Незабвенный Киров. Любимец партии, палач рабочих и любитель женщин

Aug 22, 2015 10:49

Владимир Дергачев


Иосиф Сталин и Сергей Киров, Москва, Ленинградский вокзал, 1928 год.

Пламенный трибун революции, советский государственный и политический деятель,  любитель женщин, включая чужих жен,  Сергей Миронович Киров (1886 - 1934) вошел в советскую историю по количеству персональных памятников (больше только у вождя всемирного пролетариата).  В его честь были переименованы многочисленные города, села, проспекты и улицы, колхозы и совхозы, заводы и фабрики, пароходы и корабли. Согласно справочнику «СССР. Административно-территориальное деление союзных республик» (1954), среди названий городов и поселков городского типа наиболее часто встречались имена: Киров - 23 раза, Ленин - 16 раз, Сталин - 12 раз. В частности в советское время  Астрахань и окрестности были утыканы многочисленными изваяниям и  названиями в честь пламенного революционера.

Мертвые товарищи по партии  становились  самыми надежными соратниками вождя народов Иосифа Сталина. Так  бывший гимназист и чертежник после убийства был  назначен  одним из главных большевиков.

Настоящая фамилия  Кирова - Костриков, партийный псевдоним взят в честь персидского царя Кира. Как выяснили современные историки,  Киров долго не мог определиться с «политической платформой», сочувствовал меньшевикам, поддерживал Временное правительство и только с третьего раза уже после Октябрьской революции занял «правильную» позицию - окончательно перешёл на сторону большевиков.

16 января 1919 года Киров получил телеграмму от Председателя Всероссийского ЦИК Якова Свердлова: «Ввиду изменившихся условий предлагаем остаться в Астрахани, организовать оборону города и края». 25 февраля под председательством Кирова создается Временный Военный Революционный Комитет, сочетавший высшую военную и гражданскую власть в Астраханском крае, и подчинённый Реввоенсовету фронта.  Для того времени назначение более чем ответственное, можно сказать судьбоносное для будущего страны Советов.

Астрахань наряду с Баку  - главный  геополитический и коммуникационный узел в Каспийском регионе. Из Астрахани шли пути к рыбным богатствам Северного Каспия, в Среднюю Азию,  на Кавказ к кубанскому хлебу, грозненской и бакинской нефти. Но советская власть утверждалась в Астрахани с большим скрипом. Астраханские казаки и даже рабочие были не в восторге от новых порядков. Постоянные стачки и забастовки сотрясали город. И как в 16 веке это не осталось не замеченным за рубежом. Тогда на Нижнюю Волгу претендовала Османская империя с помощью крымских татар. В годы гражданской войны Британская империя поддерживала активных врагов советской власти в надежде получить здесь ценный геополитический приз.

Как писали советские биографы: «Для решительного перелома на фронтах Северного Кавказа и обороны Астрахани партия посылает туда своего любимца С.М. Кирова…Став во главе Реввоенсовета 11-й армии, Киров… в короткий срок восстановил в Астрахани революционный порядок, очистил город и его окрестности от контрреволюционных элементов.  В результате стремительного удара 11-й армии белые отступили с большими потерями. Киров рапортовал вождю всемирного пролетариата о «полной  ликвидации белого астраханского казачества», а в «победном» приказа было сказано: «Вдохновленные золотом английских империалистов организаторы мятежа надеялись захватом Астрахани запереть Советскую Волгу. Но тяжелая рука революции беспощадно разбила все их планы. Красная армия, Красный флот и революционные рабочие Астрахани дружным ударом разбили в прах контрреволюционные банды, и Рабоче-крестьянская власть приобрела новые силы для борьбы за святой идеал, за социализм».

С детства мне запомнились  надпись на главном астраханском памятнике  Кирову:
«...пока в Астраханском крае есть хоть один коммунист, устье реки Волги было, есть и будет советским». (С.М. Киров Статьи и речи, т. I, стр. 87).

Дальше биографы писали: «Славные части 11-й армии под руководством незабвенного С.М. Кирова завершили свой героический победный путь от Астрахани до Царицына и от Царицына до Баку». Только куда же делись настоящие  военачальники 11-й армией и другие члены реввоенсовета?

Командующим армии в период обороны Астрахани был Н. А. Жданов (20 марта - 3 июня 1919).

Царский генерал-майор Николай Александрович Жданов (1867 - 1928) был блестящим профессиональным военным. Образование получил в Орловском Бахтина кадетском корпусе, окончил 3-е военное Александровское училище (1889) и  Николаевскую академию генерального штаба (1903).  Кавалер шести царских орденов, в том числе Ордена Святого Георгия 4 степени.  Участник Первой мировой войны. Во время гражданской войны служил в армии Украинской Державы с мая 1918 года по февраль 1919 год. В дальнейшем добровольно вступил  в Рабоче-крестьянскую Красную Армию, но в списке Генштаба РККА от 07.08.1920 уже  не значился. По некоторым данным находился в Белой армии (Юг), затем - в эмиграции в Болгарии, где умер.

Членами Реввоенсовета 11-й армии кроме Кирова (7 мая - 10 июня 1919), были К. А. Мехоношин (20 марта - 10 июня 1919), С. Е. Сакс (20 марта - 4 июня 1919) С. П. Медведев (7 мая - 10 июня 1919). Они не испарились, а были репрессированы и расстреляны в 1937/38 гг.

28 апреля 1920 года Киров не во главе, а в составе 11-й армии вступает в Баку. Командующим армии при взятии Баку был М. К. Левандовский.

Бывший царский штабс-капитан и участник Первой мировой войны  Михаил Карлович Левандовский (1890 - 1938) стал видным советским военачальником,  командармом  2-го ранга.  С марта 1920 года он командовал вновь сформированной 11-й армией, принимавшей участие в операции по уничтожению последних группировок белой армии Деникина  на Северном Кавказе. В 1920 года под его командованием  проведена операция по захвату Азербайджана и свержению мусаватистского правительства. Репрессирован и расстрелян  в 1938 году.  Следующий командующий  11-й армии бывший штабс-капитан Анатолий Геккер то же расстрелян в 1938 году.

В Северном Прикаспии 11-я армия была связующим звеном между Южным и Восточным фронтом. Она вела боевые действия с  Вооружёнными силами Юга России (белой армии Деникина), но не смогла из-за малочисленности выполнить наступательную операцию на востоке Северного Кавказа и Дагестане.  В январе 1919 войска 11-й армии потерпели поражение, и отошли за реку Маныч  в район Астрахани, обеспечив его оборону и Нижней Волги  и не допустив соединения войск Деникина с уральскими белоказаками. Астрахано-Каспийская военная флотилия поддерживала войска армии в обороне дельты Волги в районе Астрахани. Она также  действовала против белогвардейской и английской флотилий на Каспии.

***
Москва не ошиблась в выборе кандидатуры для наведения порядка на Нижней Волге. В Астрахани Киров возглавил со всей революционно беспощадности  подавление «контрреволюционного мятежа» или точнее массового расстрела митинга рабочих и крестного хода православных, а также  расстрела митрополита Астраханского Митрофана.

Астраханский и Царёвский православный архиепископ  Митрофан (1869 - 1919) организовал 18 февраля 1919 года крестный ход в городе и в бывшем губернском саду отслужил  молитву  на братской  могиле красноармейцев.  В молитве архипастырь отметил, что церковь с одинаковой скорбью относится ко всем жертвам гражданской войны -  и белым и красным. Владыка Митрофан выступал против сотрудничества с советскими организациями. 25 марта 1919 года, в день праздника Благовещения во время проповеди в Благовещенском монастыре он коснулся «погибших в результате ненужных и бесполезных действий гражданских властей». После литургии им была отслужена панихида по невинноубиенным. Советские власти за такое поведение угрожали владыке, а верующие уговаривали  покинуть Астрахань. На это архиепископ ответил: «Вы предлагаете мне побег, и это в то самое время, когда у нас на глазах расстреливают невинных наших братьев. Нет, я никуда не уеду от своей паствы; на моей груди Крест Спасителя, и он будет мне укором в моем малодушии. Хочу спросить и вас: почему вы не бежите? Значит, вы дорожите свой честью больше, чем я должен дорожить своим апостольским саном? Знайте, я совершенно чист и ни в чем не виноват перед своей Родиной и народом».

В ночь на 26 мая 1919 года владыка был арестован чекистами  по приказу Кирова и обвинен в заговоре против советской власти. Когда архиепископа вывели на расстрел, он благословил расстрельную команду и солдаты отказались в него стрелять. Владыку расстреляли чекисты.

***
Русский историк и политический деятель, высланный из СССР,   Сергей Мельгунов в книге «Красный террор в России» (Берлин, 1923, первое издание) со ссылкой на сборник «Че-Ка. Материалы по деятельности чрезвычайных комиссий (Берлин, 1922) описывает  трагические астраханские события.

В начале 20-х годов Мельгунова и других критиков советской власти выслали за рубеж. Подробно: Когда в Россию вернется философский пароход?

В губернском городе насчитывалось  десятки тысяч рабочих.  С момента объявления государственной хлебной монополии  исчез привозной хлеб, а социализация рыбных промыслов привела к дефициту рыбы.

Местный коммунист А.П. Мачевариани писал «всесоюзному старосте»  М.И. Калинину в июне 1920 года о ситуации в Астрахани: «Население в течение полутора лет буквально голодает, комиссары живут по-хански, швыряя народное достояние по личному своему усмотрению... Что же касается продовольственных пайков, то они существуют только на бумаге, но по ним буквально ничего не выдают, разве только иногда выдадут гнилую воблу или селедку, от которой большинство граждан отказываются, несмотря на голод... Администраторы, окружив себя своими знакомыми дамами и друзьями, творят безобразия, вызывая раздражение трудового Рабоче-крестьянского класса».

С наступлением зимы подвоз продовольствия почти прекратился. Продотряды  отбирали хлеб, а спекулянтов расстреливали.  На территории губернии действовали банды численностью до 3 тыс. человек, организованные известным харабалинским  владельцем садов Поповым.

Продовольственное положение ухудшалось, репрессии усиливались, и 10 марта 1919 года в Астрахани произошло восстание рабочих, перешедшее в вооруженные столкновения.

В районе Татар-Базара сохранилась пожарная каланча, свидетель противостояния астраханских рабочих и «Рабоче-Крестьянской власти».


На подавление восстания были направлены Железный и Мусульманский полки, артиллерия и корабли Астрахано-Каспийской флотилии. После расстрела митинга, начались массовые аресты и расстрелы рабочих. Власть, вероятно,  решила отомстить за  забастовки пролетариата  в Туле, Брянске и Петрограде, которые «волной прокатились в марте 1919 года». Но потом «пролетарская» власть спохватилась, и начала для оправдания расстреливать «буржуев».

Историки называют разные цифры погибших (расстрелянных) от 2 до 4 тыс. человек. Но факт остается фактом. В борьбе за власть большевики не щадили и рабочих. Людей расстреливали в подвалах ЧК, с  пароходов и барж связанных пленных бросали  в Волгу.

Астраханская трагедия  напоминает о крымской резне, организованной  революционными фанатиками-палачами венгром Бэла Куном и еврейкой Розалией Землячкой и где одним из исполнителей был симферопольский комендант Иван  Папанин, будущий покоритель Арктики и дважды Герой Советского Союза.  По теме: Улица имени палача Тавриды. Крымские и астраханские палачи получили высшую революционную награду - Орден Красного Знамени.

Любой партийный функционер вряд ли осмелился  на расстрел рабочих  лично, но был готов выполнить  приказ вождей. Председатель Реввоенсовета Республики Лев Троцкий, получивший телеграмму из Астрахани о «восстании»  приказал «расправиться беспощадно». Главным исполнителем был С.М. Киров, непосредственно расстрелами руководил К. А. Мехоношин и начальник астраханского ЧК  Г.А. Атарбеков (Железный Геворк). В последствие астраханские палачи рабочих умерли не естественной смертью,  а были убиты (Киров) или репрессированы и расстреляны в 1937/38 гг. (Мехоношин,  Атарбеков и др.)

Мартовское выступление рабочих  1919 года стало своеобразным апофеозом борьбы по установлению в городе советской власти. «Рабоче-Крестьянская власть» затопила в крови рабочую Астрахань. И десятилетиями она скрывала  выглядевшей чудовищно правду и утверждала  о большевистском терроре только  против классовых врагов (буржуазии). Впоследствии события получили название «контрреволюционный мятеж».

Вождь всемирного пролетариата Владимир Ленин еще задолго до революции  считал, что «Партия не пансион для благородных девиц… Иной мерзавец может быть  для нас именно тем и полезен, что он мерзавец». Советский политический и государственный деятель Вячеслав Молотов  характеризовал Кирова, как слабого организатора, но хорошего массовика.  За руководство боевыми операциями (?) в годы гражданской войны Киров был награжден орденом Красного Знамени.

***
Со стороны революционных сил официально погибло всего 33 человека, которых торжественно похоронили в братской могиле в Морском сквере. Здесь находится памятник морякам Волго-Каспийской военной флотилии, погибшим при защите города Астрахани в 1919 году. Во время похорон на митинге 16 марта 1919 года выступил С. М. Киров.

Памятник-маяк (архитектор А.В. Николаев), установленный в июле 1921 года, символизирует путь к победе революции  и светлому будущему. На постаменте установлены корабельные орудия, снятые с кораблей Волжско-Каспийской флотилии.


http://www.love-astrakhan.ru/img/100000302.jpg

На памятнике изображена пронзенная штыком гидра империализма.


http://cs406728.vk.me/v406728393/a043/ziUiA4pjIh8.jpg

Астрахань. Южный форпост и каспийская столица России
От Хаджи-Тархана к Астрахани. Великие стратеги Иван Грозный и Петр Великий
Незабвенный Киров. Любимец партии, палач рабочих и любитель женщин
Братская могила под царским постаментом
Судьба астраханского Сталина
Астрахань лицом к светлому капиталистическому будущему
От «Модерна» к «Октябрю». Кинотеатр-дендропарк
Астраханская «Аркадия»
Фильм чрезмерного социалистического реализма, прославивший город на Волге
Пионерский лагерь. «Взвейтесь кострами, синие ночи!»

Астрахань, СССР

Previous post Next post
Up