Владимир Дергачев
Выставочный комитет районной сельскохозяйственной выставки, 1951 год. Отец (зав. сельскохозяйственным отелом райисполкома) во втором ряду второй справа. В первом ряду третий слева - председатель райисполкома Кузьма Иванович Саяпин (1910 - 1974, участник Великой Отечественной войны).
В трех селах Харабалинского района (Тамбовка, Харабали, Вольное) Астраханской области я провел детство. В Тамбовке - родина моей мамы и могилы моих родителей, бабушки и дедушки.
В районном центре селе Харабали наша семья жила с 1946 по 1952 гг. Отец, демобилизовавшись из армии, трудоустроился в районном центре - селе Харабали, вначале замполитом машинно-тракторной станции (МТС), а затем заведующим сельскохозяйственным отделом райисполкома. Мама после декретного отпуска (в 1947 году родилась моя сестра Валя) работала учителем в Харабалинской начальной школе.
Младшая сестра чаще находилась в Тамбовке у бабушки и дедушке, а меня часто запирали дома на ключ, когда родители уходили на работу. Мой самый первый друг детства Витька Грибцов приходил ко мне, открывал замок, и мы гуляли, ходили купаться в ерике с поэтическим названием «Вонючка» (ерик постоянно пересыхал жарким летом после паводка). Затем операция повторялась в обратном порядке.
У реки жил наш приятель, которому мать, уходя на работу на консервный завод, оставляла хлеб, соль и немого подсолнечного масла. Мы ловили бредешком мальков и жарили их. Однажды решили расширить географию наших прогулок и отправились на Ахтубу - главную местную реку после Волги. Узнали родители, отец пригрозил своим комсоставским ремнем. Это был первый и последний случай, когда я доставил родителям огорчение.
Однажды отца с коллегами по работе вызвали на совещание в Астрахань. И отец взял меня с собой. На железнодорожной станции Харабинская мне не взяли билет, считая мой дошкольный возраст. Но оказалось, что нужно брать детский билет с 6-ти лет. Поезд стоял всего три минуты, и после посадки было поздно бежать за билетом. Поэтому меня проинструктировали, что я должен говорить железнодорожному контролёру. Долго ждать не пришлось, и контролёр спросил:
- Мальчик, сколько Вам лет? И я ответил, почти как учили:
- Шесть лет, а если в поезде ехать, то пять.
В центре села был разбит районный садик с «Чайной», который любили посещать труженники села, особенно когда завозили бочковое пиво. Я до сегодняшнего дня уверен, что если бы советская власть обеспечила рабочих и крестьян пивом, то не было бы перестройки и распада СССР. Мало было дефицитного пива, так еще начали антиалкогольную кампанию. Было много советских экспериментов, но такого истинные труженики вынести не смогли.
Районный садик соседствовал с роскошным для села Домом культуры, в котором кроме концертного зала, был кинозал, а рядом располагался летний кинотеатр. И я с приятелем Витькой Грибцовым регулярно бегали в садик за мороженым (в бумажном стаканчике) и на детские киносеансы.
Мама работала учителем в Харабалинской начальной школе («Аншаковке»). Здание принадлежало зажиточной семье Аншаковых, раскулаченных в начале 30-х годов. Глава семьи Федор Аншаков через некоторое время вернулся из ссылки, заведовал колхозной фермой, но в 1937 году вновь был репрессирован.
http://harbib1.ucoz.ru/index/istorija_kharabali/0-16 Первый класс, 1948 год. У некоторых школьников бумажные звезды октябрят. В послевоенные годы дети одевались скромно (бедно). Только один ученик в школьной форме. Елена Ивановна Дергачева на снимке справа от пионервожатой.
Выпускной 4 класс. Весна 1952 года. В центре снимка - пионервожатая, мама, директор школы и завуч. Выделяется в белой блузке дочь председателя Харабалинского райисполкома Кузьмы Ивановича Саяпина Вера. В первом ряду четвертый справа я (мне 6 лет).
Педагогический коллектив Харабалинской средней школы, 1949 год. У трех педагогов на груди медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть», вторая справа в первом ряду - с орденом Трудового Красного Знамени. Страна не забывала не только о героях войны, но и труда. В первом ряду третий слева с дочерью - директор школы Афанасий Тимофеевич Бережной (инвалид, нет левой руки). Педагоги, как и дети, одеты скромно. Выделяются мужчина в галстуке и женщина с кружевами на платье.
До конца 30-х годов в Харабалях было несколько школ, которые размещались в небольших неприспособленных зданиях. К 1 сентября 1939 года была возведена каменная двухэтажная средняя школа №1, ставшая украшением села. В период цунами российского капитализма школа выглядела так. Сентябрь 2011 года.
http://dl.hostingfailov.com//jbig_photo/8f32d4e0a6.jpg Только в последние годы полностью отремонтирован фасад школы с пристройками и как пишут на харабалинском сайте, теперь выпускникам не стыдно фотографироваться на фоне родной школы.
Школа выпустила свыше 3,5 тысяч выпускников, начиная с первого выпуска мая 1940 года. В 1942/43 годах в школе размещался военный госпиталь. 19 учителей и работников школы награждены медалью «За доблестный труд в годы войны». В 1946 году школу закончили всего 4 выпускника. Самый большой выпуск (134 ученика) состоялся в 1966 году. Всего школа выпустила 165 медалистов, в том числе 43 золотых. За историю школы 8 учителей получили звание «Заслуженный учитель РСФСР».
***
Русские переселенцы перенесли в засушливую степь обычай строить деревянные дома, характерные для древней Руси. Многие сельские дома дореволюционной постройки выходили тремя «парадными окнами» и «парадным» выходом на улицу. На крылечке устраивали вечерние посиделки. Русское парадное крыльцо олицетворяло гостеприимство, радушие, готовность встретить белой скатертью, хлебом-солью родственников или жениха и невест. Крыльцо было одновременно простым и замысловатым с узорчатой росписью. На снимке - харабалинский дом. Мы жили в таком же доме в селе Вольное.
http://harbib1.ucoz.ru/index/istorija_kharabali/0-16 С сестрой в харабалинском фотоателье в «парадной» одежде, 1951 год
Лето 1951 года. Мы с сестрой у бассейна с пресной водой, водопровода в Харабалях еще не было. Полный «джентельменский» набор детских игрушек того времени. Для мальчиков - трёхколёсный велосипед незатейливой конструкции, игрушечный мотоцикл с коляской и автомобиль. Для девочек - кукла, а так же ведро, мячик и бульдог-копилка.
Семья Дергачевых, 23 сентября 1952 года. В том году мы переехали в село Вольное, где папу избрали председателем колхоза «Красный партизан». Я уже первоклассник Воленской семилетней школы
Харабалинские друзья нашей семьи, Грибцовы, Иван Матвеевич, тетя Варя и мой друг Витя.
Грибцов Иван Матвеевич (1917 - ?), снимок 1954 год. Участник Великой Отечественной войны, старший лейтенант. Работал председателем Харабалинского и Травинского райисполкомов. Тетя Варя работала продавцом в районном универмаге.
Сентябрь 1957 года. Районная сельскохозяйственная выставка. Передовики колхоза «Ленинский путь». В основном женщины-вдовы. Прошло уже 12 лет после войны. На снимке только три мужчины - участника войны, крайний справа Ханин с орденом Отечественной войны. В центре бригадир Антонина Камнева.
Пионер - всем ребятам пример! Харабали, 19 мая 1959 года. В те годы широко отмечали День пионерской организации, а День Победы не был официальным праздником.
Первая справа от колонны, моя любимая учительница Капитолина Яковлевна Вострикова
Советская власть относилась к празднованию Дня пионерской организации (то есть юных ленинцев) исключительно ответственно. На трибуне районное начальство и знатные труженики
Ландшафты жизни. Нижнее ПоволжьеЛандшафты жизни. «Страна разгула и торговли»Ландшафты жизни. Память. Родители Забайкалье в жизни родителей и моей Отец. Совершенно секретные части Красной Армии Ландшафты памяти. Красноармеец Михаил БатаевЛандшафты жизни. Нижнее Поволжье. ДетствоЛандшафты жизни. Астрахань. Интернат Харабали. Город с сельской душой Харабали в ретро фотографиях Вольное. От красных партизан, назад в капитализм Тамбовка. История села Тамбовка. Воспоминания детства Тамбовка современная