Железнодорожная станция и вокзал появились в Витебске в связи со строительством второй очереди будущей Риго-Орловской железной дороги. В 1858-61 гг. был построен участок Рига-Динабург (позже Двинск, сейчас Даугавпилс), и уже спустя 5 лет, в 1866-м дорогу продлили до Витебска. Еще через 2 года (1868) была закончена ветка Витебск-Орел (одной из станций на которой был кстати
"Брянск-Орловский") и понеслось - как вы понимаете, эта дорога напрямую связывала хлебные житницы Черноземья с рижским портом, а потому пользовалась большой популярностью у зерновых экспортеров.
Станция "Витебск" вместе с вокзалом расположилась на правом берегу Западной Двины, а так вышло, что собственно город формировался все больше на берегу левом. После войны улица, сводившая эту нелепость к минимуму, получила парадную сталинскую застройку, достойную областного центра. Сталинским стал и вокзал. О станции "Витебск", железнодорожном и автовокзалах, Привокзальной площади и ансамбле улицы Кирова, в первом посте новой большой серии.
Крепитесь.
Современное здание железнодорожного вокзала было построено в 1952-54 гг. по проекту известного советского архитектора Бориса Мезенцева, соавтора Алексея Душкина по московской сталинской высотке на площади Красных ворот, в вокзальном жанре помимо Витебска поработавшего еще в Харькове и
Смоленске. Красивое монументальное здание, в 2007-10 гг. еще и реконструированное, поэтому выглядит сейчас как новенькое.
Оно заняло место дореволюционного вокзала Рижско-Орловской железной дороги (1866-1912), не пережившего Великую Отечественную войну, и это тот случай, когда предшественник был даже крупнее наследника. Витебск, напомню, был центром собственной губернии (хотя и немного меньше Двинска, в нее входившего), промышленность после появления здесь железной дороги росла как на дрожжах.
Фото из "Витебской энциклопедии". Кстати, всячески рекомендую этот замечательный ресурс всем собирающимся в город, да и просто неравнодушным.
Здание вокзала двухэтажное, состоит из трех, прямоугольных в плане, объемов: центрального и двух боковых. Главным, самым запоминающимся, элементом парадного фасада центрального корпуса являются три широких оконных арочных проема. Здание, как видно, пышно декорировано всякими богатыми излишествами.
Рассмотрим излишества подробнее.
Барельефы на аграрно-милитаристскую тематику на фасаде центрального корпуса.
Теперь как обычно зайдем внутрь и посмотрим свеженькие интерьеры. Центрального, проходного на пути, зала как такового нет, имеется только довольно узкий вестибюль с боковыми лестницами на второй этаж.
В связи с такой планировкой нет и одной магна-люстры. Ее заменили три близнеца поскромнее.
Люстра крупнее на фоне лепного потолка с розочками в кессонах.
Между вестибюлем и выходом на пути кассовый зал дальнего следования. Тут уже классический стиль чувствуется гораздо хуже.
Поднимемся на второй этаж. Помимо лестниц это можно сделать еще и на новеньких панорамных лифтах.
Холл второго этажа.
Вход в вокзальный ресторан.
За панорамным окном Привокзальная площадь.
За окном поменьше - станция.
Посмотрим теперь на станцию с вокзалом. Увы, в ходе реконструкции пешеходный мост над путями, с которого обычно так удобно снимать станционные виды, сделали крытым. Слава богу, остался еще автомобильный путепровод, по которому страждущие попадают в залинейные районы города. С путепровода открывается вид на витебскую телевышку.
Здесь же скромная и зачем-то частично покрашенная дореволюционка.
Станция "Витебск" с высоты автомобильного проезда. Хорошо заметен и крытый пешеходный мост, и устроенные также во время недавней реконструкции навесы над путями. Справа от вокзала - багажное отделение (1982).
Вокзал Мезенцева крупнее.
Возвращаемся на землю и начинаем изучать окрестности: общий вид Привокзальной площади от здания вокзала. В Витебске есть свои, пусть и довольно куцые, но тем не менее вполне полноценные ворота города, фланкирующие начало улицы Кирова, ведущей от вокзала к мосту через Двину и далее в исторический центр.
Справа от вокзала, рядом с багажным отделением 1980-х годов, здание почты, вероятно бывший железнодорожный почтамт, вокзальный ровесник.
Эмблема на фронтоне здания.
Еще ближе к "воротам" на той же правой от вокзала стороне шикарный кинотеатр "Октябрь", больше похожий на античный храм, высокий, длинный и узкий. Здание 1958 года со зрительным залом на 560 мест в 1990-е годы было закрыто, затем реконструировано с введением зеркального зеленого остекления, и в настоящее время здесь размещается Дворец творчества детей и молодежи. И действительно между почтамтом и Дворцом какие-то детишки устроили пленер с рисованием картин.
Кинотеатр "Октябрь" и "ворота города" с того самого вышеупомянутого путепровода на жд путями.
Вернемся теперь к вокзалу и точно также осмотрим левую сторону площади. Она (сторона), впрочем, диссонирует с классицистским и неплохим в общем-то архитектурным ансамблем.
Занимает всю левую сторону административное здание Витебского отделения БЧ (1975).
Между станцией и витебской штаб-квартирой БЧ новое здание пригородных касс, как я понимаю, с торговым центром. Ужасный, бессмысленный и беспощадный белорусский говнохайтек чистой воды.
Самое прискорбное, что он тут не одинок. Вот что стоит напротив.
А еще чуть дальше столь же уродски реконструированный (2005) автовокзал 1966 года. Хаотично внедренное остекление, сайдинг, обязательные купола где только можно и вырвиглазная колористика - по всему этому вероятно читают спецкурсы на архитектурных факультетах наших вузов.
Один из редчайших артефактов советской эпохи, уцелевших после тотального отпидорашивания всего центра города. Очень мило.
Автовокзал в профиль. У банкомата видны последствия белорусского экономического чуда. До девальвации осталось 3 дня, надеюсь эти люди успели толком потратить свои разноцветные фантики.
От автовокзала возвращаемся на площадь к "воротам". Правая их "створка" и кинотеатр "Октябрь" чуть дальше.
Красивейшее именно своими пропорциями здание.
Элемент декора правой створки "ворот".
А вот на левом здании-вроде-бы-близнеце такого нет. Вероятно, они все-таки строились последовательно, и левое уже попало под постановление 1955 года.
Витебский вокзал отсюда выглядит так.
Между "воротами" начинается 650-метровая улица Кирова (бывшая Вокзальная), ведущая от Привокзальной площади к Кировскому мосту через Двину. Во время ВОВ старосветская ее застройка была тщательно выпилена, и ничто не мешало вместе со строительством нового пышного вокзала создать к нему и соответствующую парадную улицу, радовавшую бы гостей города.
За 10 лет с конца 1940-х по конец 1950-х коллектив архитекторов во главе с Валентином Гусевым, Александрой Даниловой и Виталием Даниловым спроектировал вдоль улицы Кирова ансамбль из 4-5-этажных зданий, преимущественно жилых. В центре же улицы был проложен бульвар, засаженный липами и каштанами. Так улица Кирова выглядела в начале 1960-х.
Фото из "Витебской энциклопедии".
С тех пор деревья вымахали и закрыли собой общую перспективу улицы.
Вид в обратную сторону.
Остается только воспринимать ее фрагментами. Гостиница "Витебск" уже на том берегу реки.
Образцы жилых зданий.
Все они примерно середины 1950-х гг.
Перекрестки с перпендикулярными улицами скромно, но старательно выделены в застройке.
Схема общественного транспорта, установленная прямо на улице.
Впереди Кировский мост. И здесь также были построены парадные "ворота".
Так они выглядят с левого берега. В правой башне размещается дешевая гостиница "Двина".
Но прежде чем форсировать Западную Двину и погрузиться в красоты исторического Витебска, мы все же изучим Задвинье, район, занимающий вместе с вокзалом правый берег реки. Улица Кирова делит его на 2 примерно равные части: южную и северную, но она - лишь парадный фасад Задвинья, за которым скрывается брутальная изнанка фабрично-этнических гетто, рождавших в своем чреве гениев.