Про культуру тунеядства

Jun 14, 2013 18:08

Очередная статья на психологические темы по поводу деградации и утерянных полимеров.

В советское время нам всё время твердили про целительную силу труда - он создал человека из обезьяны, он же мир и май, и всё такое - в общем, советские пропагандисты в этом плане перестарались. Труд у советского человека стал восприниматься как что-то навязанное сверху, и он стал стараться от ентого дела как можно дальше отпрыгнуть.

Виноваты в подобном поведении, безусловно, не сами советские пропагандисты - они-то всё верно говорили и насчёт обезьяны, и насчёт мира и мая; основная проблема имхо в том, что когда западным пропагандистам дали волю в рекламе тунеядства, с "нашей" стороны не нашлось чем ответить.

Вполне логично, что ничего не делать - привлекательнее, чем трудиться в поте лица. Но это - лишь на первый взгляд, поверхность, враньё и провокация. Вон, полные тюрьмы народу сидят и ничего не делают - но что-то никто не хочет на них равняться. А если вспомнить беспризорников, бомжей и прочую безработицу, то становится понятно, что труд лучше безделья. Даже не особо приятный, но всё же - осмысленный. Когда человек понимает, что он делает и зачем, практически любой труд становится интереснее "ничегонеделанья". Но. Это в той старой, "совковой" культурно-психологической парадигме.

Современная "общечеловеческая" тенденция психологии общечеловеков вполне допускает - и даже скорее поощряет - точку зрения, что если человек "всего добился" (то есть поимел много бабла), то можно сесть и свесить ножки. Шоппинг - серфинг и все дела, и это нормально. Целый пласт профессиональных бездельников сформировался уже у нас, хотя по сравнению с Западом мы, конечно, деревня и вообще.

Одна из основных проблем современного общества перерождённого протестантизма состоит в том, что труд перестал быть обязательным. Для нью-протестантов, нео-либералов, общечеловеков - трудиться не обязательно, на уровне идеологии; если ты где-то взял крупную сумму денег, ты можешь жить как хочешь, и пока ты живёшь на свои (а не хапаешь чужое), необходимости в труде или творчестве нет никакой.

Хотя в той же Библии говорится, что "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь", а также Адаму было предписано "В поте лица твоего будешь есть хлеб". Не говорю, что человек обязательно должен страдать для получения пропитания (этого, кстати, нигде и не написано), но в общем-то в традиционных обществах всегда присутствовал культ повседневного труда. В советской идеологии он лишь достиг своего апофеоза, когда без упоминания слова "труд" вообще ничего нельзя было сказать.

Я уже ранее упоминал про некую басню тов. Крылова:

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
..

Современная мораль - это мораль той самой стрекозы. Пока тепло и на кармане водится бабло - можно прыгать и скакать, и брать кредиты, и жить в своё удовольствие. Работать при этом не обязательно. Пусть муравьи работают, а мы попоём-попляшем в муравах и в Турциях с Таиландом.

А тем не менее труд - он фактически необходимость. Современная пропаганда пытается представить труд либо как что-то тяжёлое и непосильное, либо наоборот как что-то легковесное на грани бесполезности, и нигде не пропагандирует необходимость трудиться. Ещё бы - это уже почти социализм получится, зря что ли кровь проливали страну разваливали?..

Понятное дело, что необходимость в работе так или иначе осталась - именно как необходимость. Как уже многократно писал ранее, многие сейчас воспринимают труд, работу исключительно как средство заработка, и живут ради отпуска, свободного времени и так далее - работа им по сути только мешает. Это множит и без того обширное недовольство современного человека собственной жизнью. Это объясняет, почему в современном "развитом" западном обществе недовольных жизнью много больше, чем в слаборазвитых южноамериканских и даже африканских странах. Просто дотуда проказа либерализма ещё не дошла повсеместно.

Проблема современного нео-либерального общества даже не в том, что оно рассматривает работу как обузу. Оно никоим образом не показывает необходимость этой самой работы - с достижением каких-либо результатов - для любого человека. И эти результаты должны выражаться не в деньгах - не только в деньгах - а в каких-то реальных вехах (майлстоунах на фашисский манер) для этого самого человека.

Например, даже пойти в качалку и прибавить сантиметр к бицепсу - это тоже в определённом смысле работа. Не денежная, да - наоборот, одни сплошные траты - а работа над собой. Это самый простой случай по большому счёту, далеко не лучший пример, фактически один из самых эгоистичных - но тем не менее. И как вы думаете, есть ли где реклама здорового образа жизни и работы над собой? Кроме рекламы фитнесс-клубов - никакой рекламы нет. В отличие от массовой пропаганды спорта - настоящего, не продажного профессионального - в советское время.

Работа может быть совершенно разной. И стул починить, и дерево посадить, и детям праздник устроить - вариантов масса. Главное в отношении ко всему этому. В парадигме современного человека любая работа - это обуза, поэтому он превращает любое своё занятие в развлечение. А с развлечения что взять - не получилось и ладно, пойду чего-нибудь другое поломаю. Типично детско-подростковое поведение получается, про что ранее уже писал.

Необходимость что-то делать - именно делать, не балдеть или развлекаться - это как раз признак взрослого человека. Не говорю, что каждый должен с утра до ночи махать кайлом - но в голове такая мысль должна присутствовать, и как минимум время от времени - реализовываться. Потребность в творчестве - как творец, пусть даже рабочей специальности - это признак человека разумного, в отличие от обезьяны. И эту потребность мы как-то так незаметно теряем за последние 20 с небольшим лет.

Друзья могут посмеяться - такие вещи пишу я, который с утра до ночи безвылазно за компьютером, за вычетом поездок. Ну да, я сам не шибко мощный творец, но и то я стараюсь что-то делать в меру способностей; в мозгу всё равно сидит мысль о том, что безделье это неправильно. Тогда как для современного человека именно безделье - норма жизни и предел стремлений. И это не есть гут.

психология, размышления

Previous post Next post
Up