За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Санта -Мария-Новелла, часть1

Oct 29, 2016 15:43

Моя подруга Л. скоро летит во Флоренцию, а пишу я сейчас медленно, поэтому рассказ о доминиканской базилике Санта-Мария-Новелла я начну прямо с Испанской капеллы, а в церковь и другие капеллы мы зайдем чуть позже. Подробно о ней написал глубокоуважаемый sibeaster. Я буду черпать информацию из его поста и еще из одной статьей в википедии. Очень рекомендую посмотреть прекрасный пост  многоуважаемого petrark - там можно увидеть общие планы, которых нет у меня, рассмотреть их и получить более цельное впечатление от капеллы.

В комплекс Санта-Мария-Новелла входит не только сама базилика, но еще и дворики с капеллами (всё это по одному билету). Остальное я покажу в следующем посте, а пока устремимся в расписанную с пола до потолка Испанскую капеллу.  Люди, кони, собаки (мы в доминиканском монастыре) и аллегории, коим несть числа ибо, зачастую, невозможно отличить где аллегория, а где историческое лицо.. и что же это за лицо :))). Много загадок.
Иллюстрация к богословскому трактату (и не к одному) только для посвященных. Вероятно, для точного и глубокого понимания этих фресок, нам надо было прихватить с собой несколько толстенных фолиантов на итальянском и там заночевать изучая :)). Но мы предупредительно беспечно их с собой не взяли ;), так что предлагаю вам довольствоваться разглядыванием фресок, в сопровождении моих комментариев, не очень углубляясь. :)
Про капеллу отдельной статьи в русской википедии нет, ссылку я дала на очень подробную статью о художнике - Андреа Бонайути (чаще его называют Андреа Флорентийский (итал. Andrea da Firenze)), который расписал ее в 1366-1367 гг
Почему "Испанская"?, - это название появилось в 1566 году после женитьбы Козимо I на Элеоноре Толедской; для вновьобразовавшейся испанской общины и было выделено это помещение. Так что, как видите, название с  фресками совершенно никак не связаны.
Начнем с северной стены, где Андреа изобразил три сюжета Страстей.
Общий вид.



Начинаем с левого нижнего угла.


Андреа безусловно испытывал влияние сиенских мастеров - Симоне Мартини, братьев Лоренцетти. Но столько бород у них на фресках мне кажется, не было... Видимо это для придания "восточного" колорита.


На городской стене идет обычная жизнь. Кто-то поливает цветочки, кто-то собирается целоваться, большинство просто глазеют. Где-то, неведомо где, мы вдруг видим отречение св. Петра.


Вижу надпись не понятно на чём SPQR (Сенат и народ Рима). Дети очень непосредственны.


Процессия вьется на Голгофу. Да-да всё на одной большой фреске. У лошадей такие добрые и умные лица. Кажется и здесь изначально был синий фон, а потом краска облетела и он стал красным.


Как мило беседуют красная и синяя лошадь






Делят одежду.


Спускаемся в нижний правый угол. Тут Христос выводит Адама и других праведников из Ада.


На восточной стене - очень сложная композиция под условным названием "Триумф церкви". Хорошо виден флорентийский Дуомо, в постройке которого Андреа принимал участие, а вот купола Брунеллески он не видел, он был сделан лишь через 70 лет. Это "визуализация" желаний :)))


Начнем с левого нижнего угла. Почему-то часть стенда где было указано, кто эти безусловно достойные люди я не сфотографировала :(, придется вам догадываться самим.


Возможно это св. Екатерина Сиенская.


Восседают на тронах: вероятно Карл IV,  король Франции Карл V Мудрый, король Кипра Петр I. ...
Ниже приведу информацию со стенда, кто есть кто, а остальные это безвестные граждане, да и эти определены очень и очень условно. ;).


Считается что это Чимабуэ, Джотто (в капюшоне), архитектор Lapo Tedesco, а рядом его сын - Арнольфо ди Камбио.


Верхний ряд стоит Петрарка, Данте (что-то совсем не похож).... Ниже анфас - Бокаччо.


Прекрасные дамы: Лаура, Фьяметта, Беатриче.


Точно можно сказать только про собак, стерегущих отару; они символизируют  "Псов Господних" "Domini canes" (доминиканцы).


Св. Петр Мученик проповедует (почему-то без обычного меча в голове), нехорошие личности с ним не соглашаются.  Далее Фома Аквинский с книгой. Под ногами у них собаки загрызают волков, хорошо понятный символ.


Думаете, что это прекрасные девушки просто водят хоровод? Не тут то было, это вам не Амброджо Лоренцетти  ;) - "Играющие на музыкальных инструментах и танцующие девушки, вероятно, воплощают семь смертных грехов" - оооо- (википедия). В итальянской вики, пишут, что это беспечные грешницы, предающиеся мирской жизни.


Их не семь, а восемь? Не важно, добавим еще один грех.


Девушками любуются незнакомцы. Интересно, почему он в таком двухцветном костюме?


Взглянем теперь на сидящие четыре фигуры. Это страшные люди. Итальянская википедия пишет, что это персонификации пороков. Второй слева (с птицей) - Гордость, с обезьяной - Похоть,  крайнему справа досталась - Корысть. С музицирующей дамой как-то возникли некоторые сомнения, возможно она олицетворяет Удовольствие.. Ужас, правда? Содрогнулась ...
В русской википедии не такое страшное описание.
"Джозеф Польцер (1995) усматривает в этих персонажах четыре возраста человеческой жизни, а Маргарете Дик (1997) считает их персонификацией внутренних греховных помыслов, по мнению идеолога росписей Фра Джакопо Пассаванти, мешающих людям прийти на исповедь и покаяться - это Ложный стыд, Ложный страх, Чрезмерное упование на Милость божию и Отчаяние. " (википедия)
Слева монах-доминиканец отпускает эти грехи.


Вот про этих детей совершенно неясно возможно они символизируют очищение от грехов (вики)


Те, кто покается переходят к св. Домининику (почему-то в крупный план не попал), который показывает путь дальше - к вратам св. Петра. На самом верху на троне восседает Христос Вседержитель, окруженный ангелами (см. общий план). Уфф...


Продолжаем :)... Западная стена - Триумф Фомы Аквинского (на троне). Слева направо рядом: Иов, Давид, ап. Павел, евв. Марк, Матфей, Иоанн, Лука, Моисей, Исайя, Соломон. В воздухе парят Добродетели. А в ногах у Фомы сидят поверженные еретики: Несторий, Арий и Аверроэс.


Справедливость


Сила духа, крепость


Ниже - "на престолах здесь сидят персонифицированные священные науки и свободные искусства, а у их ног присели важнейшие представители этих самых наук и искуств...Слева направо: Гражданское право и император Юстиниан, Каноническое право и Климент V ..., Философия и Аристотель, Священное Писание и блаженный Иероним..., Богословие и Иоанн Дамаскин, Боговидение (Contemplazione) и Дионисий Ареопагит..., Проповедь и блаженный Августин, Арифметика и Пифагор, Геометрия и Евклид, Астрономия и Клавдий Птолемей, Музыка и Тувалкаин..., Диалетика и Петр Испанский..., Риторика и Цицерон, Грамматика и Присциан. " ( ссылка, прошу простить цитату сократила).

Посмотрим некоторых крупнее.
Имп. Юстиниан


Бл.Иероним


Арифметика, судя по жесту собирается начать речь.


Музыка


Тувалкаин и музыка. Сын Ламеха из книги Бытия 4:22. Изобретатель всех орудий из меди и железа. Почему же музыка? "Творцом музыки, по словам Моисея, был Тувалкаин, происходивший из потомства Каина" - Гуго Сен-Викторский. В Библии изобрататель музыки - брат Тувалкаина - Иувал (..он был отец всех играющих на гуслях и свирели. - Бытие 4:21). Считается, что тут возникла путаница из-за сходства имен Иувал=Тувал (Тувалкаин). В средневековье легенда о Тувалкаине Музыканте переплетается еще с легендой о Пифагоре музыканте (информацию почерпнула здесь, там подробнее)

И бонусом;) легенда о Пифагоре и музыке; Ямвлих "О Пифагоровой жизни" (цитата взята из того же поста)
"Однажды он пребывал в напряженном размышлении над проблемой, можно ли придумать для слуха какой-нибудь вспомогательный инструмент, надежный и не вводящий в заблуждение, каким для глаза является циркуль, отвес и, разумеется, диоптры, а для осязания - весы и изобретение мер. По счастливой случайности проходя мимо кузницы, Пифагор услышал, как на наковальне ковали железо и одновременные удары молотов издавали очень гармоничные звуки, кроме одного сочетания. Он различил в них октаву и созвучия, построенные на квинте и кварте, а интервал между квартой и квинтой он видел как не образующий гармонии сам по себе, но заполняющий расстояние между ними. Радуясь, как будто он получил эту идею от богов, он вбежал в кузницу и методом проб выяснил, что звучание зависит от тяжести молота, а не от силы удара, формы молота или изменения положения железа, которое ковали "

Грамматик Присциан


Сцена из жизни св. Петра Мученика. Возможно (не записала) это чудо исцеления расслабленного (совершенное св. Петром после смерти).


Какие рукава.


"Пилигримы, ищущие исцеления у могилы св. Петра Мученика."




На потолке в парусах ап. Петр ловит рыбу


Хождение по водам (Мф. 14:25-33).
Navicella - как прекрасно звучит - Кораблик


За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Анонс.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Сан Констанца и Сан Аньезе фуоре ле Мура
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Санти-Куаттро-Коронати
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Базилика Косьмы и Дамиана
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Капитолийские музеи
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Форум и Палатин.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Базилика Санта Сабина на Авентине.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Целий, по "топовым" местам к кошкам Юлия Цезаря ;).
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Как пройти в библиотеку? ;) Палаццо Каэтани-Маттео.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Заключительный по Риму.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Витербо, часть I.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Витербо, часть II
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Витербо. Львы стерегут город.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Мимо Больсены в Валь д'Орчу
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Валь д'Орча и источники сан Фелипе.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Замок Радикофани и пейзажи Валь д'Орчи
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Монастырь Сант Анна ин Компрена (фрески Содомы)
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Валь д'Орча и Lucignano d'Asso.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Палаццо Коммунале, путешествие в XIV век
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Палаццо Коммунале.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. По городу.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Базилика Сан-Франческо.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Долина реки Кьянти.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Флоренция. Закат и церковь Сан Миниато аль Монте.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Флоренция. Капелла Волхвов в Палаццо Медичи-Рикарди
За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Музей монастыря Сан Марко (кроме фресок в кельях)
За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Музей монастыря Сан Марко (фрески в кельях)
За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Барджелло (часть 1)
За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Барджелло (часть 2)
За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Санта Кроче

Картинки, Италия, путешествия, живопись, Флоренция, Тоскана

Previous post Next post
Up