Глубокое: единое в двух лицах

Sep 12, 2011 12:08

Странное все-таки место Глубокое. Крупный, как принято говорить в специальных книжках, торгово-ремесленный центр, но городом стал только в 1940 году, уже при Советах. Магдебургского права не было, но замок (и даже вроде каменный) имелся. Гражданской исторической застройки мизер, но два роскошных барочных костела, а ведь был еще и третий, лучший из всех. Даже сама история Глубокого необычна. Прямо по населенному пункту проходила граница двух воеводств Речи Посполитой, и две половины одного по сути местечка принадлежали разным хозяевам: юго-западная, входившая в Виленское воеводство, Корсакам, северо-восточная (воеводство Полоцкое) - Зеновичам. Два воеводства, два набора владельцев, две торговые площади, и тут еще оживленный, приносящий транзитный профит, тракт из Вильны в Полоцк.



Исторического герба Глубокое никогда не имело. Современный геральдический символ города утвержден 20 января 2006 года. В голубом поле испанского щита две перекрещенные серебряные сабли, положенные Андреевским крестом, с золотыми рукоятями, направленными вниз, и три золотых безанта. Сверху серебряная глава с четырьмя зубцами. Сабли должны символизировать имевшуюся в этом странном местечке собственную вооруженную городскую охрану из мещан, монеты - процветавшую здесь торговлю.

О современном состоянии прекрасного высококультурного Глубокого в этой серии.



1. Из Браслава в Глубокое ехали через Шарковщину. Это тоже райцентр, остановились там минут на 15, но снимать я не стал. Поеду отдельно.


2. Северный въезд в город с въездным знаком и спальным районом. Это, кстати, дорога не только на Браслав, но и далее на Динабург-Двинск-Даугавпилс, а потом, в итоге, и на Ригу. Т.е. место для основания населенного пункта было выбрано благодатное, и как при этом Глубокое не получило магдебургию и городского статуса, мне лично совершенно непонятно. Возможно, свою роль сыграла как раз та самая раздвоенность местечка.


3. Интересное начинается сразу же на въезде. Во-первых, обратите внимание на водную, так сказать, гладь на переднем плане. Это озеро Подлужное, первое из четырех в цепочке крупных озер, пространство между которыми Глубокое со временем и заполнило. Комплекс построек на том берегу - остатки бывшего униатского базилианского монастыря, составной частью которого была одна из красивейших церквей ВКЛ (стояла между трубой и длинным корпусом справа). Выглядит сейчас мрачновато, оно и понятно - теперь там колония.


4. Тот же ракурс довоенных времен - Петропавловская церковь располагалась апсидой к озеру. Собственно, это тогда и Глубоким не было - монастырь был основан в соседней с местечком деревне Березвеч.


5. Греко-католический базилианский монастырь появился в Березвече в 1638 году по фундации мстиславского воеводы и дисненского старосты Юзефа Корсака (его семья, происходившая из полоцких православных бояр, напомню, владела юго-западной половиной местечка). За два года до этого, в 1636-м, Корсак основал в самом Глубоком католический кармелитский кляштар (о нем чуть позже), но как видно вскоре решил одарить и униатов. Базилианский монастырь изначально был конечно деревянным, но в 1756-67 гг. был отстроен в камне. Так в Березвече появился один из красивейших образцов виленского барокко (проект, как обычно, приписывают Яну Кристофу Глаубицу).


6. Церковь, пострадавшую в годы войны, снесли в 1970 году (!) и до наших дней дошел только жилой монастырский корпус, сейчас входящий в комплекс колонии. Фотографировать его в открытую было стремновато и солнце было контровым, потому фотка только такая, не обессудьте. Вид с улицы Советской.


7. А так монастырь примерно с того же ракурса выглядел в 1930-е. Церковь находилась между жилым корпусом и улицей. Тогда это был католический костел, а монастырь занимал польский Корпус охраны пограничья (Глембоке во времена II РП был пограничным местечком). На обратной стороне одной из открыток с видом березвечской церкви, содержащейся в цифровом архиве Польской национальной библиотеки, советский участник "Освободительного похода" 1939 года сделал интересную запись: "С этой церкви во время польской войны 1939 года в сентябре м-це 18 числа нас обстреляли из пулемета польские паны. После мы их уничтожили. Веселов С.В, участник похода".


8. Петропавловская церковь в Березвече.


9. В 1991-96 гг. реплику этой церкви построили в Белостоке (арх. Михал Балаш). Копия не стопроцентная, но примерное представление о утраченном березвечском шедевре получить можно.


10. А мы по Советской продолжаем двигаться в сторону одного из центров города - корсаковского. Впереди уже видны башни Троицкого костела на его торговой площади. Справа за линией домов - озеро Великое, второе в цепочке после Подлужного. По нему и вытекающей из него речке Березовке проходила граница между корсаковским и зеновичским (а позже радзивилловским) Глубокими.


11. Классический открыточный вид Глубокого. Два костела (слева - бывший кармелитский, справа - Троицкий), два образца виленского барокко, занимают противоположные стороны бывшей Кафедральной площади, центра Глубокого Корсаковского. Его мы и изучим в первую очередь.


12. Троицкий костел также первоначальной фундации все того же щедрого Юзефа Корсака. В отличии от соседнего кармелитского (или базилианской церкви в Березвече) он был приходским, немонастырским, Фарным. В камне его отстроили в 1764-83 гг. Поразительно, страна в эти годы неумолимо загибалась, но церковное каменное строительство при этом велось широчайшее.


13. На самом деле в конце XVIII века глубокскую Фару построили вот в таком виде (все тот же Глаубиц). То здание куда больше напоминало костелы в соседних Дуниловичах и Лучае (будут в следующей серии).


14. Но после того, как кармелитский монастырь отобрали у католиков и устроили в монастырском костеле православный собор, все глубокские католики в старой Фаре помещаться перестали. В 1902-08 гг. Троицкий костел перестраивают, оставив от здания конца XVIII века фактически только парадный фасад, но и тот кардинально изменяют, достраивая к башням еще два яруса. В итоге, у архитектора Ю.Заро получилась удачнейшая стилизация под виленское барокко: и сам Глаубиц лучше бы не сделал.


15. На противоположной костелу стороне Советской здание районного суда, на котором висит мемориальная доска, утверждающая, что рядом стоял дом, в котором жил известный польский писатель межвоенного времени Тадеуш Доленга-Мостович.


16. Возможно, этот дом попал на архивную фотографию 1930-х годов (справа от костела). Площадь тогда называлась 3-го мая в честь Конституции 1791 года.


17. Бывшая Кафедральная, бывшая площадь 3-го мая от Троицкого костела. В центре небольшой сквер с фонтаном, слева уцелела линейка возможно дореволюционных (или довоенных) домиков.


18.


19. А это вид на площадь, где находился центр Глубокого Корсаков, с противоположной стороны, от кармелитского монастыря.


20. Еще тут, прямо перед костелом, стоит местный Ильич.


21. Это самый страшный Ленин в моей жизни. Во-первых, у него очевидный рахит (впрочем, как показала другая городская монументалка местный скульптор просто "так видит").


22. Во-вторых, сейчас его хоть заново покрасили. В 2007-м он выглядел совсем полуразложившимся образом.


23. На противоположной стороне площади ныне православный Рождественский собор, бывший костел монастыря кармелитов.


24. Огромное, действительно гигантское, здание было построено в 1654 году и это был наверное самый впечатляющий образец сарматского барокко на территории современной Беларуси. Так оно выглядит с берега озера Кагальное, третьего в цепочке глубокских озер.


25. А так от городского стадиона. Задний фасад костела сохранил свой аутентичный вид середины XVII века - в оригинале такой имели оба фасада. Четырехбашенная композиция напоминала наши церкви-крепости, время тогда было суровое. В 1735 году северный фасад здания перестроили в стиле виленского барокко (это один из самых ранних его примеров), и костел большей частью приобрел свой современный вид.


26. "Большей частью", потому что еще в 1878 году он выглядел вот так. Как видите, и "виленский", и "сарматский" фасады имели барочные завершения, а один из боковых полностью занимал монастырский корпус, размерами костелу вполне соответствующий.


27. Сейчас же все четыре башни украшают вездесущие луковицы, без которых православная церковь вероятно и не церковь.


28. А от четырехугольного жилого корпуса с внутренним двориком остался этот самый дворик и одна из его сторон.


29. Скоро остатки монастырских построек развалятся.


30. От кармелитского Рождественского православного собора советую пройтись мимо городского стадиона до католического кладбища по улице Горького. Отсюда открываются отличные панорамы на сам собор...


31.


32. ... и на Троицкий костел.


33.


34. Можно вплотную подойти и к сарматскому фасаду.


35. Один храм, два фасада. Двойственность единого в Глубоком во всем.


36. На самом кладбище есть участок жолнеров, погибших в советско-польской войне 1920 года.


37. А на холме в центре стоит мемориальная колонна в честь Конституции 3 мая 1791 года. Установка ее на кладбище вероятно носила символический характер. Колонна украшена семьей буслов в гнезде.


38. Еще тут есть каплица полузаброшенного вида.


39. И неплохие виды на Глубокое, дающие примерное представление о характере его застройки. Глубокое по-прежнему производит впечатление скорее огромного местечка, чем города.


40. Возвращаемся на рыночную площадь корсаковского Глубокого. У православного собора можно продолжить изучение местных достопримечательностей.


41. Так выглядит Глубокое Зеновичей от Троицкого костела. Высотка в центре - местный Дом Советов, расположен на второй Рыночной площади города.


42. От одного центра ко второму ведет улица Ленина, бывшая Замковая. На снимке видно, что она сначала спускается в небольшую ложбину, а затем вновь поднимается. Вот там, в самом низу, по речке Березовке и проходила граница между двумя Глубокими.


43. Примерно тут. Слева еще и местный парк.


44. Березовка, граница между владениями Корсаков и Зеновичей, между двумя воеводствами ВКЛ. Вдалеке озеро Кагальное, что как бы намекает.


45. В парке на фоне кагальных живописностей военный мемориал.


46. Советский солдат и Ленин, один рахит на всех. Наших московских гостей очень впечатлил уникальный стиль местной скульптуры.


47. Улица Ленина, связывающая два глубокских центра, сохранила и наиболее крупные образцы местечковой дореволюционки.


48.


49.


50. Так улица выглядела до Второй мировой войны.


51. Поднимаемся к бывшей Базарной площади, центру Глубокого Зеновичей-Радзивиллов. Слева районный ресторан "Вернисаж".


52. Еще дореволюционка. Здесь есть даже собственный театр.


53. Если на Рыночной площади Корсаков было целых два крупных храма, то Глубокое Зеновичей-Радзивиллов могло похвастаться собственным замком. Его последние остатки снесли в 2005 году, и сейчас тут остался только отдаленно похожий на замковую башню 7-этажный Дом Советов.


54. Торговый характер площади сохранился. Тут и районный универмаг...


55. ... и вполне современно выглядящий торговый центр с настоящим супермаркетом. В наших городках с населением в 20 тысяч жителей такое увидишь редко.


56. Начало улицы Московской, ведущей правда почему-то к Минску.


57. И еще немного местечковщины вокруг.


58.


59. Но в основном Глубокое выглядит примерно вот так.


60.


61. Московская, выезд на Поставы, обратите внимание на украшение фонарной опоры справа. Слева наша гостиница, типовое здание, такое же, как в Невеле, только на порядок (если не порядки) дешевле. Номера не бронируют, принимают по остаточному принципу ("если будут места после заселения командировочных"). Удобства на этаже, из номеров только в райкомовском люксе (единственном всегда забронированным за райисполкомом на случай визита важных гостей). Нам повезло, люкс был свободен, после недолгих уговоров и обещания уехать пораньше нам его отдали, и вечер мы скоротали в теплой номенклатурной обстановке.


62. На выезде в сторону Постав мы сделали еще пару остановок. Посмотрели вокзал (малодеятельная станция на ветке на Воропаево).


63. Недалеко обнаружили оптимистичную скульптуру и даже без признаков рахита.


64. Въездной знак со стороны Постав.


65. Здесь же стоит самолет-памятник в честь Павла Сухого, наверное самого известного уроженца Глубокого.


66. В Глубокое есть повод и вернуться. Здесь неплохо сохранилась межвоенная застройка в закопанском стиле: в самом городе, бывшем центром повета, и в Березвече, где между войнами действовала польская исследовательская станция льноводства.


Мы же отправились в Поставы, и о дороге туда в следующей серии.

В предыдущих сериях:

Витебск
1. Станция "Витебск".
2. Южное Задвинье.
3. Северное Задвинье.
4. Городской силуэт.
5. Площадь Тысячелетия.
6. Ратуша: обзорная площадка.
7. Площадь Свободы.
8. Старый город.
9. Улица Ленина.
10. Площадь Победы.
11. Спальные районы.
12. Марковщина.
13. Ночной город.

14. Бешенковичи.
15. Сураж.
16. Велиж.
17. Невель.
18. Пустошка.
19. Опочка.
20. Себеж: город.
21. Себеж: Замковая гора.

22. Россоны.
23. Дисна.
24. Верхнедвинск.
25. Миоры.
26. Браслав: Замковая гора.
27. Браслав: центр.

118:

Брестская область:
- Барановичи.
- Брест.
- Ляховичи.
- Пинск.

Витебская область:
- Бешенковичи.
- Браслав.
- Верхнедвинск.
- Витебск, Сураж.
- Докшицы, Бегомль.
- Лепель.
- Миоры, Дисна.
- Россоны.
- Чашники, Новолукомль.

Гомельская область:
- Гомель.

Гродненская область:
- Волковыск, Красносельский, Россь.
- Гродно.
- Дятлово.
- Лида.
- Мосты.
- Новогрудок.
- Ошмяны.
- Слоним.
- Щучин, Желудок.

Минская область:
- Борисов.
- Вилейка.
- Воложин.
- Дзержинск.
- Клецк.
- Копыль.
- Логойск, Плещеницы, Хатынь.
- Марьина Горка, Руденск, Правдинский, Свислочь, Дружный.
- Минск, Заславль, Лесной.
- Молодечно.
- Слуцк.
- Смолевичи, Жодино, Зеленый Бор.
- Солигорск.
- Столбцы.
- Червень.

Могилевская область:
- Бобруйск.
- Быхов.
- Кировск, Мышковичи.
- Кличев.
- Могилев.

118, глубокое

Previous post Next post
Up