Про народную культуру и современность

Jun 30, 2016 18:12

Неожиданно обнаружил, что не написал общей статьи про народную традиционную культуру - частные аспекты освещал много где, но в целом общей статьи почему-то нет. Ранее, ещё в ансамблевом блоге, писал про народную культуру - но эта была по сути проба пера и заходить нужно с других сторон; тем более, сейчас можно опереться на ранее написанное. Зачем нужна культура простого человека, сегодня и обсудим.

Идея написать такую статью возникла по просмотру очередного ролика на канале Гоблина - про средневековую музыку:

image Click to view



Довольно занимательно и познавательно, рекомендую к просмотру. Но у меня, как у фольклориста, сразу же возник вопрос - почему рассказ про вот такусенькую часть народной культуры есть, а про саму эту культуру в общем никто на большом экране не говорит?.. И ответы у меня на этот вопрос есть; в общем, тоже надо прокрасться к ДимЮричу и поговорить за всю народную культуру в целом, а не только за узкую область инструментальной музыки. Я скоро, возможно, поеду в Питер, так что чем чёрт не шутит. :)) А вообще-то, если есть кто поближе, то дарю идею. :)))

Почему это я так "внезапно" называл целый широчайший, казалось бы, пласт инструментальной музыки - от примитивных дудок до органов и симфонических оркестров - масенькой частью культуры?.. Элементарно, Ватсон. Традиционная народная культура строится на принципиально других основах (и это в вышеуказанном ролике показано); в отличие от любой другой частной культуры, здесь нет разделения на зрителей и исполнителей - тут все исполнители. Даже если один играет, а все остальные слушают, это не значит, что любой не может встать, дать игрецу в ухо ("Врёшь много!") и самому продолжить играть - народная культура это единое пространство. У этого подхода, разумеется, есть и плюсы и минусы.

Очевидно, что у профессиональных музыкантов играть получается бойчее и задорнее, и репертуар пошире - это их основное занятие, а у "народных" музыкантов музыка это хобби и приятное времяпровождение. Профессиональные певцы имеют широкий диапазон и громкий голос, а у народных исполнителей обычные простые скрипучие голоса - такими вряд ли кого-то поразишь.

Но, как нетрудно видеть, это всё от разности смыслов "профессиональной" и "народной" культур. В любой другой музыкально-танцевальной культуре, кроме народной (за редким исключением, типа КСП) суть культуры заключается в развлечении зрителя артистами; а в народной культуре нет деления на зрителей и артистов, и первично собственное развлечение и творчество. В этом кроется основная особенность традиционной народной культуры - это культура народа, а почитай что вся другая остальная - культура для народа. В общем случае здесь нет противоречия, но на практике получается всякое.

В недавней статье про народную культуру и блогеров говорил, что традиционная культура основана на передаче положительного опыта от прежних поколений будущим, и это не просто красивые слова, это основная логика этой культуры. Здесь человек поёт-танцует-делает что-либо для себя, родственников, друзей и прочих окружающих, и он не заинтересован, чтобы из этого извлекать профит, и чтобы окружающим стало хуже от его действий - он живёт в связном окружении, и в общем-то заинтересован, чтобы всем кругом стало лучше. Это не идеализация, а логика традиционной культуры. Разумеется, в народе бывало всякое, но с точки зрения общей культуры было чётко понятно, "что такое хорошо и что такое плохо".

Современная же культура базируется на всё том же "универсальном" базисе монетаризма, в котором единственной важной ценностью являются деньги, а остальное вторично. Несколько особняком стоит классическая музыка/балет, где сильны традиции, и слово "культура" ещё не окончательно утратило смысл, но практически вся остальная "культура", включая молодёжные "суб-культуры", по сути перестала быть культурой людей и выродилась в ремесло, то есть заработок денег на "представлении культурных услуг".

Например, для большинства населения термин "народная культура" ассоциируется с "русскими народными хорами":



Только водки не хватает для полного набора стереотипов о "крейзи рашенс".

Во вчерашней статье о стереотипах указывал, что любое извращение можно представить за норму, если над этим долго и нудно работать. В среде фольклористов ходит немало баек о кровавых большевиках, разрушивших русскую культуру и заменивших её пошлым суррогатом; хотя по сути большевики лишь продолжили "общечеловеческую" тенденцию атомизации общества и отделения населения от культуры. Ровно то же самое - только сильно раньше - случилось в Европе и Америке; везде после индустриального перехода население отделено от формирования собственной культуры - скорее всего, для удобства манипуляции, конечно.

Ведь суть отличия псевдо-"народной" культуры от традиционной - не в одинаковости костюмов, не в накрашенных рыльцах. Псевдо-народность по умолчанию подразумевает сцену, то есть разделяет народ на зрителей и артистов; получается своего рода культурный сепаратизм, на уровне всего общества. В русском народе не было никаких "культурных работников", любой человек и есть носитель культуры - но после появления масс-культуры несение культуры почему-то стало подразумевать каких-то специальных "работников", а простые граждане в буквальном смысле превратились в винтики, которые для этой самой "культуры" уже как бы и не важны. И это не кровавый Сталин сказал, посмотрите на нынешние европки да америки - кругом то же самое.

И это я по-привычке рассказываю про песенки и танцульки, хотя традиционная культура много шире и взаимосвязанней - это единое пространство, где песни и танцы - лишь наиболее эмоционально окрашенное представление повседневности. Культура человека - это не то, как он разевает рот, а как он живёт. Весь его быт, все его привычки составляют культуру человека, которая при взаимодействии с окружающими даёт в итоге культуру Общества.

Чем ещё в корне отличается традиционная культура от "общечеловеческой" - в возможности самовоспроизводства. Суть большинства культур заключена в развлечении зрителей артистами, и это подталкивает артистов к разного рода прибамбасам - "смотри, как я могу". Тогда как в народной культуре зашит императив "делай, как я" - потому что нет деления на зрителей и артистов, должны участвовать все. Поэтому народные песни не так сложны и наворочены, а песни не так благозвучны - чтобы их могли освоить все, а не только специально обученные "профи", которые больше ничем не заняты и, что также важно, больше ничего не умеют.

Специализация общества на бескультурную биомассу и культ-работников не могло не привести к образованию пропасти между нуждами общества и творческим миром "творцов" - "культурные" работники всю жизнь варятся в своих "культурных" кругах и попросту не видят, что происходит "внизу" - из-за деления общества на "зрителей" и "артистов". А в этой области такое разделение труда практически губительно для Общества в целом - когда культура всего общества сводится к вывихам разума узкой прослойки специалистов.

Попытки представить традиционную культуру как что-то устаревшее и не нужное современному человеку == культурный сепаратизм и отрыв человека от собственной культуры, повторяю. Современный человек, отрицая связь с "лапотными" предками, не замечает, что в культурном плане он является объектом, а не субьектом - от него ничего не зависит. Из действующего лица он превратился в грамотного потребителя, из носителя культуры стал зрителем перед теле-ящиком, или какими другими средствами развлечения. И этот разрыв одновременно бьёт в обе стороны - и по простым людям, которые превратились в потребляющих "культуру" хомяков, и по тем самым работникам "культуры", которые из просветителей и Учителей стали клоунами и фиглярами. Вместо того, чтобы расширять диапазон познаний окормляемой паствы, культ-работники занимаются банальной конкуренцией за умы, что можно назвать выражением того же Гоблина - "и нашим, и вашим за копейку спляшем".

Простого же человека за копейку сплясать вы не заставите - если ему не надо, он и не будет; это не его хлеб, это часть его жизни. Профи-артист сплошь и рядом вынужден наступать на горло собственной песне и кривляться исполнять не то, что он хочет, а чего хочет публика - так и происходит обмен свободы и независимости на известность и популярность. В итоге как-то так получается, что культура ушла из масс, а к профессиональным артистам она тоже как-то не прибилась - они деньги зарабатывают, а не несут разумное-доброе-вечное. Вот как хорошо получилось, просто супер - зато наши предки - "лапти" и ватники, а мы все из себя просвещённые людишки. Срамота.

Народная культура ещё жива, хотя в каменных джунглях её, конечно, в мелкоскоп не разглядеть. За ней мы ездим в далёкие места, чуть ли не на гос. границу - потому что города по сути давно несут анти-русский подход к жизни, и чем дальше, тем лучше. Не надо думать, что традиция - это что-то ушедшее и практически музей - в музее мы видим застывший срез традиции, а она сама вполне жива и должна переходить от одного человека другому, и она должна встраиваться в современность, чтобы мы могли называться русскими, а страна - Россией. Без неразрывности традиции очень легко манипулировать массами.

Мы сами должны понимать, кто мы такие, каковы наши ценности и нормы - не идиотские стереотипы про балалайки и медведей (хотя и то и другое у нас имеется), а собственный культурный базис-то надо иметь. Если наши дети будут расти на Микки-Маусе и Бэтмэне, вы уверены, что они будут понимать вас в возрасте постарше; и вообще, что они будут понимать под общением, Обществом, Родиной то же самое, что и вы? Или вам всё равно, что будет - лишь бы сейчас уколоться и забыться?..

Именно таким базисом и является традиционная народная культура. Она не заменяет другие, она в некотором роде элементарна, базова для остальных, более навороченных - но они должны учитывать ценности Общества, которое производит эту самую народную культуру. Современная же "культура" - что рэп, что псевдо-народники - игнорируют "народные" ценности, и тиражируют анти-социальное поведение, по сути занимаясь анти-культурой. И вот с этим уже давно пора бороться. А тогда уже и остальное приложится.

Поднимать экономику, когда "в телевизоре" с утра до ночи стоит вой про то, что счастье - это угорать с голыми деффками в куршавелях, даже не наивно, а попросту глупо - если культура пропагандирует праздность и откровенную уголовщину (см. радио "Шансон"), то и Общество не будет стремиться к производству и великим свершениям, а будет стремиться к праздности и к уголовщине. Если бы не было аналогичного воя из телевизора в Перестройку, мы бы до сих пор строили коммунизм и не жужжали; вон, посмотрите на б. Украину, как можно за пару лет переформатировать братский народ в какой-то рассадник нациков. Не надо недооценивать значения культурных норм.

image Click to view


В очередной раз пропиарю семейный дуэт Нестеровых - для них, как и для многих других фольклористов, традиция - это не только песенки, это система ценностей и образ жизни.

терминология, размышления, культура

Previous post Next post
Up