О нас и прочей хуйне, или почему мы никогда не будем жить хорошо 40/6

Aug 05, 2012 16:04


Предыдущие серии: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36/1, 36/2, 37/1, 37/2, 38/1, 38/2, 38/3, 38/4, 38/5, 39, 40/1, 40/2, 40/3, 40/4, 40/5

Часть 40/6. Чего не хватает России - часть шесть.


Давайте, наконец, разбираться с цензом. Традиционно в России, при царе, цензовые вопросы решались просто. Брал царь боярина, которому доверяет, и говорил - а не хочешь ли ты, о боярине, вот такой вот кунштюк сотворить? Боярин брал и сотваривал. При Петре, первом и единственном, боярская оппозиция носила такой характер, что пришлось брать других людей. Вот князь Меньшиков, к примеру - классический человек ниоткуда. Никто. А не хочешь ли ты, князе Меньшиков, утворить вот такой вот кунштюк? А без проблем... Или там, немцы петровские. Нельзя доверить боярам, не хватает Меньшиковых - нужно брать еще кого. Берут немца. Наши бояре его ненавидят, у себя в Германии он беднота, но грамотный и потянет. А не хочешь ли, немце... Никаких проблем...

Барон Мюнхгаузен, между прочим, служил в России, и служил так, что и почетными караулами командовал. А это такое место, от которого оттирают... Во время Семилетней войны, когда французская армия заняла поместье Мюнхгаузена, тот показал офицеру грамоту. Французский офицер, увидев, что находится на земле русского офицера в отставке, дал своим солдатам команду поместье не грабить, к хозяину и его людям относиться с почтением.

Ценз - это метод отбора. Ну вот почему экзамены вступительные в ВУЗ у нас не воспринимают как нечто антинародное и недемократическое? Это же сегрегация по признаку уровня образования! Но все понимают - дурака не научишь, распиздяй не научится, нужны такие и такие - потому ценз. А ведь подумать страшно - пять лет (а то и больше) ученую фигню учить, а потом - к кульману, бумажной (и хорошо, если бумажной) пылью дышать, тушь (и хорошо, если тушь) нюхать, горбатиться - всю оставшуюся жизнь. За инженерские гроши...

Потому протеста в обществе это, в общем, не вызывает. Ценз так ценз. Ну хотят люди уродоваться, в уродов лучших выбирают - вперед! Но как только в парламенте начинает обсуждаться вопрос льгот... Все помнят, что было с чернобыльцами? А с ветеранами чеченской войны? Почему?

В нашем сознании ценз всегда ассоциируется с Бенкендорфом, с охранкой, с черной сотней и так далее. Нас так воспитали. Нам с детства в школе советской вбивали, что цензура - это плохо. Что это мракобесие. Никаких проблем. Мы ведь уже рассматривали пример Чернобыля - инженеры дежурной смены, выбранные на конкурсной основе, безо всякого профессионального ценза - реактор взорвали.

Ценз - это социальный инструмент. Он служит для того, чтобы отделить подходящих от неподходящих. Потому, когда вы сталкиваетесь с цензом - нужно определить признаки, по которым проводится разделение, и соответствие этих признаков тому, куда людей назначать будут. Вот Владимир Путин создает кадровый резерв. То есть некоторое количество управленцев, которые готовы и могут справиться. Это хорошо? Да, подумав, говорим мы. А потом, когда мысль уже остановилась, из глубин нашего сознания вырастает протест... Потому что - цензура.

На рубеже 19 и 20-го веков царь Николай второй вводил в России рыночную экономику, делал промышленную революцию. Он постановил, что строить промышленные предприятия могут купцы первой гильдии и только они. Результат - дикий промышленный рывок. Царь выбрал тех, кому есть что терять, случись что - чтобы работали на совесть. Цензовая промышленная политика в России дала превосходный результат. Затем ценз отменили, позволили всем... Причина - в промышленность пришли неподходящие люди.

Давайте вернемся к нашей франшизе. Мы говорили, что она распространяется на некоторые направления деятельности. Конкретно - на производство и услуги. Почему, к примеру, не на финансы? А вот почему. Когда группа людей создала браузер Нетскейп, они решили выйти на рынок, то есть - зарегистрироваться на рынке ценных бумаг и разместить акции. Для этого им нужен был квалифицированный инвестор и менеджер. Нашелся. Капитализация была бешеная. Что сделал наш инвестор? Он "разогрел" родное предприятие, акции на пике стоимости продал, и когда Нетскейп предсказуемо рухнул - остался с огромнейшей прибылью. Финансы - даже там, и особенно - там - это одно сплошное кидалово. Ну вы представьте себе нашего капитана Диму Пикулина на ихней фондовой бирже... :) В финансовый сектор нам другие люди нужны. В финансовый сектор нам нужны люди из совершенно другого учреждения. Не волнуйтесь - их туда берут и они там трудоустроены давным-давно.

Можно ли брать офицеров в торговлю? Можно. Только вот ведь в чем прикол. И в России, и в Украине есть механизмы помощи начинающим предпринимателям. В теплой аудитории семинар прочитают, документы оформить помогут, с кредитом помогут. Государственная служба существует, между прочим. Работает. Уже. Ничего делать не надо. И кроме того, какой профит будет России с десятка новых торговцев? Их и так - тысячи, страна за прилавками стоит. Можно ли там ожидать каких-либо экономических прорывов? Нет. Станет ли наш офицер там олигархом? Нет однозначно - ну разве что он был интендантом. Будет наш офицер рвать зубами и переть вперед ради успеха в таком бизнесе, если он не интендант? Нет... Точнее - будет, но без успеха. С производством все интереснее.

Давайте посмотрим, как смотрел я. Пример производства - детали из стеклопластика. Просто посчитайте, сколько предприятий занимается мелкосерийным изготовлением таких деталей. Может, пальцев и не хватит, но по сравнению с объемами, которые сможет поглотить рынок... Особенность технологии - большое количество ручного труда. Автоматизация возможна только на больших объемах, там уже и матрицы металлические за немерянное бабло, и пуансоны, и печи для отвердения. С индивидуальным заказом на такое производство не пробиться. Значит - небольшое производство, матрицы изготавливаются на малую серию - из гипса там, или из дерева, ручками формируется стеклоткань, ручками наносится клей, валиками накатывается... Даже навыков особых не надо - только внимательность и аккуратность. Ну и что - спросите вы. А вот что...

Кузовные детали автомобилей - крылья, капоты, дверные панели, "торпеды". Кронштейны и рамные крепления, стенки трейлеров, аэродинамические поверхности (крылья, элероны и т.д.) для легкой авиации, воздушные винты, корпуса лодок, катеров и яхт, а также прочих малых судов.

Нам нужны катера для водной милиции, рыбоохраны, спасательной службы, разъездные и водолазные суда в портах, катамараны и яхты для любителей спорта, отечественные роторы для автожиров (о, вкусная тема - направление бурно развивается, а роторы заказываем за границей), винты для вертолетов (особенно - легких). Так вот, все, кроме винтов и роторов - это матрица, валик, шпатель и банка с клеем.

Мы можем купить за границей катера для погранцов, милиции, спасателей. Потом катера придут в негодность - и мы опять их купим. Все это - за валюту, за нефть, которую продали, исходя из рыночной цены. Может за сто баксов за баррель - а может, за двадцать. А можем сделать небольшое предприятие - площадью как три-четыре спортзала, набить туда десяток бывших военных и пусть возят валиками, раскатывая стекловолокно под эпоксидкой. За рубли. А хватит ли одного предприятия? Считаем. Эпоксидка твердеет сутки, на хороший крепкий тяжелый корпус укладывается до десятка слоев и больше. Допустим, мы имеем производство одного корпуса в месяц. Вполне реально, коллективом-то. Любители, занимающиеся постройкой яхт, в одиночку укладываются не сильно медленнее. Корпус такой будет эксплуатироваться 20-30 лет. Резюме - мы сможем выпустить более трехсот 9-12 метровых судов, пока первое из них придет в негодность. А что у нас с капиталовложениями? Шпатели, валики, материалы...

Товарищи водная милиция! Вы хотите 300 9-метровых катеров? Новых, качественных, сделанных для своих добросовестными, честными, аккуратными и внимательными людьми? Вот то-то... Товарищи рыбнадзор! Вы хотите 300 6-метровых моторных лодок? Товарищи водные спасатели! Вы хотите 600 4-метровых быстроходных моторных лодок? Товарищи! Товарищи! Да с руками оторвут. И все это - не вывезя из страны ни копейки, не потратив ни копейки там, да и тут, по большому счету, без особых затрат и усилий...

А "торпеды" для автомобитей? Я ведь не зря взял сперва крупные и сложные детали. Торпеда для авто - фигня по сравнению с яхтой. Таких торпед один человек сделает два десятка за смену легко. Более того - их можно делать больше. Деталь небольшая, для таких деталей вполне можно печь для отвердения построить. Стальной уголок, сварка, листовой металл, асбестовата, термометр... Такие "торпеды", поставленные на поток - автосервисы оторвут с руками. Потому что они от жары не трескаются, а при использовании светлого наполнителя - еще и не греются.

Сейчас изготовление корпусных деталей из стеклопластика - индивидуальное дело каждого производителя. Вот автожиры РУС взять - там люди сами корпуса выклеивают. Между делом. А рыбоохрана на "казанках" латанных, или на импортных чудесатых чудесах ездит. Нормально...

Есть прекрасная книга Озерова "Страна восходящего солнца". В Гугле не нашел, книга старая, советская, видать - не переиздавалась. За любую ссылку на текст в электронном виде буду благодарен. Так вот, как всякий советский журналист, товарищ Озеров не культурные традиции гейш исследовал, а экономическое чудо рассматривал. Потому что гейш в СССР не понимали, а вот "злобный оскал капитализма" у нас интерес вызывал. И что для нас интересно в этой книге, спросите вы? А вот что. Когда в конце 40-х - начале 50-х японское автостроение начало, помимо сборки американских бьюиков создавать свои модели, они сделали очень интересную штуку. На заводах Ниссан автомобили только собирались. А детали для сборки делали мелкие специализированные предприятия. Сидит какой-нибудь японец в мастерской, и из железного листа крыло для авто выколачивает, и таких японцев - тысячи... Ну и что в этом такого - спросите вы? А вот что. Да, такой способ неэффективен. Один нормальный пресс - лучше. Но! При смене модельного ряда, когда меняется форма детали - нужно перенастраивать пресс. Или вообще - менять. Это дорого. А в случае японцев они поступали просто - говорили вот такому вот мастеру-индивидуалу - "теперь ты, Харуко-сан, будешь не такое крыло делать, а вот такое". Результат - без перестройки производства, без остановки производственных линий они переходили от одной модели к другой. Автомобильное производство обновляет модельный ряд раз в пять-семь лет. Если у производителя денег много - как у БМВ - он может построить новый завод, или там - заменить пресс. Если объем реализации невелик, а деньги выколачивать надо, то любая остановка производства - это проблемы, потери, и катастрофа.

К чему я веду? Я веду к тому, что у нас проблемы с автопромом происходят из-за чрезмерной "комплексности". Переход от модели к модели для нас - проблема, потому что мы как покупали автозаводы "в комплексе", так они в комплексе и работают. У нас до сих пор нет своих станков для автопрома, у нас даже нет такой области в нашем машиностроении - "станки для производства автомобилей". Станки для производства пресс-форм у нас есть, но формы они производят для тех станков, которые стоят сейчас, а куплены были при царе Горохе... И торпеды автомобильные у нас трескаются не потому, что не можем придумать как сделать, а потому, что оборудование не позволяет, и заменить это оборудование, не останавливая производство - мы не можем...

Сделайте специализированное предприятие для мелкосерийного производства деталей из стеклопластика. Не под конкретный проект, не для одного авто- или авиа- предприятия - а вот так. И пусть оно обслуживает эти самые авто- и авиа- заводы, производя мелкие серии корпусных деталей под заказ, какие надо именно сейчас. Для прототипов, для ремонтируемых бортов... Не хватит одного предприятия - офицеров запаса у нас хватит на два. На три. На десять. И не заморачиваться с тем, чтобы вот только на нас работали - пускай работают на рынке. Пусть принимают заказы. Пусть бабло зашибают. Зашибут - инструмент получше купят, эпоксидку получше, стеклоткань, печь для ускоренного отвердения, наконец, закажут - будут работать еще лучше и быстрее.

А автозавод уже не будет ломать голову, как переделать линию по производству крыльев, не поломав график производства. Потому что крылья он уже не производит - ему их привозят. Строго по графику... И не говорите мне, что я не прав. Такие предприятия на рынке уже есть, заказы уже принимают. То есть бабло там водится, его нужно только взять...

Другой пример - изготовление деталей на заказ. Гуглим.И падаем в шоке. Потому что если со стеклопластиком все было вяло, то с этим - просто валом всего. Рынок уже учуял, люди уже вовсю зарабатывают... Теперь вспоминаем недавнее заявление Медведева о необходимости возрождения производства Ан-2. На гнилом Западе некоторые модели самолетов находятся в эксплуатации с 30-х годов, моторы для них - модернизированные варианты старых моделей. К примеру, двигатели Лаукоминг О-235 1940-го года рождения, Лайкоминг О-290 - 1942-го, Лайкоминг О-360 - с 1955-го года. Что у нас с моторами на Ан-2 - их нет... Что у нас с моторами М-14? Их нет (а Як-18Т тоже скоро не будет). АШ-62ИР вроде еще есть, но вот беда - говорят, нельзя этот двигатель на новые Ан-2, потому что на самом деле его нет...

Производство деталей на заказ - это возможность продлить срок существования таких моторов - раз, произвести прототипы новых моторов - два. Не вкладываясь в опытное производство. Сейчас любое КБ вынуждено иметь и содержать опытное производство. Ну не сможет токарь Вася, работающий на Мухосранском машиностроительном заводе, каковой завод в силу рыночных условий производит детали на заказ, выточить шатун для двигателя М-14. Потому что или металл не тот, или резец не тот ("грызет", оставляя микротрещины), или станок негодящий (бьет), или штангенциркуль китайский... Возьмите отставника из ВВС, из техобслуживания, дайте ему токаря Васю - токарь Вася сможет. Потому что металл будет тот (технарь из ВВС знает, какое значение металл имеет), резец будет тот (технарь из ВВС знает, что такое микротрещины), станок будет тот (технарь из ВВС знает, какое значение имеет точность), токарь Вася будет трезвый. Потому что технарь из ВВС, бывший полковник, людьми управлять умеет...

Знаете, что мы получим в результате? А у нас проблем с малой авиацией не будет. Сейчас производством авиационного крепежа (болтиков там, втулочек) занимаются авиапредприятия, ассортимент у них - не айс, и на сложные единичные вещи (к примеру, восстановление старого М-14 до норм летной годности) у них ни времени, ни ресурса нет. Как только у нас появится такой вот настоящий полковник - так сразу вдруг и списывать самолеты не надо будет, и новых самолетов закупать - тоже. Или надо - но меньше.

Профит? Профит! Сколько ежегодно технарей из ВВС увольняется? Господин премьер Медведев, господин президент Путин, зачем вы геморрой на свою голову ищите, зачем вы Минтранс в геморрой погружаете, зачем народное бабло на строительство нового авиазавода тратить хотите? Возьмите одного настоящего полковника - он вам все организует. Он умеет. Самое главное, что по некоторым важным моментам - например, по внедрению новых (или хорошо забытых старых) двигателей в серийное производство такой полковник сможет выдать всю документацию. Потому что к моменту внедрения он все эти детали изготовил, облизал, обнюхал, обмерил... Десять таких полковников не только производство авиадвигателей организуют - но и завод для Ан-2 запроектируют, исполнят и запустят. Ну хорошо, не десять - двадцать. И самое главное - они уже стоящие без моторов самолеты Ан-2, на запчасти разобранные, пересмотрят, восстановят и в народное хозяйство вернут. А министры ваши вернутся к своим обычным делам - цыферки на бумаге рисовать.

Но вернемся к нашему токарю Васе и к нашему настоящему полковнику. Вот берет наш токарь Вася штангенциркуль... Стоп! А какой штангенциркуль берет токарь Вася? Польский, китайский, или "хороший" - немецкий? Я это к чему? Выйдите на улицу, пойдите на строительный рынок, в супермаркет строительный зайдите и поглядите на измерительные инструменты. Русские видите? Нет. Ну и что? спросите вы. А то - отвечу я.

Норма точности при изготовлении рулетки - одна тысячная. Один миллиметр на метр. Если стенку кирпичную обмерять - пойдет. А если кессон крыла? Вы себе представляете нестыковку лонжеронов на один миллиметр? Хорошо, там не рулетки применяют, а специальные линейки. А кто эти линейки произвел? А из каких материалов? Вы вообще слышали про коэффициент термического расширения? При нуле градусов длина у такой линейки - одна, а при +30 градусов - другая... А аллюминий, из которого самолет делается, свой коэффициент расширения имеет, другой. И если самолет при ноле градусов обмерить, то при последующем обмере в +30 он уже совсем другие размеры иметь будет... Если кессон крыла изготавливается в теплом цеху, а консоль - в холодном (или наоборот), то как вы будете точность стыковки обеспечивать?

Метрология - очень, очень важная вещь. Вы можете хоть занзибарские штангенциркули использовать, пофигу. Но если вы не знаете свойств материала измерительного прибора, если не знаете точность шкалы, если не в курсе, кто, как и по каким нормам калибровал ваш инструмент - вы измеряете либо кирпичную стену, либо сферического коня в вакууме. Строительство отечественной стратегической авиации - а именно самолета Ту-4 - Сталин начинал с метрологии. С изготовления дюймовых инструментов - Б-29 обмерять. И если вы хотите качественно делать самолеты - займитесь метрологией. Чтобы все инструменты имели гарантированную точность. Во всем диапазоне рабочих температур. А то берешь два штангенциркуля, один китайский, другой польский - и хочется сходить за советским, да только где его купишь...

Вот еще одно место, где нужны квалифицированные управленцы, любящие (и умеющие) в точность, дисциплину и порядок - метрология. Владимир Владимирович, вы помните, как "Булава" падала? И как выяснялось, что очередную прокладку исполнили с недостаточной, скажем так - точностью? Вам еще что-то говорить надо?

Промышленность, производство - естественная ниша, в которой может реализовать себя человек с военными привычками. В области промышленности, особенно на внутреннем рынке, у нас швах. Какую область ни возьми - везде импорт, импорт, импорт. Какова причина? Причина заключается в том, что при СССР потребительский рынок, потребительский сектор производства формировался по остаточному (в значительной степени) принципу. И потому, когда СССР распался, и экономика рухнула - все затопил импорт. Сейчас ситуация потихоньку меняется, люди что-то организовывают, но пока мало и неуверенно. Там, где при СССР у нас были сильные позиции - там получше. Белорусские газовые плиты, холодильники, русские и украинские ткани - они еще есть. ВПК сохранился только потому, что развалить эту громаду не успели - слишком много там разваливать, слишком суровы русские ВПК-шники.

У нас есть шикарный, недостаточно и плохо востребованный ресурс - увольняющиеся из армии люди. И совершенно естественно возникает желание этим ресурсом распорядиться правильно. Нет у нас такого государственного сектора, чтобы их трудоустроить - и не надо. Смысл рынка в том, что где тонко - там и бабло. Есть масса вещей, где только волю дай. Военная ипотека, например. Сейчас это делают гражданские организации. Позвольте бывшим военным строителям сделать свое предприятие...

Нет абсолютно ничего плохого в том, чтобы установить для русской франшизы цензовое ограничение - производство и услуги. Почему? Потому, что это позволит людям (то есть бывшим офицерам) опираться на свои сильные качества. На стойкость, упорство, дисциплину. Это не потребует от них изворотливости, подлости и наглости - как в финансовой сфере. Ценз русской франшизы - производство и услуги - как раз и направлен на сохранение главного актива, главных качеств.

И пускай чиновники расслабятся - тут вам не малина, тут надо работать, а не цыфирки рисовать. Ну и зарабатывать, естественно... :)

О нас и прочей хуйне...

Previous post Next post
Up