За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена

Jul 17, 2016 00:04

Я не пропала, а вся в делах аки пчела ;). А еще перфекционизм одолел но я его веником уж очень мне хотелось подробно рассказать про то, как были устроены средневековые города-государства (Сиена - ведь такой хороший пример), но, видимо, сейчас "не судьба", поэтому напишу очень обзорно.;). Итак, вечером 11 мая мы прибыли в Сиену. Почитать про Сиенскую республику (существовала с 1125 до 1555 гг)  можно в русской википедии ;). А я приведу здесь кое-какие цитаты и рассуждения из работы любимого кн. Петра Алексеевича Кропоткина ("Взаимопомощь, как фактор эволюции", 1902 г.).

П.Кропоткин считал, что важной особенностью средневекового города-коммуны, (созданного на основе "братства" и "дружбы") было то, что он "являлся двойною федерациею: всех домохозяев, объединённых в небольшие территориальные союзы - улицу, приход, конец, - и отдельных личностей, объединённых общею клятвою в гильдии, сообразно их профессиям".
[Еще цитаты из Кропоткина]У городов "была собственная юрисдикция, которая влекла за собой и собственную администрацию.... город составлял государство само по себе. Он имел право объявлять войну и заключать мир, право заключать федерации и вступать в союзы со своими соседями....".

При этом власть в городе была децентрализована, поэтому когда  она "бывала узурпирована торговою аристократиею или даже дворянством, внутренняя жизнь города и демократизм его повседневных отношений терпели от этого мало ущерба: они мало зависели от того, что можно назвать политическою формою государства." Потому что каждая гильдия "имела собственную юрисдикцию, собственную военную силу; имела собственные общие собрания, или вече, собственные традиции борьбы, славы и независимости и собственные сношения с другими гильдиями того же ремесла или занятия в других городах...Когда город призывался к оружию, гильдия выступала как отдельный отряд, вооруженная принадлежавшим ей оружием...."

"Обыкновенно город был разделён на четыре квартала, расходившихся от центра. При этом, каждый квартал .... представлял известный род торговли или ремесла, преобладавший в нём, хотя в то же время в каждом квартале или конце, могли жить люди, занимавшие различные общественные положения и предававшиеся различным занятиям - дворянство, купцы, ремесленники и даже полукрепостные. Каждый конец, или квартал представлял, однако, совершенно независимую единицу."

Сиена изначально была разделена по географическому принципу на три больших района,  а в XIII веке возникли существующие и поныне контрады  (изначально их было 59, сейчас 17). В них отдельно друг от друга селились банкиры и пекари, кожевенники и юристы... Т.о., как и писал П.Кропоткин (а для него Италия это всего лишь частный случай) жители объединялись одновременно и по местожительству, и по профессии.  Мой старый пост про сиенские контрады - вот.

По мысли Кропоткина, именно благодаря такому устройству в этих городах процветали искусства, ремесла, науки "и вся наша современная цивилизация, со всеми достигнутыми ею и ожидаемыми в будущем успехами, представляет лишь дальнейшее развитие этого наследия".


"Они покрыли страну прекрасными, роскошными зданиями, являвшимися выражением гения свободных союзов свободных людей, ....они оставили в наследие последующим поколениям все искусства и все ремесла,.... И когда мы теперь стараемся определить, какие силы произвели эти великие результаты, мы находим их - не в гении индивидуальных героев, не в мощной организации больших государств и не в политических талантах их правителей, но в том же самом потоке взаимной помощи и взаимной поддержки, работу которого мы видели в деревенской общине и который оживился и обновился в средние века нового рода союзами, - гильдиями, вдохновленными тем же духом...."



"Средневековая архитектура ..... была велика потому, что она являлась выражением великой идеи. Подобно греческому искусству, она возникла из представления о братстве и единстве, воспитываемых городом. Она обладала смелостью, которая могла быть приобретена лишь смелою борьбою и победами; она дышала энергиею, потому что энергией была проникнута вся жизнь города. Собор или городская ратуша символизировали организм, в котором каждый каменщик и каменотес являлись строителями, и средневековое здание представляет собою не замысел отдельной личности, над выполнением которого трудились тысячи рабов, исполняя урочную работу по чужой идее; весь город принимал участие в его постройке."


Палаццо банкиров Салимбени (XIV в). Как вы помните, в одно время они были богаче самой республики, владели почти всей долиной реки Орча... но интриги не всегда заканчиваются удачно...  к концу XV века семейство было изгнано из города, а их имущество национализировано. Вскоре после этого, в 1472 году в здании палаццо Салимбени Генеральным советом Сиенской республики был открыт банк, ныне старейший в мире  - Monte dei Paschi di Siena, Внутри здания прячется шикарная коллекция произведений искусства, недоступная широкой публике :(.


Напомню моим читателям еще о некоторых достижениях республики ;):
- конституция Сиены, 1179 г, была одной из первых записанных конституций итальянских государств.
- основание университета в 1240 г. В 1350 его право на самоуправление было зафиксировано в хартии,
- освобождение крестьян в начале XIV  века  (про то кто и как обрабатывал землю в контадо я уже писала).



Палаццо Толомеи (конец XII - XIII в.) -  один из старейших готических дворцов города. Семья банкиров Толомеи враждовала с семьей конкурентов Салимбени. Изгнаны были и те, и эти. Не помогло им и то, что Толомеи считали себя потомками Птолемеев, и вели свою родословную от Троса (это в честь него названа Троя, помните, он продал своего сына - Ганимеда за очень хороших коней; легендарный предок Приама и Энея), но им, конечно, уже тогда никто не верил :))).




Мы жили в контраде Волчицы, а молодая хозяйка была из Дикобразов - в коридоре висела фотография победного флага этой контрады. Свое присутствие в "чужой" контраде она оправдывала тем, что ее бабушка была из Волчиц.  Действительно, в холле отеля висел большой портрет пожилой благообразной дамы...непросто у них там все устроено ;) На фотографии видна статуя "нашей" контрады  - мы подходим к отелю.


Все нафотографированные символы контрад я выложу отдельным постом. Специально в этот раз я за ними не охотилась, но внимание обращала ;).


Урезанные башни с новыми окнами.




Палаццо Коммунале (ратуша) построено Советом Девяти в 1297-1310 на площади Кампо. Типичные трехчастные сиенские окна - трифоры, - три маленькие стрельчатые арки объединены одной большой, с гербом города. Зубцы гвельфские (прямоугольные - папские); долгое время Сиена стойко сохраняла верность  императору (т.е. была гибеллинской), но в результате военных поражений в 1270 гвельфы вернулись в город. В большом круге изображена монограмма Христа "придуманная" св.Бернардином Сиенским (1380-1444 гг).
Башня Torre del Mangia (88 м), башня Обжоры, третья по высоте средневековая итальянская башня. "Свое название башня получила от прозвища ее первого сторожа Джованни ди Балдуччо или просто ди Дуччо, известного своим аппетитом и тратившего на различные яства все свои доходы." (ссыль) Расположенная в низине она все равно находится на одном уровне с колокольни Дуомо (77м), что не случайно  - мирское и духовное следует уравновешивать.

Мраморная белая Капелла у подножия башни построена в 1352 году в благодарность за избавление от чумы 1348 года когда умерли братья Лоренцетти, художники-гении,  о них мы поговорим в другом посте ;).


Один из входов на площадь отмечен двумя змеями. Наверное это связано с Палио - традиционными скачками на неоседланных лошадях, которые проводятся два раза в год на площади Кампо, с XIII века контрады соревнуются между собой.


Площадь Кампо сравнивают кто с ракушкой, кто с веером. Она совершенно великолепна. Мой прошлый пост о ней (и не только) вот.
Палаццо Sansedoni (XIII) стоит напротив Палаццо Коммунале и повторяет амфитеатровый изгиб площади ;). Пожалуй, лучшие места для просмотра скачек. Сейчас в нем располагается банк Monte dei Paschi, штабквартиру которого мы видели в палаццо Салимбени.










"Веер" состоит из девяти секторов, в честь Совета Девяти.


Фонтан Радости (Fonte Gaia) на той же площади, XIV-XV вв. Фонтан как фонтан ;), а вот голуби...


Вот так из него пьют. Никогда не видела ничего подобного, а судя по фотографиям в сети, так пьет уже не одно поколение птиц...


Палаццо Коммунале


Разнообразные "гаргульи"  украшают Капеллу. Вот Весельчак.


Летающая собака.


Дракон


Вы когда-нибудь видели летающего барана? Теперь - да :)


И козлы летают


На этом фоне летающий лев уже банальность :).


Палаццо Коммунале приветствует тебя, о Путник! Привяжи своего усталого коня, повесь суму, оставь факел и входи, друг!




Задворки тоже выглядят достойно.


Рынок. Мне напомнил автобусную остановку в каком-то городе моего детства... а автобус все не идет.

Коновязь на палаццо Пикколомини.


С этой фигурой дьявола наверняка связана какая-нибудь интереснейшая легенда. Только мне ее прочитать пока не удалось. А прикован он надежно и наверное навсегда.










Дуомо, кафедральный собор в честь Вознесения Девы Марии (Cattedrale di Santa Maria Assunta). 1215-1263 гг. Колокольня завершена в 1313 г.


"Высокая колокольня была часть величавого здания, в котором билась жизнь города, ...Подобно афинскому Акрополю, собор средневекового города имел целью прославление величия победоносного города; он символизировал союз ремесел; он был выражением чувства каждого гражданина, который гордился своим городом, так как он был его собственное создание." (П.К.)

"Первые пять веков второй декады нашей эры (XI-й по XVI-й) могут, таким образом, быть рассматриваемы, как колоссальная попытка обеспечить взаимную помощь и взаимную поддержку в крупных размерах, при помощи принципов федерации и ассоциации....Эта попытка в значительной мере увенчалась успехом. Она объединила людей, раньше того разъединенных, она обеспечила им значительную свободу и удесятерила их силы" (П.К.)


А это герб Республики Сиена. Она была уничтожена в 1555 году, 21 апреля в город вошла испанская армия.


"Этот город, с его женственной склонностью к прекрасному и неспособностью к политической мысли, с его верой, что заступничество Марии сильнее, чем войско, купленное флорентийским золотом, казалось, давно должен был погибнуть. Но свобода Сиены пережила свободу Флоренции. Её спасала бесконечная и пламенная любовь этих впечатлительных, легкомысленных и тонких чувствами людей к своему родному городу, - великая любовь, не знавшая ни предательства, ни отступничества, прекращавшая в минуту опасности все раздоры, заставившая Провенцано Сальвани умереть на поле сражения и внушившая целому народу львиную храбрость во время испанской осады. Слова этой любви звучали в проповеди святого Бернардина, обращенной к сорокатысячной толпе на сиенском Кампо. Голос её до сих пор еще слышен во всем, что было создано художниками Сиены за три столетия её свободного существования." П.Муратов "Образы Италии"

А это нам всем на счастье ;).


Так закончился день 11 мая 2016. По городу мы еще немного пройдемся и зайдем в музеи. Продолжение будет ;)
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Анонс.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Сан Констанца и Сан Аньезе фуоре ле Мура
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Санти-Куаттро-Коронати
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Базилика Косьмы и Дамиана
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Капитолийские музеи
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Форум и Палатин.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Базилика Санта Сабина на Авентине.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Целий, по "топовым" местам к кошкам Юлия Цезаря ;).
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Как пройти в библиотеку? ;) Палаццо Каэтани-Маттео.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Заключительный по Риму.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Витербо, часть I.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Витербо, часть II
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Витербо. Львы стерегут город.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Мимо Больсены в Валь д'Орчу
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Валь д'Орча и источники сан Фелипе.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Замок Радикофани и пейзажи Валь д'Орчи
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Монастырь Сант Анна ин Компрена (фрески Содомы)
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Валь д'Орча и Lucignano d'Asso.

Сиена, Италия, путешествия, картинки, архитектура, Тоскана

Previous post Next post
Up