На байдарке по Средиземному морю. Вводная часть.

Jul 25, 2015 18:02



Как нас туда занесло?

Идея путешествовать по Средиземному морю на байдарке стала оформляться в прошлом году. Тогда я и Лютик впервые попали в Турцию, узнали о существовании Ликийской тропы и даже попытались по ней пройти. Выяснилось, что тропа проложена по очень красивому, чистому и безлюдному (по сравнению с Крымом, Сочи и Абхазией) побережью. Но стало ясно и другое - либо следует отказаться от традиционного походного распорядка и поступать как европейцы (Совершать переходы от деревни к деревне, кушать в кафе и ночевать в бунгало в кемпинге. Это дорого), либо ходить в менее жаркий сезон и понемногу.  Либо…  Идея лежала на поверхности.Странно, что в Сети нашлись отчеты только двух байдарочных команд. Украинцы путешествовали по маршруту Кёйджегиз-Кабак на надувных «Щуках» в 2010 году, харьковско-московский экипаж на КНБ «Маринка 2» удлинил маршрут до Калкана. Этим ребятам подкузьмила погода.

Опубликованные предшественниками отчеты очень помогли нам при подготовке похода. Особенно мы благодарны второй группе за координаты стоянки с водопадом пресной воды.
С самого начала следует оговорить, что наше путешествие не имело главной целью пройти какой-либо маршрут, получить экстремальные впечатления от ветра и волн, нанести на карту самостоятельного туризма как можно больший участок побережья и т.п. Нет, нет, первейшей целью был отдых:  теплое лазурное море, жаркий южный воздух с запахом скал и сосен, любовь, рассветы и закаты, променады портовых городков. Отсюда - долгие стоянки и небольшое, по сути, расстояние от старта до финиша. Мы не выполнили вторую задачу (доплыть до Мир Ликийских, Demre), но остались вполне довольны реализацией задачи основной.

И так, июль, 22 дня на воде и у воды. Около 250 километров пути, если считать радиальные заплывы. Посещены населенные пункты Кёйджегиз (Köyceğiz), Дальян (Dalyan), Сарыгерме (Sarıgerme) , Гёджек (Göcek), Фетье (Fethiye), Каякёй (Kayaköy), Олюдениз (Ölüdeniz), Фаралья (Faralya), Кабак (Kabak), Кумлуова (Kumluova), Патара (Patara, Gelemiş) и Калкан (Kalkan). Данный регион - древняя Ликия - считается одним из самых красивых и насыщенных историческими памятниками побережий Медиттерании.
Потрачено около 68 тысяч рублей, считая 15000 рублей на авиабилеты и 8000 рублей на автобус из Константинополя (İstanbul) и обратно.



Снаряжение, еда и вода.

По вышеописанным причинам снаряжение подбиралось с некоторым упором на комфорт. Как оно сработало?

1.       Байдарка каркасно-надувная «Ася 3». В целом, всё благополучно. Хорошо держит курс, устойчива на волне благодаря своей длине и баллонам. Легкая (22 кг без весел), впритык проходит норму бесплатного провоза багажа в аэропорту). Но было три обстоятельства, которые отравляли нам лодочную жизнь. Виной двух из них была небрежность при сборах. Во-первых, судно досталось мне без юбки, а доукомплектовать его у меня руки не дошли. В конце концов, на Онеге и на Соловках не заливало, а воду от весел в «салоне» можно и потерпеть. Уже на озере Кёйджегиз под противной встречной волной мы осознали свою неправоту, а в Дальяне сделали эрзац-заменитель из пленки для теплиц. Во-вторых, в Москве оказался забыт мешочек с шурупами для крепления шкуры к бортам. Заменили веревками, докупались в том же Дальяне. Третья несуразность была вызвана долгим воздействием морской воды. Привальные брусья «заржавели» и спаялись друг с другом. Антистапель затянулся на много часов, и, если бы не помощь большой немецкой семьи со своим силиконом и инструментами, нам бы пришлось бежать за пилой к туркам и решать проблему радикально.
Вывод: КНБ подходят для морских путешествий, но нужно помнить о коррозии.



2.       Вёсла из анодированного алюминия - выше всяких похвал. Легкие, и не оставляют никаких металлических следов на руках.
3.       Палатка Normal Скиф-2 Чуда не произошло - с тентом ли, без тента ли, а спасаться от солнца в ней нельзя. Применять только ночью или в тени. Дуги постепенно деформируются, стенки внутренней палатки начинают провисать. Спать совсем без палатки мешают насекомые - в небольшом количестве комары, мухи и мошка были на каждой стоянке.
Вывод: брать ту палатку, которая полегче, палаточный тент не брать, а в качестве укрытия от солнца взять навес из плотной ткани.
4.       Спальники летние, недорогие. Основной плюс - легкость. Как ни странно, некоторые ночи были достаточно прохладны, тепла мешков не хватало, мы укрывались тентом от палатки.
5.       Горелка газовая Kovea - помогала в редких случаях, когда не было плавника или очень хотелось быстро сварить кофе. Тоже легкая, но вот баллоны к ней продаются в единственном магазине Константинополя (Atlas Outdoor, трамвайная остановка Karaköy). Возможно, бензиновая горелка более предпочтительна для подобного походного формата.
6.       Одежда. Футболок, шортов и плавок оказалось мало. В движении по воде солнце немилосердно жжет открытые части тела, а в лесу много колючек.
Вывод: брать рубашки с длинным рукавом, легкие штаны для гребли и плотные - для прогулок по лесу.
7.       Сумки и гермомешки. Так как при вылете из Москвы мы стремились уложиться в допустимую весовую норму багажа, с собой были взяты только легкие небольшие гермы. Вещи, для которых намокание не было убийственным, ехали в обычных пакетах, упакованные в рюкзаки. Рюкзаки лежали на дне байдарки, каждый день они впитывали в себя воду. Такая система не доставляла особых неудобств, кроме тех случаев, когда необходимо было быстро вытащить лодку на берег из зоны прибоя. Вытаскивать судно с вещами вдвоём - очень тяжело. Выбрасывать рюкзаки за борт - жалко, ведь лежащие сверху вещи, обычно, оставались сухими. Разгружать байдарку аккуратно нет возможности. В итоге, мы справлялись, но чудом не надорвали спины.
Вывод: чем больше вещей лежит в гермах - тем лучше. Чем крепче эти гермы - тем лучше.
8.       Надувной матрас 190х140. Мы никогда бы не потащили шнягу весом 4 килограмма в пеший поход, но  смогли позволить себе эту роскошь на воде. Матрас был куплен в стамбульском Декатлоне в одной станции метро от автовокзала за полторы тысячи рублей и все 22 дня обеспечивал постельный комфорт на любой гальке. Проколов не было, но на пятые сутки внутри порвалось одно из креплений каркаса. На верхней стороне появились маленькая дырка (залили клеем из байдарочного ремнабора) и локальный бугорок. В таком виде матрас в конце путешествия и достался немцам. Мы не взяли его с собой, опасаясь перевеса на обратном перелете.
Вывод: матрас - штука не очень надежная, но очень приятная.
9.   Навигатор Garmin gpsmap 78s. Оказался практически бесполезен, так как имеет привычку включаться от случайного нажатия в сумке и очень быстро сжирает комплект батареек. Когда запасные батарейки кончились, мы убрали неубиваемый и непотопляемый прибор на дно рюкзака. Только и успели, что попользоваться им как спидометром. А ориентировались по бумажным распечаткам спутниковых карт google.
10.   Карты. Около суток перед стартом было потрачено на составление путеводителя. В дело пошли спутниковые снимки, Wikimapia, записки предшественников и туристические сайты. С помощью Викимапии мы наносили на фотографии побережья интересные объекты, намечали места возможных стоянок и укрытий. С помощью букинг.ком я составил список сравнительно недорогих прибрежных отелей, где можно будет остановиться, если наскучит походная жизнь (не понадобился)
11.   Еда. Турки не ходят в походы, они ездят на пикники. Привычной нам «походной» еды в магазинах НЕТ! Нет тушенки, нет сгущенки, нет сырокопченой колбасы. За очень большие деньги (около 200 рублей) попадаются небольшие консервные баночки с тунцом, и это единственная рыба долгого хранения. В турецких магазинах можно затариться крупами и макаронами, маслинами и печеньем. Хороший чай есть только в крупных супермаркетах, в магазинчиках приморских селений - пакетированная пыль или труха с запахом бергамота в железных баночках.
С продуктами малого срока хранения чуть получше. Везде можно купить хлеб (ekmek), молоко (süt), сыр (penyir), яйца (yumurta) и замороженную курятину (tavuk) в упаковках не меньше килограмма. Цены на птицу чуть выше московских, а вот мясо и мясные продукты очень дорогие, от 800 рублей килограмм. При этом, все местные колбасы и сосиски отвратительны. Есть их невозможно, даже удерживая в голове потраченную на них сумму.
Цены на сладкое в крупных магазинах сносные (а качество очень нестабильно), но в «сельпо» двухсотграммовая упаковка печенюшек встанет в 100 рублей.
Местные овощи - помидоры (domates), перцы (biber), баклажаны (patlıcan), картошка (patates) и лук (soğan). В приморских деревнях овощи выращиваются далеко не на каждом крестьянском дворе. Еще труднее найти местные фрукты. В крупных магазинах есть всё, в маленьких фруктов может не быть вообще, так как их выращивают, в основном, в других турецких регионах. В Ликии повсеместно встречаются гранаты, сливы и виноград. Из этого набора к середине июля поспевают только сливы. Нам ни разу не удалось купить у крестьян дыню (kavun) или арбуз (karpuz).
Вывод: постараться привезти из России максимальное количество колбасы и консервов. Как совместить это с жесткой весовой нормой багажа - вопрос, на который наука еще должна ответить. Не надеяться на огороды местных жителей, по возможности, не пропускать магазины на пути.12.Вода. С источниками на маршруте сравнительно плохо, но бутилированная вода есть во всех магазинах, а в городах можно набрать в канистры водопроводной. Мы старались поддерживать свои запасы на уровне 20 литров. Когда кончалась покупная вода, кипятили и пили ту, что набрали сами. Природные месторождения родниковой воды есть недалеко от Гёджека и чуть не доходя до Кабака. На пляже Патара в море впадает две реки, но эта жидкость, на мой взгляд, не предназначена для приема вовнутрь.
Вывод: байдарка позволяет возить с собой хороший запас для питься и готовки. Но возможности качественно вымыться и постираться - редки.

В последующей серии постов я расскажу о самых интересных моментах плавания.

Весь путевой дневник:
День 1-2. Константинополь (İstanbul)
День 3. «Стапель» в Кёйджегизе
День 4. Термальные источники Султание.
День 5. Современный Дальян.
Вечер 5. Древний Кавн.
Утро 6. Черпаший пляж Истузу.
День 6. Выход в море.
Вечер и утро
День 7. Долгий путь
День 8. Самый волнительный переход.
День 9. Мёртвый остров
День 9. Залив Фетье
Путеводитель по Северо-Западной части залива Фетье
День 10. Göcek.
Вечер 10. Мыс ilince
День 11. Fethiye (Фетье)
День 12. Фетье-Олюдениз
Вечер 12. Город-призрак Левисси
Монастырь Аф-Куле
День 13. Мертвое море и Отец-гора (Ölüdeniz ve Babadağ)
День 15. Остров Гемилер
День 12-16. Залив Холодноводный
День 15. Караджаорен - остров, который все проплывают мимо.
День 16. Долина бабочек без бабочек.
Дни 16-21. Водопадная стоянка, Кабак и его окрестности.
Прощальные кадры залива Бельчигиз
На байдарке по средиземному морю. День 20. Райский пляж и город Калабантия.
Самый красивый закат на Средиземном море
День 21. Последний переход
День 21. Не та, а другая Пидна
День 22. Летоон
День 23. Правда о пляже Патара
День 23. Полис Патара
Дни 24-25. Путь домой
Эпилог

Турция, поход, творчество, Ликия2015, путешествия, туризм, фотографии

Previous post Next post
Up