О нас и прочей хуйне, или почему мы никогда не будем жить хорошо 2

Jun 28, 2011 12:16

Первая часть тут.

Часть вторая. Русская степь.

Я даже не знаю, что об этом писать. С одной стороны, все уже написано. С другой стороны, если привести список литературы - придется перечислить все, что было написано, начиная со "Слова о полку Игореве" и заканчивая еще не написанным и не изданным. Вся русская литература - об одном. О русской степи.

В свое время, пытаясь определиться, почему мне нравятся одни авторы и не нравятся другие, я совершенно неожиданно для себя выделил один любопытный критерий. Наиболее интересными для меня были те авторы, которые при известной живости слога и изощренности сюжета писали на самом деле не о том, о чем хотели - а о том, что получалось писать. Иными словами, не штампующие текст авторы, а ведомые текстом. Как будто у них за спиной стояло нечто и мешало превратить похождения Максима Каммерера в прокоммунистическую бондиану. :) Впрочем, Бондарчук с задачей оговнения справился.

Русский писатель, с моей точки зрения, стоит перед совершенно уникальной проблемой. И язык у него великий и могучий, и школа литературная у нас совершенно уникальная - а как только пытаешься выразить нечто сильное и глубокое, так сразу на перо лезут "ёб твою мать", "срань", "пошелнахуй"... Это говорит о огромной эмоциональной насыщенности - а поскольку эмоция есть базальная вещь - об огромном базисе. То есть о колоссальной мощности базового архетипа.

Давайте вспомним народные русские песни. Смотрим тут. И видим, что тема степи и дороги занимает непропорционально много места. Если внимательно перечитать список песен - про степь (поле) написано не меньше, чем про любовь. А в той же любовной лирике - степь либо поле фигурирует более чем в половине песен.

"Это ж какое открытие автор сделал!" - иронично скажите вы. А я усмехнусь. Я ничего не открыл - я просто постулирую тот факт, что степь (поле) в русской культуре занимает огромное место - даже большее, чем любовь или тюрьма (каковая есть атрибут власти). Соответственно, и мощность архетипа (а говорить мы будем именно об архетипе) - несравнима. И обошелся я, заметьте - без составления списка литературы и долгих, унылых и ничего не значащих (пока их не наберется достаточно много) цитат. Вот так - просто и красиво доказал центральный тезис. Осталось его развить.

То есть вытащить из архаичных глубин нашей русской души архетип степи, развернуть, проанализировать и сделать выводы... Чем мы и займемся. А поскольку архетип штука базальная, то вытаскивать его мы будем по кусочкам, шоб не разорвало шаблон и башню не отвинтило. А то галаперидола на всех не хватит.

Первая характеристика степи - ее протяженность. Степь идет до горизонта во всех направлениях, уходит за горизонт и никогда не кончается. Есть в психологии такое понятие - агорафобия - боязнь открытых пространств. Вот степь и есть такое открытое пространство. Агора. По степи можно ехать много дней в любую сторону, и все равно будет степь. Та же самая. Вторая характеристика степи - одиночество. Ты едешь (или идешь) по степи, идешь, идешь, идешь - один. Редко-редко можно встретить кого-то. Кто это будет? Враг, друг? Когда разойдетесь - встретишь ли ты его снова? В степи можно встретить зверя. Поэтому третья характеристика степи - непредсказуемость. В степи ты один. Полагаться можно только на свои силы. Либо ты - степь, либо степь - тебя. Четвертая характеристика степи - фатализм, "русский авось".

Итого имеем четыре признака:
  1. Протяженность, необъятность.
  2. Одиночество.
  3. Непредсказуемость
  4. Фатализм.
Господа, вам не кажется, что только что мы тезисно изложили "загадочную русскую душу", о которой было столько написано у нас здесь и у них там? Четырьмя-пятью словами. Это второй кролик из шляпы.

Теперь, чтобы немного почувствовать, попробуем то же, но образно. С давних времен степь была постоянным спутником нашего человека. В степь уезжали к соседям торговать. Из степи приходила беда. Уходили "замирять степь" - не половцев, не не татар, а степь - так и говорили - и не всегда возвращались. От поселения до поселения, в гости к соседям - по степи. Хлеб сеяли - в степи. Селились - посреди степи, строились - посреди степи.

День. Конь. Неторопливый перестук копыт. Бескрайнее небо над головой и бескрайняя степь вокруг. Воздух свежий, наполненный пьянящим ароматом трав. Впереди точка. Приближается. Другой такой же путник. Друг, враг? Осторожно съезжаемся. Внешне расслабленные, спокойные, лошади идут ровно, руки опущены, лежат на отпущеных поводьях, а на самом деле - на рукоятке ножа, так чтобы видно не было издалека. Все ближе, ближе, ближе. Напряженный прямой взгляд - глаза в глаза. Что-то не понравилось. Угроза? Нет, просто проезжаем. Разъехались. Хорошо. Широка степь, да разъехаться в ней порой ой как непросто... Опять тишина, мир, покой. Бесконечная степь вокруг, бесконечное небо над головой да мерный перестук копыт...

Ночь. Огонек костра. Черная степь и черное небо над головой. Мир. Покой. Где-то воет степной волк. Далеко. Хрен с ним... Хорошо...

Знаете, какая книга из "их" литературы самая наша? "Маленький принц". Пустыня, одиночество, ночь, встреча с другом, беседа у костра... Самая добрая книга, наверное...

Помедитировать "на степь" - домашнее задание. Почувствуйте себя русским! Офисному планктону рекомендуется :)

О нас и прочей хуйне...

Previous post Next post
Up