За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Флоренция. Капелла Волхвов в Палаццо Медичи-Рикарди

Aug 30, 2016 20:27

Картинка с сайта музея. Увеличить


Купив общий музейный билет, который позволяет входить почти  во все музеи Флоренции (числом более 60)  мы поспешили смотреть монастырь Сан Марко, но по дороге не смогли пробежать мимо палаццо Медичи-Рикарди. Захотелось посмотреть на сказочную шкатулку - Капеллу Волхвов расписанную прекрасным Беноццо Гоццоли по заказу Пьетро (Подагрика) Медичи.
Поклонение волхвов - один из любимых сюжетов старших Медичи, правда здесь, он представлен довольно необычно.
Спиралью по стенам вьется процессия Молодого, Среднего и Старого королей (это волхвы, но я буду из называть по европейской традиции королями)

Люди - пешие и конные (а также на верблюдах) появляются и исчезают на дорожках без начала и конца. Расходящиеся тропки петляют в скалах, бегут по холмам Тосканы (да-да, опять она), пропадают и появляются. Скачут охотники, бегает, летает, разве не ползет дичь. На горах стоят замки и города, в данном случае играющие роль Иерусалима и окрестностей.
Костюмы, сбруя, все поражает своей яркой декоративностью и богатством.

Церемониальный выезд и портреты, портреты, портреты... нет не похож этот выезд на религиозный сюжет изображающий Гаспара, Мельхиора и Бальтазара на пути к Младенцу (а кстати, чуть не забыла, а где же он? вооон там... в алтаре висит скромная картина (ныне копия) Филиппо Липпи... и что, она и есть цель всей этой славной процессии? Нет, не похоже.

Но ведь это семейная капелла Медичи, поэтому очень естественно в ней прославить самих себя ;), своих близких, друзей, а также вспомнить о славном событии, которое послужило процветанию семьи. Правда это событие всеми остальными оценивалось отрицательно.... я говорю о  Ферраро-Флорентийском соборе, в результате которого должно было произойти объединение католической и православной церквей.

Не могу удержаться - немного ;) истории...(под кат можно не ходить)
[Ферраро-Флорентийский собор]1438 год.... Византия дышит на ладан. И вот, для спасения страны (а скорее одного только Города - именно так, с большой буквы называет его хронист) император Иоанн VIII Палеолог решил подписать унию (т.е. объединение) с римским папой Евгением IV. Патриарх константинопольский Иосиф II тоже был "за". У самого Евгения IV на тот момент  тоже были серьезнейшие  причины желать унии.

Дело в том, что в 1431 году в Базеле уже открылся Собор, который решил существенно уменьшить власть папы. Там собрались все могущественные европейские монархи.  Евгений  IV пытался этот неприятный Собор разогнать, но он не разгонялся, а в 1439 году низложил Евгения IV и избрал антипапу Феликса V. Это я забежала чуть вперед, но атмосфера там давно накалялась. А если  вспомнить, что и в Риме в 1434 г. противостояние папы с могущественным семейством Колонна достигла точки кипения... точнее точки побега... и папа тайно под покровом ночи, переодевшись простым монахом убежал во Флоренцию.
Следовало срочно что-то противопоставить этой ситуации и объединение с Восточной церковью на эту роль вполне подходило (лайфхак -во всех сложных жизненных случаях собирай вселенский собор).
А все остальные.... Зачем на этот Собор прибыли делегаты из далекой Московии и других стран?
Конечно, они подчинялись Византии, но дело не только в этом. Поразительно, но судя по всему, они искренне, я подчеркиваю искренне считали.. что они могут своими безукоризненными доводами и внешним видом переубедить заблуждающихся заблудших братьев (во главе с папой)... и зарыдав, простить их, обнять и принять в лоно Православной церкви.

Делегация (приблизительно 700 чел., куда входил император, патриарх, византийские иерархи, митрополит Киевский, представители Грузии и т.д.) добравшись до Венеции некоторое время сомневалась на какой собор ей поехать. Хочется пофантазировать, а если бы они отправились на Базельский собор, наверняка всё пошло бы иначе - Византия получила бы реальную военную помощь и османы были бы отброшены назад, и.....Так или иначе, но все собрались в Ферраре. Не буду описывать богословскую часть собора. Там блистали латиняне и непримиримый византиец Марк Эфесский.

Я вам лучше расскажу про бытовые подробности. Содержание всех гостей изначально взял на себя папа. И "по договоренности каждый месяц Император получал 30 флоринов, Патриарх - 25, брат императора - 20, приближенные императора и патриарха по 5, а прислужники по 3 в качестве субсидии на проживание и питание." (из кн. "Марк Эфесский и Флорентийский собор составлено афонским монахом Каллистом Властосом", 1895 г).  При этом папа Евгений "ради будущего пышного приема Императора и греческих клириков  продал все свои серебряные и золотые сосуды и даже отдал под залог за 40 000 флоринов свою папскую тиару." (там же).  И все равно денег катастрофически не хватало.  "Греки" голодали и  продавали одежду, чтобы не умереть с голоду.

Императора такие мелочи не волновали - он предавался любимому занятию -  охоте. "Маркиз (властитель Феррары), когда увидел безудержность императорской охоты и вред, наносимый имуществу, сообщил через кого-то императору, что­ бы охота была более умеренной и чтобы они не причиняли вред соб­ственности людей. Он добавил, что «я из других мест привез сюда большую часть животных, перепелов и фазанов, стремясь, чтобы они населили это место. Поэтому я прошу, чтобы охота была более бережливой». Однако император не позаботился об этом, хотя он все­гда находил у маркиза максимальное почтение, заботу и дружелю­бие. Когда ему через несколько дней вновь сообщили то же самое, то император лишь с еще большим усердием занялся охотой. " (Сильвестр Сиропул. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1439г).

Гости начали роптать (и пытаться убежать морем домой). Спасли Медичи, пригласив весь Собор в "добрую и богатую" Флоренцию - подальше от моря, от чумы и поближе к банкирам ;). И это было очень мудрое решение с их стороны. Для наилучшей организации приема гостей Собора Козимо Старший (Медичи) стал на установленный срок гонфалоньером справедливости флорентийской республики, приберя в свои хозяйственные руки весь город. Считается, что это время было временем, когда закладывалось и развивалось дальнейшее богатство семьи.

"На Соборе подробно рассматривались разногласия между западной (католической) и восточными церквами. Особенный упор делался на различия в догматах, в частности, на так называемом филиокве (filioque) - добавлении, сделанном Римской церковью в Символ веры. Рассматривались и другие догматические вопросы - о чистилище, главенстве папы римского во Вселенской Церкви, совершении таинства евхаристии." (википедия)

Закончилось все нехорошо для "греков" -  уния была подписана (Марк Эфесский не подписал) с  огромными уступками "латинянам". Они были настолько велики, что вернувшихся называли предателями веры, а многие и сами себя таковыми считали. На Руси про собор писали так: осьмаго суемысленного собора отреченнаго (подробнее у см.Татищева) и
окаанного и богомерзскаго осмаго сборища. Митрополит Киевский и всея Руси Исидор (ставленник Византии и сторонник унии) по приезду был заточен Василием Темным в Чудов монастырь, из которого сбежал к "латинянам". Умер в Риме.
Менее чем через 50 лет последние договоренности были расторгнуты. Папа обещал прислать в Констанинополь 300 солдат и 12 кораблей на год,  а ещё "если будет надо созовет все христианские народы на помощь" (по Нектарию Иерусалимскому). Стоит ли говорить, что это была недостаточная и запоздалая поддержка, даже если бы эти обещания были выполнены в полном объеме. Сам папа всё-таки оказался в выигрыше - участники Базельского собора одумались поняли, кто самый главный и больше не пытались ограничить власть пап. Более того Евгений IV смог вернуться в Рим.

Патриарх Иосиф II умер 10 июня 1439 (он был стар и нездоров).
1 января 1443 года был объявлен Крестовый поход (во главе стоял король Польши и Венгрии Владислав), но в 1444 году он потерпел сокрушительное поражение в битве под Варной (Болгария)
Папа Евгений умер в 1447 г.
Император Иоанн VIII умер в 1448 году.
Тогда же в 1448 году Московская митрополия провозгласила автокефалию, т.е. независимость от Византии
Константинополь был захвачен османами 29 мая 1453 года. Византия пала.

Фреска безусловно вдохновленная этим событием была выполнена Беноццо Гоццоли по заказу Пьетро (Подагрика) Медичи в 1459 году.
Начнем осмотр с процессии Молодого короля. В XIX веке появилась легенда, что здесь изображен не кто иной, как сын Пьетро - Лоренцо Великолепный.  Король великолепен, это правда, но на этом сходство заканчивается :). Лоренцо родился в 1449 году, а значит Собор даже видеть не мог, во время написания фрески ему было лишь 10 лет. Я нашла версию, которая мне нравится чуть больше - что это брат византийского императора - Дмитрий Палеолог (1407 года рождения).


Кем бы он ни был, но он прекрасен.




Охота, которой так увлекался император.


А за Молодым Королем едут Старшие Медичи и остальные гости.


На сбруе Пьетро - девиз Semper - Всегда! готов!


Слева направо: Козимо Старший, Джованни Медичи (? или Карло) и Пьетро Медичи (Подагрик) - заказчик. "Для характеристики тогдашних отношений между меценатом и художником стоит упомянуть, что письма Беноццо Гоццоли к Медичи (Пьетро) начинаются с обращения «amico mio singolarissimo» (то есть единственный друг мой)" (Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс XIII-XVI век)


Прямо перед нами - союзники Медичи  - Сигизмондо Малатеста ("позор Италии, бесчестье нашего времени" - так о нем вполне справедливо написал папа Пий II)  и Галеаццо Мария Сфорца (жесточайший тиран, - пишет один из летописцев) вполне стОят друг друга. За ними два ребенка - вероятно, это как раз Лоренцо Медичи (10 лет) и его младший брат Джулиано (6 лет)


В красной шапочке - сам Беноццо Гоццоли. По его правую руку - византийский философ Георгий Гемист Плифон Малатест, в честь него Медичи создали Платоновскую академию, "в ренессансной Италии к нему относились как к живому классику, и повсюду его сопровождали толпы поклонников." (Дворкин А.Очерки по истории Вселенской Православной Церкви).
Исследователи узнали в толпе: византийского ученого Иоанна Аргиропула, митрополита Киевского Исидора, гуманиста и переводчика Феодора Газиса и других (подробнее можно полюбопытствовать в итальянской википедии). Упомяну еще вполне узнаваемое лицо Энеа Сильвио Пикколомини, с 1458 папы Пия II .






По долинам и по взгорьям тянется процессия.




А там, вдалеке, в меховых шапках, не гости ли из княжества Московского?








Перейдем к Среднему Королю. Император Иоанн VIII Палеолог. Брат последнего византийского императора, зять Василия Темного и дядя Софьи Палеолог (жены Ивана III - бабушки Ивана Грозного). Можно сравнить его портрет с портретом на медали Пизанелло, а можно позабавиться и посмотреть на его парадный семейный парадный портрет в византийской версии на саккосе митрополита Фотия (ныне хранится в Оружейной палате,  в вики картинки хуже)


Яростный сторонник унии, охотник, ценитель лошадей. В Ферраре он мучился еще и потому, что у местных лошадей "не было ни­чего хорошего, никаких лошадиных достоинств", пришлось покупать привезенных с  Московии.
"Император сел на коня, украшенного красным покрывалом и с шитой золотом уздечкой..Шествовал и другой белый конь, на узде которого были отлиты золотые орлы, и он шёл перед Императором без седока" (из кн. "Марк Эфесский и Флорентийский собор составленной афонским монахом Каллистом Властосом", 1895)




Над холмами летит еще не пойманный фазан


Виллы, замки на холмах... Тоскана. Ну раз уж я взялась рассказывать вам бытовые подробности, послушайте историю про Императора
"Одна из охотничьих собак по привычке следовала за императором всякий раз, как он приходил в дом Патриарха, и дремала на вышитой золотом подушке, которая была положена перед императорским троном и служила под­ножием. Император же всегда складывал ноги вместе на троне и на них сидел. Итак, собака всегда приходила на собрания в Патриархии и всегда лежала молча, молчал ли император или говорил. Когда же император начал высказывать это свое мнение, собака сразу начала лаять и скулить. Хотя многие пытались помешать ей и заставить мол­чать, в особенности офицеры, пугавшие ее и голосом, и палками, она отнюдь не замолчала, но непрерывно пела собачью песнь, громко вы­ла и скулила, жалостно подвывая императорским приказаниям .." (вычитала у Сильвестра Сиропула)






Очень симпатичный мне персонаж третьего-четвертого плана. Одинокий всадник, путник из ниоткуда в никуда.


Переходим к следующей стене. Процессия Старого Короля. Вероятно, это патриарх Константинопольский Иосиф II, умерший еще до подписания унии.
"Патриарх распорядился, чтобы сделали новое покрывало и по­крыли им ту лошадь, на которую он собирался воссесть, от головы до ноздрей и ног ее".








Вокруг идет охота.




Союзники и партнеры банковского дома Медичи и Ко :)










Заяц какой-то странный, мне кажется задние ноги он позаимствовал у какой-то собаки. ;)


Палаццо, как следует из названия, сменило владельцев и Рикарди изменили месторасположение двери в капеллу. Фреску перенесли, в результате чего круп лошади Патриарха оказался отсечен.


Прошу прощения за качество фотографии, но уж больно красив юный лучник. Глаз не оторвать.






Остальные ангелы  у нас не вышли вовсе, рекомендую сходить по верхней ссылке и погуглить ;) А вот птички у меня еще есть.


Пастухи










Рождество Филиппо Липпи (копия).


И напоследок, еще одна история (раз уж я влезла на табурет, хихик). Посмотрите, пожалуйста, вот на эту картину из википедии. Джентиле да Фабриано "Поклонение волхвов", 1423 год. Висит в Уфицци.  Есть некоторые пересечения, правда? Эта картина была создана по заказу банкиров Строцци, давних врагов Медичи. Palla Strozzi вместе со своим сыном выглядывают из-за спины Молодого Волхва. В Капелле Волхвов Медичи дали наконец достойный ответ, причем используя тот же сюжет... но какой результат!!! А Фабриано мы еще посмотрим, позже в Уфицци, я его нежнейше люблю.


За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Анонс.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Сан Констанца и Сан Аньезе фуоре ле Мура
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Санти-Куаттро-Коронати
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Базилика Косьмы и Дамиана
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Капитолийские музеи
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Форум и Палатин.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Базилика Санта Сабина на Авентине.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Целий, по "топовым" местам к кошкам Юлия Цезаря ;).
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Как пройти в библиотеку? ;) Палаццо Каэтани-Маттео.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Заключительный по Риму.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Витербо, часть I.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Витербо, часть II
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Витербо. Львы стерегут город.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Мимо Больсены в Валь д'Орчу
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Валь д'Орча и источники сан Фелипе.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Замок Радикофани и пейзажи Валь д'Орчи
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Монастырь Сант Анна ин Компрена (фрески Содомы)
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Валь д'Орча и Lucignano d'Asso.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Палаццо Коммунале, путешествие в XIV век
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Палаццо Коммунале.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. По городу.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Базилика Сан-Франческо.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Долина реки Кьянти.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Флоренция. Закат и церковь Сан Миниато аль Монте.

Картинки, Италия, путешествия, живопись, Флоренция, Тоскана

Previous post Next post
Up