Из Барджелло мы отправились дальше по музеям-базиликам... такая уж у нас жизнь во Флоренции :) перебегаем от картины к картине, от фрески к фреске перемежая это просмотром скульптур и так до изнеможения. :)
Пока же, ещё полные сил (всего лишь три музея осмотрели) мы смело отправились в самую большую францисканскую базилику Святого Креста (Санта Кроче). У меня уже есть в журнале пост, где я показываю площадь перед базиликой, памятник Данте, интерьер, так что те, кому интересно могут пройти по
ссылке. Строительство базилики началось в 1294 году. Колокольня выстроена в 1842 г, фасад приделан в 1863. Как вы понимаете, все что здесь первым бросается в глаза это новодел. Но, право слово, не плохой. Мне вообще нравится эта площадь, там хорошо, она просторная, на ней легко дышится.
В углу стоит угрюмый Данте ("Он и после смерти не вернулся В старую Флоренцию свою." - как писала Ахматова).
По легенде, на этом месте церковь основал еще св. Франциск, ...эх, чтобы он сказал, увидев такой огромный и богатый храм, где, вдобавок берут входную плату . Базилика, в первую очередь, знаменита тем, что в ней был устроен "пантеон великих людей" Флоренции. Можно увидеть могилу Микеланджело, Галилея, Макиавелли... Стоит и кенотаф (пустая гробница - "не вернулся") Данте. Но мы пришли смотреть не на них (на них можно полюбоваться посте по ссылке), а на фрески в многочисленных капеллах.
Начнем все же не с них, а с восхитительного "Благовещения" Донателло, 1435 г. Оно какое-то очень искреннее, эмоциональное. Арх. Гавриил, стремится донести Весть, но при этом не напугать... Подчеркнуто учтив, вежлив, старается сам стать как можно меньше, умалиться.
И Мария, нежная, юная, прекрасная... мне кажется, или в ее порыве больше любопытства и радости, чем робости и смущения.
Алтарная капелла. Расписана фресками на тему "Обретение Истинного Креста"
Сразу предупрежу, что фрески получились не очень, но чем богаты :)
Алтарь Giovanni del Biondo и Niccolò di Pietro Gerini (XIV-нач. XV в)
Распятие - Maestro di Figline
Мария, деталь Распятия. Очень трагична.
Капеллы слева от алтаря были почему-то закрыты, К. тайно туда проник, перешагнув ограничения, но ему пришлось быть аккуратным и быстрым. В таких условиях фотографировать получается не очень хорошо. "Улов" перед вами.
Фрески Бернардо Дадди в капелле Пульчи-Берарди. Мученичество святого Лаврентия и Мученичество святого Стефана, 1330г.
Целиком посмотреть можно
здесь. Св. Стефана побивают камнями.
Святого Лаврентия поджаривают на решетке. Окружающие граждане преспокойно ведут светские беседы. Некоторые подносят угли, а кто-то раздувает меха.
В капелле Барди ди Вернио можно посмотреть историю св.Сильвестра. Мазо ди Банко расписывал ее около 1336 г. Цикл про св. Сильвестра мы с вами уже смотрели в Риме (
пост). Тамошние ;) фрески написаны на сто лет раньше. Во Флоренции гвельфы добивали гибеллинов и история про дар Константина опять стала актуальной. "В заключение цикла изображено «Чудо с драконом», который был столь зловонен, что от его смрада гибли люди. Языческий жрец попросил Сильвестра расправиться с чудовищем. Папа, сопровождаемый двумя священниками и двумя магами, завязывает дракону его ядовитую пасть. Два мага почти мертвы от ужасающего смрада, но святой возвращает их к жизни (они изображены два раза - мертвыми и живыми). Событие происходит на фоне руин античной архитектуры ... Груды мраморных обломков служат напоминанием о ниспровергнутом (благодаря деятельности святого) языческом античном мире, а аркада и колонны - о его былой красоте и величии." (
вики)
Там же, по ссылке лежат фотографии фресок в прекрасном качестве, рекомендую. Я приведу одну.. завязывание пасти зловонному дракону. Хотелось бы знать, куда смотрит гринпис... вот так и уничтожили последнего ящера.
Остальные капеллы, к счастью, были открыты.
Капелла Барди (другой ветви того же семейства), расписанная Джотто 1325 г. в честь св. Франциска. Семейство
Барди - это старинный флорентийский род банкиров. По ссылке можно о них почитать поподробнее. Мне же интересно, что Симоне де Барди был женат на Беатриче из богатого рода Портинари, той самой Биче, которую воспел Данте.
По последним данным , предполагается, что могила Биче, вероятно, находится в семейной капелле, т.е. в капелле Барди, рядом с мужем ("официальная" могила Беатриче находится в церкви Санта Маргарита де Черчи, мы туда с вами еще зайдем).
"Видение о вознесении Св. Франциска".
"Любопытствующий"
"
Похороны св.Франциска
Показываю лишь фрагменты фресок, целиком можно посмотреть в
wiki"Явление братии в Арле".
Алтарный образ написан таинственным мастером Сан Франческо Барди, XIII в.
Капелла Перуцци. Джотто (1318-1322). Сцены жития Иоанна Евангелиста. Христос забирает Иоанна на небо. Лучи обнимают и поднимают вверх, руки лишь немного помогают.
Картинка с wga
А это рисунок Микеланджело с фигур слева, хранится в Лувре. (
отсюда). Сохранность фрески в XVI веке, видимо была лучше :).
Капелла Ринуччини. Джованни дель Бьондо 1379.
Младенец с щеглом.
Капелла Барончелли расписана Таддео Гадди 1328-1338. Обручение Девы Марии. Отвергнутые женихи ломают свои посохи. У св. Иосифа -знак избранности - процветший посох и голубка.
Встреча у Золотых ворот. (свв.Иоаким и Анна). Иоакиму в пустыне, во время поста явился ангел и сказал, что после 20 лет бесплодного брака у них родится дочь. Анне, оставшейся дома, тоже было такое же видение. «Обрадованная Анна бросилась в объятия мужа, вместе они радовались чести, которая должна была быть предоставлена им в виде ребёнка, ибо они знали от небесного посланника о том, что ребёнок будет царицей, великой на небе и на земле». (Хелидониус, цитата из
вики)
Пишут, что это слуга св.Иоакима, мол, у
Джотто он тоже есть. Есть, конечно, да не совсем такой. Этот - исключительно симпатичный странник-бродяга, он, как мне кажется, вне сюжета, вне всего окружения.. сам по себе, как и положено ("и в дальний путь, и в дальний путь отправился пешком").
Внизу ниши-обманки
Капелла Кастеллани, расписана сыном Таддео Гадди - Аньоло (мы уже
видели работы отца и сына в Сан Миниато, а ведь был еще дед - Гаддо Гадди), 1385 г.
"Мученичество Св. Аполлонии".
"Язычники схватили также Аполлонию, дивную старушку-девственницу, били по челюстям, выбили все зубы; устроили за городом костер и грозили сжечь её живьем, если она заодно с ними не произнесет кощунственных возгласов. Аполлония, немного помолившись, отошла в сторону, прыгнула с разбега в огонь и сгорела" (Евсевий Памфил, "Церковная история", VI,41).
Теперь Аполлония покровительствует стоматологам. Процитировала
j_j_j из
этого поста.
"Св. Иоанн Богослов превращает хворост и камни в золото и драгоценности, а потом обратно"
"Чудо с золотым кубком" и "Усмирение шторма Св. Николаем"
"Воздушный корабль". Кажется мне пора начать собирать корабли, уже неплохая коллекция подбирается.
Св. Николай дает приданое трем бедным девушкам (деталь). Как я понимаю это две из этих девушек, что же выглядят они совсем неплохо.
Распятие Никколо ди Пьетро Джерини (ум.1415). Сверху уже знакомый нам пеликан кормит детей своею кровью.
Андреа Кастаньо. Кончина ап. Фомы (первая половина XV в, деталь)
Необыкновенный красавец, не смогла пройти мимо.
Внутренний дворик. А там еще так много всего... жаль фотографии получились не очень, так что завершаю свой рассказ.
"Выйдя из Санта-Кроче, я испытывал сердцебиение, то, что в Берлине называют нервным приступом: жизненные силы во мне иссякли, я едва двигался, боясь упасть" написал Стендаль. Такое состояние, которое позже назвали "Синдромом Стендаля" и которое подкарауливает беспечных любителей искусства во Флоренции, в легкой форме обрушилось и на нас, и именно после Санта Кроче. В этот день ни в какие музеи мы больше пойти не смогли :). Таким образом надежда опять навестить фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи растаяла без следа. Сводный пост с "уличными" фотографиями я сделаю уже под конец моего повествования о Флоренции. Включу туда уже все и сразу.
А пока традиционное... вот так закончился день 13 мая 2016 года.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Анонс. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Сан Констанца и Сан Аньезе фуоре ле Мура За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Санти-Куаттро-Коронати За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Базилика Косьмы и Дамиана За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Капитолийские музеи За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Форум и Палатин. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Базилика Санта Сабина на Авентине. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Целий, по "топовым" местам к кошкам Юлия Цезаря ;). За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Как пройти в библиотеку? ;) Палаццо Каэтани-Маттео. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Заключительный по Риму. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Витербо, часть I. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Витербо, часть II За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Витербо. Львы стерегут город. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Мимо Больсены в Валь д'Орчу За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Валь д'Орча и источники сан Фелипе. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Замок Радикофани и пейзажи Валь д'Орчи За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Монастырь Сант Анна ин Компрена (фрески Содомы) За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Валь д'Орча и Lucignano d'Asso. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Палаццо Коммунале, путешествие в XIV век За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Палаццо Коммунале. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. По городу. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Базилика Сан-Франческо. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Долина реки Кьянти. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Флоренция. Закат и церковь Сан Миниато аль Монте. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Флоренция. Капелла Волхвов в Палаццо Медичи-Рикарди За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Музей монастыря Сан Марко (кроме фресок в кельях) За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Музей монастыря Сан Марко (фрески в кельях) За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Барджелло (часть 1) За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Барджелло (часть 2)