Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10
Город Припять (Чернобыль) до аварии. У памятника Прометею возле кинотеатра. Для сравнения картинка из компьютерной игры после.
Из великого множества моих сокурсников, включая Ларису, педагогами стали единицы. Для меня это всегда было очевидно. Вспоминаю консерваторскую сокурсницу, которая радостно поведала мне, что они с научным руководителем решили написать дипломную о форме композиций композитора авангардиста.
"Ты представляешь? Мы одно название придумывали несколько месяцев!" - тараторила она.
"Ну и что за название?"
"Сейчас... Семантика конструкций... Семантика плагальных конструкций... Боюсь, что мне понадобится еще пару месяцев, чтобы запомнить название!" - смеялась Наташа.
Ну и работает теперь на телевидении, забыв о своей дипломной как о страшном сне. А может, напротив, во время очередного светского раута, говорит новым знакомым: "Окончила консерваторию. Написала дипломную работу "О семантике плагальных и автентических конструкций эмансипационно-футурического периода написания атональных семиблоков композитора-авангардиста Тпрутпрункевича". Представляю, какой эффект это производит на окружающих! Бомба!
Поразительно, но и в музыкальной школе, и в училище, и в консерватории я не могла обнаружить, нащупать даже, и следа ответственности перед людьми за свое счастливое музыкальное детство образование. Народ, преподающий и обучающийся в них, наглухо лишен понимания: за чей счет этот банкет. Бюджет, за счет которого мы все получали знания, воспринимается как абстрактный и безразмерный сундук с зарплатами и премиями. За счет этого сундука можно продолжать изучать с лупой какой-нибудь форшлаг или гармоническую кляксу, писать просторные дипломные работы и диссертации. А потом удивляться: отчего же этот сундук не безразмерный? Почему же мы, профи, знающие столько всего, получаем гроши?
Для меня вполне закономерно сейчас желание чиновников всех государств бывшего СНГ скинуть с себя этот зарвавшийся, эстетствующий баласт. На Западе музыку выпинывают из школ. Докатилась эта волна и до стран бывшего социалистического блока. Идет повсеместная катастрофа музыкальной культуры и она страшнее Чернобыля. Она везде. Её до сих пор предпочитают не видеть. Но она уже заразила мир бездуховностью и разрушением культуры.
Во времена моего выпуска на обеих кафедрах - теории и истории музыки - был один-еднственный специалист в области методики обучения! Один, Карл! Каждый год мою консерваторию заканчивали сотни "профессионалов": музыковедов, музыкальных критиков, исполнителей, певцов. И единицы будущих методистов, знающих и хорошо разбирающихся в тонкостях психологии и особенностях методологии для практического применения. Даже не подозревают о том, что могли бы построить мост между Великой Музыкой и Простым Смертным Васей Пупкиным. Мало кому в этих Башнях Рапунцелей приходит на ум простая житейская правда: хотят они этого или не хотят, но их сундук зарплат от этого Васи Пупкина и зависит. Миллионы "вась" вкладываются, чтобы музыкальное образование оставалось хотя бы на прежнем уровне, но никакого дела до этих простых смертных в башнях нет. Думают о "высоком" и общаются с "богами", к коим себя причисляют тоже.
В тот далекий 86 год в городской библиотеке Харькова я нашла работы
Дмитрия Николаевича Узнадзе и стала вгрызатся в его теорию установки. В тот момент времени я изучала все, что могла об источниках создания мотивации неподготовленных людей разного возраста слушать более сложную и в первую очередь классическую музыку. Терминология мне показалась вначале сложной и пришлось отставить все дела и просто заняться психологией более углубленно, чем нас учили в консерватории.
Встреча с Игорем, беременность и роды плавно вписались в процесс моих поисков новых путей к сонате и симфонии. Не смотря на то, что сидение в библиотеке - и кормление грудью не имеет ничего общего, странным и даже каким-то мистическим образом новый опыт материнства способствовал более глубокому и мощному пониманию ценности теории установки.
Понимать музыкальный язык логикой и чувством одновремено. Переживать симфоническое произведение всей душой. Как достичь этого? Есть ли в нашей повседневной жизни что-либо такое, что могло бы создать прочную установку на слышание и понимание сонатной формы в той же симфонической музыке? Казалось бы, какая пропасть: тут симфоническое произведение - тут телевизор или кинофильм. Но копаясь в песнях "Машины времени" я неожиданно нашла стихотворение написанное в сонатной форме. А потом я нашла популярные кинофильмы, в которой тоже четко и ясно прослеживалась и экспозиция, и разработка, и реприза.
И пока мой ребенок не научился ходить, я села за печатную машинку и стала писать свою дипломную работу набело. Днем и ночью. Она сложилась уже давно, осталось записать. Окончив, я кинулась в консерваторию к единственному научному руководителю, который отрекся от меня, но может понять все, что я написала.
Л.И.Ш. после нашего долгого необщения, немного потеплела. Видимо, она решила, что "гордый буревестник" будет смело и свободно искать бури. Но мне нужны единомышленники! Так всегда было, есть и будет. Принося что-то новое всегда нужно на практике увидеть, как это вписывается или не вписывается в уже созданные знания. "Я прочту и скажу Вам свое мнение" - сказала Л.И.Ш, взяв мою работу.
Прошло около двух недель, и она пригласила меня на обсуждение. Рядом сидела профессор кафедры психологии. "Когда я первый раз прочла Ваш диплом, то поняла, что мне не хватает знаний по научной психологии," - начала Л.И.Ш. - "Поэтому я попросила Профессора Репкину прокомментировать Вашу работу. "Как это ни странно, она в восторге от ваших аналогий!" Напряжение первой встречи после долгой разлуки сразу рассеялось. Уже через несколько минут мы все заинтересованно обсуждали работу. Неожиданно прозвучало предложение отправить её на какой-то всесоюзный конкурс задолго до защиты.
До защиты оставалось еще несколько месяцев, и работа должна была пройти через двух рецензентов. Профессор Юферова из кафедры истории музыки сообщила мне, что "прочитала, но ничего не поняла". При этом она добавила слова, которые навечно заставили меня уважать этого человека. "Дайте-ка мне еще неделю. Я должна вчитаться и изучить теорию установки Узнадзе!" Прошла неделя, и я услышала: "А знаете, очень смело и интересно. Мне очень понравилось!"
А вот сейчас я часто слышу: "ерунда", "глупость" от людей, которые, не разобравшись кидаются развешивать ярлыки. То ли профессионалы обмельчали, то ли безнаказанность Интернета делает людей ограниченными хамами?
Вторым рецензентом был Профессор Решетников из кафедры теории музыки. Его студенты побаивались: был придирчив, умел выцепить ляпы и осмеять. Ну на мой взгляд лучше рецензента ДО защиты и найти трудно: тяжело в учении - легко в бою. Решетников встретил меня с толстой тетрадкой. "В эту тетрадку, - сказал он ухмыляясь как мне показалось недобро. - я записываю все ошибки дипломников. Для вас вот пришлось завести новую, смотрите сколько я тут понаписал." Насладившись моим шоком, он продолжил уже со смехом: "Впервые в моей практике я выписывал из работы не ляпы, а самые понравившиеся места! Позвольте Вам зачитать. Вы даже не представляете себе, как это здорово! Но я Вам сейчас покажу!" - и он в течение часа читал мне мои же "крылатые" выражения и объяснял, почему это написано здорово.
Ни я, ни мои любимые профессора, не подозревали тогда, как далеко и как надолго написанное мной будет являться дорожной картой для создания принципиально нового подхода в создании стыковочного моста: слушатель - классическая музыка. Пройдут десятилетия, и вот только сейчас все, что было описано мною в дипломной работе 1986-1987 года начинает осуществляться в классе Академии Софт Моцарт.
Под катом - сегодняшнее, практическое продолжение дипломной работы:
Слушание музыки: использование шедевров музыкальной культуры для создания альтернативы «клиповому мышлению» детей раннего дошкольного возраста по Методу Е.В.Хайнер.
Современная подача информация в информативном и культурном пространстве способствует развитию "клипового мышления» у детей. Это связано с интенсивным развитием «клиповой культуры» 21 века.
Что такое клиповая культура?
- Подача материала в мозаичном, фрагментарном виде,
- Использование ярких и кратковременных картинок
- Быстрая смена видеоряда
- Отсутствие логичной связи образов, их разрозненность
- Отрывочность информации
- Растворение целостных моделей в фрагментарности
Такая подача формирует восприятие мира, в котором ребенок не способен само-идентифицироваться, развиваться как личность и превращается в цифровой «винтик» системы потребления, бездуховной частью видеоигры.
Чем опасно развитие «клипового мышления»?
- Неспособность долго концентрироваться на информации, снижение способности аналитического осмысления и самостоятельного мышления.
- Интеллектуальная и духовная деградация
- Податливость к манипуляциям и влияниям извне
- Снижение способности сопереживать
- Склонность к необдуманным поступкам
Курс обучения «Слушание музыки» в Методе Хайнер способен развить в ребенке сопротивление клиповому мышлению.
Целью курса является развитие духовно развитого и разумного человека, способного критически мыслить, отфильтровывать информационный мусор, уметь фокусироваться и сохранять высокий уровень концентрации и само реализовываться как уникальная целостная творческая личность.
Особенно важно для детей цифрового века способность сопереживать другим, умение быть человечным по отношению к себе подобным и к окружающему миру, природе, Вселенной.
Как "поп музыка" и "поп культура" тормозят развитие наших детей
Поп музыка внедряется в сознание наших детей еще до их рождения даже когда родители делают все возможное, чтобы избежать этого.
Примитивность и повторность музыкальных построений при бесконечно сменяющемся калейдоскопе видеоряда - вот, с чем сталкивается ребенок чаще всего даже при просмотре современных фильмов и сказок. В музыкальных клипах это особенно очевидно.
Поп музыка заполняет сегодня эфир всюду, где появляется человек. Засорение музыкального пространства примитивными музыкальными вибрациями тормозит развитие мышления ребенка и засоряет его интеллектуальное восприятие мира.
Современные цифровые технологии усугубляют картину: бесцельное взаимодействие с «таблетками» и смартфонами детей младшего дошкольного возраста мешают их духовному и умственному развитию. Дети подсаживаются на иглу цифровых «хронофагов» - пожирателей времени.
Вместо здорового взаимодействия с окружающим реальным миром ребенок получает море информации. Он не в состоянии осмыслить, понять и переварить лавину бессвязных образов. Следуя за очень непродолжительными картинками сознание ребенка не успевает переработать одну мысль, как ему предлагается другая, контрастная и тоже интригующая.
Картинка, цвет, символ, звук давно используются в качестве средств воздействия на подсознание человека.
Самым большой проблемой в "клиповом сознании" является невозможность проследить начало, развитие и итог развития любой мысли. Невозможность соединить фрагменты паззла в единую картину превращает ребенка в беспомощного потребителя информации.
Поп музыка не способствует развитию процесса мышления так, как это делает классическая музыка. Она агрессивно повторна и упрощена. По сути ребенку навязывается прилипчивый мотив, образ или символ.
Физиологическое, гипнотическое воздействие такой музыки на сознание ребенка лишает его способности отличать низкие вибрации от высоких, духовное от физиологического, доброе от злого.
Почему классика так важна для развития наших детей?
Click to view
Более сложные и утонченные музыкальные произведения способны развивать и усиливать качество внимания ребенка, пробуждать в нем восприятие духовной красоты мира, развивать интеллект и творческое начало в каждом человеке. Шедевры классической музыки помогают маленькому человеку осознавать собственное предназначение, духовную значимость и уникальность. Они укрепляют в ребенке веру в свои силы и понимание себя как уникальной части общей гармонии.
Именно поэтому классическая музыка, музыкальная мысль шедевров мирового музыкального искусства, как мысль духовной абстракции высшего порядка может в значительной мере развивать память и мыслительные процессы любого человека начиная с раннего дошкольного возраста.
Почему это происходит?
Классическая музыка ведет за собой и поднимают душу ребенка, как инженерные конструкции воду для создания прекрасных фонтанов. Она возвышает восприятие мира, уводит ребенка от концентрации исключительно на физиологических желаниях и потребностях.
В классической музыке заложен театр с его интригой, драматургией, главными и второстепенными образами. Так, к примеру, сонатная форма предлагает слушателю не один примитивный мотив и не одну музыкальную фразу, а несколько. Но это не главное! В классической музыке даже самые простые фразы развиваются, а в поп музыке этого развития нет.
Более того, говоря простым языком, в классической музыке… больше нот. И больше различных нюансов в подаче этих нот. Ребенок учится прислушиваться, уметь различать интонации, тембры, интерпретации музыкальных образов. Его взаимоотношения со звуками перестают быть бездумными.
Такая музыка требует значительно большей концентрации внимания, усилий воли, сознательности, умения реагировать и откликаться на звуки окружающего мира. И тогда душа ребенка сама выбирает то, что ей нужно для роста и понимания.
Click to view
Умение слышать. Не этого ли требует сегодня от нас обучение различных языков? И не только языков! Умение общаться с другими строится на умении слышать и понимать звуки. Вибрации, интонация, голос, тембр, дыхание часто значительно правдивее картинки. Без умения слышать прекрасное ребенок лишается доступа к пониманию прекрасного.
Слушание классической музыки вовлекает в процесс слушания умение анализировать материал (сравнивать отдельные интонации, обороты мелодии и гармонии), чувствовать его (откликаться на настроения, передаваемые в музыке) и запоминать (уметь узнавать интонации, мелодические и гармонические обороты) одновременно. Это бесценно для развития каждого малыша, обеих полушарий его мозга.
«Слушание музыки по Методу Хайнер: что нового?»
До создания нашего подхода слушание музыки преподносилось детям бессистемно. Принято считать, что отчетливый и конкретный результат слушания музыки не важен. Усвоил ли малыш прослушанный материал или нет - неважно. Главное: дать ему услышать то или иное музыкальное произведение.
Мы считаем, что бездумное и бессистемное включение классической музыки тоже может быть просто «засорением пространства», если ребенок воспринимает музыкальный шедевр как фон и не усваивает ни одной музыкальной мысли.
Но как научить малыша слушать классические произведения осознанно?
Именно в этом и состоит уникальность нашего подхода.
В Методе Хайнер ребенок знакомится с классикой через так называемые «тизеры». Перед тем, как включить для него шедевр музыкального искусства мы даем ребенку «прочесть» самые яркие и короткие цитаты.
Поскольку система «Софт Моцарт» позволяет даже самым маленьким детям общаться с музыкальным текстом 1 на 1 с помощью нашего Азбучного и интерактивного нотоносца, он сам в состоянии прослушать и воспроизвести «тизеры», пропуская музыкальные темы не только через органы слуха, но и голосом, а самое главное собственными пальчиками.
Вот - основные этапы такого обучения и основные его принципы:
"Водитель лучше помнит дорогу, чем пассажир". Мы даем возможность проигрывать темы из тех произведений, которые вы и ваш ребенок изучаете на данный момент.
Именно поэтому в библиотеке пьес программы "Софт Моцарт" достаточно много упрощенных аранжировок фрагментов классической музыки. Родители ребенка легко могут исполнить такие фрагменты. Даже разучивание их помогает запомнить элементы музыки с первых же проигрываний (даже самых несовершенных).
Click to view
Для самых маленьких мы создаем крошечные «цитаты» из музыкальных шедевров, которые ребенок может прочесть и исполнить сам.
Помимо работы с азбучным музыкальным текстом ребенок выкладывает крошечные мелодии из музыкальных шедевров карточками. Это в значительной мере развивает его музыкальную память и слух.
И только после того, как самые яркие темы «на слуху» у всех семьи мы предлагаем включать музыкальные шедевры в оригинальном исполнении. Разученные ранее цитаты становятся зацепками, помогающими ребенку услышать отдельные фрагменты более отчетливо и откликаться на музыку более осознанно.
Систематизация «погружения» в музыкальные шедевры. Мы не даем материал для прослушивания бессистемно: не предлагаем детям «музыкальные винегреты».
После работы над «цитатой» или «цитатами» мы отбираем интерпретации изучаемого конкретного музыкального произведения и предлагаем слушать в течение месяца регулярно.
Мы сами выбираем интерпретации того или иного музыкального шедевра и учим педагогов и родителей делать это с помощью многочисленных образцов в Интернете.
В результате регулярного прослушивания одного и того же шедевра в различных интерпретациях ребенок постепенно развивает музыкальное восприятие не только уже знакомых и полюбившихся «тизеров», но начинает следить за развитием музыкальной мысли в целом. Он становится полноценным слушателем классики и начинает любить ее по-настоящему.
Интеграция с рассказом или театральным действием. Для детей младшего дошкольного возраста особенно важно следить за развитием музыкальной мысли. Это сделать проще всего, если за образом стоит какая-то увлекательная история. В нашем Методе есть образцы таких историй ("Музыка и шум", "Можно ли делать ошибки", "Сердце музыки").
Педагог может придумать любую простую историю, которая бы хорошо сочеталась с музыкальным произведением и его драматургией. Мы обучаем этому достаточно подробно с помощью сказок о «Государстве Лад». Это очень интересный и увлекательный процесс.
Однако без музыкальных «тизеров» - способности сыграть материал любой истории или сказки эффективность обучения падает.
«Водитель помнит дорогу лучше, чем пассажир».
От музыкального прослушивания - к истории музыки и музыковедению. Умение проигрывать классическое
музыкальное произведение хотя бы частично, способность погружаться в него и распознавать различные интерпретации подготавливают платформу для аналитической и познавательной деятельности ребенка: желание получить больше информации о композиторе, эпохе, жанре произведения и так далее.
Следующим шагом в развитии является умение обобщать и видеть музыкальное искусство в системе других искусств. Это по-настоящему пробуждает желание ребенка узнать больше о целых пластах истории, о различных эпохах и многом другом.
Так, от возможности личного взаимодействия ребенка с музыкальным текстом, начинается путь его интеллектуального и духовного развития. Без этого небольшого, но важного личного соприкосновения с миром звуков развитие любви к музыкальному языку является малоэффективным.
Такой подход помогает нашим детям преодолеть «клиповое мышление» и достичь более высокого духовного и интеллектуального уровня развития.