Астронавты говорили,
что у Адриатики самый насыщенный голубой цвет,
который они когда-либо видели.
Источник: интернет.
<"((()><
Действительно, хорошо иметь домик в деревне*, потому что когда приезжаешь в Черногорию и живешь в коттедже с видом на море - это хоть какое-то разнообразие. А то, просыпаться каждый день и видеть одно и то же - море - наверное, оооочень скучно.
Хотя, такое красивое море, можно созерцать не по одному разу в день…
*деревня - ключевое слово в предложении. Смысловое ударение на нем. ;)
Продолжение.
Начало "Черногория. Часть 1. Вместо пролога. Москва - Черногория. 05.-06.09.08."
здесь.
Продолжение "Черногория. Часть 2. Аэропорт Голубовичи - г. Подгорица - первые горы. 06.09.08."
здесь.
Продолжение "Черногория. Часть 3. Первая ночевка в Черногории - горы - горы - горы - Колашин (Kolašin). 07.09.08."
здесьПродолжение "Черногория. Часть 4. Утро в Колашине (Kolašin) - Мойковац (Mojkovac). 08.09.08."
здесьПродолжение "Черногория. Часть 5. От Мойковаца - фееричные виды Тары - монастырь - ночь на перевале. 09.09.08."
здесьПродолжение "Черногория. Часть 6. Жабляк (Zabljak) - Дурмитор, Озера - каньон Тары - ночь в городе. 10.09.08"
здесьПродолжение "Черногория. Часть 7. Часть первая внедневниковая. "Глаза Черногории". Пятничное..."
здесьПродолжение "Черногория. Часть 8. Жабляк - Седло - Трса - Плужине. 11.09.08."
здесьПродолжение "Черногория. Часть 9. Плужине - Монастырь Пива - Никшич - ночевка "на озере". 12.09.08."
здесьПродолжение "Черногория. Часть 10. Черногорская прибрежная оставленность (для ru_abandoned)..."
здесь Продолжение "Черногория. Часть 11. Утро на озере - Вилуси (Vilusi) - Рисан (Risan) и море!. 13.09.08."
здесь Продолжение "Черногория. Часть 12. Из Рисана по берегу - Херцег-Нови(Herceg-Novi) - паром через Боку. 14.09.08."
здесьПродолжение "Черногория. Часть 13. Она же пятничная. Наличники или наличные?"
здесьПродолжение "Черногория. Часть 14. Тиват(Tivat) - Котор(Kotor) - райцентр... 15.09.08."
здесьПродолжение "Черногория. Часть 15. Райцентр - Будва(Budva) - ночевка в Будве. 15.09.08."
здесьПродолжение "Черногория. Часть 16. Снова пятничная (резконаступившая)."
здесьПродолжение "Черногория. Часть 17. Утро - Свети-Стефан(Sveti Stefan) - Петровац(Petrovac-na-Moru) - Бар(Bar)..."
здесьПродолжение "Черногория. Часть 18. Добра Вода (Dobra Voda) - Улцинь (Ulcinj). 17.09.08"
здесьПродолжение "Черногория. Часть 19. Ноги Черногории. Пятничная."
здесь Либо фильтрацией по любому более менее подходящему тегу, например "Черногория"
здесь, или Монтенегро
здесь Вид на Мала Плаза
А утро оказалось необыкновенно замечательным! Небо было хоть и не фотографически идеальным, но ярко-синим, а не ремонтно-серым. О ремонте чуть позже, пока о небе…
По доброй традиции балконная фотосессия, и утренний кофе. Хозяин дома Марко был очень заботлив и шустер. Мигом закипятил для нас чайник, а еще просто открыл большой соседний номер с кухней и предоставил её в пользование. Хотя, зачем оно нам надо? Достаточно одного чайника с кипятком. Но комнаты я таки сфотографировал. Марко, видя мою заинтересованность к архитектуре в целом и к его дому в частности, устроил экскурсию.
Показал еще пару комнат, а потом повел на самый верхний этаж с отличным панорамным видом на море. Я вчера решил, что дом имеет законченный вид, отлично отделан изнутри, но оказалось немного не так… Каково было состояние комнат верхнего этажа, я не знаю, а вот на большой террасе были только планы, и железные конструкции. Вот про эти самые ближайшие планы Марко и рассказал, что и где будет.
"Vila Marko"
Marko Petričević
Ulcinj,
Ul. Ivana Milutinovića, 71.
+382 69 44 88 77
+382 69 845 845
marco.p@cg.yu
www.apartmani-montenegro.com
Rajko (жена?) +382 69 012 635
Вобщем, если таки решитесь побывать в Улцине, а тем более застопиться здесь на пару-тройку деньков или вообще приедете отдыхать, могу сказать, что у Марко (скорее всего) вам будут рады. Дом очень большой, а уж если созвониться/списаться заранее, то тем более будет место. Но, не столько дом интересен, сколько приятен добродушный прием хозяев. Главное, не забудьте сказать: «мы - русские!». ;)
Ну, как? С жильем для вас мы вобщем-то разобрались, пора на море! Вам еще только ехать отдыхать, а у нас время того гляди готово сорваться и начать вести счет часами, а не днями. Собираемся и выбираемся из дома. А у СанькКа опять спущено заднее колесо! Блин! Сколько мы на него времени потеряли (и еще потеряем), я не знаю…
Чтобы не задерживать хозяев, выходим на улицу и под балконом дома, у входа в строительный магазинчик начинаем очередное театральное представление «Велошиномонтаж». Ну, чтобы время не терять, я еще чуть-чуть пофоткаю и подробнее расскажу, как найти дом Марко:
3 апельсина
Дом виден с пляжа, а из дома хорошо видно море (а с верхнего этажа и пляж). Хорошими ориентирами к вилле Марко служат следующие контрольные точки: Если пляж (тот, с которого виден справа Старый Град на скале) пройти/проехать по набережной (море справа, кафешки слева), затем подняться на пригорок, сделав левый поворот, правый разворот на 180° и потом еще такой же левый, проехать корпус отеля (справа), на левом повороте проехать респектабельный отель (справа), то метров через 100 (за правым поворотом) напротив ресторана-пиццерии «Bellini» (в стиле древнего Рима) будет вилла Марко. Но, даже если ничего этого не брать в расчет, а просто подняться от моря по дороге - вы не проедете плакат и стоящий рядом с домом щит «Вилла Марко». На первом этаже дома располагается магазин отделочных материалов для ремонта. Теперь точно, не заблудитесь, либо заблудитесь.
Серо-синяя - Вилла Марко
А, вот еще... Если помните Вéсну из Будвы. Она нам давала телефон своего знакомого в Улцини. Телефоном этим мы не воспользовались, но вот он: +382 69 220 240 (Raole) на Mala Plaza (этот же Малый Пляж), вероятно, это примерно в том же микрорайоне, где и мы ночевали у Марко.
Отель поблизости
Наконец-то это долбаное колесо в очередной раз имеет работоспособный вид (на сколько в этот раз его хватит?). Мы садимся на велы, едем вниз, к морю. На пляже сегодня народу немного больше. Неудивительно, ведь солнце греет достаточно ощутимо. Ну, а в воде, как обычно почти никого. Располагаемся и начинаем отдыхать! У нас с собой есть практически всё, что хочется и нужно: теплый песочек, море, очки для плавания и несколько бутылок с напитками. Вам нужно намного больше? ;) Были планы повисеть на берегу часок, но потом разморило, решили, что можем себе позволить наслаждаться солнцем и морем намного больше. Купались, загорали, созерцали. Конечно же фоткали, надеюсь, и это вам очевидно!Температура воздуха была примерно +27°С.
Море. Море здесь по-Адриатически красивое, чистое, теплое. Хоть это и в черте города, но оно у меня не вызвало никаких вопросов. Это только сейчас подумалось, что у нас (ну, в Крыму или Сочи) было бы немного по-другому… Чистый песок пляжа, урны вдоль стенки у набережной, краник с водой и душ, красивые виды по берегам. Само море во второй декаде сентября было просто прекрасным по температуре. Берег здесь очень плавно уходит и где становится достаточно глубоко - я не знаю. У буйков было метра два с половиной - три. Так что с детьми тут очень удобно отдыхать, хотя это не дает вам никакого права отвлекаться, когда они одни в море!
Вид на Старый Улцинь
СанекК долго что-то снимал, корячившись в некотором отдалении от берега. Потом как тюлень плескался в прибрежных волнах и был счастлив! Ну, а я своим Никоном с бюджетным телевиком пострелял пляжную жизнь Улциня. Через некоторое время очередная радость - пляж посетил торговец фруктами! Точнее, это был свежий инжир, грецкие орехи и еще что-то. Конечно же, я себе взял инжира! А СанекК купил грецкие орехи, только он никак не мог поначалу сообразить - как к ним подступиться. Ведь орехи были в скорлупе, а он обычно покупал их чищеными. Вот смеху-то было! Ну, посмеялся, научил, как с ними расправляться надо. Сидим, балдеем… Кстати, за эти полдня на море я успел прилично загореть!
Девушк
Еще маленько поколбасились, и время нашего пребывания на море уже стало исчисляться часами, а точнее, часом-другим. Очень сложно это осознавать, но такова жизнь. Рыдать по этому поводу мы не стали (просто поплакали))))).
До свидания, Адриатическое Море!!!
Хорошо, что у нас есть желудки, они умеют быстро переключать мысли. Теперь мы стали думать о еде. А любитель мороженого стал что-то еще и об этом самом мороженом говорить. Собрались, взяли рюкзаки и велы, выходим с пляжа на набережную и начинаем очередные рыдания - выбор кафе. Зашли в одно - мороженого нет. Ну и решили, что сядем в соседнее, ибо это вчерашняя, проверенная на себе пиццерия «Plaza». За тот же стол, на тот же стул. Хотя, и здесь мороженого не оказалось. Наверное, его только к вечеру привозят. Чай, суп, ризотто, фотосессия.
Caffe-Pizzeria "Plaza", Mala Plaza, Ulcinj, tel: +381 69 032 804
Чай. Кафе-пиццерия "Plaza".
Часа в 3 дня выехали в путь… Вот он курортный стиль жизни… Налицо! Почему только сейчас голова начинает делать выводы? Наверное, потому что тогда нечего еще было думать.
Опять через город с его заставленными правыми полосами. По знакам не получалось ориентироваться до самого выезда из Улциня. Постоянно приходилось спрашивать: «на Владимир». Потом пара-тройка развязок (здесь уже очевидные указатели были, но я ехал не первым) и мы с горем пополам выбрались на тихий асфальт и покатили по сельской местности.
Крутить здесь было очень приятно: и слева и справа от дороги дома и сады… Сады апельсинов, гранатов (которые висели взорвавшимися прямо на дереве), инжир и фейхоа. Да, полно всего росло в досягаемости взоров велосипедистов. Но скорее всего только самоуспокоение, «всё это еще незрелое», помогало держать средний темп и не тупить по обочинам в желании сорвать что-нибудь ради интереса. А интерес всё же был, ибо диковинка это, диковинка. *улыбающийся огородник*
Гранатовые сады
Через 10 километров пути, когда уже и частный сектор был позади, а дорога стала более горной и совершенно безлюдной, встретили велопару с торбами на багажниках. Вопросы «Откуда?» и «We are you from?» остались висеть в воздухе. Ну и катитесь! Всего вам хорошего! *по-доброму так*
Вообще, катаясь по Черногории на велосипеде, приятно встречать велосипедистов, велосипедные группы и просто людей, которым велотуризм довольно близок! Я не знаю, какая ситуация в других странах с велотуризмом (вряд ли хуже), но по Черногории путешественников в седле велосипеда хватает.
Через 21 км от начала сегодняшнего пути был Владимир (город у них есть такой, а вы что думали?). Только этот город, что наш большой поселок какой-нибудь. А может так оно и есть? Поселок? Дорога к нему шла по ущелью. Скорее всего, искусственному. Часто было очевидно, что здесь взрывали проходы при строительстве дороги. Ну а потом пошли тягуны… Причем тааааакие Тягуны!!! Точнее даже, один большой тягун, и шел он вплоть до границы с Албанией, как это выяснилось на своей загоревшей шкуре позже. Примерно 8-10% подъема, но хоть температура была 22-25°С и это компенсировало тяготы кручения вполне достойно.
Благо, что мы не отвыкли от такого катания, а если и отвыкли, то привыкли так же быстро и незаметно как отвыкли. Едешь себе и едешь, ничего необычного. Мы ж туристы, и изматывать себя сверх сил не-со-би-ра-ем-ся!
Ну, а раз речь зашла о туризме, то уж тогда и о красоте дорог стоит сказать. Виды вновь становились шикарно-горными. Опять дух свободы, парения и какого-то могущества царил в нашем подшлемном пространстве. Почти не отличающиеся по красоте (от ранее виденных в Черногории) панорамы предгорий. Только здесь было намного больше шпилей мечетей - минаретов. И мне это опять внушало некоторое чувство опасения. Опять ассоциативное мышление не давало свободно полетать над просторами, приходилось подсознательно озираться.
Крутим все время вверх. Встретить машину здесь - довольно большая редкость. Либо в этот угол мало кому надо, либо есть другие (нормальные?) дороги. Конечно, есть, а нам нужны ненормальные! Ибо мы… Нет, не ненормальные мы, мы просто путешественники, а не практичные местные водилы. А асфальт здесь значительно хуже, и чем ближе к пиковой точке перевала, тем он хуже.
Едем, фотографируем, фотографируемся. Рекламные щиты ресторана «Панорама» (Panorama) сменились самим рестораном. Вот и он. Вот и панорама. Здесь, действительно, очень красивый вид на огромную предгорную приморскую территорию! *оглядываясь* …и на Албанию.
Остановились сделать фото. К нам подошел парень-официант с одним единственным желанием - попрактиковать свой английский. Попрактиковал. СанекК ему в этом помог. Вобщем, потрепались, поехали дальше, а практикант только усмехнулся, когда мы сказали, что едем дальше, через перевал. По его мнению, эта дорога какбэ не для нас, не для велосипедов. Да, просто он албанец, а не велосипедист! Ну, чо еще про него сказать можно?
Дорога всё время виляет за очередной выступ скалы и всё время кажется, что именно за ним дорога делает сильно налево и это перевал. Щас! Ни на пятом, ни на десятом выступе перевала не было! Но, рано или поздно он должен был показаться, и мы его ждали, мы его приближали своим монотонным вращательным и поступательным движением вперед и вверх.
Куда-то вперед и вправо шел горный хребет с укрепленными огневыми точками и вышками связи в самом конце (которые издали больше напоминали заводские трубы). Было совершенно ясно, ибо и прибор кивал в знак согласия, что это уже Албания - страна, куда мне совершенно не хочется.
на Албанию
Разворот на 270° после 33 километров кручения (в основном в гору). Узкий проезд в скальной породе, вышки связи и прочие военные дела с вагонами-генераторами - мы в апогее. Это самая правая точка маршрута сегодняшнего дня. Мы на перевале. 474 м н.у.м. Где-то далеко сзади осталась прибрежная Черногория, Ядранско море и всё, что связано с развитием путешествия. Впереди распростерлось предзакатное Скадарское озеро, а мы начинаем нисхождение и возвращение…
Скадарское озеро. Skadarsko jezero. Национальный парк Скадарское озеро. 8 км к северу от Петроваца, 14 км к югу от Подгорицы. Официальный
сайт парка. Территория вокруг Скадарского озера провозглашена Национальным парком. Это самое крупное озеро на Балканах. Большая его часть, 222 км2, принадлежит Черногории, а остальная часть - Албании. Длина озера - 43 км, а максимальная ширина - 14 км, средняя глубина - 7 м. В озере водится около 40 видов рыб, на его берегах обитает 270 видов птиц, в том числе далматинские пеликаны и черные ибисы. Это единственное место в Европе, где еще можно встретить Розовых Пеликанов. Из крупных рек в озеро впадают Морача и Черноевича, а вытекает только Бояна. На озере широко распространены рыбалка и катание на лодках. Прогулка на лодках по самым живописным местам озера сделает эту экскурсию незабываемой. А блюда национальный кухни из рыбы из Скадарского озера станут достойной наградой за проделанный путь.
По страницам интернета и путеводителя "Вокруг света. Черногория."
Скадарское озеро
Стоим, смотрим, фотографируем. Здесь же остановились немцы на вполне внедорожном бусе МБ. «Гутен таг!», и улыбка в ответ. Приоделись. Если бы не этот правильный поступок, всё равно бы пришлось останавливаться и срочно одеваться - лететь вниз с перевала в часы заката - это почти геройство. Чувствуется, что к вечеру холодает.
Летим вниз по серпантину. Пустынно. Солнце, в очередной раз, без всяких предупреждений и согласований с нами, уходит спать за горами. Только вот нам «не спится». А жаль! Когда становится еще прохладнее, останавливаемся в одном из попавшихся на пути поселочке, заваливаем в местный рестик с велами на второй этаж и в пустом зале пьем чай со своими шоколадками. Выходим на улицу, тупим у велов, мимо, приветствуя нашу велодвойку, пролетает четверка туристических мотоциклов. Приветственный взмах в ответ.
Restoran Teuta. Здесь мы пили чай, и встретили обогнавших мотоциклистов. Здесь нужно было и собе искать!
Уже сумерки… (блин, почему нам всё ехалось и ехалось? Должен же здравый смысл остановить уже здесь катание…). Несемся все ниже и ниже с гор. Где-то справа периодически мелькает Скадарское озеро. Большое, красивое, грандиозное и грациозное. Здесь всё пропитано спокойствием и свободой. Проезжаем какой-то почти «сказочный угол»: у дороги, тут и там, растут просто огромные дубы. Остановиться бы, побродить среди них… Но скорость спуска, надвигающаяся темнота и желание достичь какого-то промежуточного пункта назначения гонит нас всё дальше. Вперед.
Задумались. Да, поздно. Поселки в очередной раз как бы вымерли на ночь. Там, где встречались люди, не было возможности, все кивали на Вирпазар (Virpazar). Эти места, скорее всего в принципе не знают, что такое собе в том понимании, в котором оно нужно было нам. Там, где можно было остановиться в палатке, не было никакого желания это делать. Т.е. абсолютно никакого. В одном из поселков мелькнула надежда, что сможем застопиться. Не получилось. Добродушный местный житель, узнав, что мы русские, с интересом разговорился с нами. Что-то плел про президента или премьера. Не помню. Я не люблю политику, поэтому даже и не стану вспоминать. Но, еще он сказал, что до Вирпазара здесь осталось не так уж и много! Это обрадовало. По его словам нужно было немного сделать подьем, ну а там спуск, спуск, спуск…
Радостные, что того гляди будем дома, сели, поехали. Лупим в торчок, а он на поверку оказывается нехилым тягуном, очень нехилым. Теперь уже никаких селений, никаких ровных мест под палатку, сплошные каменные разбросанности вдоль настоящей горной дороги к перевалу. Навстречу попадается всё та же моточетверка. О-о… Они уже там побывали? Они никуда не доехали? Отвечать на эти вопросы некому. Едем дальше. Давным-давно включены фары и задние маячки. Без них - как в абсолютной темноте. Нацепил налобник, влупил самый мощный режим. Впечатление потрясающее! Ощущение уверенности возрастает на порядок.
Мы умудряемся переломить своим монотонным кручением профиль дороги и она нехотя поддается: теперь тягун сменился просто рельефной дорогой. Мы катим по типично-горному участку то карабкаясь, то слетая вниз. На дороге, как самые лучшие бриллианты, мерцают и переливаются какие-то непонятности. Останавливаюсь перед очередным «драгоценным камнем» - это паучок. Его восемь глаз создают непередаваемое словами, фотографиями и, скорее всего, даже видео, мерцание. Аналогия с бриллиантом прямая, никакой надуманности или «с натяжкой».
Вот так и ехали теперь, как по следам древнего восточного каравана, с дыркой в мешке поклажи одного из верблюдов. Караван идет, верблюд медленно переступает с ноги на ногу, а бриллианты, камешек за камешком, падают на дорогу… Сколько они рассыпали драгоценных камней, один Бог знает. Но мне это украшение предскадарского серпантина очень запомнилось!
СанекК ехал сзади, причем намного медленнее, чем это мог делать я. Мне всё время приходилось душить тормоза или, чуть оторвавшись, почти останавливаться. Да и бриллианты он вряд ли мог видеть так, как видел их я. Очень жаль.
Темень непроглядная. Где-то далеко внизу на берегах озера горят редкие огоньки. Это или одиночные домики или лодки рыбаков. Пару раз виднелись монастыри. Но только сейчас, перечитав путеводитель и посмотрев карту, понимаю, что эти монастыри находились на озерных островах.
Ночь. Где-то за Скадаром горят огни большого города. Это Подгорица. Ехать уже давно надоело, но вся внутренность готова крутить до него, как мотылек на свет. Что такое Вирпазар мне малоизвестно, и как нас встретит ночной город - тоже неизвестно, поэтому я сразу высказал предположение либо поймать (если такое вообще возможно) попутный местный бусик и доехать до Подгорицы, либо самим туда крутить, ибо это единственное, что еще можно было придумать приключенческого. Только лиса, чьи-то светящиеся в темноте глаза, да пара встречных машин попались нам…
Мы всё едем и ждем обещанного Вирпазара. Бесконечный тридцатник километров (при температуре +14°С) по ощущениям обернулся в НПВД в полярную ночь. Еще пара попыток узнать про ночевку в придорожных поселках, но, не судьба. Зато в этом пьяном углу, судя по вывескам и табличкам на заборах и самодельных прилавках, вас готовы вусмерть напоить каким угодно местным бухлом. Это примерно на отрезке Ðuravci - Seoca. Здесь даже есть какая-то достопримечательность типа старого винного завода. Но, ночью мне это было малоинтересно по всем параметрам.
На очередной остановке надел на себя почти всё что можно: футболку, веломайку и сверху веломайку мтб с длинным рукавом. Поверх всего этого велодождевик. Как говорит мой дядя: «ошпаренных меньше чем обмороженных». И я с ним полностью согласен! Вирпазар, как несбыточное желание, засветился дорожными указателями! Со второго раза нашли вполне уютное и удобное собе по 10€.
Чай… Беседы с постояльцем - поддатым черногорцем-новосибирцем (работал он там) и одесситкой-еврейкой (чисто внешне) - хозяйкой собе. Горячий душ, стирка, отчет. Чувствую, что сильно устал, это, скорее всего от холода такое состояние. Как бы на этот раз не заболеть (уже с улыбкой вспоминая погодный расколбас в Карелии в день отъезда). Хорошо…
ЗЫ самому странно видеть полповестовования без фотографий, но снимать в темноте, голоде и холоде почему-то не особенно хотелось... Не знаете, почему? ;)
Традиционное "сухенькое" по дню 18.09.08. и расшифровка сокращений велокомпьютера VDO MC 1.0
Dist 73.14 km (дневной пробег)
Ride time 4:50:45 h (чистое время в пути)
Avg speed 15.0 km/h (средняя скорость)
Max speed 53.5 km/h (максимально достигнутая скорость)
Odo1 3204 km (он считает мой пробег за сезон 2008)
Navi 719.53 km (он считает мой пробег по Черногории)
Барометрический высотомер и всё что с ним связано:
Trip alti 1373 m (набор высоты за день) - уж не рекорд ли велопутешествия это?
Max alti 474 m (достигнутая максимально высокая точка над у.м.)
Avg climb 4% (средний уклон дневного пути )
Max climb 12% (максимальный уклон, встречавшийся в пути дня)
Фотографии дня в альбоме на ФотоФайле: начиная с
этой, и заканчивая
этой.
Продолжение "Черногория. Часть 21. Вирпазар (Virpazar) - поезд - аэродром - Подгорица (Podgorica). 19.09.08." будет
здесь Велопутешествие по Черногории, Черногория, велосипед, велопоход, по Черногории на велосипедах, велотуризм в Черногории, Черногорские веломаршруты, велоэкскурсии в Черногории, Монтенегро, в Черногорию с велосипедом, велосипедисты в Черногории, покататься по Черногории, где кататься на велосипеде в Черногории, вел, велик, велики, на веле по Черногории, velobikers.