомы)
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Валь д'Орча и Lucignano d'Asso.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Палаццо Коммунале, путешествие в XIV век
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Палаццо Коммунале.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. По городу.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Базилика Сан-Франческо.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Долина реки Кьянти.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Флоренция. Закат и церковь Сан Миниато аль Монте.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Флоренция. Капелла Волхвов в Палаццо Медичи-Рикарди

Картинки, Италия, путешествия, живопись, Флоренция, Тоскана

Previous post Next post
Up