Социальная кибернетика и психотроника, или вывих мозга как общественная парадигма - 5

May 09, 2014 16:21

Части: 1, 2, 3, 4.

По тундре, по железной дороге...

Предыдущая секция не показалась особенно страшной, верно? Мы ведь и так знаем, что телевизор - это проклятый "зомбоящик", что в Интернете "все врут", что по радио хорошего не услышишь, что в газетах умного не напечатают, что Канадская Оптовая компания - никакая не канадская, и к тому же - не оптовая, что детей не приносит аист, что Деда Мороза нет и что Бабай по гостям не ходит... Последнее да, интересно звучит в контексте...

Ребят, мы взяли совершенно корректный исторический факт (внедрение внеперцептивных методов на системной основе в технологии управления массами), оценили масштабы (объемы рынка рекламы), и даже - прикоснулись к последствиям ("клиперы" как доминирующий тип личности). И никого это не ужаснуло... Почему? Потому что нет автоматчиков на вышках и включений ПБЗ дважды в сутки? Ну, когда придет время автоматчиков - тогда и ПБЗ включать будут по расписанию. А пока что ПБЗ - в виде эффективного менеджмента и современного маркетинга - неторопливо (и очень приятно) разъедает ваш мозг. Как рак. А не страшно это - потому что привычно...

Мы же будем углубляться в тему по одному из избранных направлений. На самом деле тут можно было бы перейти дальше сразу в технологии - но это слишком походило бы на сценарий для передачи "Тайны мира", которую Аня Чепман ведет. И в общем неплохая передача. Народ - в массе - веселит, делает жизнь нескучной. Прививку от идиотизма дает. А те, кто наплавался и нахлебался - ржут до невозможности, как лошади, потому что в передаче-то фактурки хватает, причем такой фактурки - облысеть не встать... Но у Ани свой формат, своя аудитория (клиповая в основном), своя задача (развлекательно-познавательная), а мы тут по-старинке, текстом, да еще и не аудиокнигой - а буковками, чтобы читатель напрягался, думал...

Сегодня мы поговорим о суггестии. Как видно из определения - это и есть то самое внеперцептивное воздействие, которое мы рассматривали в прошлых частях. Оказывается, в психологии оно известно давным-давно. Более того, даже в древнейших культурах оно было распространено весьма широко (шаманизм, религия). Однако раньше оно весьма строго контролировалось очень квалифицированными людьми (шаман племени, первосвященник церкви, идеологический отдел ЦК), а сейчас отдано на откуп многочисленным рекламистам. Свобода, мать его, и демократия, и рыночная экономика...

В приведенной ссылке приводится достаточно много видов возможных способов проведения внушения. А количество ссылок на методики (а каждая методика обладает своими видами и методами) - также велико. Что как бы, даже при поверхностном взгляде, не углубляясь - позволяет оценить широту поля и глубину борозды. И объяснение тому простое - работает хреновина, еще как работает, вот ее и пихают куда не попадя все кому не лень.

Вот мы говорим, что никакого кино, кроме американского, на сегодняшний день на экране не представлено. Что Голливуд дает лучшую кинопродукцию. Что фильмы снимать умеет. Интересные, яркие, оригинальные... А оригинальные ли? Вот в 2011 году на экраны вышел блокбастер "Заражение". Фильм яркий, захватывающий, без зомби, без нападения инопланетян. Хороший. Но мы не об этом. Ранее в Голливуде был снят фильм "Эпидемия" (1995). Тоже зрелищный и хороший. Но мы опять не об этом.

Мы о тех временах, когда в Голливуде не снимали ничего кроме кино о ковбоях и унесенных разными прородными явлениями, а само американское кино на наших экранах было представлено в основном фильмами с обязательным участием Дина Рида.

В 1957 году в СССР был снят фильм "Четверо". Если посмотреть этот фильм, то быстро становится ясно, что в Америке даже на эту тему ничего кроме римейка снять не сумели. Ну потому просто, что производственная тема никогда в американском кинематографе спросом не пользовалась, а у микробиологов к тому же - скучная, педантичная и совершенно некиногеничная профессия. Если мы посмотрим на многие современные голливудские сюжеты, то обнаружим, что в старом советском кино задолго до того, как Клинт Иствуд понял, что Гамлета ему не сыграть - они были представлены картинами очень неплохого художественного уровня. Вот мы и разрушили один из мифов о Голливуде. Там дерут старую жуйку, перелицовывают ее, пакуют, и нам за деньги продают назад - но хрен с ними, с сатрапами...

Нас интересует другой фильм на тему эпидемии и микробиологов - "В город пришла беда" (1966). Фильм является предтечей большинства голливудских "эпидемий" - в нем есть и смертельно опасная тропическая болезнь, и поиски вакцины, и определение источника заражения, и изоляция вирусоносителей, и чрезвычайное положение в городе... Фильм безусловно интересный с точки зрения приключенческого жанра, и чертовски хороший по художественному уровню. Но есть в этом фильме один эпизод, который проходит незамеченным. Это сцена с танцами, на которых падает зараженная девушка. За одну эту сцену необходимо было бы дать Оскара сейчас - или Госпремию тогда. Почему? Во-первых, вечеринка снята удивительно естественно. Все пьяненькие, но в меру. Особенности поведения человека "навеселе" переданы исключительно. Все веселые и доброжелательные - причем абсолютно естественные. И сам танец - предшествовавший падению - интересен крайне, ибо уникален.

Психологи знают, что нормальное возбужденное состояние человека отличается от болезненного возбуждения очень сильно. Есть характерные признаки. Так вот, рекомендую найти фильм и посмотреть этот эпизод - там барышня (а она сейчас упадет, а потом в больницу попадет) - исполняет танец в состоянии болезненного возбуждения, и характерная симптоматика передана - хоть психологов учи в институтах! А окружающие ничего не замечают, думают - веселится барышня...

Вот так же и суггестивное (субперцептивное) воздействие - вы думаете, что все ок, а потом сразу - брык.

К слову сказать, в современном кинематографе такой игры нет. Там и роль-то - незначительная. Неглавная. И фильм по тем временам - проходной. А сейчас так играть не могут. В принципе, потому что разучились...

А вот еще один фильм из той эпохи - и как вы догадываетесь, сыгран тоже запредельно реалистично - "Случай из следственной практики" (1968). Отвлекаясь замечу, что некоторые темы там, специфически ментовские, переданы так - "Глухарь" стонет от зависти, стонет и зубами скрежещет... Так вот, в этом фильме главный герой - баба-следователь. Очень хорошо передан характер, образ раскрыт, глубоко симпатичен и так далее. И есть в этой картине один интересный эпизод. Приходит домой эта женщина, этот сотрудник прокуратуры, а дома посиделка. И вот пока она сумки тяжелые ставит, за дверью слышится шушукание. А надо сказать, что муж у этой женщины, судя по шушуканию - в "ящике" работает. Крепит, так сказать, обороноспособность Родины. Чтобы не пронесло. И до чего они договариваются там, пока она туфли скидавает да в комнату заходит? А договариваются они ее не замечать. Эпизод длится пару минут, пока ей не суют в руки гитару - типа пожрать принесла, водяры купила - теперь еще и развлекай... Очень резкий и неприятный эпизод. Но - крайне реалистичный. И в другом эпизоде - разговор с тем же мужем на кухне. Как он ей говорит - "ты информацию собрала, в себя, как в машину Урал-2 загрузила"...

Это нормальные, в общем, эпизоды для тех лет. А давайте вспомним сериал "Каменская", тоже муж-очкарик...

Возникает вопрос. Откуда взялся такой образ в кино? Что он реалистичен - никто пусть даже не спорит, требования социалистического реализма в то время - не обсуждались. Откуда образ отстранения интеллигенции от милиции в советской действительности?

Когда-то давно, в 1945-м году, в СССР начался атомный проект. Нужно было делать бомбу. А значит, нужно было собрать людей, которые будут бомбу делать, а не на собраниях выступать. И такие люди нашлись. Только вот беда - создание бомбы требовало критического, перцептивного мышления. А не коллективного консенсуса нашего косинуса. И вот один из таких людей - Ландау. Удивительный человек. В 1938 году - на пике репрессий - выпускает листовку, призывающую к свержению сталинского режима. В 1955-м - подписал "Письмо трехсот". Совершенно невыдержанный идеологически тип.

Работая над бомбой, Ландау однажды дотрынделся до того, что разъяренный Берия... Вы себе представляете разъяренного Берию? Я даже не пытаюсь. Так вот - разъяренный Берия пришел к Капице и прямо сказал, что вот сейчас... Капица в лоб спросил Лаврентия Павловича - Лаврентий, тебе бомба нужна? Герой, лауреат, член, одних сталинских премии - три штуки. Это я - про Ландау.

В среде современной ему научной интеллигенции Ландау был знаковой фигурой. Но не он один из современников отличался подобным девиантным по тем временам поведением, и все - люди известные. Сергей Палыч Королев, к примеру, матом крыл виртуозно - деревья качались. А человек из другого поколения - Иосиф Шкловский (накрывший одной популярной крышкой целый почти уже созданный "ящик" по добыче антиматерии для оборонки), хоть и не сидел, но почти севший перед войной, и поработавший десятником на БАМ-е (см "Эшелон") - тоже был не лишен некоторого "цымеса".

Из науки прикладной в науку академическую оппонирование тотальному "хомячковому" (как сейчас принято считать) консенсусу пробралось в виде обсценной лексики и демонстративной "зонной" контркультуры. На самом деле, конечно, наши замечательные ученые не протестовали против милицейского произвола и так далее. Все же не дураки были. Однако, использование органов правящей элитой, для оказания давления на научную общественность  - вызвало ответную реакцию. И если действительно серьезные специалисты могли говорить - и то не всегда - более-менее прямо, то подавляющая (хоть и не совсем серая) масса - нашли способ уязвить. Например, как это показано в "Случае из следственной практики"...

Ну а из рядов научной интеллигенции все это не могло не перекинуться и в ряды интеллигенции художественной. А частично - прорасти там самостоятельно, зародившись почти по Лысенко...

Давайте попытаемся вспомнить Булата Шалвовича Окуджаву. Это замечательный человек ((ц) Доктор Ливси, м/ф "Остров сокровищ"). Сын старого большевика, известного коммуниста, комиссара (!) дивизии. Ребят, вы себе можете представить старого большевика, коммуниста версии 1.0, комиссара, председателя Губкома? Вы понимаете, чем таким этот человек занимался с 1918 по 1921-й год, что в 21-м его сделали председателем Губкома Кутаиси? Ну уж явно не цветами на рынке торговал... И все бы ничего, но в 1937-м добрейшей души человека, который мухи в жизни не обидел - расстрелял кровавый тиран...

Булат Шалвович, несомненно, талантливый человек. И песни его я люблю. Но давайте будем честны - у него была персональная причина ненавидеть Сталина. И он был такой - не один. Из популярных были еще Галич. Высоцкий. Много было. И все - ненавидели.

Но пришел Хрущев, обличил Сталина, и все должно было бы измениться - но нихрена не изменилась. Раньше должны были любить одного человека - теперь должны были любить всю Партию. И антисталинские песни, стихи и книги, которые были позволительны некоторым авторам, оказались крайне непозволительны - все остальным. Партия сказала - "да вы что ребята, охуели?" И КГБ (МВД, Комсомол) ответили - "есть"! Покатилась вторая волна. Тихая... А тут еще вдруг выяснилось, что и перемен-то нет особенных, и даже хуже стало, потому что при Сталине все вертелось - а тут вдруг стало заедать. Харчи пропали. С деньгами стало хуже. И Партия - критики не приветствует. Потому как Сталин мог ошибаться, но Партия ошибаться - не может.

Потому высказывать, выплескивать, выражать свое свободолюбие, гордость и все прочие качества люди стали - в тюремной романтике. И чем дальше - тем больше ее было... Поскольку за песни о войне сажали - люди начали петь совсем другие песни. Самое любопытное заключается в том, что Партия отнеслась с пониманием. Ну понятно было, что будут петь или о зоне, или о Партии. А песни о Партии - Партии ни к чему...

Это, если вы понимаете - мы бэкграунд изучаем. А теперь пора на граунд...

Задача любой рекламной компании - создать массовую информированность (до Бернейса) или массовое мнение (после Бернейса) о продукте. Чем больше людей будет знать (или иметь мнение) о продукте, тем большее количество людей этот продукт приобретет. Если мы рассмотрим преступную романтику в песнях 60-70-80-х, да с точки зрения рекламной кампании...

Я вам приведу только один пример, очень яркий. Был такой поэт - Есенин. Не слышали? Вот вам ссылка. Поэтом он был в так называемый Серебряный век русской поэзии. Не слышали? Да что ж вы слышали? Вот вам ссылка. Поэтами Серебряного века были также Блок, Мандельштамм, Маяковский... Да, так вот. Сергей Есенин был романтиком, и был гением. Многие его произведения характеризуются популярной в то время темой русской ностальгии. Тема была действительно популярна. Русская ностальгия - совершенно уникальное состояние, доходящее иногда до клинических случаев, и самое прекрасное изображение такой клиники дано в романе Ф.М.Достоевского "Бесы". Не слышали про Достоевского? Посмотрите фильм "Идиот", любой из. Кстати, количество снятых фильмов говорит о значимости и уровне автора. Если вы не слышали о Достоевском - значит книги вам предлагать бесполезно. Так вот, тема сисек клинической версии русской ностальгии в "Бесах" раскрыта целиком и полностью...

Но вернемся к Есенину. Гений, романтик, не чуждый русской ностальгии, поэт... И что сделали эти проклятые большевики с его наследием? Некоторые его вещи в блатной аранжировке исполнял Аркадий Северный. А вот еще, причем контекстик и видеорядик аутентичные:

image Click to view



Это, если вы не поняли, русский ресторан в Париже, по совместительству - конспиративная квартира эмигрантского союза. А исполнитель - далеко не наш человек...

Эти проклятые большевики сняли тетралогию про графа Тульева, резидента - сперва ихней, а потом нашей разведки. Буду приучать вас к Гуглю - гуглите сами... И вот в этом фильме прекраснейшую песню Аграновского исполняет вор, предатель родины, иностранный шпион, а на самом деле - советский контрразведчик по кличке Бекас.

Вот только в качестве советского контрразведчика он шашлыки на даче жарит. А в качестве иностранного шпиона, вора и предателя родины - исполняет прекрасную песню...

image Click to view



Любой художник, в принципе, находится в определенной оппозиции к обществу. Просто потому, что общество - оно номинализировано, это средний уровень, а художник - всегда выпирает из него в какую-то (иногда совсем невообразимую) сторону. Потому почти любое эмоционально насыщенное (не попадающее в привычную канву) произведение политике партии не соответствует. И когда компонуется фильм - самое мощное эмоциональное воздействие оказывают именно отрицательные герои. Хулиган, убийца, шпион - это всегда адреналин, это всегда ярко и неожиданно. Мы с ними в жизни, в норме - не встречаемся, для нас всегда это - определенный эмоциональный шок. А когда мы имеем мощную эмоцию - обязательно получается суггестия...

Поколение 60-ков, которое помнило последствия войны, слышало живые рассказы живых людей, живота своего не щадивших, которое еще восприняло тот мощный эмоциональный импульс, воплотило его в искусстве в образах, самыми эмоционально действенными из которых стали образы подонков. Социальных отщепенцев. Уродов. И все это - в общенародных масштабах.

А ведь эти песни и эти фильмы слушала не только интеллигенция - слушали и милиция, и артмия, и КГБ, и номенклатура...

Так стоит ли удивляться тому, что в 91-м, когда для сохранения страны нужно было всего лишь поднять вопрос в Верхровном Совете СССР - все освистывали Андрея Дмитриевича Сахарова, который как раз и требовал его поднять - признанного диссидента и жертву этой системы и этой страны?

Американцы гордятся тем, что разрушили СССР в идеологической войне. Они гордятся тем, что догадались взять на работу советских диссидентов, выехавших за границу. Но давайте задумаемся вот о чем. Что говорили на Радио Свобода эти диссиденты? Они ставили нам наши песни, написанные нашими авторами, чтобы мы их слушали...

Вклад американской пропаганды в крах СССР на самом деле - минимальный. Потому что до момента распада 30 лет вся советская медийная промышленность денно и нощно порождала, закрепляла, продвигала, прокачивала те образы, то отношение, то мироощущение - в каких места Союзу Советских Социалистических республик не было. В принципе не было...

Всякое суггестивное воздействие на то и суггестивное, что не осознается. Приведу пример из анекдота:

Идет профком:
- Рабинович, вы назвали Иванова негодяем, немедленно извинитесь, или вас уволят!
- Я должен извиниться и все? А как?
- Скажите: "Иванов, вы честный человек, я извиняюсь"
- Иванов, вы честный человек? Я извиняюсь...

Любая реклама, воздействуя суггестивно, имеет явные и скрытые слои. Мы уже говорили о рекламе АО МММ, где героем был даун, а срабатывала она на интеллигенцию. Сегодня мы поговорили о прекрасных, хороших, качественных фильмах, песнях - которые оказывали совершенно противоположное необходимому воздействие. Образный ряд был одним - а эмоциональное наполнение - другим. Давайте посмотрим на современную рекламу. "Агрессивный фильм", "сексуальная машина", "крутая тачка"... Категории, проходящие бэкграундом и имеющие далеко не самое безобидное в смысле общественного здоровья значение - превалируют. Да, с образным рядом все более-менее (хотя бывают исключения), а вот с эмоциональным наполнением - бяда... И все это - непрерывно, все это нас атакует, все это специально делается так, чтобы нас отвлечь, чтобы залезть нам в подкорку...

Беда с башнями ПБЗ не в том, что они включаются каждый день. А в том, что они действуют постоянно...

Ну и чтоб закончить эту тему, приведем действительно неплохую песню. Исполняет песню фронтовик, артист, добрейший и интеллигентнейший человек. Юрий Никулин. Наслаждайтесь:

image Click to view

Вывих мозга

Previous post Next post
Up