Базилика Санта-Мария-Новелла стоит напротив железнодорожного вокзала, но парадный фасад находится с другой стороны на одноименной площади. Её строительство завершилось в XIV веке; фасад XIV-XV, его верхнюю часть строил Альберти, на деньги семьи Руччелаи, если присмотреться к фризу идущему над колоннами (на яндекс фотках лучше видно), то можно увидеть изображение белого паруса - эмблемы донатора. В треугольном тимпане можно рассмотреть солнышко с ликом Младенца. "Чтобы соединить большой неф с боковыми нефами, значительно более низкими, Альберти придумал две опрокинутые волюты " (
ссылка). Эти завитки всем пришлись по вкусу, и немало архитекторов впоследствии ими вдохновлялись :).
Я уже писала, что в базилику, а также во все клуатры и дворики примыкающего доминиканского монастыря можно пройти по одному билету.
В центре висит Распятие Джотто, 1290 г, которое он написал в 23 года, считается, что это его первая достоверно атрибутированная работа.
Любопытно сравнить это распятие с распятием написанным учителем Джотто - Чимабуэ (
ссылка - 1268-1271гг).
Пишут, что Джотто уже в этой работе отошел от византийской традиции и находился, скорее, под влиянием скульптур Никколо Пизано, чем своего учителя. И опять перед вами Распятие и Распятие, а между ними около 20 лет :). Две традиции, кажется видишь перед собой сад расходящихся тропок...
"Кисть Чимабуэ славилась одна, А ныне Джотто чествуют без лести, И живопись того затемнена" (Данте)
У входа, на контрфасаде в люнете фреска Боттичелли "Рождество" 1475.
Рядом фрески Пьетро да Миниато (1366-1450)
Санти ди Тито, Благовещение, 1592 г.
На левой стене центрального нефа - "Троица" Мазаччо (1425-27). Перед нами, чуть ли не первый образец настоящей "возрожденческой" линейной перспективы. :)
Это всего лишь пост в ЖЖ, поэтому с сожалением скажу, что фреска мне не понравилась. У нее действительно вот такой, как на фотографии неприятно-грязно-розовый цвет. И мне показалось, что в ней совсем нет ни человечности, ни веры :(. Какое-то торжество бездушной геометрии. Совсем не то, что писал Мазаччо в капелле Бранкаччи.
Кажется, что Мария читает лекцию о законах перспективы, указывая на иллюстративный материал.
Донаторы, как слушатели в аудитории. Так что прошу простить, но "Ганг мне не понравился, по-моему этой реке чего-то не хватает" (как писал Аристарх Платонович в "Театральном романе" Булгакова :)))
Капелла Строцци ди Мантова общий вид.
Фрески
Нардо ди Чоне (1350 - 1357) являются почти точными иллюстрациями к "Божественной комедии" Данте. Состояние их можно назвать "не очень", поэтому покажу лишь фрагменты, их можно еще посмотреть по ссылке, там же можно почитать на русском.
Рай (деталь)
Страшный суд, праведники.
Прошу прощения за качество фото, разместила его ради Данте. В википедии вычитала интересный факт: "Известно, что состоявшийся в церкви Санта Мария Новелла Поместный собор (1335г) всё ещё запрещал представителям доминиканского ордена чтение произведений Данте, написанных на итальянском языке. После того, как Нардо ди Чоне приступил к росписи капеллы, это вето с «Божественной комедии» по всей вероятности официально было снято, и разработка живописной программы была также открыто санкционирована "
Страшный суд, грешники
Ад (деталь)
Фреска Аньоло Гадди в гробнице Строцци.
Еще одно Распятие в капелле Торнабуони. Джамболонья, маньеризм, конец XVI в.
Распятие середины XIV в (?)
А вот и фрески из капеллы Торнабуони. Доминико Гирландайо, 1485-1490 г. Один большой цикл посвящен Богоматери, другой Иоанну Крестителю. Особенность (или наоборот традиционность :)) фресок в том, что Гирландайо изобразил на них своих современников, особенно родственников донатора. Подробно можно посмотреть в
википедии. а я покажу фрагменты. "Рождество Богоматери", во главе процессии шествует Лодовика Торнабуони, единственная дочь заказчика, она скоро выйдет замуж за Алессандро ди Франческо Нази и умрет первыми родами, не дожив до 20 лет.
Встреча Марии и Елизаветы.
А это невестка заказчика Джованна Альбицци-Торнабуони. Мы с вами уже
видели ее портрет в Барджелло. Умерла в 20 лет вторыми родами, это посмертный портрет. Кажется, иногда лучше не знать о судьбах этих прекрасных девушек. Капелла с мертвыми красавицами...
Барельеф, работа
Буджиано (1412-1462), приемного сына Брунеллески.
Перейдем в трапезную
Мадонна с Младенцем, ап. Петром, ев.Иоанном, Иоанном Крестителем и ев. Матфеем). Бернардо Дадди, 1344
В клуатре мертвых (на месте бывшего кладбища) опять видим фрески Нардо ди Чоне (1350-55) и они тоже, к сожалению в очень плачевном состоянии. Встреча у Золотых Ворот.
Введение Марии во храм.
Рождество Богоматери.
Андреа Орканьи, Рождество, 1340-1347
Эти фрески тоже сильно пострадали от наводнения 1966 г.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Анонс. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Сан Констанца и Сан Аньезе фуоре ле Мура За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Санти-Куаттро-Коронати За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Базилика Косьмы и Дамиана За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Капитолийские музеи За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Форум и Палатин. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Базилика Санта Сабина на Авентине. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Целий, по "топовым" местам к кошкам Юлия Цезаря ;). За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Как пройти в библиотеку? ;) Палаццо Каэтани-Маттео. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Заключительный по Риму. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Витербо, часть I. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Витербо, часть II За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Витербо. Львы стерегут город. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Мимо Больсены в Валь д'Орчу За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Валь д'Орча и источники сан Фелипе. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Замок Радикофани и пейзажи Валь д'Орчи За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Монастырь Сант Анна ин Компрена (фрески Содомы) За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Валь д'Орча и Lucignano d'Asso. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Палаццо Коммунале, путешествие в XIV век За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Палаццо Коммунале. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. По городу. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Базилика Сан-Франческо. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Долина реки Кьянти. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Флоренция. Закат и церковь Сан Миниато аль Монте. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Флоренция. Капелла Волхвов в Палаццо Медичи-Рикарди За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Музей монастыря Сан Марко (кроме фресок в кельях) За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Музей монастыря Сан Марко (фрески в кельях) За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Барджелло (часть 1) За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Барджелло (часть 2) За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Санта Кроче За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Санта -Мария-Новелла, часть1