Владимир Дергачев
© Максим Коротченко
Астраханская степь весной. Маки. Млечный сок маков называется «опиум», что в переводе с греческого означает «маковый сок». Красные маки в Западной Европе являются символом памяти о павших воинах в Первой мировой войне. У большевиков главным пролетарским цветком была назначена красная гвоздика. При российском капитализме опиумный мак получил второе дыхание. В 2004 году в России запрещено возделывать опиумных и других видов мака, содержащие наркотические вещества.
О будущем страны можно с большой уверенностью рассуждать не по картинкам с экрана российского телевизора, а по состоянию провинции. Сегодня относительно объективную картину можно увидеть в блогосфере. В провинции восстанавливаются храмы, на фоне которых сиротливо выглядит фигура вождя всемирного пролетариата, для которого религия была опиумом для народа. Особенно заметны позитивные изменения в республиканских и областных центрах, а точнее в центре городов, тогда как рядом и особенно в провинции еще много мест, где время не просто остановилось, но пошло вспять.
Моему поколению выпала уникальная возможность жить при двух социально-экономических строях и быть свидетелем трансформации от социализма к капитализму. И убедиться в правоте знаменитого европейского философа Карла Ясперса: ««Абсолютно правильного миропорядка не существует. Справедливость остается задачей, не имеющей завершения».
В «Ландшафтах жизни» было опубликовано два цикла статей о мониторинговых путешествиях по России:
Путешествие на Русский Север. Зона советского зазеркалья Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущегоОчередное путешествие совершим на Нижнюю Волгу (Астраханскую область), где прошло мое детство. Здесь при советской власти жили относительно лучше, чем в средней полосе России.
Сегодня можно найти много публикаций о популярной рыбалке на Нижней Волге и не самые восторженные строки о местной жизни, жаре, мошках, саранче и обмеление Волги. Но для многих Нижняя Волга малая родина и она дорога им со всеми её недостатками.
Астраханская область была образована 27 декабря 1943 года. Численность населения 1,021 млн. человек (2015) осталась на уровне 1992 года, в основном за счет положительного миграционного притока из Средней Азии и Закавказья. Городское население составляет 67%, кроме областного центра Астрахани (531 тыс., 2014), в области еще пять небольших городов - Ахтубинск (39 тыс.), Знаменск (27 тыс.), Харабали, Камызяк и Нариманов. В национальном составе доминируют русские (67,6%, 2010) и казахи (16,3 %). Астраханская область является историческим местом проживания казахов, татар (6,6%), а так же ногайцев и калмыков.
По теме:
Русская колонизация Волжского ПонизовьяПриродными жемчужинами являются Волго-Ахтубинская пойма и дельта Волги. Уникальная природная экосистема поймы десятилетиями подвергается сельскохозяйственным и мелиоративным экспериментам. В недавнем прошлом обвалование поймы для расширения пахотных земель привело к сокращению площадей нерестилищ. Меняются как перчатки местные царицы полей - помидора, кукуруза, рис, а в эпоху капиталистической прибыли на первое место вышли ранний картофель и лук. Но самые безумные эксперименты были связаны с ядерными взрывами, в том числе в интересах «народного хозяйства».
Астрахань преобразилась в последние годы, российская власть уделяет внимание каспийской столице России. И на этом фоне особенно разительны контрасты в городской среде.
Пока без особых успехов реализуется функция Волжско-Каспийского международного коммуникационного узла.
Уже многие годы озвучиваются идеи транспортного коридора Север (Россия) - Юг (Иран) до берегов Индийского океана и создания свободной экономической зоны на Нижней Волге. На коридоре Север - Юг не открыто даже регулярное паромное сообщение из-за отсутствия устойчивого потока экспортно-импортных грузов. Может быть, снятие экономических санкций с Ирана ускорит его создание.
Постановление об особой экономической зоне промышленно-производственного типа «Лотос» в Наримановском районе Астраханской области на базе одноименного судостроительного завода подписано премьер-министром России Дмитрием Медведевым 18 ноября 2014 года. Но её развитие сдерживается экономическими санкциями в отношении России.
В последние годы мелеют Волга между Волгоградом и Астраханью, а так же главный судоходный ход в Каспий по реке Бахтемир, что создает сложности для регулярного судоходства.
Путешествие на Нижнюю Волгу
в поисках торжества российского капитализма Нижнее Поволжье. Из истории строительства железных дорог Авиационно-испытательная столица и родина первого российского космодрома Астраханские брэнды. Икра, помидоры и арбузы Воспоминания о пиве с астраханской воблой Астраханский Армагеддон Коварный враг с крылышками атакует «русский мир».
Будет ли жареная саранча российским брэндом? Воспоминания о сталинском плане преобразования природы Митрофан Орлов. Победитель астраханских песков Астраханская сирень и другие скромные герои песчаного фронта Астрахань. Южный форпост и каспийская столица России От Хаджи-Тархана к Астрахани. Великие стратеги Иван Грозный и Петр Великий Незабвенный Киров. Любимец партии, палач рабочих и любитель женщин Братская могила под царским постаментом Судьба астраханского Сталина Астрахань лицом к светлому капиталистическому будущему От «Модерна» к «Октябрю». Кинотеатр-дендропарк Астраханская «Аркадия» Фильм чрезмерного социалистического реализма, прославивший город на Волге Пионерский лагерь. «Взвейтесь кострами, синие ночи!» Харабали. Город с сельской душой Харабали в ретро фотографиях Вольное. От красных партизан, назад в капитализм Тамбовка. История села Тамбовка. Воспоминания детства Тамбовка современная В журнале «Ландшафты жизни» и на портале «Институт геополитики» были опубликованы следующие статьи и посты о Нижнем Поволжье:
Золотая Орда. «Страна разгула и торговли» Сарай-Бату Волго-Ахтубинская пойма. Степь Волжское Понизовье. После Золотой Орды Русская колонизация Волжского Понизовья Забытая соляная гора Чапчачи Хошеутовский хурул Победы Земной рай в окружении ядерных взрывов Ландшафты жизни. Нижнее ПоволжьеЛандшафты жизни. «Страна разгула и торговли»Ландшафты жизни. Память. РодителиЛандшафты жизни. Нижнее Поволжье. ДетствоЛандшафты жизни. Астрахань. Интернат