Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 В США с музыкальной грамотностью ничуть не лучше, чем в странах бывшего СНГ.
Системный подход Русской Школы, трехступенчатое образование в России, "поддержка штанов" ДМШ и ДШИ государственным бюджетом создали каркас для обучения. Но этот каркас мертв для большинства людей, которые проходят обучение вхолостую. Государство тратит миллиарды на обучение, чтобы только самые способные чему-то смогли научиться.
В США нет и каркаса. Образование бессистемно и на хозрасчете. Только самые способные чему-то смогли научиться.
Как говорится: те же яйца, только в профиль.
Существуют некоторые "грязные секреты" ремесла во всех системах мира под девизом: не мытьем, так катанием.
1. Натаскивание - бесконечный показ "как надо" с рук в классе, с ором в уши ученика музыкальных фраз голосом
и
2. Эксплуатация мышечной памяти - запоминание последовательности пальцев в пьесе высоко именуемое аппликатурой.
Русская Школа просто за счет государства (а точнее денег народа) дает больше человеко-часов и имеет более широкий охват учащихся "на халяву" или на бюджете. Самое важное: бюджет позволяет учить в музыкальных школах чтению и пению с листа. Впрочем, бюджет-то позволяет, но методы нет.
Громадным преимуществом Русской Школы также является использование слогов сольфеджио До Ре Ми и т д, а не букв C D E (а попробуйте-ка, пропойте что-нибудь этими буквачками!)
Однако, повторяю, и в том и в другом случае результат один: успешно продвигаются одаренные с рождения люди. Остальные остаются с носом, в Америке ли, в странах СНГ ли.
Основной признак тому: ноты в "резервациях": они для "посвященных".
Будучи в США однажды после тяжелого рабочего дня я в задумчивости перевернула ноты ключами вверх и вдруг увидела, что линейки - это клавиши, а клавиши - это линейки. Более того, я четко и ясно увидела, что эти 10 линеек представляют собой четкую симметричную систему координат, в которой ДО первой октавы является точкой отсчета.
Этого я ни разу не видела ни в одном учебнике школы, училища или консерватории. Этого я не видела и тут, на Западе ни в одном подходе. Почему? Вопрос повис в воздухе! Ну я понимаю: скрывать надо что-то военное, критическое. Но почему простой, очевидный факт, что Басовый ключ всего лишь зеркальное отражение Скрипичного тщательно скрыт от всех?
Простой поворот нотного листа все ставил на место: ты видишь ноту и сразу же можешь извлечь ее звук.
Получается, что главное не кружки нот, а линейки. Они являются зрительным ориентиром в соединении знака и звука.
А в это время все школы мира начинают с зубрежки 2 и 3 черных клавиш, которые, собственно не приводят людей к чтению нот, но напротив все запутывают. Конструкция линеек поднимает понимание музыкального текста на вибрационном уровне, но мир предпочитает ползти по клавишам и кружкам и не обращает на эту чудесную конструкцию никакого внимания!
Так зародилась гиротеза, что перевернутый ключами вверх нотный стан более эффективен в обучении. А - "Арбуз" работает? Значит и линейка соединяющая знак и звук тоже будет работать. Но любая гипотеза нуждается в подтверждении. Мне предстояло много работы, хотя я была убеждена: это - единственно правильный путь.
Продолжение следует