Черногория. Часть 4. Утро в Колашине (Kolašin) - Мойковац (Mojkovac). 08.09.08.

Sep 27, 2008 19:47


Утро 8 сентября. Каким оно было, я уж и не вспомню, но записано у меня в путевых заметках, что "встали в 09:00". Еще я точно помню, что сделал зарядку - помахал руками (не со зла и не по лицу), поотжимался, а потом взял фотоаппарат и сделал пару пристрелочных кадров из окна. А видны там были дорога, предгорья Мойковаца и даже горнолыжные подЪёмники.
Вот такие дела...



Продолжение.
Начало "Черногория. Часть 1. Вместо пролога. Москва - Черногория. 05.-06.09.08." здесь.
Продолжение "Черногория. Часть 2. Аэропорт Голубовичи - г. Подгорица - первые горы. 06.09.08." здесь.
Продолжение "Черногория. Часть 3. Первая ночевка в Черногории - горы - горы - горы - Колашин (Kolašin). 07.09.08." здесь

Либо фильтрацией по любому более менее подходящему тегу, например "Черногория" здесь, или Монтенегро здесь



Собрались, проверили замечательно переночевавшие в надежном месте велосипеды, поднялись на дорогу и опять поехали туда, где движуха - к центру. Ведь нам надо как минимум позавтракать, и еще мы хотели посмотреть город днем. Так и сделали.

Промежуточной целью утра была почта. Нет, мы не сподобились как когда-то давно в пионерских лагерях написать письма родителям и не получить "посылку для вашего мальчика". На почте (здесь по всей стране они поголовно с желтыми табличками, где черным цветом написано Pošta Crne Gore, так что увидите раз, больше не будет проблем с их поиском) выгоднее всего(?) было купить сим-карты местного сотового оператора да и карты Черногории уже хотелось порассматривать как заправским Паганелям. (Может вы помните Жюль Верн. "Дети капитана Гранта"?) Купили за 5€ Tourist pack от оператора promonte (GSM 900/1800 и EDGE практически по всей стране, на счету эти самые 5€ уже лежат, сайт), купили (кто хотел) карты Черногории (я себе взял формата А1 двухкилометровку, который складывается вполне компактно, за 6€). Либо то же самое рекомендуется делать в киосках "Штампа" (Stampa), типа нашей "Союзпечати" или как она там сейчас называется?.



Здесь же сделали первые шедевры дня, благо, что три фотоаппарата в группе, а еще и телефоны, которые тоже умеют снимать *ну, вы меня понимаете, как художники* Поехали немного покрутиться между двух этих площадей, расстояние которых друг от друга не больше ста метров. Местные полицейские (а может и не полицейские в этот раз) показали, где хорошо и недорого кормят.
Это был ресторан Planinar на плешке центральной площади. Вот уж не подумал бы, что он недорогой, ведь по всем признакам ему полагается быть респектабельно-недосягаемым по месторасположению. Всё оказалось намного приятнее и душевнее. Мы уселись на углу улиц под навесом заведения, бегло ознакомились меню, и стали активировать свои новые телефонные промонтишные номера припивая чай и тратя первые телефонные "Евры" на разговоры с Россией. Попытка дождаться настроек по смс не увенчалась успехом. Кстати, сопроводительная бумажка, инструкция, мануал имеет русский раздел, где вполне доходчиво написано куда и что. СанекК на чистом английском (с королёвским произношением) попросил прислать на наши номера настройки. Незамедлительно свалившись и вжившись в мозги СонЕриков они выпустили нас в мир интернета, который в дальнейшем сопровождал четверых путешественников всю дорогу (иногда, когда тягуны были более чем нудные, я вполне комфортно общался в аське, придерживая руль одной рукой) (трюк выполнен опытными каскадерами, не пытайтесь... бла-бла-бла...)



Окна ресторана Planinar



Еще это месторасположение нашего передвижного лагеря было интересно с фотографической точки зрения. Во-первых, прямо напротив ресторана вдоль улицы стояли местные колашинские таксомоторы, во вторых здесь гуляли и просто проходили мимо люди. Некоторые из них были достаточно колоритными (по моему личному мнению) черногорцами, которых я и пощелкал, совмещая завтрак, аську и общение с попутчиками (видите, какой я шустрый) *поржал тихонько над собой, продлил жизнь* Кстати, именно здесь мы попробовали "Мешане месо" - это тарелка с различными мясными штуками: здесь и обжаренные колбаски и ветчина и легкое и отбивная и еще что-то, вобщем примерно 6-7 разных его видов. Завтрак выдался прекрасным по всем фронтам! Нагруженные едой рюкзаками мы выдвинулись еще немного покрутить педали а так не хотелось

Немного повоевав с глобальным позиционированием и определив таки направление движения покатились под горочку по симпатичной колашинской улочке. Домики, садики, цветочки, люди - всё это так благотворно действовало на пищеварение велопутешественников, что крутить было опять одно удовольствие! Проезжаем мимо "Ski centar Kolašin 1450"... Потом что-то наверное еще интересное или красивое было по дороге, а может быть и не было, потому что вплоть до национального парка "Биоградская гора" (Nacionalni Park Biogradska Gora) у меня нет ни одной фотографии, а вот о парке стОит рассказать опять же чуть подробнее и фотографировал я там достаточно много.











Итак... Парк!



У Биоградско озера

Nacionalni Park Biogradska Gora. Площадь 5400 га. 5 км от Мойковаца, 15 км от Колашина. Официальный сайт на английском. Объявлен нац. парком в 1952 году. Парк расположен на с.-в. Черногории, в центре горного массива Бьелашица, между реками Тара и Лим. В составе его 5 озёр, самое большое и живописное - Биоградско (1094 м н.у.м.). Средняя глубина 4.5 м, длина 1100 м, ширина 200 м.
Около 80% территории покрыто лесами. На территории парка 220 видов растений и 86 видов деревьев, нокоторым из них более 500 лет. В лесах водятся медведи, волки, лисы и около 150 видов птиц.






Подъехали к шлагбауму и будке охранника, заплатили по 2€ с человека, получили большие красивые билеты и были отправлены "туда". А до этой "туды" всего навсего 3 км. Правда на эти 3 км нужно сделать 200 м набора высоты, вот и считайте! Т.е. это постоянный 7%-ный подъем, если не понятно *теперь можно и поулыбаться*, а тогда улыбаться надо было себя заставлять, чтобы ехать... Дорога асфальтовая, ровная по фактуре и кривая по направлению - постоянный набор высоты не может не сказаться на рисунке трассы. Огроменные деревья с раскидистыми кронами более чем бережно относились к нашим велотелам - ехали в их тени и любовались красотами. С одной стороны от дороги видны только "ступни" этих огромных ног деревьев-великанов, с другой - тоже деревья, но поскольку там нечто похожее на очень отвесную гору, то всё чаще смотришь на эти самые деревья свысока, на их макушки. Именно здесь почему-то вспомнился нелегко давшийся подъем на Ай-Петри в Крыму в прошлом, 2007, году. Как хорошо, что на этот раз мы не новички! Калачи хоть и не сильно тёртые, но к таким выкрутасам готовы. У нас с СанькКом достаточно соков в алюбаночках и всякие прочие гуарановые напитки и просто вода, а еще всегда можно сказать самому себе и напарнику: "наверное можно вот на том повороте постоять в тенечке 3 мин, ок?" И получить такое же одобрительное "ок". Именно здесь, поднимаясь к озеру, мы видели живую змейку (Коля заботливо её посторожил, и мы успели сфоткать эту, похожую на медный блестящий прут, полуметровую красавицу).



Деревянный щит-указатель дружелюбно сообщил нам, что уже 1094 метра н.у.м. и буквально в 30 метрах оно - Биоградско озеро!
Наконец-то вскарабкались! А здесь и правда тихо и красиво! Переведя дыхание (то ли от перенесенного физического напряжения в пути то ли от увиденной молчаливой красоты) мы решили уехать подальше от "входа", а для этого обогнули озеро по часовой стрелке вдоль берега.
Трек, скажу я вам, очень интересный. Его общая протяженность около 5 км, весь он достаточно техничен, каменист местами и корней там тоже встречается, вобщем, шикарно!
Находим удобный подход к воде, располагаем лагерь, греем воду для чая, разведываем всё в радиусе 20-50 м и лезем купаться!



К осени озеро заметно мельчает, впрочем, ничего удивительного, ведь здесь достаточно жарко, а осадков выпадает не много. Только благодаря зимним снегам, сходящим по весне бурными потоками все водоемы вдоволь напиваются и наполняются под завязку.
Чтобы вдоволь искупаться и постираться нам воды хватило (и даже другим осталось довольно много). Перемежая окунание с питьем красного чая и шоколадками, рассматривая местную красоту, периодически фотографируя, мы провели много времени на этом острове отчуждения от и так сказочной нереальности...
За то время, что трое прохлаждались, Коля навернул вокруг озера кружок и навернулся по-пути разок, что не помешало ему говорить только положительное о сингл-треке Биоградского озера. Здесь же нас посетила пожилая немецкая(?) пара, поинтересовалась "как водичка?", и ушла. Потом они всё же вернулись и купались поблизости.

Молодцы, европейцы! В достаточных количествах они посещают эту неразвращенную туристическими толпами страну. Здесь хоть и любят туристов (особенно русских!), но не сильно прогибают свой уклад жизни под туристские прихоти (хотя, сам не знаю, что сказал). Вобщем, если приедете, то не сильно осложните их жизнь, главное ведите себя не как фараоны, и сорить не надо, ибо здесь отдыхают во-первых сами черногорцы - это их страна!



Цвет озера, как и всей местной воды был достаточно яркий, иссиня-бирюзовый, немного меднокупоросовый. Рыбьей мелочи вдоль берега полно. А сами берега плотно усажены вековыми деревьями, наверное это бук. По лесу я не бродил, а по таким дорожкам вокруг озера конечно же приятно не только на веле прохватить, что мы и делали до привала и после, но и просто прогуляться часик, как это делали взрослые европейцы, кто парами, а кто и группками...

Здесь хорошо, но дальше точно будет еще лучше, и нам просто нужно ехать. Собираемся, отчаливаем, едем у Коли сдулось колесо... Я затупляю на дорожке, поставив велосипед к деревьям, и пристреливаю позицию, чтобы потом можно было снять байкеров в движении. Освещенность, благодаря плотным кронам деревьев довольно низкая, хотя сами декорации очень красивы и гармонично подходят под велотему: пробивающееся сквозь деревья блюдце озера, красивые толстые ровные стволы иностранных деревьев, грунтовая тропинка замешанная на корнях и камнях... Колесо починено, велосипедисты пролетают мимо, не особо любя и жалуя нашего брата-фотографа. Ну, что ж, это их право, это их дело, это они будут отсутствовать на фото и иметь только в памяти треки, трейлы, и прочие ттт. Поскольку попадаются всё новые и новые интересные места (то большая коряга на выслохшем берегу, то просто высохший берег и далеко ушедшая вода, то огромные красивые грибы на стволе дерева) я начинаю отставать от группы, но в данной ситуации это не критично - экскурсионный "черногорский" темп задает само Озеро. И задает его не только мне, но и Коле, Ане, Саше. Они вряд ли сильно далеко вперед улетели. В любом случае, встретимся на выезде от озера. Останавливаемся, чтобы сделать группенфото у указателя. В качестве штатива поработали 2 велосипеда. А дальше нас ждет тот самый сброс высоты, который мы так тщательно вышлифовывали какие-то два часа назад. Коля уходит вперед, я цепляюсь на вполне комфортном расстоянии за ним, Саша, Аня... Лететь вниз по серпантину, каждый из поворотов которого практически закрытый - радость великая! Удобно то, что я ориентируюсь по Колиному положению на трассе, и предугадываю отсутствие встречной машины. Удается раскочегариться почти под полтиник (хотя, по длинному прямому уклону эта скорость никогда не вызовет столько эмоций), ветерок охлаждает, но адреналин греет. Вытормаживаюсь на довольно критичных 180°-ных разворотах, вновь лечу и вот он въездной шлагбаум. Собираемся все вместе, говорим "До свидания" уже сменившейся теперь женщине-охраннику, и увозим с собой впечатления об этом замечательном парке с собой.








Вот сижу пишу эти строки, заглянул в Юрин отчет, в то место, где он говорит об озере и Колашине и есть фотографии. Улыбчиво получается: сразу определяешь в каком это месте снято, но довольно сильны отличия: природа весной полусонная, еще немного унылые цвета, но реки и озеро полны красивой водой, в городе тоже голые деревья, за то хорошо прорисованы ничем не загороженные дома и прочие городские постройки. В любом случае, я бы предпочел поехать путешествовать по Черногории на велосипедах ближе к осени, чем весной!






Скоро опять вечер, скоро опять "хочется кушать", скоро опять "где заночуем?". Насколько позволяет темп группы, наше внутреннее состояние и вес груза, едем в сторону Мойковаца. Мы вновь на дороге, вновь Тара несет свои остатки вод куда-то по пути вместе с нами, вновь большой мост, и горы, горы, горы... Вот и большая равнинная территория, дома - это видны окраины Мойковаца, хотя, от одних окраин до других столько, что здесь всё - центр, никаких пригородов! Фотографируем на въезде футуристическое здание Hotel Palas, за ним обновленную красную церковь, подъезжаем к автостанции и затупляем на вот такую тему: судя по треку, Гозин ресторан мы проехали, но никаких ресторанов мы еще не проезжали. Вот на самой автостанции есть рест и еще чуть дальше какой-то щит-указатель. Стушевались...

Мойковац (Mojkovac). 5.5 тыс. чел. Официальный сайт города. Город расположен в с.-в. части Черногории на правом берегу реки Тара, у подножия гор Биелашица и Синьяевина. Есть ж/д и автостанция.



Постояли и решили искать любой подходящий нам общепит. Заруливаем вглубь города, благо, что это каких-то 100 метров, мельком разведываем местные кафешки, которые опять же в основном не кормят, а поят, получаем инфу, что поесть можно в Отеле Дулович (Hotel Dulovič), никак не можем понять, куда мы зашли, ведь на фасаде совсем другая надпись, и только мягкие сиденья плетеных кресел запалились своими желтыми вышивками - мы в Дуловиче! Велы к заборчику, рассаживаемся под обливной грушей, ждем меню. Дальше был театр одного актера...
К нам подошел примерно 45-летний официант, явно в приподнятом чем-то настроении, по-нашему говоря "навеселе". Уже и не помню, хотели ли мы что-то конкретное поесть, но этот горец так ненавязчиво навязывал нам "Караджорджива!", и говорил, что это "Зе бест фо Ю!" и "фо Ю тоже!", что мы без боя согласились. Этой самой Караджордживой (Karađorđeva Šnicla) по 5.5€ оказалась "котлета по-Киевски" с картофелем фри, как её назвала Аня. Но ведь, от этого велосипедистам еда не стала менее интересна, и я всегда помнил, что "лучшая приправа к блюду - это голод". Мы не голодали, если честно, но проголодаться всегда успевали вовремя, и поесть потом тоже успевали хорошо, хотя, может иногда и с какими-то традиционными накладками, которые случаются по определенным гастрономическим обстоятельствам. Вобщем, это поздний обед нам доставил массу удовольствия, и скорее даже именно благодаря общений с колоритным мойковатичем. Правда, потом, вероятно подустав, он забыл пару раз про чай и палачинки. *ой, улыбаюсь, как начинаю его вспоминать* Поел я тогда на 6.10€ (ну, записно в дневнике, что ж поделаешь?).



Karađorđeva Šnicla








Выезжали из города уже в сумерках. Дальше было не менее интересно, хоть и без "Караджорджива!". Быстренько под горочку долетели до развилки и урулили в сторону следующего глобального пункта - Жабляка (Žabljak). Здесь дорога идет по придорожным поселочкам и нас некоторое время сопровождала группа мелких велосипедистов лет 10-12. Кто-то из них был настолько лаконичен, что желая узнать откуда мы, спрашивал у Ани примерно так: "From?!" Этот "фром" мы потом всю дорогу вспоминали/использовали к месту и не к месту, и даже намного чаще не к месту, но смеяться получалось всегда (так что всегда к месту!).
Отъехали от перекрестка километров 5-7, решили, что сильно пора сворачивать с дороги и приваливаться на ночную стоянку. Не долго думая, пересекли в перпендикулярном от дороги направлении чье-то поле по краю и за рощей-лесом начали разбивать лагерь. Палатки, горелки, стемнело...
Захотелось еще еды, и мы с Колей решили (по почти кромешной уже темноте) вернуться обратно на дорогу до ближайшего магазинчика/палатки и закупиться "к чаю". Сказано - сделано. Оставили СанькКа с Аней следить за кухней и жильем, а сами на велосипедах почесали за провиантом. Со второго раза нашли контейнер-палатку (типа таких, какие были у нас в начале 90-х), в которой есть абсолютно всё: начиная от зубочисток, хлеба, шоколадок и прочего печения, фруктами, мясом, стиральными порошками и даже балонами для газгорелок. Понабрали по две сумки еды, едем потихоньку обратно. Встретившие нас обозники начали на перебой рассказывать страшилки, что по кустам в лесу кто-то конкретно шарахается! Пытались туда светить, разговаривать, зажигали по-новой мультитопливную горелку (только закоптили её напрочь, мягко говоря), то этот кто-то, который сидит в пруду не реагировал. Еще немного все вместе побоявшись и наслушавшись этих передвижений по дебрям, мы решили, что нафиг не нужны нам эти приключения поели накупленного, попили чаю и вернулись ближе к жилью, на поле, встали под деревом. Больше в ту ночь (да и во все остальные) нас никто не напрягал ни звуком. Тишина. На часах 22:30, на термометре 26°С, полнейшая темень. Ночь. Сон.

Традиционное "сухенькое" по дню и расшифровка сокращений велокомпьютера VDO MC 1.0
Dist 45.28km (дневной пробег)
Ride time 2:44:25 h (чистое время в пути)
Avg speed 16.5 km/h (средняя скорость)
Max speed 48.5 km/h (максимально достигнутая скорость)
Odo1 2624 km (он считает мой пробег за сезон 2008)
Navi 139.64 km (он считает мой пробег по Черногории)
Барометрический высотомер и всё что с ним связано:
Trip alti 438 m (набор высоты за день)
Max alti 1093 m (достигнутая максимально высокая точка над у.м.)
Avg climb 4% (средний уклон дневного пути )
Max climb 21% - бред или где-то тащил вручную (максимальный уклон, встречавшийся в пути дня)

Фотографии дня в альбоме на ФотоФайле: начиная с этой, и заканчивая этой.

Читать продолжение "Черногория. Часть 5. От Мойковаца - фееричные виды Тары - монастырь - ночь на перевале. 09.09.08." здесь

Велопутешествие по Черногории, Колашин, Мойковац, Черногория, велосипед, велопоход, по Черногории на велосипедах, велотуризм в Черногории, Черногорские веломаршруты, велоэкскурсии в Черногории, Монтенегро, в Черногорию с велосипедом, велосипедисты в Черногории, покататься по Черногории, где кататься на велосипеде в Черногории, вел, велик, велики, на веле по Черногории, velobikers.

осень, crna gora, вело, фото, Черногория, снаряжение, Монтенегро, montenegro, lytdybr

Previous post Next post
Up