Социальная кибернетика и психотроника, или вывих мозга как общественная парадигма - 23

Jul 18, 2014 07:17



Части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22.

Контролер - это состояние души. - часть четыре.

Рассматривая процессы, которые происходят в обществе, подвергнувшемся удачной психологической атаке, мы неминуемо приходим к стадии, когда разум уже потерял опору, включил свободное ассоциирование и начал порождать химеры одни страшнее другой. Сон разума неминуемо порождает чудовищ, а проникновение логики тождества из мира бессознательного в мир сознательного неминуемо порождает алогичные, противоречащие логике сознательного, разуму - ассоциации и образы. По сути, процессы, происходящие в социуме, становятся цепными, носят характер цепной реакции.

В свое время я пытался написать книгу (я некоторое количество книг пытался написать), своего рода фантастическую повесть. В ней космический корабль спасательной службы был отправлен на поиски пропавшей экспедиции. Экспедиция эта была выброшена ранее на неисследованную планету, и перестала отвечать на запросы. И вот спасатели, которые тоже как бы не знают (о планете мало что известно), с чем им придется столкнуться, оказываются перед совершенно жуткой задачей. С одной стороны, людей вытаскивать надо, с другой - они совершенно не представляют себе, с чем им придется столкнуться. В конце концов, вулкан, наводнение или пожар, ураган или метеоритная атака - это вещи, в общем, понятные. Ясные вещи. Для них даже и сейчас (не то что в просвещенном будущем) уже есть заготовленные сценарии в МЧС и службе спасения. Однако ни один из этих факторов в моей повести не имел места быть. Ну что еще у нас фантасты любят? Инопланетные чудовища и болезни, да, но они оставляют предметы материальной культуры - укрытия, приборы, станции связи, посадочные площадки, а тут даже следов лагеря - никаких...

Когда-то ситуация с неизвестной инопланетной опасностью уже обыгрывалась в фантастике. В романе Станислава Лема "Непобедимый". Однако там она была рассмотрена совершенно в ином ключе. Там достаточно быстро были обнаружены следы погибшей экспедиции и обнаружен источник опасности. В моем же случае все было несколько не так, и меня интересовали несколько иные вещи. Меня интересовала психология человеческого коллектива, столкнувшегося с неразрешимой и неизвестной опасной загадкой, которая к тому же - угрожает им самим. В процессе работы я достаточно быстро пришел к выводу, что у экипажа должно начаться (и достаточно быстро) девиантное поведение, там получалось достаточно весело, да... Ну, конечно, если считать, что кучка трясущихся от страха психов в тесном объеме спасательного корабля - это весело. Особенно если учесть, что после выхода на поверхность планеты им грозило помещение в совсем жесткий карантин до полного выяснения, и они это (как бы по сюжету) знали...

Собственно говоря, построение гипотетической (но реалистичной) картины психологической обстановки на борту этого корабля в ее развитии - ну вы поняли, полный аналог, да...

Однако сейчас мы с вами приходим в ту точку, где аналогия заканчивается. И вот почему. В "Девиации" была ситуация в замкнутом коллективе - это раз. Сообщение с Землей, изначально построенное на требовании соблюдения карантинных требований, носило совершенно функциональный характер. К тому же по причине того, что характер опасности был неизвестен, экипаж изначально подпадал под карантинные нормы и считался носителем опасности. Во-вторых, в "Девиации" опасность изначально носила объективный характер. То есть, она была неизвестна, но подразумевалось, что она объективна и находится в связи с физическими (химическими, биологическими) характеристиками места происшествия. То есть - можно было опираться на определенные (пусть и не совсем приятные) разумные и логические категории.

Рассматривая психологическую войну, мы видим следующее. Объективные, природные или иные естественные (например, экономические) катаклизмы нами рассматриваются всего лишь как спусковой крючок для целой цепочки процессов. Мы видим, что даже в случае вполне нормальных объективных условий возможно создание неполноты и противоречий разума, выводящих ситуацию на следующую ступень - на стадию свободного ассоциирования, прорыва логики подсознательного в обыденность и порождения химер. При этом наше общество не изолировано, оно окружено другими государствами, одно из которых (или несколько) ведут против него направленную психологическую атаку.

В отличие от "Девиации", где все было вкусно и интересно, но ситуация не управлялась человеческой логикой, в нашей с вами модели человеческая, но враждебная, логика - присутствует. И кроме того, мы знаем, что общество не стоит перед объективной опасностью, эта опасность носит субъективный, иррациональный характер, по-разному воспринимаясь каждым из членов общества. Что, как бы, еще усиливает девиантные проявления. Посему в данном случае и модель развивается по иному, нежели в "Девиации", сценарию. Вместо развития качественной такой фобии с элементами паранойи, галлюцинаций и прочих вкусностей - мы имеем при общем повышении уровня тревожности совершенно конкретную необходимость построения цепочки управления.

Всякий прорыв логики бессознательного в обыденность порождает сильные эмоции. Те, у кого хоть раз в жизни был ночной кошмар - знают об этом не понаслышке. Ты уже проснулся, до тебя уже дошло, что это только сон - но потом весь день ты ходишь с ощущением этого страха. На вопросы отвечаешь - "дурной сон приснился". Он и в самом деле сон, и к тому же - абсолютно дурной, но ведь на эмоциональное состояние влияет, верно? Вот канализация этих эмоций в нужном направлении и является первой задачей контроля.

Замечательный ученый, популяризатор науки и писатель-фантаст Айзек Азимов написал прекраснейший цикл романов Foundation. На русском языке этот цикл выходил в нескольких переводах, мне больше всего нравится тот, в котором он называется "Фонд", я его видел только в бумажном варианте, к сожалению. Сюжет цикла таков, что перед гибелью Галактической Империи со столицей на Транторе некто Селдон создает фонд, цель которого - спасти цивилизацию при наступлении неминуемого и предсказанного Селдоном крушении империи. К слову сказать, гипотетическая "психоистория" имени Селдона достаточно близка по парадигме к нашим с вами экзерсисам... Так вот, в процессе реализации Плана Селдона (империя уже тю-тю, само собой) в происходящих в обитаемой вселенной событиях происходит сбой. Некая сила захватывает один мир за другим.

Империя погибла. Планеты сами по себе борются за существование. Жизнь нестабильна, но потихоньку налаживается. И тут появляется некий таинственный захватчик (в романе он называет себя Мул), который захватывает одну планету за другой. Планеты сдаются без боя. Чем же он, стервец эдакий, их берет? В романе "Фонд и Империя" таинственный Мул обладает способностью контролировать эмоции людей...

Способ канализировать (т.е. направлять в нужное русло) неконтролируемый выброс эмоций - а в условиях, когда происходит свободное ассоциирование, этот выброс неконтролируем в принципе - и способность Мула - одно и то же.

На самом деле цикл "Фонд" имеет достаточно прямое и непосредственное отношение к психотронной войне. Айзек Азимов - биохимик по образованию. Во время войны работал на армию США в качестве химика, после войны вернулся в науку, защитил докторскую и приступил к работе в Бостонском университете. В 1979-м году ему было присвоено звание профессора. Как раз во время научной деятельности Азимова в Бостонском университете, в США шла программа МК-Ультра, о которой мы уже вспоминали в данном цикле. И которая охватывала много университетов.

Вопрос залу. Может ли биохимик, ставший профессором по специальности "биохимия", писателем и популяризатором науки, не иметь в своей библиографии ни одной работы по собственно биохимии? Три монографии в соавторстве не в счет - они написаны либо до 1958-го, либо после 1979-го года. За что ему профессора дали? Существует очень ненулевая вероятность того, что профессора ему дали за те работы, которые в библиографию не вошли. Потому что не положено такие работы включать в библиографии...

Да и по другому вопросу этот самый Бостонский университет тут уже всплывал...

И контекст появления в сюжете, и способность Мула, особенно с учетом рассмотренных нами в данном цикле вещей, говорят о том, что развитие сюжета в "Фонде", равно как и наше рассмотрение - не случайны. И не случайно так похожи. Весь цикл рекомендую к прочтению горячо. Будут и лазеры, и бластеры, и звездолеты, будет и какава с чаем. Очень умно, очень глубоко, очень интересно.

Между прочим, в 1942-м году, когда Айзек уехал работать химиком на армию, уехал он в славный город Филадельфия. Да-да, тот самый, про который есть конспирологическая история про Филадельфийский эксперимент. Нет, конечно же, ни в какую телепортацию, да еще и целого эсминца, я не верю - но заметьте, что если бы эксперимент производился, то производился бы он... Да-да, именно на верфи, где на тот момент уже год околачивал груши некто Айзек Азимов. Оставим в покое несчастный кораблик, ладно? Давайте подумаем, чем может заниматься на верфи - химик?

Чем может заниматься химик на корабле - понятно. Контроль качества топлива, смазки, воды, проверка огнетушителей, противогазов и прочего мотлоха. Но чем может заниматься химик - на верфи? Пожарный может следить за соблюдением норм безопасности. А химик? Дегазация топливных танков - процедура давным-давно отработанная на уровне экипажей кораблей, к тому же дегазация танков, сдача на склад / прием на складе тех самых противогазов - задача боцмана. Топливо и воду корабли принимают с портовых лихтеров, это совершенно отдельная структура. Лаки, краски, растворители всякие принимаются на склад от компаний-поставщиков и выдаются рабочим сменам со склада. Остается контроль состояния воздуха в помещениях судов во время проведения работ, но тут явно достаточно простых детекторов и тех же пожарных.

Так чем химик (между прочим - биохимик) мог заниматься на верфи, если даже в банку с краской ему там залезть нельзя, потому что незачем и грабли поотбивают, за порчу казенного имущества?

А вот еще кое-что любопытное. Вместе с Айзеком Азимовым на той же верфи работали еще два любопытных человека. Некто Роберт Хайнлайн и некто Лайон Спрэг Де Камп. И вот что интересно. Все трое стали знаменитейшими писателями-фантастами. Кроме Азимова и Хайнлайна в тройку величайших входил только Артур Кларк, британец. Однако выбившийся из тройки величайший фантастов член тройки друзей - Лайон Спрэг Де Камп - создал новый стиль литературы, ныне известный как "фэнтези", где он - безусловная живая легенда. Вот фото, где они все вместе во время службы на той самой верфи:



У меня есть один простой вопрос. Почему на других верфях США того периода не возникло столь же плодотворных творческих коллективов? В конце концов, если служба морского офицера настолько легка и привольна, чтобы формировались "клубы по интересам" подобного уровня - то можно было бы ожидать и большего? Троицы великих композиторов с верфи в Бостоне, например, или тройки великих певцов из Портсмута? И наконец, любопытен состав тройки. Биохимик, кадровый морской офицер и выпускник Калтеха (!), на тот момент - сильнейшего американского института в области технологии и прикладной науки, где на 900 студентов приходится почти в полтора раза (1200) больше аспирантов.

Я в свое время читал замечательную книгу "Вы конечно шутите, мистер Фейнман", и вот что мне это напоминает. Мне это напоминает пару ученых, работающих над одной проблемой, и прикрепленного к ним офицера. Ни больше и ни меньше. Скорее всего, в годы войны на Филадельфийской верфи действительно существовал некий "ящик". И в этом "ящике" занимались далеко не ремонтом судов. Или не только ремонтом судов. Или - не судов вообще... А байка про несчастный Элдридж возникла позже. Как и жуткие истории про другие загадочные "ящики", которые укрывали свои секреты на территории совершенно посторонних объектов...

С Азимовым связана еще одна загадка. С 1958 года Бостонский университет перестал платить Айзеку зарплату, но место за ним оставил. Раз оставил место - значит, человек со своей работой в университете справлялся хорошо. И тот факт, что в 1979 ему было присвоено звание профессора, говорит о том, что не просто работал человек - пахал. Ни за что, ни за копейку... А ведь помимо огромного литературного наследия перу Азимова принадлежит множество блестящих научно-популярных книг! А научно-популярная литература - это такая литература, которую не каждый ученый написать сможет. Официальная точка зрения говорит, что он так хорошо зарабатывал литературой, что в деньгах не нуждался. Ну и писал бы книжки дома, вы не находите?

Давайте сложим все вместе, и представим себе вот какую картинку. Человек работает, но денег ему не платят. Потому что, чтобы платили деньги - у него должны быть официальные программы исследовательские, официальные аспиранты, публикации. Человек вырос с доцента до профессора - этого сидя на стуле не высидишь. И - ни одного студента, аспиранта, программы? Ни одной публикации по биохимии? Зато - очень много научпопа и еще больше фантастики? За это дают профессора?

Очень интересное место, этот Бостонский университет, опять же - и верфь рядом...

Поневоле возникает теория, что пока Айзек Азимов занимался у себя там в университете вещами, не предназначенными для публикации, два старых друга лепили ему сценарные заготовки, а то и целые главы. За нормальную трудовую копейку. Для англосаксов дело привычное, опять же - Шекспир. Делали это они, чтобы создать официальное прикрытие для коллеги, бьющегося в это время над проблемами скучными и секретными... А потом редактура, правка текста - и официальная легенда об успешном фантасте, альтруисте, гуманисте и энтузиасте. Комар носа, так сказать...

В мировом искусстве встречаются, и достаточно часто, примеры психотронного воздействия на человека. Достаточно вспомнить, как Одиссей залеплял воском уши товарищей, чтобы не поддались они чарующему пению сирен. Опять же, Медузы-Горгоны всякие, русалки, Соловьи-разбойники... Однако у Азимова мы встречаем первый и единственный раз, когда эмоциональный контроль является самостоятельным и самодостаточным методом воздействия на человека в военных целях. Не гипноз, не телепатия, не телекинез - а эмоциональный контроль. И применяется он - до осуществления вторжения. Как метод обеспечения прорыва. А это, как мы знаем - отличительный признак психотронной войны.

Ну, поконспироманили, посмеялись (и по ходу дела разобрались с Элдриджем) - теперь за дело.

Эмоции имеют два знака. Плюс и минус. Положительные эмоции улучшают состояние, повышают тонус, выгоняют в кровь эндогенные опиаты. Отрицательные - наоборот, снижают уровень эндорфина. Так вот, все это верно только до определенной степени.

Дело в том, что слишком сильные эмоции могут оказывать парадоксальный эффект. Это происходит потому, что сильный очаг возбуждения в мозгу приводит к торможению коры вокруг себя. Нервные процессы, протекающие в виде импульсов электричества в аксонах нейронов, черпают свою энергию из калий-натриевого обмена в мембранах этих самых аксонов. Соответственно, у нас есть некий предел, обусловленный необходимостью для организма восстановить этот самый калий-натриевый баланс. А восстанавливается калий-натриевый баланс исключительно путем доставки в мозг человека кислорода и питательных веществ посредством деятельности кровеносной системы.

Кстати, заметьте - мы говорим о биохимии процесса, да...

У человека есть определенная граница, связанная с производительностью сердечно-сосудистой системы, качеством питания и уровнем кислорода в крови. Сердце не может биться 500 ударов в секунду. 200-220, может чуть больше - и все, капут. Соответственно, и энергетика организма, в том числе энергетика эмоций - имеет определенный естественный физиологический и биохимический предел. И потому слишком сильные эмоции истощают мозг...

Слишком сильный очаг возбуждения в мозгу потому тормозит окружающую кору, что для его поддержания мозгу приходится вычерпывать "горючее" из областей, которые находятся рядом. И которые получат питание через кровеносную систему - только спустя некоторое время. Таким образом, слишком длительное и интенсивное эмоциональное воздействие на мозг истощает его независимо от знака. Не только депрессия, но и эйфория в больших дозах приводят к апатии, снижению сопротивляемости, снижению порога внушаемости. И чем более вы склонны эмоционировать, чем меньше вы контролируете свои эмоции - тем проще вас довести до такого состояния, когда вы будете тупо исполнять любые команды. Бруно Беттельгейм не потому написал свою книгу, что был суперменом - а потому, что отнесся к ситуации как исследователь, то есть логически, а не эмоционально. Только это позволило ему выжить в концлагере. Ему хватило того питания, которое получал его мозг, чтобы сохранить в себе человека в условиях, когда другие доходили до животного состояния. Развивайте осознанность, развивайте перцепцию!

И кстати - мы пока все еще говорим о биохимии, обратите внимание...

Если мы говорим о периоде свободного ассоциирования и прорыва бессознательного в обыденность, если мы говорим о неконтролируемых выбросах эмоций, то у нас (если мы атакуем) есть две проблемы. Первая - ассоциирование свободно и нами не контролируемо. Это мозг реципиента ассоциирует, а в каждый мозг не залезешь. Реципиент вполне может наассоциировать такое - ой-вэй, держите меня трое! То есть для того, чтобы сделать человека управляемым (при массовом промывании мозгов), нужно довести его мозг до состояния угнетения, чтобы затраты на свободное ассоциирование оказались для него неподъемны. Вторая проблема - неконтролируемые эмоциональные выбросы. Человек живет, потом трах-бах - и звереет от ерунды какой-нибудь, начинает все крушить и всех убивать. Потому, что мощный эмоциональный выброс, и человек сам себя не контролирует. А в общем случае нам это не нужно. Мы хотим управлять обществом, а не доводить его до разрушения всех окружающих его материальных ценностей. Потому нам, опять же, требуется довести общество, которое мы атакуем - до состояния эмоционального истощения. Дабы имеющихся в распоряжении человека ресурсов не хватило на мощную эмоциональную реакцию.

"Джаз. Секс. Бокс." (ц). Сильные эмоциональные стимулы, воспринимаемые нами как признаки "нормальной" жизни. Сильные коллективные переживания. Футбол, например, Евровидение, много яркой рекламы... Конечно, существуют культурные традиции. Конечно, существуют традиционные праздники и мероприятия. И не каждый футбол - акт психотронной агрессии. Однако две последних "революции" - в Грузии и на Украине - были приурочены к Олимпиадам не случайно. Люди, наэмоционировавшиеся перед телевизором, глядя на Олимпиаду - будут гораздо менее остро реагировать на события в далекой стране, у них уже эмоциональная сфера подизрасходовала свое "топливо"...

В 1917-м году в России произошел государственный переворот, ныне известный как Великая Октябрьская Социалистическая революция. И сразу же на арене цирка, на революционной трибуне - возникла Саша Коллонтай со своей теорией глотка воды. Секс - одно из сильнейших эмоциональных переживаний, доступных человеку. Сексуальная революция, раскрепощение обосновывались Марксом и Энгельсом как один из важнейших этапов пролетарской революции.

Заметим, что первое применение тех методик, которые мы называем современными методами манипуляцией обществом, и которое представляло собой рекламную кампанию табачных изделий, было проведено Эдвардом Бернейсом с прицелом именно на женскую аудиторию. И эта компания включала сексуальность (как наиболее эмоционально значимый фактор) в самом своем лозунге - "каждая курящая женщина имеет свой пенис".

В 60-х годах секс был использован левыми движениями в США в движении хиппи. Следует сказать, что после Второй Мировой войны левые движения в США подверглись жестоким репрессиям (см. Маккартизм) и в общем, в качестве серьезной политической силы утратили влияние. Попытка реанимации левых движений через пацифизм, выраженный в идеологии хиппи была интересной задумкой. Однако удивительно быстро появились интересные люди вроде Джона Лилли, которые придали движению "духовную" направленность, убедительно вещая о том, что путь социальных преобразований гораздо хуже пути наркотиков.

В 80-х в СССР, когда вовсю гудела Перестройка, появилась крылатая фраза "в СССР секса нет". Фраза эта сейчас активно используется для дискредитации отношения социалистического государства к интимной жизни своих граждан. Однако, если мы познакомимся с историей ее появления, то увидим, что это была всего лишь обмолвка одной из участниц телемоста. Тогда весь СССР смеялся над этой фразой. Сейчас она используется как характеристика социализма. Даже реклама такая по ТВ идет - "В СССР секса не было, а у меня был".

Ребята, в СССР секс был! Более того, в СССР была замечательная штука - семейная консультация, прямо при ЗАГСах, работали семейные психологи в поликлиниках, была женская консультация, где можно было получить массу советов - от гигиены до направлений на массаж ребенку, было очень много всего. А сейчас все это сокращено и урезано донельзя. В СССР и процент разводов был ниже, и детей в семье было больше. Нынешняя "официальная" пропаганда, извращая состояние дел с сексом в СССР, не только обманывает, но еще и присваивает гештальт "сексуальности" западу. То есть, если западное - значит сексуальное, а если СССР - то секса не было типа...

Пропаганда секса как раскрепощения, характерная для Запада, для революционных и перестроечных процессов в России начала 20-го века и в СССР периода его распада, для современных исламских стран (вспомните скандалы с активистками на Среднем Востоке в последнее время) вовсе не служит тому, чтобы люди могли жить счастливо в браке и любить друг друга. Она создает предпосылки для эмоционального истощения посредством эксплуатации одного из мощнейших эмоциональных стимулов, доступных человеку, а также для использования контроля над сексуальностью человека для реализации политических целей.

Традиционные купальники начала века - фактически целые платья - сокращались в размерах до тех пор, пока не достигли микроскопических масштабов. Нудизм - чисто западное изобретение - достиг своего потолка. И что мы видим сегодня? Сегодня мы видим пропаганду гомосексуализма...

Ни в одной из нормальных культур гомосексуализм никогда не был поощряемым явлением. Даже в Британии 40-х годов он был настолько неприемлем, что Алан Тьюринг, великий математик, работавший в Блетчли-Парке на британскую разведку - лишился всего. Это человек, взломавший Энигму. Гомосексуализм - это болезнь. Это психологическая травма, как правило детская, которую вполне можно выявить и излечить. Был такой превосходный писатель - Михаил Зощенко. На протяжении своей жизни он страдал от невроза, который препятствовал нормальным его отношениям с противоположным полом. Невроз ему вылечить не смогли, и неудивительно - дело было в 30-х годах, психиатрия была в зачаточном состоянии, тем более в СССР.

Самостоятельно, ориентируясь на работы Павлова и Фрейда, Зощенко провел себе психоанализ. И нашел ту младенческую травму, которая породила его невроз.Он написал об этом замечательнейшую книгу "Перед восходом солнца". У него была жена, был сын, был внук...

У него не было необходимого объема знаний, клинического опыта, необходимой помощи. Он справился. Что он сделал? Он вывел вытесненный негативный психологический опыт в перцепцию...

Повторяю еще раз для всех. Перцепция - это не больно. Это болезненно (потому что приходится сталкиваться с вытесненным опытом), но не больно. И это очень-очень хорошо и полезно.

Сегодня количество психологов, психотерапевтов и психиатров - зашкаливает. Уровень развития психологической науки - не в пример выше. И что я вижу? Я вижу, как президент США борется за права сексуальных меньшинств... Это не может быть искренним - у человека семья, жена, дети. Это политика. А зачем в политике использовать такие методы? Если у вас есть возможность контролировать сексуальное влечение человека - он полностью в ваших руках. Вы можете его истощить эмоционально до полной потери сопротивляемости. Вы сможете внушить ему любую "сверхценность", просто заассоциировав ее с сексуальными эмоциями. Если вы хотите управлять человеком, но не можете влиять на его сексуальное влечение - вы бессильны.

Два самых сильных инстинкта человека - инстинкт выживания и инстинкт продолжения рода. Это - самые мощные эмоциональные рычаги. По сравнению с ними власть и деньги - это ерунда сущая, ссущая и срущая. Естественная сексуальность человека, реализуемая через принятые в усвоенной им культуре нормы и правила, не зависит от рекламы, пропаганды и так далее. Только она способна привести к созданию нормальной семьи, построению нормальных отношений, рождению и воспитанию здоровых детей. Любые посторонние вторжения в сферу сексуальности вызывают патологии развития. Более 50 лет на Западе длится эпоха Бернейса, начавшаяся с эксплуатации природной сексуальности в интересах корпораций и политических партий.

Не позволяйте кому попало дергать вас за конец. Это плохо заканчивается...

Вывих мозга

Previous post Next post
Up