Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10
Вернемся к легенде о том, что Падший Ангел был музыкантом. Он посеял на земле гордыню и отдал ресурсы музыки "одаренным". Так язык Бога стал недоступен большинству из нас.
Я начала писать об этом в посте
"Мистика нот: Дьявол в деталях" За первые 15 лет своей жизни мне удалось побывать среди самых отстающих детей - и внезапно взлететь на музыкальный Олимп, став "гордостью и надеждой" школы, которая топтала и калечила меня первые 5 лет, а потом подобострастно превозносила остальные годы. И в первом, и во втором случае совершенно незаслуженно!
Что было дальше? Дальше я, будучи сверх одаренной, попала в место для избранных. Попала легко. В тот год в музыкальном училище набирали себе курс две русские, коих в Житомирском училище было немного.
Первым экзаменом на теоретическое отделение был музыкальный диктант. Я до сих пор помню эту мелодию. Я записала ее за три проигрывания и дальше мне было делать абсолютно нечего. Я решила записать диктант на учебнике теории Вахромеева, чтобы запомнить и перепроверить после экзамена.
Наталья Ростиславна подошла, ухмыльнулась, стерла мои ноты резиокой и дружелюбно прошептала: "запоминайте! записывать нельзя". Я запомнила. И помню по сей день. В своей Академии я сделаю этот диктант выпускным для первых семи лет обучения.
Потом я познакомилась со вторым педагогом: Ларисой Ивановной Карамышевой. Эти две чудесные женщины перевернули всю мою жизнь, став проводниками в уникальный мир, о котором я даже не смела мечтать.
Все началось с того, что после зимних каникул мои педагогини вернулись из Москвы, где у них проходил курс повышения квалификации. Они были очень воодушевлены. Их разрывало от впечатлений! Там, в Москве, они познакомились с выдающимся педагогом - Владимиром Кирюшиным.
О нем рассказывали чудеса! Дескать, брал Кирюшин любого "гудошника" - ребенка без слуха и голоса - и за несколько часов превращал его в "слухача". У него - волшебника - дети начинали писать диктанты, петь с листа чуть ли не с пеленок и слышать нотозвуки так, словно они - гении.
Помимо рассказов педагоги привезли пленки, которые купили у Кирюшина. Это были фотокопии рукописей его будущего сборника упражнений по сольфеджио. Они, признаться, не знали, что с этими пленками делать и великодушно предложили нашей группе взять эти пленки, если кто хочет.
Фото тех лет
Я с замиранием сердца оглядела своих сокурсников. Очень боялась, что все кинутся на эти пленки. Но никто не проявил никакого интереса! В первый раз мои чувства смешались. В этом абсолютном холоде к чему-то чудесному, гениальному, тому, что может помочь твоим будущим ученикам и тебе лично, я почувствовала ... дыхание Люцифера. Трудно объяснить это. Нет слов выразить.
Рядом с тобой твои сокурсники. Они же - будущие педагоги?! И им абсолютно все-равно, как они будут учить своих учеников. Но тогда зачем мы здесь? В чем наше предназначение?
Я взяла эти пленки. Мне стоило неимоверных усилий найти, где их распечатать и наклеить на твердые картонные листы.
Начинался 1977 год.
Когда я наконец села и стала изучать рукописи Кирюшина, я поняла, что получила очень важный ключ к разгадке тайны человеческого музыкального развития. То, как был выстроен этот материал, как он был органиован и составлен, не оставляло ни малейшего сомнения: передо мною записки гения.
Именно благодаря Владимиру Кирюшину и ознакомлению с его упражнениями для сольфеджио мне удалось избежать множества ошибок в развитии моей школы. Это стало важнейшим толчком всего моего педагогического развития.
Эта книга никогда не была опубликована. Говорят, Кирюшина посадили и публикация была отменена.
Прошло много лет.
В начале 2000-х годов, с появлением Интернета, я пыталась его найти. Но мы разминулись на несколько месяцев. Кирюшин погиб. Мне удалось найти несколько его статей. В этих статьях он писал, что его системе чего-то не хватает, чего-то связанного с компьютерами. Что он стоит на пороге чего-то очень важного, что пока ему не дается...
Мне так хотелось закричать ему в пустоту: я нашла это! Как жаль, как жаль, что мы разминулись. Сердце колотилось от отчаяния и от обиды.
Спасибо этому великому человеку за его труд. Огромная благодарность моим педагогиням, что дали мне эти пленки. Они изменили всю мою жизнь. Я понимала теперь достаточно четко: навыки. Вот - самое важное, что может помочь раскрыть у любого человека музыкальные способности.
Не говорильня. Не понимание умом где, что и как. Только навыки! Когда музыкальный звук становится частью твоего сознания на уровне рефлексов. Именно это - основа методики Кирюшина. Именно это не являлось основой методик, которым нас пытались учить в училище и консерватории.
Потрясающе! Для иллюстрации к этому посту искала фото Кирюшина и набрела на статью о нем с его интервью:
Как в борьбе за генофонд русского народа погиб Кирюшин В.В., автор уникальной методики воспитания личности ребёнка С того памятного 1977 у меня словно с ним какая-то астральная связь. Мы шли в одном направлении. Значительно позже я узнала и про его сказки, и про ассоциативный ряд. Но у меня уже сложились свои сказки, которые в чем-то пересекаются с его... И сейчас он как будто всегда рядом присутствует со мной, направляет мои мысли.
Мне надо пройти чуть дальше, продолжить его путь. Это было счастье - понять так рано, что мне важно в этой жизни и какова моя миссия.
Продолжение следует